Стоит ли заниматься биохакингом? 10 онлайн-курсов для тех, кто решился

биохакингом называют систему контроля за здоровьем, которая основывается на определении жизненных показателей. Изображение: pixabay.com.
биох­а­кин­гом назы­ва­ют систе­му кон­тро­ля за здо­ро­вьем, кото­рая осно­вы­ва­ет­ся на опре­де­ле­нии жиз­нен­ных пока­за­те­лей. Изоб­ра­же­ние: pixabay.com.

Биох­а­кинг – насто­я­щая золо­тая жила для MedTech-стар­та­пе­ров. О веч­ной жиз­ни и без­гра­нич­ных воз­мож­но­стях само­раз­ви­тия меч­та­ют все. Пло­хая новость в том, что вол­шеб­ной пилюли или гад­же­та пока нет. А хоро­шая – в том, что у нас есть сила воли, бла­го­да­ря кото­рой мож­но «хак­нуть, или «опти­ми­зи­ро­вать», орга­низм. 

Мы уже писа­ли, что раз­роз­нен­ные попыт­ки что-то испра­вить, ниче­го полез­но­го при этом не делая, так же, как и поис­ки маги­че­ской таб­лет­ки, ни к чему не при­ве­дут. А меди­ки гово­рят, что само­сто­я­тель­ный биох­а­кинг может быть опа­сен.

«Биох­а­кинг по-рус­ски – это отказ от саха­ра и алко­го­ля, покуп­ка фит­нес-брас­ле­та или умных часов, при­ем вита­ми­нов и БАД, чекап в кли­ни­ке, або­не­мент в фит­нес-клуб и под­пис­ка на при­ло­же­ние для меди­та­ции. В Рос­сии инте­рес к биох­а­кин­гу при­вел к повы­шен­но­му спро­су на това­ры и услу­ги для здо­ро­во­го обра­за жиз­ни. Прав­да, для неко­то­рых биох­а­кинг стал пово­дом для увле­че­ния запре­щен­ны­ми веще­ства­ми, яко­бы повы­ша­ю­щи­ми про­дук­тив­ность моз­га», – пишет Ксе­ния Улья­но­ва, гене­раль­ный дирек­тор мар­ке­тин­го­во­го агент­ства для кли­ник и стар­та­пов Medk.su, автор telegram-кана­ла @medicalksu. 

Ста­ни­слав Ска­кун – один из самых извест­ных рос­сий­ских биох­а­ке­ров и сто­рон­ник дви­же­ния quantified self, цель кото­ро­го – изме­рять свою актив­ность и состо­я­ние здо­ро­вья. Он счи­та­ет, что суть биох­а­кер­ства в посто­ян­ной рабо­те – физи­че­ской, науч­ной, а так­же в рабо­те над собой: «Когда чита­ешь пуб­ли­ка­ции о биох­а­ке­рах, скла­ды­ва­ет­ся такое ощу­ще­ние, буд­то они целы­ми дня­ми взла­мы­ва­ют геном, вво­дят себе само­дель­ные вак­ци­ны, поги­ба­ют в каме­рах сен­сор­ной депри­ва­ции или ины­ми спо­со­ба­ми эпа­ти­ру­ют людей. На самом деле подоб­ные интер­вен­ции не отни­ма­ют мно­го вре­ме­ни. Боль­ше все­го сил ухо­дит на ана­лиз науч­ных пуб­ли­ка­ций по био­ло­гии и меди­цине».

Станислав Скакун измеряет около 800 показателей своего организма. По его мнению,  quantified self – это необходимая предпосылка для того, чтобы что-то изменять, то есть «взламывать». Нельзя управлять тем, что невозможно измерить. Изображение: sobaka.ru.
Ста­ни­слав Ска­кун изме­ря­ет око­ло 800 пока­за­те­лей сво­е­го орга­низ­ма. По его мне­нию, quantified self – это необ­хо­ди­мая пред­по­сыл­ка для того, что­бы что-то изме­нять, то есть «взла­мы­вать». Нель­зя управ­лять тем, что невоз­мож­но изме­рить. Изоб­ра­же­ние: sobaka.ru.

Мы собра­ли для вас 10 кур­сов, кото­рые помо­гут сде­лать рабо­ту над собой осмыс­лен­ной, а глав­ное – эффек­тив­ной. Это отлич­ный шанс если не стать биох­а­ке­ром, то полу­чить мас­су новых зна­ний в обла­стях, без кото­рых немыс­ли­мо раз­ви­тие, как физи­че­ское, так и умствен­ное.

Работа мозга и нервной системы

Биох­а­кинг для моз­га. Уни­вер­си­тет Эмо­ри, в любое вре­мя, 4 неде­ли.

