Лучшие фильмы про искусственный интеллект и технологии

Какие роли искусственный интеллект "играет" в фильмах?
Какие роли искус­ствен­ный интел­лект «игра­ет» в филь­мах?

Уве­ре­ны, вы все смот­ре­ли «Искус­ствен­ный разум» и «Двух­сот­лет­не­го чело­ве­ка», а «Мат­ри­цу» зна­е­те наизусть. Поэто­му пред­ла­га­ем под­бор­ку чуть менее извест­ных филь­мов – про искус­ствен­ный интел­лект и изме­не­ние циф­ро­во­го ланд­шаф­та, про любовь к опе­ра­ци­он­ной систе­ме и Аль­фа-мозг! 

Альфавиль, 1965

IMDb: 7.20

Чер­ное-белый фильм Жана-Люка Года­ра одно­вре­мен­но для тех, кто любит кра­си­вое ретро и раз­мыш­ле­ния о буду­щем, точ­нее – о месте в нем искус­ствен­но­го интел­лек­та. Част­ный детек­тив Лем­ми Коу­шен при­бы­ва­ет в город буду­ще­го Аль­фа­виль, что­бы най­ти аген­та Ген­ри Дик­со­на. Сам город, роль кото­ро­го, к сло­ву, «игра­ет» ноч­ной Париж, пред­став­ля­ет собой тота­ли­тар­ное обще­ство, управ­ля­е­мое элек­трон­ным Аль­фа-моз­гом. И нахо­дит­ся он в мил­ли­о­нах све­то­вых лет от нашей пла­не­ты – создал его сбе­жав­ший с Зем­ли про­фес­сор Носфе­ра­ту.

Любовь, состра­да­ние, вза­и­мо­по­мощь, поэ­зия и дру­гие про­яв­ле­ния чувств тут под запре­том. Одна­ко Лем­ми влюб­ля­ет­ся в дочь про­фес­со­ра Ната­шу… В филь­ме ярко пока­за­но обще­ство, кото­рое живет исклю­чи­тель­но логи­кой и сла­вит­ся сво­им бес­пре­ко­слов­ным под­чи­не­ни­ем элек­трон­но­му моз­гу. Это высо­ко­ху­до­же­ствен­ная уто­пия с при­вку­сом арт-хау­са и визу­а­лом неону­а­ра – и пря­мой ответ на вопрос «что посмот­реть», если люби­те экс­пе­ри­мен­ты.

Еще по теме: Эти­ка и мате­ма­ти­ка: зачем коди­ро­вать мораль

«Луна 2112», 2009

IMDb: 7.90

Sci-fi – это не обя­за­тель­но экшн и спе­ц­эф­фек­ты. Луч­шие филь­мы поко­ря­ют, ско­рее, игрой сюже­та, неже­ли зре­лищ­но­стью. Дун­кан Джонс, сын Дэви­да Боуи, снял имен­но такой фильм, кста­ти, все­го за 33 дня. Сэм Белл живет на лун­ной базе «Саранг» – там добы­ва­ют изо­топ гелий‑3, кото­рый помо­га­ет предот­вра­тить энер­ге­ти­че­ский кри­зис на Зем­ле. Пря­мой свя­зи с домом нет, есть толь­ко обмен сооб­ще­ни­я­ми и то с боль­шой задерж­кой.

Ком­па­нию аст­ро­нав­ту-кон­тракт­ни­ку состав­ля­ет лишь робот по име­ни ГЕРТИ. За две неде­ли до окон­ча­ния трех­лет­ней вах­ты Сэм ощу­ща­ет рас­строй­ство пси­хи­ки, вызван­ное дли­тель­ным оди­но­че­ством. На фоне это­го он встре­ча­ет сво­е­го смен­щи­ка, кото­рый утвер­жда­ет, что имен­но он насто­я­щий Сэм Белл. Клинт Мэн­селл создал иде­аль­ный саунд­трек для филь­ма про искус­ствен­ный интел­лект, а Сэм Року­элл бле­стя­ще пере­дал напря­же­ние и дра­му, за что полу­чил ряд наград, вклю­чая «Золо­тую кос­ми­че­скую иглу».

Еще по теме: Поче­му пра­во­за­щит­ни­ки про­тив бое­вых робо­тов

Она, 2013

IMDb: 8.00

Талант­ли­вый Спайк Джонс стал здесь и режис­се­ром, и сце­на­ри­стом, а помо­гал ему Сти­вен Содер­берг. Фильм иро­нич­но окре­сти­ли тех­но­ме­ло­дра­мой. Тео­дор Туомбли, оди­но­кий писа­тель, в про­цес­се бра­ко­раз­вод­но­го про­цес­са. Саман­та помо­га­ет ему пере­жить труд­ный пери­од, сове­ту­ет, как нала­дить отно­ше­ния с окру­жа­ю­щи­ми, гото­вит и вычи­ты­ва­ет руко­пи­си. Меж­ду геро­я­ми слу­ча­ют­ся раз­молв­ки, но Саман­та пер­вой про­сит про­ще­ния. Ниче­го необыч­но­го, вот толь­ко Саман­та – опе­ра­ци­он­ная систе­ма. В мире буду­ще­го у всех есть такие, и вот это уже ста­ло про­бле­мой.

