О чем думают ваши дети: школьники о выборе профессии и отношениях с родителями

5 вопросов молодому поколению: что школьники думают о своем будущем

«Дело за цифрой» – уверено говорит молодое поколение. Ребята выбирают профессии, связанные с IT, и просят родителей не вмешиваться в процесс самореализации. Теплица задала пять вопросов школьникам 13-15 лет и попросила экспертов прокомментировать ответы.

Исследование нам помог провести благотворительный фонд «Айкью Опшн» («Возможность Интеллекта») – негосударственная некоммерческая организация, созданная в Санкт-Петербурге для развития IT-образования школьников РФ. Ее подопечные изучают программирование на Scratch в рамках проекта «Мой первый код», а также осваивают HTML и CSS на курсе «Космическая верстка».

«Мы работаем не напрямую с ребятами и родителями, а через учителей – отбираем педагогов с высокой мотивацией на конкурсной основе, предоставляем им разработанные уроки и поддерживаем их в ходе проекта. Так, на наш взгляд, получается эффективнее, ведь многие ребята быстро загораются, но так же быстро перегорают и бросают обучение, а учитель помогает не терять интерес», – говорит Анна Ждановская, менеджер образовательных проектов «Айкью Опшн». 

Итак, пять вопросов, на которые мы получили честные, прямые и не по-детски серьезные ответы.

Что ты думаешь о своей будущей профессии?

  • «Программист – самая перспективная профессия».
  • «Современные технологии нуждаются в программировании».
  • «Дело за цифрой».
  • «Программирование – профессия будущего, так как скоро вся наша жизнь будет наполнена информационными технологиями. Я хочу быть профессионалом в данной деятельности и получать хорошие деньги».

Помимо этого, в рейтинг перспективных профессий ребята включили дизайн, в том числе в гейм-индустрии, инженерное дело, менеджмент, 3D-проектирование и педагогику.

Список самых востребованных профессий определяется уровнем развития технологий, которые проникли практически во все области деятельности человека, считает Евгений Биловол, учитель информатики и физики, заместитель директора МОУ СОШ № 13 города Вологда. «Если раньше информационные технологии были услугой, затем инструментом работы, то сейчас они стали частью жизни: помогают диагностировать заболевания, анализировать состояние систем «умного» дома, обучаться. Новая реальность порождает новые профессии», – заключает эксперт.

В 2018 году «Айкью Опшн» в рамках Европейской недели программирования провел два мастер-класса для детей. Фото: Александр Рунов
В 2018 году «Айкью Опшн» в рамках Европейской недели программирования провел два мастер-класса для детей. Фото: Александр Рунов.

Осваивать IT-сферу важно последовательно, считает Ксения Севастьянова, методист-координатор фонда «Айкью Опшн»: «На базовом уровне изучается блочный язык Scratch, понятный детям даже на интуитивном уровне. Далее – переход к более сложным языкам программирования, и здесь без английского языка уже никак. Интерес ребенка увидеть просто. Если он готов сидеть над кодом, создавая свою игру, то поздравляю – у вас программист!».

Что сказать родителям, которые не разделяют твой взгляд на профессию?

  • «Ребенок должен развиваться в том деле, которое ему интересно».
  • «Это личный выбор каждого, и никто не вправе мешать человеку реализовываться».
  • «Моя жизнь – мой выбор». 
  • «Это мой выбор, основанный на моих интересах и увлечениях, они не вправе решать за меня».
  • «Можно найти компромисс. Например, ребенок пойдет учиться туда, куда хотел, а если у него не будет получаться, пойдет обучаться в ту сферу, которую желали родители».

В этом вопросе специалисты согласны с ребятами. Ксения Севастьянова уверена: каждый имеет право делать свой выбор. Тем более если речь идет о таком ответственном шаге, как определение профессионального пути. «Были в моей практике родители, которые приводили ребенка на занятия с фразой: «Так нужно, за этим будущее». А потом ученик страдает. Учится и страдает. У него, к примеру, необыкновенные способности к рисованию, и вот весь урок информатики он в углу тетради рисует свои шедевры. Я стараюсь таким детям даже на своем уроке давать возможность реализоваться, например, в графическом дизайне», – делится опытом эксперт.

Еще по теме: ЕГЭ против технологий: как школьники пишут чат-ботов и собирают дроны

Принятая много лет назад практика идти по стопам родителей сегодня потеряла актуальность. «Сейчас гораздо чаще люди переезжают в другой город или страну, начинают собственный, не виданный раньше бизнес. Основная задача родителей – научить ребенка делать осознанный самостоятельный выбор и воплощать свои желания в жизнь. Здесь должны помочь эрудиция, образование и способность учиться быстро», – резюмирует Роман Белых, методист-координатор фонда «Айкью Опшн».