Как есть, спать, зани­мать­ся спор­том и меди­ти­ро­вать, что­бы помочь моз­гу рабо­тать луч­ше, с пози­ций дока­за­тель­ной меди­ци­ны объ­яс­нят веду­щие пре­по­да­ва­те­ли. После кур­са у сту­ден­тов будет пони­ма­ние и пред­став­ле­ние о струк­ту­ре моз­га и его общих функ­ци­ях. Лек­ции на англий­ском – отлич­ный шанс про­ка­чать еще один навык.

Био­ме­ха­ни­ка. Санкт-Петер­бург­ский поли­тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет име­ни Пет­ра Вели­ко­го, 9 сен­тяб­ря – 28 декаб­ря, при­со­еди­нить­ся мож­но в любое вре­мя.

Курс вклю­ча­ет лек­ции с теста­ми, пре­зен­та­ции, видео­ро­ли­ки и глос­са­рий по каж­дой теме. Слу­ша­те­ли узна­ют стро­е­ние и функ­ции орга­нов и систем орга­низ­ма чело­ве­ка, а так­же опти­маль­ные прин­ци­пы, управ­ля­ю­щие жиз­не­де­я­тель­но­стью. Так­же обе­ща­ют научить исполь­зо­вать про­грамм­ное обес­пе­че­ние для постро­е­ния 3D- моде­лей орга­нов.

Психология, творчество, мышление

Пси­хо­ло­гия ода­рен­но­сти, кре­а­тив­но­сти и гени­аль­но­сти. Том­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, 30 сен­тяб­ря – 22 декаб­ря, при­со­еди­нить­ся мож­но в любое вре­мя.

Гени­я­ми быть не научат, но объ­яс­нят, что такое ода­рен­ность и посред­ствен­ность. Сту­ден­ты смо­гут не толь­ко рас­смот­реть струк­ту­ру устой­чи­во­сти твор­че­ской актив­но­сти в целом, но и иссле­до­вать про­бле­мы пере­жи­ва­ния кри­зи­сов, реа­ли­за­ции и сбе­ре­же­ния сво­е­го лич­ност­но­го потен­ци­а­ла. Поми­мо лек­ций, будут интер­ак­ти­вы и твор­че­ские зада­ния.

Пси­хо­ло­гия созна­ния. Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, в любое вре­мя, 9 недель.

Курс пред­став­ля­ет пси­хо­ло­ги­че­ский взгляд на про­бле­му созна­ния. Лек­то­ры рас­ска­жут, как стро­ят­ся тео­ре­ти­че­ские гипо­те­зы и как их нуж­но про­ве­рять в экс­пе­ри­мен­тах. Кро­ме того, будет шанс пораз­мыш­лять о «веч­ных про­бле­мах», кото­рые века­ми обсуж­да­ют фило­со­фы, пси­хо­ло­ги, физио­ло­ги, линг­ви­сты. Как итог – багаж зна­ний об экс­пе­ри­мен­таль­ных фено­ме­нах, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем созна­ния.

Док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук Вик­тор Аллах­вер­дов о кур­се «Пси­хо­ло­гия созна­ния». Видео кана­ла «Откры­тое обра­зо­ва­ние».

Ней­ро­фи­зио­ло­гия пове­де­ния. Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва, 25 сен­тяб­ря – 31 декаб­ря, при­со­еди­нить­ся мож­но в любое вре­мя.

Заня­тия вклю­ча­ют видео­лек­ции и тесто­вые зада­ния с авто­ма­ти­че­ской про­вер­кой. Пре­по­да­ва­те­ли объ­яс­нят, как про­ис­хо­дят про­цес­сы обу­че­ния и фор­ми­ро­ва­ния памя­ти, рас­ска­жут о био­ло­ги­че­ских потреб­но­стях, сен­сор­ных и дви­га­тель­ных систе­мах. Отдель­ный блок посвя­щен послед­стви­ям нару­ше­ния актив­но­сти цен­тров био­ло­ги­че­ских потреб­но­стей (от депрес­сив­ных рас­стройств до мани­а­каль­ных про­яв­ле­ний).

Питание, физическая активность

Моле­ку­ляр­ная дие­то­ло­гия: гены, еда и здо­ро­вье. Наци­о­наль­ный иссле­до­ва­тель­ский Том­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, в любое вре­мя, 4 неде­ли.

