О чем думают ваши дети: школьники о выборе профессии и отношениях с родителями

Мы спросили школьников, кем они хотят работать, о чем они мечтают и что хотели бы сказать родителям. Изображение: pixabay.com.
Мы спро­си­ли школь­ни­ков, кем они хотят рабо­тать, о чем они меч­та­ют и что хоте­ли бы ска­зать роди­те­лям. Изоб­ра­же­ние: pixabay.com.

«Дело за циф­рой» – уве­ре­но гово­рит моло­дое поко­ле­ние. Ребя­та выби­ра­ют про­фес­сии, свя­зан­ные с IT, и про­сят роди­те­лей не вме­ши­вать­ся в про­цесс само­ре­а­ли­за­ции. Теп­ли­ца зада­ла пять вопро­сов школь­ни­кам 13–15 лет и попро­си­ла экс­пер­тов про­ком­мен­ти­ро­вать отве­ты.

Иссле­до­ва­ние нам помог про­ве­сти бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Айкью Опшн» («Воз­мож­ность Интел­лек­та») – него­су­дар­ствен­ная неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция, создан­ная в Санкт-Петер­бур­ге для раз­ви­тия IT-обра­зо­ва­ния школь­ни­ков РФ. Ее под­опеч­ные изу­ча­ют про­грам­ми­ро­ва­ние на Scratch в рам­ках про­ек­та «Мой пер­вый код», а так­же осва­и­ва­ют HTML и CSS на кур­се «Кос­ми­че­ская верст­ка».

«Мы рабо­та­ем не напря­мую с ребя­та­ми и роди­те­ля­ми, а через учи­те­лей – отби­ра­ем педа­го­гов с высо­кой моти­ва­ци­ей на кон­курс­ной осно­ве, предо­став­ля­ем им раз­ра­бо­тан­ные уро­ки и под­дер­жи­ва­ем их в ходе про­ек­та. Так, на наш взгляд, полу­ча­ет­ся эффек­тив­нее, ведь мно­гие ребя­та быст­ро заго­ра­ют­ся, но так же быст­ро пере­го­ра­ют и бро­са­ют обу­че­ние, а учи­тель помо­га­ет не терять инте­рес», – гово­рит Анна Жда­нов­ская, мене­джер обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов «Айкью Опшн». 

Итак, пять вопро­сов, на кото­рые мы полу­чи­ли чест­ные, пря­мые и не по-дет­ски серьез­ные отве­ты.

Что ты думаешь о своей будущей профессии?

  • «Про­грам­мист – самая пер­спек­тив­ная про­фес­сия».
  • «Совре­мен­ные тех­но­ло­гии нуж­да­ют­ся в про­грам­ми­ро­ва­нии».
  • «Дело за циф­рой».
  • «Про­грам­ми­ро­ва­ние – про­фес­сия буду­ще­го, так как ско­ро вся наша жизнь будет напол­не­на инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. Я хочу быть про­фес­си­о­на­лом в дан­ной дея­тель­но­сти и полу­чать хоро­шие день­ги».

Поми­мо это­го, в рей­тинг пер­спек­тив­ных про­фес­сий ребя­та вклю­чи­ли дизайн, в том чис­ле в гейм-инду­стрии, инже­нер­ное дело, менедж­мент, 3D-про­ек­ти­ро­ва­ние и педа­го­ги­ку.

Спи­сок самых вос­тре­бо­ван­ных про­фес­сий опре­де­ля­ет­ся уров­нем раз­ви­тия тех­но­ло­гий, кото­рые про­ник­ли прак­ти­че­ски во все обла­сти дея­тель­но­сти чело­ве­ка, счи­та­ет Евге­ний Било­вол, учи­тель инфор­ма­ти­ки и физи­ки, заме­сти­тель дирек­то­ра МОУ СОШ № 13 горо­да Волог­да. «Если рань­ше инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии были услу­гой, затем инстру­мен­том рабо­ты, то сей­час они ста­ли частью жиз­ни: помо­га­ют диа­гно­сти­ро­вать забо­ле­ва­ния, ана­ли­зи­ро­вать состо­я­ние систем «умно­го» дома, обу­чать­ся. Новая реаль­ность порож­да­ет новые про­фес­сии», – заклю­ча­ет экс­перт.

