Учись каждый день: технологии непрерывного образования

Почему мы стали учиться на протяжении всей жизни, и как нам в этом помогают технологии. Фото Shutterstock.
Поче­му мы ста­ли учить­ся на про­тя­же­нии всей жиз­ни, и как нам в этом помо­га­ют тех­но­ло­гии. Фото Shutterstock.

Когда я запи­сы­ва­лась на кур­сы по Python, меня пре­сле­до­ва­ли самые раз­ные пред­рас­суд­ки. Что я буду зада­вать самые глу­пые вопро­сы, ока­жусь един­ствен­ным гума­ни­та­ри­ем, на кото­ро­го все будут косо смот­реть. Есте­ствен­но, в ито­ге нико­му до меня не было дела. В груп­пе учи­лись самые раз­ные люди, и зада­ния вызы­ва­ли труд­но­сти почти у всех. При этом я не пре­сле­до­ва­ла цель после кур­сов най­ти рабо­ту в Google. Мне про­сто хоте­лось осу­ще­ствить свою неболь­шую меч­ту и осво­ить еще что-то, кро­ме школь­но­го BASIC.

И заод­но, воз­мож­но, сде­лать вклад в свою буду­щую рабо­ту. Ведь зна­ния Python нуж­ны при ана­ли­зе дан­ных, а мне инте­рес­на data-жур­на­ли­сти­ка. В Bloomberg News почти треть кон­тен­та созда­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем искус­ствен­но­го интел­лек­та. И, гово­рят, у машин полу­ча­ет­ся луч­ше, чем у людей. Они не дела­ют оши­бок и авто­ма­ти­че­ски про­во­дят SEO-опти­ми­за­цию тек­ста. Зато в дру­гих круп­ных изда­ни­ях все чаще появ­ля­ют­ся отде­лы с data-жур­на­ли­ста­ми. Все это гово­рит о том, что про­фес­сия пере­жи­ва­ет транс­фор­ма­цию. И это про­ис­хо­дит, конеч­но, не толь­ко в СМИ.

Авто­ма­ти­за­ция, циф­ро­ви­за­ция, робо­ты, бес­пи­лот­ни­ки. Каж­дый день мы слы­шим, что тех­но­ло­гии вытес­ня­ют людей в раз­ных обла­стях. Но появ­ля­ют­ся новые ниши. Что­бы не выпасть из обой­мы, надо посто­ян­но учить­ся. Даже в неком­мер­че­ском сек­то­ре пожерт­во­ва­ния ухо­дят в онлайн. Не осво­ил новые инстру­мен­ты – поте­рял часть доно­ров. Закон­чить вуз, а затем прой­ти пару раз кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции боль­ше недо­ста­точ­но. Мы пере­шли в режим непре­рыв­но­го полу­че­ния зна­ний. И это явле­ние уже полу­чи­ло назва­ние Lifelong Learning – обу­че­ние на про­тя­же­нии всей жиз­ни.

Кто-то, наобо­рот, решил не участ­во­вать в циф­ро­вой гон­ке. И занять­ся чем-то краф­то­вым – открыть пекар­ню или гон­чар­ную мастер­скую. Но что­бы осво­ить новую про­фес­сию, сно­ва нуж­ны зна­ния. Поэто­му спрос на них сего­дня велик как нико­гда. А самой надеж­ной инве­сти­ци­ей ста­ла инве­сти­ция в себя. Даже если вы про­сто увле­ка­е­тесь аст­ро­фи­зи­кой, хотя рабо­та­е­те мене­дже­ром в бан­ке, вы хоти­те полу­чить боль­ше зна­ний по той теме, кото­рая вас инте­ре­су­ет. Появ­ля­ет­ся запрос на лек­ции, веби­на­ры и дру­гие обу­ча­ю­щие мате­ри­а­лы.

И рынок сра­зу же отре­а­ги­ро­вал. Ста­ли появ­лять­ся самые раз­ные EdTech про­ек­ты – от уже при­выч­ных нам онлайн-кур­сов до робо­тов с искус­ствен­ным интел­лек­том. По про­гно­зам кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии IBIS Capital, к 2020 году объ­ем миро­во­го рын­ка обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий соста­вит $252 млрд. Каза­лось бы, нашлось реше­ние всех набо­лев­ших вопро­сов. Хочешь посто­ян­но учить­ся ново­му? Вот доступ к лек­ци­ям веду­щих миро­вых уни­вер­си­те­тов. Живешь в неболь­шом горо­де, где нет кур­сов, напри­мер, по про­грам­ми­ро­ва­нию? Теперь доста­точ­но про­сто зай­ти в Интер­нет. Хочешь нагляд­но пока­зать ребен­ку устрой­ство древ­не­го горо­да? Купи самые про­стые VR-очки Google Cardboard и уста­но­ви на смарт­фон Google Expedition. 

При этом сотруд­ни­ки IT-гиган­тов из Сили­ко­но­вой доли­ны отда­ют сво­их детей в валь­дорф­скую шко­лу, в кото­рой запре­ще­ны гад­же­ты. Поче­му? У меня есть свой ответ на этот вопрос. Тех­но­ло­гии дают детям гото­вые реше­ния. Напри­мер, какой-нибудь элек­трон­ный кон­струк­тор. Что­бы собрать устрой­ство, надо про­сто взять дета­ли, инструк­цию и пра­виль­но их собрать. Тогда как в жиз­ни очень мало задач, кото­рые мож­но решить таким линей­ным обра­зом. Даже если перед вами про­сто две дере­вяш­ки и ника­ких схем, вам при­дет­ся вклю­чить про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние, логи­ку и при­ду­мать несколь­ко спо­со­бов, как их собрать.

Так где про­ле­га­ет та гра­ни­ца, после кото­рой нель­зя заме­нить тра­ди­ци­он­ное обра­зо­ва­ние тех­но­ло­ги­я­ми? Нуж­но ли будет посту­пать в уни­вер­си­те­ты, или все обу­че­ние уйдет в онлайн? Смо­гут ли EdTech про­ек­ты решить про­бле­му рав­но­го досту­па к зна­ни­ям для всех людей в мире? Какие раз­ра­бот­ки уже навсе­гда изме­ни­ли обра­зо­ва­ние, и что ждет нас в буду­щем?

В авгу­сте Теп­ли­ца будет искать отве­ты на эти и дру­гие вопро­сы вме­сте с экс­пер­та­ми. Все мате­ри­а­лы по теме будут собра­ны по ссыл­ке.