Борьба за клик: какие онлайн-инструменты помогут привлечь пользователей

Стоимость клика дорожает, чтобы привлечь пользователя нужно использовать новые форматы. Фото Shutterstock.
Сто­и­мость кли­ка доро­жа­ет, что­бы при­влечь поль­зо­ва­те­ля нуж­но исполь­зо­вать новые фор­ма­ты. Фото Shutterstock.

Сто­и­мость каж­до­го кли­ка доро­жа­ет – за вни­ма­ние поль­зо­ва­те­ля сей­час кон­ку­ри­ру­ют тыся­чи объ­яв­ле­ний. У людей раз­ви­ва­ет­ся бан­нер­ная сле­по­та, и тра­ди­ци­он­ные реклам­ные объ­яв­ле­ния про­сто про­ли­сты­ва­ют­ся, оста­ют­ся неза­мет­ны­ми. Как кон­ку­ри­ро­вать за вни­ма­ние поль­зо­ва­те­лей, и какие трен­ды появи­лись в digital-мар­ке­тин­ге, жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой рас­ска­зал Роман Кумар Виас, осно­ва­тель агент­ства Qmarketing

Прослойка из контента 

Сей­час кон­ку­ри­ро­вать за кли­ен­та нуж­но уже на верх­нем уровне ворон­ки про­даж, то есть еще на эта­пе фор­ми­ро­ва­ния его инте­ре­са. При этом не надо пытать­ся сра­зу при­ве­сти ауди­то­рию на сайт. Луч­ше сна­ча­ла при­влечь ее вни­ма­ние интер­ак­тив­ным или полез­ным кон­тен­том, кото­рый будет тар­ге­ти­ро­ван на опре­де­лен­ные сег­мен­ты. В таком слу­чае кон­тент ста­нет про­слой­кой меж­ду поль­зо­ва­те­ля­ми и про­дук­том. Роман Кумар Виас гово­рит, что в послед­нее вре­мя он и его кол­ле­ги зани­ма­ют­ся в основ­ном созда­ни­ем игр и тестов для поль­зо­ва­те­лей. 

Один клик на такой кон­тент сто­ит в разы дешев­ле, чем на обыч­ные бан­не­ры. А за счет того, что интер­ак­тив­ные фор­ма­ты сни­жа­ют сто­и­мость при­вле­че­ния кли­ен­та, вы може­те пока­зать ваше объ­яв­ле­ние боль­ше­му чис­лу людей. Если тест сде­лан хоро­шо, то боль­шая часть поль­зо­ва­те­лей прой­дет его до кон­ца. И ваше пред­ло­же­ние будет встро­е­но в кон­тент, с кото­рым чело­век дей­стви­тель­но вни­ма­тель­но вза­и­мо­дей­ство­вал. Во вре­мя интер­ак­тив­ной игры или тек­ста так­же мож­но воз­на­граж­дать людей, писать им моти­ви­ру­ю­щие посла­ния или выда­вать вир­ту­аль­ные воз­на­граж­де­ния. Тогда у чело­ве­ка оста­нет­ся еще и чув­ство удо­вле­тво­ре­ния. 

«Если про­сто при­гнать тра­фик на сайт сто­ит услов­ные 5 тысяч руб­лей, то с под­стил­кой в виде кон­тен­та пока­зы будут сто­ить в 3–4 раза дешев­ле. Если у ваше­го про­дук­та дол­гий цикл при­ня­тия реше­ния, кон­тент­ных про­сло­ек может быть несколь­ко. Напри­мер, сна­ча­ла вы пока­зы­ва­е­те чело­ве­ку ста­тью, потом это­му же чело­ве­ку вы пока­зы­ва­е­те видео­ро­лик о том, как рабо­та­ет ваш про­дукт, потом пока­зы­ва­е­те натив­ную рекла­му. А затем отби­ра­е­те тех людей, кото­рые с этим кон­тен­том вза­и­мо­дей­ство­ва­ли, фор­ми­ру­е­те из них отдель­ный сег­мент ауди­то­рии и уже чет­ко тар­ге­ти­ру­е­те на них рекла­му». Роман Кумар Виас

Примеры интерактивных форматов в социальных проектах

Пример интерактивного проекта
При­мер интер­ак­тив­но­го про­ек­та, тест «Ноч­леж­ки».