В 2018 году «Айкью Опшн» в рамках Европейской недели программирования провел два мастер-класса для детей. Фото: Александр Рунов
В 2018 году «Айкью Опшн» в рам­ках Евро­пей­ской неде­ли про­грам­ми­ро­ва­ния про­вел два мастер-клас­са для детей. Фото: Алек­сандр Рунов.

Осва­и­вать IT-сфе­ру важ­но после­до­ва­тель­но, счи­та­ет Ксе­ния Сева­стья­но­ва, мето­дист-коор­ди­на­тор фон­да «Айкью Опшн»: «На базо­вом уровне изу­ча­ет­ся блоч­ный язык Scratch, понят­ный детям даже на инту­и­тив­ном уровне. Далее – пере­ход к более слож­ным язы­кам про­грам­ми­ро­ва­ния, и здесь без англий­ско­го язы­ка уже никак. Инте­рес ребен­ка уви­деть про­сто. Если он готов сидеть над кодом, созда­вая свою игру, то поздрав­ляю – у вас про­грам­мист!».

Что сказать родителям, которые не разделяют твой взгляд на профессию?

  • «Ребе­нок дол­жен раз­ви­вать­ся в том деле, кото­рое ему инте­рес­но».
  • «Это лич­ный выбор каж­до­го, и никто не впра­ве мешать чело­ве­ку реа­ли­зо­вы­вать­ся».
  • «Моя жизнь – мой выбор». 
  • «Это мой выбор, осно­ван­ный на моих инте­ре­сах и увле­че­ни­ях, они не впра­ве решать за меня».
  • «Мож­но най­ти ком­про­мисс. Напри­мер, ребе­нок пой­дет учить­ся туда, куда хотел, а если у него не будет полу­чать­ся, пой­дет обу­чать­ся в ту сфе­ру, кото­рую жела­ли роди­те­ли».

В этом вопро­се спе­ци­а­ли­сты соглас­ны с ребя­та­ми. Ксе­ния Сева­стья­но­ва уве­ре­на: каж­дый име­ет пра­во делать свой выбор. Тем более если речь идет о таком ответ­ствен­ном шаге, как опре­де­ле­ние про­фес­си­о­наль­но­го пути. «Были в моей прак­ти­ке роди­те­ли, кото­рые при­во­ди­ли ребен­ка на заня­тия с фра­зой: «Так нуж­но, за этим буду­щее». А потом уче­ник стра­да­ет. Учит­ся и стра­да­ет. У него, к при­ме­ру, необык­но­вен­ные спо­соб­но­сти к рисо­ва­нию, и вот весь урок инфор­ма­ти­ки он в углу тет­ра­ди рису­ет свои шедев­ры. Я ста­ра­юсь таким детям даже на сво­ем уро­ке давать воз­мож­ность реа­ли­зо­вать­ся, напри­мер, в гра­фи­че­ском дизайне», – делит­ся опы­том экс­перт.

Еще по теме: ЕГЭ про­тив тех­но­ло­гий: как школь­ни­ки пишут чат-ботов и соби­ра­ют дро­ны

При­ня­тая мно­го лет назад прак­ти­ка идти по сто­пам роди­те­лей сего­дня поте­ря­ла акту­аль­ность. «Сей­час гораз­до чаще люди пере­ез­жа­ют в дру­гой город или стра­ну, начи­на­ют соб­ствен­ный, не видан­ный рань­ше биз­нес. Основ­ная зада­ча роди­те­лей – научить ребен­ка делать осо­знан­ный само­сто­я­тель­ный выбор и вопло­щать свои жела­ния в жизнь. Здесь долж­ны помочь эру­ди­ция, обра­зо­ва­ние и спо­соб­ность учить­ся быст­ро», – резю­ми­ру­ет Роман Белых, мето­дист-коор­ди­на­тор фон­да «Айкью Опшн».

