Учебный «Цех»: все, что нужно знать взрослым про образование

Наши отношения с образованием становятся все менее прямолинейными. Фото Shutterstock.
Наши отно­ше­ния с обра­зо­ва­ни­ем ста­но­вят­ся все менее пря­мо­ли­ней­ны­ми. Фото Shutterstock.

Онлайн-кур­сы не заме­нят пол­но­стью уни­вер­си­те­ты. В этом уве­ре­на Ека­те­ри­на Ого­род­ник, руко­во­ди­тель ново­го медиа об обра­зо­ва­нии для взрос­лых «Цех», кото­рое будет запу­ще­но в сен­тяб­ре 2019 года. Еще совсем недав­но в Рос­сии не было ресур­сов, кото­рые бы гово­ри­ли с чита­те­ля­ми на эту тему про­стым и понят­ным язы­ком. Ново­сти и ука­зы Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния, мето­дич­ки для пре­по­да­ва­те­лей и фору­мы для роди­те­лей дошколь­ни­ков – вот, пожа­луй, и вся инфор­ма­ция, кото­рую мож­но было най­ти в Интер­не­те.

Ситу­а­ция нача­ла менять­ся, когда в 2015 году Ека­те­ри­на Ого­род­ник и ее кол­ле­ги запу­сти­ли онлайн-изда­ние «Мел». Это про­ект про школь­ное обра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние детей, ори­ен­ти­ро­ван­ный на роди­те­лей. Коман­да изда­ния попа­ла в целе­вую ауди­то­рию, и «Мел» начал быст­ро наби­рать попу­ляр­ность. Но все чаще в редак­цию ста­ли обра­щать­ся люди, кото­рые хоте­ли рас­ска­зать про обу­ча­ю­щие про­ек­ты для взрос­лых. Ста­ло понят­но, что обра­зо­ва­ние – это не толь­ко шко­ла и уни­вер­си­тет. И появил­ся «Цех».

Ека­те­ри­на Ого­род­ник рас­ска­за­ла Теп­ли­це, поче­му нуж­но гово­рить об обу­ча­ю­щих про­ек­тах и что будет с клас­си­че­ским обра­зо­ва­ни­ем.

Почему растет запрос на информацию об образовании? 

Наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с обра­зо­ва­ни­ем все реже скла­ды­ва­ют­ся пря­мо­ли­ней­но. Один раз выбрать вуз, полу­чить диплом и быть успеш­ным всю жизнь – с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий это ста­но­вит­ся прак­ти­че­ски невоз­мож­ным. Напро­тив, посто­ян­ное само­раз­ви­тие и полу­че­ние новых зна­ний ста­ло нор­мой.

Запрос на обмен инфор­ма­ци­ей об обра­зо­ва­нии так­же велик как нико­гда.

  • Откры­ва­ет­ся мно­же­ство кур­сов и EdTech-про­ек­тов. Быва­ет слож­но само­сто­я­тель­но разо­брать­ся, на что сто­ит обра­тить вни­ма­ние, какие про­грам­мы выбрать и как постро­ить свою про­фес­си­о­наль­ную жизнь. Нуж­ны ресур­сы, на кото­рых будет собра­на вся необ­хо­ди­мая инфор­ма­ция об обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тах в доступ­ной фор­ме.
  • Появи­лись новые про­фес­сии. И как след­ствие – запрос от биз­не­са на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры. Най­ти спе­ци­а­ли­стов долж­но­го уров­ня непро­сто. Поэто­му все чаще ком­па­нии вынуж­де­ны сами откры­вать обра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты и выра­щи­вать новых сотруд­ни­ков. Биз­нес хочет рас­ска­зы­вать о сво­их про­грам­мах про­фес­си­о­наль­ной пере­под­го­тов­ки широ­кой ауди­то­рии, людям, для кото­рых это может стать допол­ни­тель­ной моти­ва­ци­ей при­со­еди­нить­ся к коман­де.
  • Госу­дар­ству так­же тре­бу­ют­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры для новой эко­но­ми­ки. В вузах откры­ва­ют­ся про­грам­мы допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния и пере­под­го­тов­ки для взрос­лых. И люди долж­ны знать, что у них есть воз­мож­ность за корот­кий пери­од полу­чить новую вос­тре­бо­ван­ную про­фес­сию.

Что можно считать непрерывным образованием? 

Ека­те­ри­на Ого­род­ник гово­рит, что коман­да «Цеха» пони­ма­ет обра­зо­ва­ние очень широ­ко. Есть трен­ды, кото­рые нель­зя игно­ри­ро­вать. Напри­мер, корот­кие точеч­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, кото­рые поз­во­ля­ют про­ка­чать кон­крет­ные навы­ки. Но это не зна­чит, что дру­гие фор­мы обу­че­ния нель­зя отне­сти к непре­рыв­но­му обра­зо­ва­нию.