«Ноч­леж­ка» сов­мест­но с агент­ством Action созда­ла «Индекс уяз­ви­мо­сти». Это тест из 15 вопро­сов, с помо­щью кото­ро­го любой чело­век может оце­нить свой риск стать без­дом­ным. Резуль­та­ты удив­ля­ют мно­гих. И людям после про­хож­де­ния теста уже не кажет­ся, что про­бле­мы без­дом­ных людей могут нико­гда их не кос­нуть­ся. А зна­чит, появ­ля­ет­ся боль­ше жела­ния помо­гать орга­ни­за­ции.

Тест фон­да «Волон­те­ры в помощь детям-сиро­там»

Еще один при­мер интер­ак­тив­но­го фор­ма­та – тест фон­да «Волон­те­ры в помощь детям-сиро­там». Он носит более раз­вле­ка­тель­ный харак­тер. Поль­зо­ва­те­лям пред­ла­га­ет­ся прой­ти тест и узнать, на кого из извест­ных бла­го­тво­ри­те­лей они похо­жи. Хоро­шая воз­мож­ность при­влечь вни­ма­ние новой ауди­то­рии к фон­ду.

Интер­ак­тив­ный фильм «Все слож­но»

Пор­тал «Такие дела» и фонд «Нуж­на помощь» созда­ли интер­ак­тив­ный фильм о жиз­ни девуш­ки Кати с ВИЧ-поло­жи­тель­ным ста­ту­сом «Все слож­но». Фильм состо­ит из две­на­дца­ти эпи­зо­дов, а бла­го­да­ря интер­ак­тив­ной состав­ля­ю­щей зри­те­ли на каж­дом отрез­ке могут сде­лать выбор за геро­и­ню, опре­де­лив тем самым ее даль­ней­шую судь­бу. «Сча­стье­метр» пока­зы­ва­ет, как от выбо­ра зри­те­ля меня­ет­ся каче­ство жиз­ни Кати. Такой фор­мат поз­во­ля­ет сме­стить акцент с меди­цин­ской состав­ля­ю­щей на чело­ве­че­ский опыт. И при­влечь вни­ма­ние более моло­дой ауди­то­рии.

Игра поможет представить себя на месте слепоглухого человека. Изображение: фрагмент игры.
Онлайн-игра о жиз­ни на ощупь

Интер­ак­тив­ную онлайн-игру создал фонд под­держ­ки сле­по­глу­хих «Со-еди­не­ние» сов­мест­но с агент­ством RedMe и ROOM485. Поль­зо­ва­те­лю нуж­но уга­ды­вать пред­ме­ты, исполь­зуя воз­мож­но­сти сле­по­глу­хо­го чело­ве­ка – оста­точ­ное зре­ние и ося­за­ние. С помо­щью игры каж­дый может понять миро­вос­при­я­тие людей, у кото­рых одно­вре­мен­но нару­ше­ны слух и зре­ние. После про­хож­де­ния мож­но поде­лить­ся ссыл­кой на игру в соци­аль­ных сетях или отпра­вить пожерт­во­ва­ние в фонд «Со-еди­не­ние».

Еще по теме: Фонд «Со-еди­не­ние» запу­стил онлайн-игру о жиз­ни на ощупь

Автоматизация и креативы 

По сло­вам экс­пер­та, еще пять лет назад все счи­та­ли, что любой про­дукт или услу­гу мож­но про­дать с помо­щью performance мар­ке­тин­га. Это направ­ле­ние, в кото­ром на всех эта­пах рабо­ты мож­но уви­деть кон­крет­ные коли­че­ствен­ные пока­за­те­ли и посчи­тать рен­та­бель­ность инве­сти­ций в рекла­му. Напри­мер, мож­но изме­рить сто­и­мость заяв­ки или при­вле­че­ния кли­ен­та, кото­рый совер­шил покуп­ку.

