Диплом для НКО: будут ли университеты выпускать филантропов

Пока в России есть только программа дополнительного образование для НКО. Фото предоставлено пресс-службой МШПФ.
Пока в Рос­сии есть толь­ко про­грам­ма допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ние для НКО. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой МШПФ.

Пока в Рос­сии нель­зя посту­пить в уни­вер­си­тет и через несколь­ко лет полу­чить диплом мене­дже­ра НКО. Но уже ста­ли появ­лять­ся про­филь­ные про­грам­мы пере­под­го­тов­ки. Будут ли в вузах обу­чать про­фес­си­о­наль­ных филан­тро­пов в буду­щем и зачем сотруд­ни­кам фон­дов нуж­но допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние, Софья Чер­но­гор­це­ва, руко­во­ди­тель Мос­ков­ской шко­лы про­фес­си­о­наль­ной филан­тро­пии, рас­ска­за­ла жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой. 

Ответ на запрос индустрии

Софья Чер­но­гор­це­ва счи­та­ет, что рань­ше в фон­дах в основ­ном рабо­та­ли люди, кото­рые сами столк­ну­лись с каки­ми-то соци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми и реши­ли менять ситу­а­цию. НКО были неболь­ши­ми, все зада­чи выпол­ня­ли два-три сотруд­ни­ка. Несмот­ря на то, что это были хоро­шие начи­на­ния, они не име­ли ниче­го обще­го с про­фес­си­о­наль­ной филан­тро­пи­ей. Но посте­пен­но инду­стрия нача­ла менять­ся.

У НКО появил­ся запрос на про­фес­си­о­наль­ных сотруд­ни­ков и про­филь­ное обра­зо­ва­ние. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой МШПФ.

Фон­ды ста­ли зани­мать­ся систем­ны­ми зада­ча­ми, а не толь­ко закры­вать разо­вые адрес­ные сбо­ры. Они нача­ли сотруд­ни­чать с госу­дар­ством и биз­не­сом. Шта­ты НКО рос­ли, и не все­гда нуж­ны были люди, кото­рые про­сто хотят рабо­тать в бла­го­тво­ри­тель­но­сти по зову серд­ца. В ито­ге воз­ник про­вал. Появил­ся запрос на спе­ци­а­ли­стов, кото­рые смо­гут дей­ство­вать стра­те­ги­че­ски и гра­мот­но выстра­и­вать все про­цес­сы. Если чело­век при­хо­дил в неком­мер­че­скую сфе­ру из биз­не­са, ему часто было доволь­но слож­но пере­ло­жить свои навы­ки на осо­бен­но­сти сек­то­ра. А энту­зи­а­стам про­сто не хва­та­ло зна­ний для про­фес­си­о­наль­ной рабо­ты. 

«Этот про­вал мы и пыта­ем­ся запол­нить. Сей­час наша мини MBA про­грам­ма рабо­та­ет на базе Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. Это допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние. Мы даем зна­ния в рам­ках моду­лей, что­бы наши выпуск­ни­ки учи­лись мыс­лить гло­баль­но и дей­ство­вать стра­те­ги­че­ски. Даль­ше мы пла­ни­ру­ем запу­стить про­грам­му для маги­стра­ту­ры». Софья Чер­но­гор­це­ва

Разные форматы для студентов 

Все люди вос­при­ни­ма­ют инфор­ма­цию по-раз­но­му. Кому-то доста­точ­но послу­шать тео­рию, что­бы понять, как рабо­та­ет тот или иной инстру­мент. Дру­гим уче­ни­кам нужен подроб­ный раз­бор кей­са от спе­ци­а­ли­ста-прак­ти­ка. Что­бы каж­дый слу­ша­тель полу­чил как мож­но боль­ше зна­ний, орга­ни­за­то­ры Шко­лы при­ду­ма­ли раз­ные фор­ма­ты обу­че­ния.

  • Тео­ре­ти­че­ские заня­тия ведут в основ­ном пре­по­да­ва­те­ли. Они дают сту­ден­там осно­вы управ­ле­ния орга­ни­за­ци­ей – объ­яс­ня­ют, как руко­во­дить коман­дой, раз­ви­вать бренд, писать стра­те­гии. 
  • Высту­па­ют с лек­ци­я­ми и при­гла­шен­ные спи­ке­ры. Напри­мер, сотруд­ни­ки НКО подроб­но раз­би­ра­ют про­ек­ты сво­их орга­ни­за­ций, рас­ска­зы­ва­ют об успе­хах и труд­но­стях. Поде­лить­ся опы­том рабо­ты над соци­аль­ны­ми про­ек­та­ми при­хо­дят так­же извест­ные люди, такие как Миха­ил Зыгарь или Ингеб­ор­га Дап­ку­най­те.