Взрослые постоянно волнуются о будущем детей, как их успокоить?

  • «Буду­ще­го может не насту­пить. Надо делать то, что нра­вит­ся, а не то, что помо­жет в буду­щем (не забы­вая о послед­стви­ях, конеч­но же)».
  • «Не замо­ра­чи­вать­ся невоз­мож­но, но воз­мож­но не доста­вать этим ребен­ка».
  • «Я уве­рен в сво­ем выбо­ре. Не трать­те силы про­сто так».
  • «Если что-то пой­дет не так, как хоте­лось, в любой момент мож­но пере­учить­ся».
  • «Мир посто­ян­но меня­ет­ся, то, что каза­лось невоз­мож­ным и стран­ным 30 лет назад, ста­но­вит­ся осно­вой жиз­ни сей­час».
  • «Вол­но­вать­ся за ребен­ка – абсо­лют­но нор­маль­но. Под­держ­ка со сто­ро­ны близ­ких очень важ­на, чело­век чув­ству­ет одоб­ре­ние сво­их дей­ствий и уве­рен­нее дела­ет после­ду­ю­щие шаги. Но надо пони­мать, что в неко­то­рые момен­ты луч­ше не отвле­кать чело­ве­ка сво­им бес­по­кой­ством».

Най­ти ком­про­мисс в вопро­сах карьер­но­го раз­ви­тия помо­га­ют про­грам­мы профори­ен­та­ции. Их мож­но про­хо­дить с 6 лет. «Про­бле­мой боль­шин­ства совре­мен­ных выпуск­ни­ков явля­ет­ся эле­мен­тар­ное незна­ние всех сфер заня­то­сти. Ребя­та про­сто теря­ют­ся и выби­ра­ют совсем не то, что хоте­лось. Поэто­му с малы­ша­ми важ­но начать изу­чать этот мир, что­бы потом было вре­мя имен­но выби­рать, что нра­вит­ся», – сове­ту­ет Ксе­ния Сева­стья­но­ва.

Что нужно делать родителям, чтобы ты не свернул с выбранного пути?

  • «Не мешай­те. Я сам».
  • «Под­держ­ка дру­зей и близ­ких – это залог всех побед».
  • «Важ­но под­дер­жи­вать, но не пере­усерд­ство­вать».
  • «Нуж­но инте­ре­со­вать­ся, как обсто­ят у меня дела».
  • «Необ­хо­ди­мо напом­нить, что я сама сде­ла­ла этот выбор».

«Чут­кие роди­те­ли с ран­них лет видят пред­рас­по­ло­жен­но­сти сво­е­го ребен­ка к мате­ма­ти­ке или к тан­цам, – гово­рит Ксе­ния Сева­стья­но­ва, под­чер­ки­вая, что инте­рес и уро­вень зна­ний – поня­тия раз­ные. Навы­ки – дело нажив­ное, глав­ное – под­дер­жи­вать моти­ва­цию к рабо­те. – А вот обрат­ная ситу­а­ция хуже: у ребен­ка полу­ча­ет­ся что-то, роди­те­ли начи­на­ют счи­тать это при­зва­ни­ем, а на деле это совсем не при­вле­ка­ет. Важ­но искать баланс и регу­ляр­но обсуж­дать инте­ре­сы с ребен­ком».

Если работа поможет исполнить мечту, что бы ты сделал?