Performance мар­ке­то­ло­ги мето­дом быст­ро­го тести­ро­ва­ния гипо­тез созда­ва­ли реклам­ные кам­па­нии, опти­ми­зи­ро­ва­ли их и счи­та­ли это наи­бо­лее удач­ным спо­со­бом про­дви­же­ния про­дук­та. Роман Кумар Виас счи­та­ет, что такой под­ход рабо­тал, пока соци­аль­ные сети были в новин­ку для мно­гих поль­зо­ва­те­лей. Сей­час же все при­вык­ли полу­чать кон­тент в Интер­не­те, насту­пи­ло пере­на­сы­ще­ние инфор­ма­ци­ей и воз­ник­ла бан­нер­ная сле­по­та. Почти вся рекла­ма пере­ме­сти­лась в digital, и кон­ку­ри­ро­вать ком­па­ни­ям ста­ло слож­нее. 

«К тому же все сети и реклам­ные плат­фор­мы ста­ра­ют­ся мак­си­маль­но авто­ма­ти­зи­ро­вать закуп­ку тра­фи­ка. Вы може­те дого­во­рить­ся с Google и отда­вать ему дан­ные вашей про­дук­то­вой ана­ли­ти­ки, а он будет само­сто­я­тель­но настра­и­вать реклам­ные кам­па­нии по сег­мен­там похо­жей ауди­то­рии. То есть performance мар­ке­тинг ста­но­вит­ся commodity (товар­ным. – Прим. ред.)». Роман Кумар Виас 

Это зна­чит, что закуп­ка тра­фи­ка все чаще будет про­из­во­дить­ся робо­та­ми, но в мар­ке­тинг вер­нет­ся кре­а­тив. Имен­но он будет отли­чать ваш про­ект от дру­гих. И делать кре­а­ти­вов при­дет­ся очень мно­го. Алго­рит­мы смо­гут авто­ма­ти­че­ски про­из­во­дить боль­шое коли­че­ство тестов – на что откли­ка­ет­ся или не откли­ка­ет­ся каж­дый сег­мент ауди­то­рии. И для всех тестов нуж­ны будут свои кре­а­ти­вы. Мар­ке­то­ло­ги будут мак­си­маль­но быст­ро полу­чать инфор­ма­цию о том, какой фор­мат сра­бо­тал. А маши­ны будут заку­пать боль­ше тра­фи­ка и тре­бо­вать новых кре­а­ти­вов.

Еще по теме: Как най­ти сто­рон­ни­ков с помо­щью тар­ге­тин­га

Работа с данными

Все, что про­ис­хо­дит в Интер­не­те, остав­ля­ет свой след. Плат­фор­мы и соци­аль­ные сети соби­ра­ют дан­ные о поль­зо­ва­те­лях. И уже стал­ки­ва­ют­ся с обви­не­ни­я­ми в зло­упо­треб­ле­ни­ях. Напри­мер, ради сни­же­ния рис­ка дис­кри­ми­на­ции поль­зо­ва­те­лей Facebook запре­тил тар­ге­ти­ро­вать неко­то­рые виды рекла­мы по воз­рас­ту, полу и месту житель­ства поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети. Но Роман Кумар Виас уве­рен, что мар­ке­то­ло­ги не столк­нут­ся с серьез­ны­ми про­бле­ма­ми в рабо­те из-за огра­ни­че­ний.

Мы уже при­шли в новую эру дан­ных, и эта ситу­а­ция не изме­нит­ся. Цель любой соци­аль­ной сети – сде­лать так, что­бы рекла­ма была эффек­тив­ной. Плат­фор­мы не будут терять свою выруч­ку. Убрав ген­дер и пол, Facebook все так же может решать тар­ге­тин­го­вые зада­чи с помо­щью дру­гих инстру­мен­тов. Напри­мер, c помо­щью look a like рекла­мы, когда объ­яв­ле­ния пока­зы­ва­ют­ся толь­ко тем поль­зо­ва­те­лям, кото­рые по пове­ден­че­ским харак­те­ри­сти­кам похо­жи на целе­вую ауди­то­рию. К тому же, кро­ме Facebook, появ­ля­ют­ся новые соци­аль­ные сети, кото­рые наби­ра­ют попу­ляр­ность у поль­зо­ва­те­лей и тоже соби­ра­ют дан­ные.

