Учитель или менеджер? Как технологии перевернули образование

Учитель с развитием технологий перестал быть единственным источником знаний. Фото Shutterstock.

Алиса Безман о том, почему технологии не заменят учителя.

Старшеклассники из средней школы журналистики в Бруклине вышли на акцию протеста, когда их обязали пользоваться онлайн-платформой Summit Learning. Школьники заявляли, что задания занимают слишком много времени и неэффективны в подготовке к экзаменам. Значит ли это, что будущее онлайн-образования не такое уж радужное, как многие привыкли думать, а технологии никогда не смогут заменить учителей? Екатерина Ульянова, журналист Теплицы, разбиралась вместе с Алисой Безман, главным редактором портала Edutainme

Образование как бизнес 

Студент в американском вузе, который платит большие деньги за свое обучение, воспринимает образование как услугу. Он покупает себе четыре года качественного преподавания и требует соблюдения высоких стандартов. Если он чем-то недоволен, молчать он, скорее всего, не будет. Алиса Безман говорит, что такой утилитарный взгляд на образование пока не очень популярен в России.

«У нас привыкли считать что преподавание – это что-то возвышенное. Учитель – это миссия. Еще в советские времена он должен был воспитывать патриотов. И эта работа была никак не связана с деньгами. Зарабатывать на образовании? Да вы что, это почти святотатство. И эти взгляды прочно засели в сознании многих учителей». Алиса Безман

Ситуация начала меняться с ростом популярности EdTech проектов. Их создатели разрабатывают продукт, который нужно продвигать и продавать. Конечно, при этом у них есть миссия мир сделать лучше, а образование – более доступным. Но, в первую очередь, это бизнес. Время и развитие технологий стало диктовать свои правила. Учитель перестал быть единственным источником знаний. Теперь он конкурирует с Google и образовательными платформами.

Как перевернуть класс

Из-за того, что многим ученикам стало проще задать вопрос своему планшету, чем преподавателю, начали меняться учебные методики. Например, появилась система перевернутого класса. Если раньше учитель на уроке долго объяснял новую тему, а потом давал домашнее задание, то в этом методе все построено ровно наоборот. 

Преподаватель рассказывает, в каких источниках можно получить информацию, а ученики сами изучают предмет в удобном им формате. Затем они возвращаются в класс и отрабатывают полученные навыки, выполняя с учителем задания. Один из главных плюсов этого метода – учитель сохраняет свой авторитет в учебном процессе. И ему для этого нужно просто поменять свои функции.

Еще один вызов, с которым столкнулись учителя с приходом технологий, – клиповое сознание. И дети, и взрослые сегодня привыкли получать информацию маленькими порциями. Слушать длинную лекцию многим сложно. Намного проще посмотреть по заданной теме небольшой ролик, прочитать статью и пройти тест. Двигаться к результату небольшими шагами. И образованию приходится подстраиваться.

В учебном процессе учитель становится менеджером. Он должен не столько принести новые знания, сколько направить учеников туда, где они могут новые знания получить. И сделать это в удобной им форме, пусть даже она будет интерактивная или геймифицированная. Учитель также должен проверять, хорошо ли усвоена новая информация. 

«Да, слово менеджер многих может оскорбить. Особенно в условиях, когда профессию привыкли романтизировать. Но в этом нет ничего плохого. Учитель остается авторитетом, только теперь в его руках, в первую очередь, управление учебным процессом. Он не единственный источник знаний, а человек, который сам дает разные источники». Алиса Безман

Технологии в помощь

Алиса Безман говорит, что самый главный вывод, к которому она пришла за время работы с EdTech проектами, – технологии лишь вспомогательный инструмент. Если преподаватель не компетентен, занятие не спасут никакие платформы или приложения. Технологии в класс нужно правильно принести и внедрить. При этом они должны помогать педагогу, а не заменять или вытеснять его.

Поэтому учителю важно повышать свою квалификацию и отрабатывать основные приемы работы с аудиторией. Не важно, идет ли занятие в классе или преподавателя и слушателей разделяет монитор. Суть работы всегда будет одна – мотивировать учеников. В офлайне если преподаватель видит, что внимание аудитории рассеялось, можно предложить сделать короткий перерыв и пообщаться друг с другом.

В онлайне такой возможности нет. Но уже появились другие методы работы с учениками. Например, можно разделить людей на группы и пригласить их в Skype call пообщаться на заданную тему или совместно решить задание. Или создать заранее Google документы и также предложить ученикам поработать над заданиями.

«Технологии не только ставят вызовы, но и приходят на помощь, открывают учителю новые возможности и инструменты. Да, вовлеченность на онлайн-занятиях меньше. Нельзя буквально помахать рукой перед носом слушателя. Но если педагог мотивирован заинтересовать учеников, он может освоить новые методы». Алиса Безман

Игра в образование

В погоне за вовлекающими форматами, которые помогут людям с клиповым мышлением освоить материал, важно также не увлечься чрезмерной геймификацией учебного процесса. Алиса Безман уверена, что, в первую очередь, элементы игры должны быть встроены в образование, а не образовательные элементы в игру.

Взрослый человек, который занимается непрерывным образованием, сам в состоянии решить, как ему проще получать информацию. Например, есть приложение для изучения иностранных языков Easy Ten, с помощью которого можно выучить десять новых слов в день. Пользоваться им можно по дороге на работу или стоя в очереди. Кому-то такой формат подходит. Для других учебный процесс – это полное погружение, и игра на бегу их не устроит. В любом случае человек решает и выбирает сам. Но если речь идет о школе или вузе, за составление программы отвечает администрация и преподаватели. И тут самое важное – соблюдать баланс между технологиями и классическими методиками, уверена Алиса Безман.

«Элементы игрофикации – это классно. Например, получение наград за достижения и правильные ответы. Это вносит азарт. Но главное, не переборщить. Например, VR пока очень дорогая игрушка, которая дает вау-эффект и все. Мне кажется, что это избыточная игрофикация, абсолютное погружение человека в игровую среду с небольшими образовательными элементами. Игра должна быть приставкой к каркасу. А каркас – это образование. И в основе образования стоит учитель, который составляет программу и соблюдает баланс элементов. Поэтому пока технологиям вытеснить его точно не удастся». Алиса Безман

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.