«Нуж­но думать о полу­че­нии зна­ний в раз­ре­зе всей жиз­ни. Я могу зав­тра про­чи­тать три кни­ги по тайм-менедж­мен­ту, попрак­ти­ко­вать­ся и научить­ся пра­виль­но выстра­и­вать свой режим дня. Мне за это не будут напря­мую пла­тить зар­пла­ту, но этот новый навык непо­сред­ствен­но помо­га­ет мне в рабо­те. Это уме­ние, кото­рым я овла­де­ла, а зна­чит, тоже обра­зо­ва­ние». Ека­те­ри­на Ого­род­ник

В погоне за новы­ми зна­ни­я­ми так­же важ­но не забы­вать и о каче­стве жиз­ни. Меня­ет­ся мир, тех­но­ло­гии вытес­ня­ют людей с рабо­чих мест, нуж­но все вре­мя сле­дить за про­грес­сом и быть луч­шим – это то, что мы слы­шим посто­ян­но. В усло­ви­ях тако­го инфор­ма­ци­он­но­го дав­ле­ния лег­ко пере­го­реть, усо­мнить­ся в себе и опу­стить руки. Поэто­му Ека­те­ри­на Ого­род­ник уве­ре­на, что важ­но не толь­ко давать людям прак­ти­че­ские зна­ния для рабо­ты, но и учить их пра­виль­но выстра­и­вать жизнь. Ина­че гон­ка за успе­хом может про­сто све­сти с ума.

Могут ли образовательные проекты вовлечь в учебу? 

Ека­те­ри­на Ого­род­ник счи­та­ет, что буду­щая ауди­то­рия «Цеха» – это любо­зна­тель­ные люди, у кото­рых уже есть запрос на изме­не­ние соб­ствен­ной жиз­ни. Еще нико­гда обра­зо­ва­ние не было таким доступ­ным, как сей­час. Полу­чать новые зна­ния мож­но в любой точ­ке мира, при этом ино­гда сде­лать это мож­но совер­шен­но бес­плат­но. Для того что­бы прой­ти курс или послу­шать лек­цию, нужен лишь ком­пью­тер или мобиль­ный теле­фон и доступ в Интер­нет.

Еще по теме: Диплом для НКО: будут ли уни­вер­си­те­ты выпус­кать филан­тро­пов

Но ни один онлайн-урок не откро­ет­ся сам, и ни один обра­зо­ва­тель­ный ресурс не заста­вит учить­ся ново­му. Доступ к обра­зо­ва­нию и запрос на обра­зо­ва­ние – это две раз­ные про­бле­мы. И если первую успеш­но реша­ют EdTech про­ек­ты, то спра­вить­ся со вто­рой может толь­ко заин­те­ре­со­ван­ность само­го чело­ве­ка. Нуж­но учить язы­ки, инте­ре­со­вать­ся раз­ны­ми тема­ми и уметь пра­виль­но фор­му­ли­ро­вать вопро­сы, что­бы полу­чать зна­ния.

«Мы не можем появить­ся в ком­пью­те­ре чело­ве­ка, кото­рый не заин­те­ре­со­ван в «Цехе» или теме обра­зо­ва­ния в целом. Если у него нет запро­сов или неудо­вле­тво­рен­но­сти, кото­рую он хочет раз­ре­шить, то мы никак не помо­жем. Мы поста­ра­ем­ся толь­ко при­влечь вни­ма­ние. Мож­но сидеть в любом горо­де мира и не знать, зачем тебе зна­ния и как их при­ме­нить. Все зави­сит от кон­крет­ных людей и от того, насколь­ко они ини­ци­а­тив­ны». Ека­те­ри­на Ого­род­ник

Нужно ли еще поступать в вузы?

Раз полу­чать обра­зо­ва­ние теперь мож­но само­сто­я­тель­но, не выхо­дя из дома, воз­ни­ка­ет еще один вопрос. Остал­ся ли какой-то смысл посту­пать в вузы? Кажет­ся, что тра­тить на это вре­мя совсем не обя­за­тель­но. Выступ­ле­ния луч­ших лек­то­ров мира мож­но посмот­реть в Интер­не­те. А рабо­то­да­те­лям намно­го важ­нее то, что ты уме­ешь делать, чем то, что напи­са­но у тебя в дипло­ме.

Еще по теме: Окс­форд на дому: как полу­чить пре­стиж­ное обра­зо­ва­ние онлайн

Ека­те­ри­на Ого­род­ник счи­та­ет, что клас­си­че­ское обра­зо­ва­ние в ско­ром вре­ме­ни дей­стви­тель­но может стать эли­тар­ным. Но пол­но­стью онлайн-кур­сы уни­вер­си­те­ты не заме­нят. Ведь они дают сво­им сту­ден­там то, что пока не могут дистан­ци­он­ные кур­сы, – зна­ком­ства и свя­зи. Уни­вер­си­те­ты ста­но­вят­ся тем местом, куда при­хо­дят не столь­ко за зна­ни­я­ми, сколь­ко за окру­же­ни­ем и общ­но­стью людей. Уни­вер­си­тет­ская сре­да так­же зада­ет уче­ни­кам опре­де­лен­ный образ жиз­ни и мыс­лей, фор­ми­ру­ет их как лич­ность с опре­де­лен­ным набо­ром инте­ре­сов и внут­рен­них сво­бод.

«Все топо­вые уни­вер­си­те­ты мира – это исто­рия про союз сту­ден­тов. Это очень помо­га­ет, когда ты начи­на­ешь стро­ить карье­ру или делать биз­нес. Так или ина­че мы все соци­аль­ные суще­ства и фак­тор зна­комств для нас важен, как бы ни пыта­лись при­дер­жи­вать­ся чет­ких пока­за­те­лей эффек­тив­но­сти в рабо­те. Поэто­му я не уве­ре­на, что клас­си­че­ское обра­зо­ва­ние исчез­нет. Ско­рее, наобо­рот, кон­ку­рен­ция под­стег­нет уни­вер­си­те­ты менять­ся, ста­но­вить­ся менее кос­ны­ми и, может быть, даже более науч­ны­ми». Ека­те­ри­на Ого­род­ник