  • «Отпра­вил­ся бы в путе­ше­ствие».
  • «Поехал бы в город меч­ты».
  • «Сде­лал кру­той про­ект, при­но­ся­щий доб­ро и при­быль».
  • «Отпра­ви­лась бы в путе­ше­ствие или схо­ди­ла бы в свою шко­лу, к моим учи­те­лям, и рас­ска­за­ла, чего я доби­лась и кем рабо­таю».
  • «Поле­те­ла бы на пара­п­лане».
  • «Я бы созда­ла свою соб­ствен­ную игру с инте­рес­ным сюже­том и гра­фи­кой в фио­ле­то­во-розо­вых тонах».
  • «В первую оче­редь, нала­дил бы ста­биль­ный доход, начал путе­ше­ство­вать, смот­реть мир, потом нашел бы то место на Зем­ле, где мне спо­кой­но и уют­но, постро­ил бы там дом, завел семью и занял­ся бы само­раз­ви­ти­ем. Ах, ну да, вырас­тил бы сына и поса­дил бы дере­во».

Поко­ле­ние Z, родив­ше­е­ся в 1995–2012 гг., пони­ма­ет: осо­знан­ный выбор про­фес­сии откры­ва­ет широ­кие пер­спек­ти­вы. Зада­ча роди­те­лей – помочь ребен­ку сори­ен­ти­ро­вать­ся в выбо­ре карьер­но­го пути. При этом важ­но создать усло­вия, в кото­рых ребе­нок само­сто­я­тель­но смог бы изу­чать окру­жа­ю­щий мир и делать выво­ды. «Мир посто­ян­но меня­ет­ся, а в цен­трах заня­то­сти тесты лежат еще с 90-х годов», – гово­рит Ксе­ния Сева­стья­но­ва.

В каче­стве инстру­мен­тов профори­ен­та­ции Ксе­ния выде­ли­ла регу­ляр­ный опыт обще­ния с раз­лич­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми и посе­ще­ние заве­де­ний, где мож­но уви­деть этих спе­ци­а­ли­стов в деле. «Так­же могут быть полез­ны раз­лич­ные мастер-клас­сы или кур­сы. Поза­ни­мать­ся неде­лю одним делом и решить, нра­вит­ся оно или нет, будет гораз­до про­ще. Я вела курс по про­грам­ми­ро­ва­нию для уче­ни­ков тре­тье­го клас­са, и спу­стя 5–6 заня­тий уже было понят­но отно­ше­ние каж­до­го ребен­ка к этой сфе­ре. Был слу­чай, когда маль­чик при­шел с нуле­вым пред­став­ле­ни­ем о мире инфор­ма­ти­ки, а через год он решил, что имен­но это его буду­щее».

Еще по теме: Открыт при­ем заявок на уча­стие в ини­ци­а­ти­ве Meet and Code

Под­дер­жи­вая инте­рес моло­до­го поко­ле­ния к IT и вдох­нов­ляя его на пер­вые про­фес­си­о­наль­ные побе­ды, Теп­ли­ца ста­ла парт­не­ром ини­ци­а­ти­вы Meet and Code. Ее цель – помочь детям и под­рост­кам осво­ить циф­ро­вые навы­ки, необ­хо­ди­мые в совре­мен­ном мире.

В 2018 году в Кемерово в рамках инициативы Meet and Code прошел хакатон «Умный университет». Фото: Дмитрий Гацко
В 2018 году в Кеме­ро­во в рам­ках ини­ци­а­ти­вы Meet and Code про­шел хака­тон «Умный уни­вер­си­тет». Фото: Дмит­рий Гац­ко.

Рос­сий­ские неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции могут полу­чить финан­си­ро­ва­ние на про­ве­де­ние меро­при­я­тий по про­грам­ми­ро­ва­нию в рам­ках ини­ци­а­ти­вы Meet and Code. Огра­ни­че­ний по фор­ма­ту меро­при­я­тий нет. Это могут быть хака­тон, семи­нар, мастер-класс, кон­курс, лек­ции, про­смот­ры филь­мов, сорев­но­ва­ния, ночи кода, заня­тия по робо­то­тех­ни­ке. Подать заяв­ку мож­но до 8 сен­тяб­ря на сай­те Meet and Code.