«Рынок дан­ных огро­мен. Мобиль­ные опе­ра­то­ры и мес­сен­дже­ры про­да­ют обез­ли­чен­ные дан­ные, бан­ки про­да­ют дан­ные. В Аме­ри­ке был кейс, когда соци­аль­ные служ­бы зво­ни­ли людям на домаш­ний теле­фон, и если они под­ни­ма­ли труб­ку, уве­дом­ле­ние отправ­ля­лось кол­лек­то­рам в спе­ци­аль­ное при­ло­же­ние. И они шли домой к чело­ве­ку, пото­му что зна­ли, что он дома. Вот насколь­ко пере­пле­те­на инте­гра­ция дан­ных. И базы мож­но исполь­зо­вать для рабо­ты с целе­вой ауди­то­ри­ей. Если, напри­мер, вам нуж­ны дирек­то­ра по логи­сти­ке или HR-дирек­то­ра, вы може­те заре­ги­стри­ро­вать кор­по­ра­тив­ный акка­унт на сай­те по поис­ку рабо­ты, загру­зить отту­да базу под­хо­дя­щих резю­ме, сохра­нить их дан­ные в реклам­ном акка­ун­те в соци­аль­ной сети и отправ­лять нуж­но­му сег­мен­ту кон­тент­ные цепоч­ки». Роман Кумар Виас 

Геймификация в рекламе

Осно­ва­тель Qmarketing гово­рит, что при созда­нии реклам­ных кре­а­ти­вов он все­гда пред­став­ля­ет себе чело­ве­ка, кото­ро­му очень скуч­но. Он сидит, листа­ет лен­ту с одно­об­раз­ны­ми поста­ми: школь­ные дру­зья пишут об успе­хах, паб­лик выкла­ды­ва­ет какие-то кар­тин­ки. И тут ему пред­ла­га­ют тест, что­бы узнать, ста­нет ли он мил­ли­ар­де­ром в тече­ние 10 лет. Ско­рее все­го, поль­зо­ва­тель клик­нет по ссыл­ке. Ему это будет инте­рес­но даже с точ­ки зре­ния мото­ри­ки – до это­го он про­сто листал лен­ту вниз, а теперь смо­жет нажи­мать на кноп­ки.

Ста­тья – тоже хоро­ший спо­соб вза­и­мо­дей­ствия с ауди­то­ри­ей. Но если гей­ми­фи­ци­ро­ва­ный кон­тент заби­ра­ет в ворон­ку боль­шое коли­че­ство людей, то ста­тью нуж­но делать под кон­крет­ную целе­вую ауди­то­рию. А цель любо­го кон­тен­та – кли­ки. Что­бы ста­тью откры­ва­ли и пере­хо­ди­ли по ссыл­кам, при­дет­ся делать инте­рес­ные заго­лов­ки, кото­рые вызо­вут жела­ние про­чи­тать весь текст. При этом, по сло­вам экс­пер­та, у тек­сто­вых пуб­ли­ка­ций CTR (коэф­фи­ци­ент кли­ка­бель­но­сти, от англ. click-through rate) в сред­нем око­ло 2%. А у тестов или игр этот пока­за­тель будет на уровне 4–5%, то есть боль­ше в два раза.

«И помни­те, что вы долж­ны пока­зы­вать поль­зо­ва­те­лям тот кон­тент, кото­рый им реаль­но нужен. И тогда они даже не заме­тят над­пись «рекла­ма». Когда ты видишь пост в соци­аль­ной сети, пер­вое, что при­вле­ка­ет твой взгляд, – это заго­ло­вок. Вот я мар­ке­то­лог, листаю лен­ту и вижу текст: «Най­ден спо­соб в пять раз уде­ше­вить клик». Я поду­маю, что это кру­то, открою и даже не посмот­рю, что это реклам­ный пост. Конеч­но, если у вас висит бан­нер с фото­гра­фи­ей счаст­ли­вой семьи и над­пи­сью про ипо­те­ку, никто на такое смот­реть не будет». Роман Кумар Виас