Ната­лья Син­де­е­ва про­ве­ла лек­цию для сту­ден­тов пер­во­го пото­ка Шко­лы. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой МШПФ.

  • Есть в Шко­ле фор­мат деба­тов – несколь­ко сотруд­ни­ков НКО спо­рят на какую-то острую тему. Напри­мер, обсуж­да­ют, дол­жен ли фанд­рай­зер про­ве­рять источ­ник денег, или нуж­на ли фон­ду чет­кая струк­ту­ра рас­пре­де­ле­ния обя­зан­но­стей.
  • В фор­ма­те пит­чин­га сами сту­ден­ты защи­ща­ют свои про­ек­ты перед пре­по­да­ва­те­ля­ми и сокурс­ни­ка­ми.
  • Про­хо­дят в Шко­ле и мастер-клас­сы. Коучи учат слу­ша­те­лей опре­де­лять пси­хо­ти­пы сотруд­ни­ков и рабо­тать в коман­де, вза­и­мо­дей­ство­вать меж­ду собой, или делят­ся при­е­ма­ми успеш­ных про­даж. До того как высту­пить перед слу­ша­те­ля­ми, тре­не­ры про­хо­дят пред­ва­ри­тель­ный бри­финг. Орга­ни­за­то­ры объ­яс­ня­ют им, как рабо­та­ют НКО и какие инстру­мен­ты исполь­зу­ют. В ито­ге вся инфор­ма­ция адап­ти­ру­ет­ся под запро­сы орга­ни­за­ций.
  • Меж­ду обу­ча­ю­щи­ми моду­ля­ми сту­ден­там предо­став­ля­ет­ся вре­мя для инди­ви­ду­аль­но­го обще­ния с пре­по­да­ва­те­ля­ми. Они помо­га­ют слу­ша­те­лям пере­ло­жить все полу­чен­ные зна­ния на его про­ект. 
  • Еще одной важ­ной состав­ля­ю­щей обу­че­ния Софья Чер­но­гор­це­ва счи­та­ет нетвор­кинг внут­ри груп­пы. В Шко­ле учат­ся соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, кото­рые луч­ше раз­би­ра­ют­ся в биз­нес-про­цес­сах. И пред­ста­ви­те­ли НКО, гото­вые поде­лить­ся опы­том в реше­нии соци­аль­ных про­блем. Они обща­ют­ся меж­ду собой и делят­ся опы­том, а при жела­нии даже могут сами про­чи­тать какую-то лек­цию.

Будущее за онлайном

Пока что в Шко­лу берут толь­ко тех сту­ден­тов, кото­рые уже несколь­ко лет рабо­та­ют в неком­мер­че­ской сфе­ре или име­ют опыт управ­ле­ния в биз­не­се. Нович­кам фор­мат модуль­но­го обу­че­ния не подой­дет – в МШПФ про­фес­си­о­на­лы при­хо­дят что-то допол­нить в сво­их зна­ни­ях. В буду­щем осно­ва­те­ли Шко­лы пла­ни­ру­ют раз­ра­бо­тать про­грам­му для маги­стра­ту­ры. Но пока тем, кто после шко­лы хочет сра­зу свя­зать свою жизнь с НКО, Софья Чер­но­гор­це­ва сове­ту­ет учить­ся на мене­дже­ров и про­хо­дить ста­жи­ров­ки в фон­дах. 

«Я уве­ре­на что про­фес­сия появит­ся, пото­му что раз­ви­ва­ет­ся инду­стрия. Рань­ше и мене­дже­ра IT-про­дук­та не было, а несколь­ко лет назад спе­ци­а­ли­сты уже раз­ра­бо­та­ли стан­дар­ты для этой про­фес­сии. Так обыч­но и про­ис­хо­дит – сна­ча­ла появ­ля­ют­ся про­грам­мы допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния, потом маги­стра­ту­ра, и толь­ко потом новой про­фес­сии начи­на­ют учить на бака­лаври­а­те». Софья Чер­но­гор­це­ва

Руко­во­ди­тель МШПФ так­же счи­та­ет, что изме­нит­ся и фор­мат самой Шко­лы. Сотруд­ни­кам НКО необ­хо­ди­мо мак­си­маль­но пер­со­на­ли­зи­ро­вать обра­зо­ва­ние, так как они стал­ки­ва­ют­ся с очень раз­ны­ми про­бле­ма­ми. Каж­дый слу­ша­тель дол­жен полу­чать ответ на свои боле­вые запро­сы, а мен­то­рам необ­хо­ди­мо выстра­и­вать инди­ви­ду­аль­ные обра­зо­ва­тель­ные тре­ки. Поэто­му Софья Чер­но­гор­це­ва счи­та­ет, что в буду­щем сту­ден­ты долж­ны полу­чать базо­вые зна­ния в онлайн-фор­ма­те, а лич­ные запро­сы про­ра­ба­ты­вать в пря­мом обще­нии с настав­ни­ком. 