На при­ме­ре кон­крет­ных кли­ни­че­ских ситу­а­ций раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся инди­ви­ду­аль­ные схе­мы пита­ния, учи­ты­ва­ю­щие гене­ти­че­ские фак­то­ры, образ жиз­ни, теку­щее состо­я­ние орга­низ­ма и при­выч­ки. Какая бы ни была цель – сни­же­ние веса, набор мышеч­ной мас­сы или про­сто здо­ро­вый образ жиз­ни, – здесь рас­ска­жут, как ее достиг­нуть без вре­да для орга­низ­ма. Фор­ми­ро­ва­нию моти­ва­ции к само­обу­че­нию отве­де­на отдель­ная лек­ция. Пре­по­да­ют сотруд­ни­ки Сече­нов­ско­го уни­вер­си­те­та.

Вве­де­ние в нут­ри­цио­ло­гию. Стэн­форд­ский уни­вер­си­тет, в любое вре­мя, 5 недель.

Пять моду­лей дадут базо­вые зна­ния о физио­ло­гии чело­ве­ка, рабо­те желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та и о том, как еда вли­я­ет на орга­низм. Обе­ща­ют дать мак­си­мум полез­ной инфор­ма­ции и прак­ти­че­ских навы­ков для опти­ми­за­ции пита­ния. При­ят­ный бонус – заня­тия, посвя­щен­ные вкус­ной и здо­ро­вой домаш­ней кули­на­рии, с рецеп­та­ми, сове­та­ми дие­то­ло­гов и шеф-пова­ров. На англий­ском язы­ке с рус­ски­ми суб­тит­ра­ми.

Управ­ле­ние весом: что сто­ит за балан­сом кало­рий. Уни­вер­си­тет Эмо­ри, в любое вре­мя, 5 недель.

В спис­ке тем: как фор­ми­ру­ют­ся пище­вые при­выч­ки и зачем их менять, как пре­одо­ле­вать послед­ствия стрес­са и мало­по­движ­но­го обра­за жиз­ни. Отдель­ное вни­ма­ние уде­ле­но про­бле­мам ожи­ре­ния и фор­ми­ро­ва­нию здо­ро­во­го раци­о­на пита­ния. Кро­ме того, рас­ска­жут про гор­мо­ны и хими­че­ские веще­ства, кото­рые кон­тро­ли­ру­ют аппе­тит и обмен веществ. На англий­ском язы­ке с англий­ски­ми суб­тит­ра­ми.

Технологии

Ней­ро­нет. Отрас­ле­вой союз «Ней­ро­Нет», в любое вре­мя, 3 неде­ли.

Сей­час ней­ро­тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют наблю­дать за моз­гом и нерв­ной систе­мой. В буду­щем ней­ро­нет ста­нет новым интер­не­том, где участ­ни­ки (чело­век – чело­век, чело­век – маши­на) будут вза­и­мо­дей­ство­вать с помо­щью интер­фей­сов, а сами ком­пью­те­ры ста­нут ней­ро­морф­ны­ми (похо­жи­ми на мозг). О том, как про­хо­дят транс­фор­ма­ции и поче­му они неиз­беж­ны, рас­ска­зы­ва­ют лек­то­ры Кур­ча­тов­ско­го инсти­ту­та, Физи­че­ско­го инсти­ту­та РАН, Лабо­ра­то­рии ней­рон­ных систем и глу­бин­но­го обу­че­ния МФТИ, Ассо­ци­а­ции интер­не­та вещей, а так­же сотруд­ни­ки веду­щих ком­па­ний отрас­ли: «Ней­ро­бо­тикс», «Fibrum», BiTronics Lab и «Ней­ро­тренд».

Лек­ция 1.1: Ней­ро­нет как тех­но­ло­ги­че­ский рынок буду­ще­го, Андрей Ива­щен­ко. Видео кана­ла Лек­то­ри­ум.

Как рабо­тать умнее, а не тяже­лее: Пла­ни­ро­ва­ние рабо­че­го вре­ме­ни для повы­ше­ния лич­ной и про­фес­си­о­наль­ной про­из­во­ди­тель­но­сти. Кали­фор­ний­ский уни­вер­си­тет в Ирвайне, в любое вре­мя, 4 неде­ли.

Обе­ща­ют научить пла­ни­ро­ва­нию рабо­че­го вре­ме­ни для повы­ше­ния лич­ной и про­фес­си­о­наль­ной про­из­во­ди­тель­но­сти. Вы узна­е­те, поче­му вре­мя – самый огра­ни­чен­ный ресурс и как пра­виль­но им рас­по­ря­жать­ся. Слу­ша­те­ли научат­ся целе­по­ла­га­нию, при­о­ри­ти­за­ции и деле­ги­ро­ва­нию. 

Бонус: под­каст Rusbase. Илья Муто­вин – о «кли­ни­че­ской смер­ти» Zoon и биох­а­кин­ге.