Форматы для бизнеса 

Нестан­дарт­ные фор­ма­ты рекла­мы мож­но при­ду­мать для любых поль­зо­ва­те­лей и про­дук­тов, уве­рен осно­ва­тель Qmarketing. Напри­мер, биз­нес-ауди­то­рия оце­нит иссле­до­ва­ния. При этом отправ­лять доку­мент нуж­но толь­ко тем, кто оста­вил свой email-адрес. И после запус­кать цепоч­ки триг­гер­ных сооб­ще­ний для кор­по­ра­тив­ных кли­ен­тов. Но Роман Кумар Виас счи­та­ет, что и для биз­нес-ауди­то­рии луч­ше все­го рабо­та­ет гей­ми­фи­ци­ро­ва­ная рекла­ма.

Напри­мер, про­дать реше­ние для финан­со­вых дирек­то­ров мож­но с помо­щью теста. Для это­го доста­точ­но изу­чить учеб­ни­ки и при­ду­мать вопро­сы, на кото­рые слож­но с пер­во­го раза най­ти пра­виль­ные отве­ты. Чело­век сде­ла­ет несколь­ко оши­бок и полу­чит в кон­це сооб­ще­ние, что для улуч­ше­ния сво­их резуль­та­тов нуж­но исполь­зо­вать в рабо­те новую плат­фор­му или сер­вис.

«А еще биз­нес-ауди­то­рия хоро­шо реа­ги­ру­ет на тар­ге­тинг ста­тей из раз­ных медиа. Мы так несколь­ко раз при­вле­ка­ли раунд в стар­тап. Бра­ли несколь­ко ново­стей в СМИ про про­ект и тар­ге­ти­ро­ва­ли их на груп­пу инве­сто­ров. Они дума­ли, что про этот стар­тап пишут бук­валь­но вез­де. И у них сра­ба­ты­вал FOMO (fear of missing out, син­дром упу­щен­ной выго­ды. – Прим. ред.). Да, им нуж­но выстра­и­вать более длин­ную цепоч­ку, они не кон­вер­ти­ру­ют­ся с пер­вой ста­тьи, но метод рабо­та­ет». Роман Кумар Виас

Мессенджер-маркетинг 

Люди мас­со­во ста­ли общать­ся в мес­сен­дже­рах. Экс­перт уве­рен, что моло­дое поко­ле­ние вооб­ще не вос­при­ни­ма­ет email-сер­ви­сы и не уме­ет писать пись­ма. Мес­сен­дже­ры – более удоб­ный инстру­мент для ком­му­ни­ка­ции. У них намно­го выше про­цент откры­ва­е­мо­сти, в них мож­но поз­во­лить себе более нефор­маль­ное обще­ние, отпра­вить сти­кер или пере­клю­чить потен­ци­аль­но­го кли­ен­та на колл-центр. Это быст­рое обще­ние, тогда как email – это мед­лен­ная ком­му­ни­ка­ция. Поэто­му все круп­ные ком­па­нии уже сде­ла­ли под­держ­ку чат-ботов.

«Мар­ке­тинг ухо­дит в мес­сен­дже­ры, пото­му что там вся целе­вая ауди­то­рия. Появ­ля­ет­ся мно­го плат­форм, кото­рые помо­га­ют в рабо­те по это­му направ­ле­нию. Хочу отме­тить ManyChat, кото­рый настра­и­ва­ет авто­ма­ти­че­ские цепоч­ки сооб­ще­ний. Или встра­и­ва­ет коды в реклам­ную кам­па­нию, что­бы чело­век, кли­кая на бан­нер, попа­дал не на сайт, а в диа­ло­го­вое окно с ботом. В Шта­тах сер­вис вели­ко­леп­но рабо­та­ет, пото­му что там есть один выиг­рав­ший мес­сен­джер, кото­рый поз­во­лил дру­гим мес­сен­дже­рам к нему под­клю­чить­ся. Это Facebook мес­сен­джер, кото­рый есть у подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства насе­ле­ния». Роман Кумар Виас 

В Рос­сии пока нет лиди­ру­ю­ще­го мес­сен­дже­ра – ауди­то­рия рас­пре­де­ли­лась меж­ду WhatsApp, Telegram, VK, Facebook и Viber. Но есть плат­фор­ма TextBack, на кото­рую экс­перт сове­ту­ет обра­тить вни­ма­ние. С ее помо­щью мож­но отве­чать кли­ен­там в раз­ных мес­сен­дже­рах из одно­го окна и настро­ить авто­во­рон­ки про­даж.