Взрослые постоянно волнуются о будущем детей, как их успокоить?

  • «Будущего может не наступить. Надо делать то, что нравится, а не то, что поможет в будущем (не забывая о последствиях, конечно же)».
  • «Не заморачиваться невозможно, но возможно не доставать этим ребенка».
  • «Я уверен в своем выборе. Не тратьте силы просто так».
  • «Если что-то пойдет не так, как хотелось, в любой момент можно переучиться».
  • «Мир постоянно меняется, то, что казалось невозможным и странным 30 лет назад, становится основой жизни сейчас».
  • «Волноваться за ребенка – абсолютно нормально. Поддержка со стороны близких очень важна, человек чувствует одобрение своих действий и увереннее делает последующие шаги. Но надо понимать, что в некоторые моменты лучше не отвлекать человека своим беспокойством».

Найти компромисс в вопросах карьерного развития помогают программы профориентации. Их можно проходить с 6 лет. «Проблемой большинства современных выпускников является элементарное незнание всех сфер занятости. Ребята просто теряются и выбирают совсем не то, что хотелось. Поэтому с малышами важно начать изучать этот мир, чтобы потом было время именно выбирать, что нравится», – советует Ксения Севастьянова.

Что нужно делать родителям, чтобы ты не свернул с выбранного пути?

  • «Не мешайте. Я сам».
  • «Поддержка друзей и близких – это залог всех побед».
  • «Важно поддерживать, но не переусердствовать».
  • «Нужно интересоваться, как обстоят у меня дела».
  • «Необходимо напомнить, что я сама сделала этот выбор».

«Чуткие родители с ранних лет видят предрасположенности своего ребенка к математике или к танцам, – говорит Ксения Севастьянова, подчеркивая, что интерес и уровень знаний – понятия разные. Навыки – дело наживное, главное – поддерживать мотивацию к работе. – А вот обратная ситуация хуже: у ребенка получается что-то, родители начинают считать это призванием, а на деле это совсем не привлекает. Важно искать баланс и регулярно обсуждать интересы с ребенком».

Если работа поможет исполнить мечту, что бы ты сделал?

  • «Отправился бы в путешествие».
  • «Поехал бы в город мечты».
  • «Сделал крутой проект, приносящий добро и прибыль».
  • «Отправилась бы в путешествие или сходила бы в свою школу, к моим учителям, и рассказала, чего я добилась и кем работаю».
  • «Полетела бы на параплане».
  • «Я бы создала свою собственную игру с интересным сюжетом и графикой в фиолетово-розовых тонах».
  • «В первую очередь, наладил бы стабильный доход, начал путешествовать, смотреть мир, потом нашел бы то место на Земле, где мне спокойно и уютно, построил бы там дом, завел семью и занялся бы саморазвитием. Ах, ну да, вырастил бы сына и посадил бы дерево».

Поколение Z, родившееся в 1995-2012 гг., понимает: осознанный выбор профессии открывает широкие перспективы. Задача родителей – помочь ребенку сориентироваться в выборе карьерного пути. При этом важно создать условия, в которых ребенок самостоятельно смог бы изучать окружающий мир и делать выводы. «Мир постоянно меняется, а в центрах занятости тесты лежат еще с 90-х годов», – говорит Ксения Севастьянова.

В качестве инструментов профориентации Ксения выделила регулярный опыт общения с различными специалистами и посещение заведений, где можно увидеть этих специалистов в деле. «Также могут быть полезны различные мастер-классы или курсы. Позаниматься неделю одним делом и решить, нравится оно или нет, будет гораздо проще. Я вела курс по программированию для учеников третьего класса, и спустя 5-6 занятий уже было понятно отношение каждого ребенка к этой сфере. Был случай, когда мальчик пришел с нулевым представлением о мире информатики, а через год он решил, что именно это его будущее».

Еще по теме: Открыт прием заявок на участие в инициативе Meet and Code

Поддерживая интерес молодого поколения к IT и вдохновляя его на первые профессиональные победы, Теплица стала партнером инициативы Meet and Code. Ее цель – помочь детям и подросткам освоить цифровые навыки, необходимые в современном мире.

В 2018 году в Кемерово в рамках инициативы Meet and Code прошел хакатон «Умный университет». Фото: Дмитрий Гацко
В 2018 году в Кемерово в рамках инициативы Meet and Code прошел хакатон «Умный университет». Фото: Дмитрий Гацко.

Российские некоммерческие организации могут получить финансирование на проведение мероприятий по программированию в рамках инициативы Meet and Code. Ограничений по формату мероприятий нет. Это могут быть хакатон, семинар, мастер-класс, конкурс, лекции, просмотры фильмов, соревнования, ночи кода, занятия по робототехнике. Подать заявку можно до 8 сентября на сайте Meet and Code.