В то вре­мя как систе­ма с искус­ствен­ным интел­лек­том про­из­во­дит апгрейд самой себя и выхо­дит на сле­ду­ю­щий уро­вень спо­соб­но­стей, Тео­дор тоже рас­тет. Но – в чело­ве­че­ском плане, а это, как извест­но, не все­гда при­но­сит сча­стье. Кста­ти, Samantha – это про­грам­ма пре­об­ра­зо­ва­ния тек­ста в речь на ком­пью­те­рах Macintosh, кото­рая по голо­су напо­ми­на­ет вир­ту­аль­но­го помощ­ни­ка Siri (так­же создан­но­го ком­па­ни­ей Apple). Will you go with me? Если гото­вы, сто­ит посмот­реть!

Еще по теме: Видео­кар­точ­ки Теп­ли­цы: граж­да­нин робот

«Гипернормализация», 2016

IMDb: 8.30

Почти трех­ча­со­вая эпо­пея извест­но­го бри­тан­ско­го режис­се­ра Ада­ма Кер­ти­са ста­ла поли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской и соци­аль­ной энцик­ло­пе­ди­ей совре­мен­но­сти. Сам тер­мин «гипер­нор­ма­ли­за­ция» Кер­тис обна­ру­жил в кни­ге аме­ри­кан­ско­го уче­но­го рос­сий­ско­го про­ис­хож­де­ния Алек­сея Юрча­ка – тот опи­сы­вал жизнь в СССР в 80‑е годы: «обще­ство, в кото­ром прак­ти­че­ски ниче­го нор­маль­но не функ­ци­о­ни­ро­ва­ло». По сло­вам режис­се­ра, парал­лель оче­вид­на: запад­ный мир фаль­ши­вый и кор­рум­пи­ро­ван­ный, но все буд­то не заме­ча­ют это­го.

По сюже­ту, с 1970‑х годов пра­ви­тель­ства, финан­си­сты и тех­но­ло­ги­че­ские уто­пи­сты отка­за­лись от ком­плек­са «реаль­но­го мира» и постро­и­ли про­стой «фаль­ши­вый мир». Мани­фест «Декла­ра­ция о неза­ви­си­мо­сти кибер­про­стран­ства», тех­но­ло­ги­че­ский уто­пизм, саунд­трек «Печаль моя свет­ла» Янки Дяги­ле­вой, кад­ры из архи­вов Би-Би-Си, сме­ня­ю­щие сце­ны из «Стал­ке­ра» и «Год­зил­лы», – луч­шие филь­мы все­гда отлич­но счи­ты­ва­ют эпо­ху.

О, Интернет! Грезы цифрового мира, 2016

IMDb: 7.00

Это не про­сто фильм про искус­ствен­ный интел­лект, а доку­мен­таль­ная кар­ти­на, в кото­рой режис­сер Вер­нер Хер­цог иссле­ду­ет про­шлое, насто­я­щее и буду­щее вир­ту­аль­но­го мира. Он зна­ко­мит зри­те­ля с пио­не­ра­ми Сети и совре­мен­ны­ми тех­но­адеп­та­ми вро­де Ило­на Мас­ка. Уче­ные, бла­го­да­ря про­грес­су, реша­ют жиз­нен­но важ­ные зада­чи, рядо­вые семьи не зна­ют, как спра­вить­ся с некон­тро­ли­ру­е­мым рас­про­стра­не­ни­ем лич­ной инфор­ма­ции, отдель­ные лич­но­сти ищут убе­жи­ще от повсе­мест­но­го про­ник­но­ве­ния элек­тро­при­бо­ров, а буд­дист­ские мона­хи, едва пре­рвав меди­та­цию, тут же откры­ва­ют Twitter.

В филь­ме под­ни­ма­ют­ся вопро­сы надеж­но­сти сетей, ком­пью­тер­ной без­опас­но­сти, робо­то­тех­ни­ки, искус­ствен­но­го интел­лек­та и даже воз­мож­но­сти Интер­не­та на Мар­се. Собе­сед­ни­ка­ми высту­па­ют Лео­нард Клей­н­рок, сто­яв­ший у исто­ков ARPANET (сети, став­шей пред­ше­ствен­ни­ком Интер­не­та), изоб­ре­та­тель поня­тия «гипер­текст» Тед Нель­сон, хакер Кевин Дэвид Мит­ник, кото­рый на про­тя­же­нии 80‑х годов счи­тал сво­им дол­гом про­ник­нуть в ком­пью­тер­ные систе­мы прак­ти­че­ски всех круп­ных ком­па­ний (но в суде было предъ­яв­ле­но лишь 23 обви­не­ния в мошен­ни­че­стве). Фильм пред­став­ля­ет собой деталь­ную зари­сов­ку циф­ро­во­го пей­за­жа!