Примеры мессенджер-маркетинга в социальных проектах

Интер­фейс чат-бота фон­да «Ста­рость в радость»

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Ста­рость в радость» сов­мест­но с диджи­тал-агент­ством Convergent Media Group создал чат-бота для Facebook Messenger и «ВКон­так­те». Пер­со­наж бота – 75-лет­няя бабуш­ка Вера Васи­льев­на из Твер­ской обла­сти, кото­рая живет в доме пре­ста­ре­лых. Она делит­ся с поль­зо­ва­те­ля­ми муд­ры­ми сове­та­ми и тем, как про­хо­дят ее буд­ни. И, конеч­но, рас­ска­зы­ва­ет о рабо­те фон­да «Ста­рость в радость». Таким обра­зом, бот ста­но­вит­ся еще и фанд­рай­зин­го­вым инстру­мен­том.

Набор вир­ту­аль­ных сти­ке­ров WWF Рос­сии

Все­мир­ный фонд дикой при­ро­ды (WWF Рос­сии) сов­мест­но с соци­аль­ной сетью «ВКон­так­те» запу­стил набор вир­ту­аль­ных сти­ке­ров с ред­ки­ми вида­ми живот­ных. С их помо­щью поль­зо­ва­те­лям в про­стой фор­ме доно­сят важ­ные сооб­ще­ния о про­бле­мах при­ро­ды. Цель сти­ке­ров – при­влечь вни­ма­ние поль­зо­ва­те­лей к про­бле­мам ред­ких видов живот­ных и дать воз­мож­ность каж­до­му жела­ю­ще­му помочь, вне­ся пожерт­во­ва­ние на про­грам­му по их защи­те.

Еще по теме: WWF: Как мы побе­ди­ли соци­аль­ные сети

Социальные инструменты 

Осно­ва­тель Qmarketing счи­та­ет, что моло­дая ауди­то­рия очень силь­но оза­бо­че­на тем, что про­ис­хо­дит с пла­не­той с точ­ки зре­ния эко­ло­гии. Поко­ле­ние А (те, кто родил­ся после 2010 года) гораз­до боль­ше склон­но к бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Поко­ле­ние X (1964−1984 годы) и Y (1985−2004 годы) стре­ми­лись зара­бо­тать день­ги для себя, в их при­ро­де – побеж­дать и зара­ба­ты­вать. Люди ново­го поко­ле­ния гораз­до более осо­знан­ные, их забо­тит буду­щее и тот вклад, кото­рый они могут в него сде­лать. Поэто­му ком­па­ни­ям необ­хо­ди­мо инве­сти­ро­вать в соци­аль­ные про­ек­ты, что­бы рабо­тать с моло­дой ауди­то­ри­ей.

«Мы, напри­мер, запус­ка­ем обра­зо­ва­тель­ный про­ект на аме­ри­кан­ском рын­ке. И за каж­дый куп­лен­ный курс один бес­плат­ный курс откро­ет­ся для чело­ве­ка в Индии, у кото­ро­го нет денег на обра­зо­ва­ние. Надо делать что-то осо­знан­ное. Пото­му что мы и пла­не­ту и самих себя загна­ли в такую пози­цию, что если ты ниче­го не отда­ешь и толь­ко потреб­ля­ешь, то это силь­но бьет по всем в гло­баль­ном смыс­ле. У про­дук­тов и услуг долж­на быть соци­аль­ная состав­ля­ю­щая». Роман Кумар Виас 

Для раз­ных поко­ле­ний надо исполь­зо­вать раз­ные кана­лы и сооб­ще­ния. Людям из поко­ле­ния X надо про­да­вать меч­ту и успех, а людям из поко­ле­ния Z (2005‑й – наши дни) – эко­ло­гич­ность и сооб­ще­ство. Моло­дой ауди­то­рии инте­ре­сен чело­век. Они верят пер­со­на­ли­ям и не верят брен­дам. За любым про­ек­том обя­за­тель­но дол­жен сто­ять чело­век, кото­рый при­тя­ги­ва­ет людей, созда­ет сооб­ще­ство. Быть частью чего-то, чув­ство­вать при­част­ность к како­му-либо объ­еди­не­нию – это еще один тренд. Поэто­му Роман Кумар Виас сове­ту­ет изу­чить комью­ни­ти-мар­ке­тинг.