Обще­ние уче­ни­ков меж­ду собой – важ­ная состав­ля­ю­щая обу­че­ния. Фото предо­став­ле­но пресс-служ­бой МШПФ.

Мнение выпускников 

Алек­сей Штерн, испол­ни­тель­ный дирек­тор Фон­да раз­ви­тия Физ­тех-школ и «Физ­тех-Союз», г. Москва:

«Я соску­чил­ся по уче­бе. Со вре­мен Физ­те­ха при­вык актив­но учить­ся. Кро­ме того, у меня за несколь­ко лет рабо­ты руко­во­ди­те­лем НКО нако­пил­ся серьез­ный опыт, кото­рый я хотел систе­ма­ти­зи­ро­вать и осмыс­лить с помо­щью уче­бы. Еще одна цель – перей­ти от руч­но­го управ­ле­ния к систем­но­му, выныр­нуть из рути­ны и посмот­реть на себя и свои про­ек­ты све­жим взгля­дом. И еще уче­ба заста­ви­ла меня силь­но заду­мать­ся о стра­те­гии орга­ни­за­ции и меня лич­но. Как и в любой про­фес­сии, здесь тоже необ­хо­ди­мо обу­че­ние и есть своя спе­ци­фи­ка. Во мно­гом под­хо­ды схо­жи с биз­не­сом, но есть и ряд осо­бен­но­стей. Я не толь­ко счи­таю, что обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы нуж­ны для про­фес­си­о­на­ли­за­ции инду­стрии бла­го­тво­ри­тель­но­сти, но и сам хочу со сле­ду­ю­ще­го года запу­стить такое направ­ле­ние для актив­ных сту­ден­тов МФТИ».

Ана­ста­сия Зем­ля­но­ва, кура­тор про­ек­тов «Настав­ни­че­ство» и «Лига волон­те­ров» в ДБФ «Сол­неч­ный город», г. Ново­си­бирск:

«Зна­ний по нашей сфе­ре нигде нет. Никто не учит, как писать стра­те­гию про­ек­та, как делать финан­со­вый отчет, как общать­ся с доно­ра­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми госу­дар­ства. Либо ты это узна­ешь у более опыт­ных кол­лег, либо наби­ва­ешь шиш­ки. Что эффек­тив­но, но зани­ма­ет мно­го вре­ме­ни. Счи­таю, что сотруд­ни­ки НКО долж­ны быть гра­мот­ны­ми. Это и про репу­та­цию, и про ответ­ствен­ность перед тем, кому помо­га­ешь, и про вер­ное рас­пре­де­ле­ние ресур­сов. Если не учить­ся в Шко­ле, то долж­но быть пере­ло­па­че­но огром­ное коли­че­ство мате­ри­а­ла: пра­во­вая гра­мот­ность, бух­гал­тер­ский учет, про­ект­ная дея­тель­ность, управ­ле­ние и про­чие очень раз­ные сфе­ры. У нас не сто­ит вопро­са, сто­ит ли учить­ся на бан­ков­ско­го работ­ни­ка или на вра­ча. Хочет­ся, что­бы боль­ше вни­ма­ния уде­ля­лось и вопро­су обра­зо­ва­ния сотруд­ни­ков из сфе­ры бла­го­тво­ри­тель­но­сти».

Дарья Дель, пред­се­да­тель прав­ле­ния БФ «Семья При­бай­ка­лья» г. Иркутск:

«Обу­че­ние в МШПФ помог­ло мне более про­фес­си­о­наль­но опре­де­лить и выстро­ить стра­те­гию и так­ти­ку раз­ви­тия фон­да, целе­на­прав­лен­но орга­ни­зо­вать бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность в реги­оне в сфе­ре дет­ско­го пал­ли­а­ти­ва. Несо­мнен­но, такое спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное про­филь­ное обра­зо­ва­ние жела­тель­но полу­чить как мож­но боль­ше­му чис­лу пред­ста­ви­те­лей НКО, осо­бен­но бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов, соци­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям и всем, кто дума­ет серьез­но, на про­фес­си­о­наль­ном уровне, рабо­тать в неком­мер­че­ском сек­то­ре. Шко­ла явля­ет­ся хоро­шим при­ме­ром для веду­щих реги­о­наль­ных вузов, кото­рые так­же мог­ли бы вне­сти свой вклад в реа­ли­за­цию подоб­ных про­грамм».

Фонд «Дру­зья» сов­мест­но с НИУ ВШЭ во вто­рой раз откры­ли набор слу­ша­те­лей на обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му для руко­во­ди­те­лей НКО Мос­ков­ской шко­лы про­фес­си­о­наль­ной филан­тро­пии. Подать заяв­ку на обу­че­ние мож­но до 15 сен­тяб­ря по ссыл­ке.