Усиление образования 

Осно­ва­тель Qmarketing гово­рит, что в рос­сий­ских ком­па­ни­ях сей­час рабо­та­ет очень мало ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных мар­ке­то­ло­гов. В вузах нет каче­ствен­ных обра­зо­ва­тель­ных про­грамм по это­му направ­ле­нию, а на рабо­те у них нет воз­мож­но­сти оши­бать­ся. При этом экс­перт уве­рен, что хоро­ший спе­ци­а­лист обя­за­тель­но дол­жен допу­стить несколь­ко про­ма­хов, что­бы понять, в чем суть его рабо­ты.

Гра­мот­ный спе­ци­а­лист дол­жен рас­смат­ри­вать зада­чу сра­зу с несколь­ких ракур­сов. С одной сто­ро­ны, изу­чать малей­шие дета­ли, что­бы понять, поче­му, напри­мер, на эту ауди­то­рию не рабо­та­ет бан­нер. А с дру­гой – видеть гло­баль­ную кар­ти­ну, в чем про­бле­ма поль­зо­ва­те­ля, готов ли рынок к тому, что дела­ет ком­па­ния.

«А еще все очень быст­ро пере­шли в digital. Сей­час даже бабуш­ки в Instagram ого­ро­ды выкла­ды­ва­ют, пото­му что их дети в соци­аль­ных сетях, и они не хотят терять с ними связь. Ком­па­нии не были гото­вы к тому, что все их кли­ен­ты пере­ме­сти­лись в Интер­нет. И не успе­ли под­го­то­вить ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных мар­ке­то­ло­гов. Для наших сотруд­ни­ков мы созда­ли спе­ци­аль­ный симу­ля­тор. В нем про­то­ти­пи­ро­ва­ны все кей­сы, с кото­ры­ми мар­ке­то­лог может столк­нуть­ся в рабо­те – от непра­виль­но рас­став­лен­ных utm-меток до сли­ва все­го бюд­же­та на непра­виль­ный канал. Пото­му что глав­ное для мар­ке­то­ло­га – обу­че­ние». Роман Кумар Виас

Тренды будущего 

  • Голо­со­вой поиск нач­нет ока­зы­вать вли­я­ние на мар­ке­тин­го­вые реше­ния. Появ­ля­ют­ся умные колон­ки и дру­гие устрой­ства, кото­рые управ­ля­ют­ся голо­сом. Соот­вет­ствен­но, выда­ча реклам­ных объ­яв­ле­ний в поис­ко­ви­ках будет опти­ми­зи­ро­вать­ся под этот тип поис­ка, и появят­ся новые мар­ке­тин­го­вые инте­гра­ции.
  • Будет раз­ви­вать­ся VR. Роман Кумар Виас уве­рен, что в буду­щем все кре­а­ти­вы перей­дут в вир­ту­аль­ную реаль­ность, пото­му что в ней мож­но постро­ить отдель­ный мир. «И там появят­ся свои инстру­мен­ты. Вез­де, где появ­ля­ют­ся люди, появ­ля­ет­ся рекла­ма», – гово­рит он.

Пример работы НКО с молодой аудиторией - стримы на платформе Twich. Фото: Stream Family.
При­мер рабо­ты НКО с моло­дой ауди­то­ри­ей – стри­мы на плат­фор­ме Twich. Фото: Stream Family.

  • Появ­ля­ют­ся новые соц­се­ти, напри­мер, Snapchat, TikTok, Twich. Что­бы заво­е­вать вни­ма­ние людей, кото­рые ста­нут поку­па­те­ля­ми через десять лет, нуж­но осва­и­вать эти кана­лы. 

Еще по теме: Как собрать день­ги с помо­щью бла­го­тво­ри­тель­но­го стри­ма