Учитель или менеджер? Как технологии перевернули образование

Учитель с развитием технологий перестал быть единственным источником знаний. Фото Shutterstock.
Учи­тель с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий пере­стал быть един­ствен­ным источ­ни­ком зна­ний. Фото Shutterstock.

Стар­ше­класс­ни­ки из сред­ней шко­лы жур­на­ли­сти­ки в Бруклине вышли на акцию про­те­ста, когда их обя­за­ли поль­зо­вать­ся онлайн-плат­фор­мой Summit Learning. Школь­ни­ки заяв­ля­ли, что зада­ния зани­ма­ют слиш­ком мно­го вре­ме­ни и неэф­фек­тив­ны в под­го­тов­ке к экза­ме­нам. Зна­чит ли это, что буду­щее онлайн-обра­зо­ва­ния не такое уж радуж­ное, как мно­гие при­вык­ли думать, а тех­но­ло­гии нико­гда не смо­гут заме­нить учи­те­лей? Ека­те­ри­на Улья­но­ва, жур­на­лист Теп­ли­цы, раз­би­ра­лась вме­сте с Али­сой Без­ман, глав­ным редак­то­ром пор­та­ла Edutainme

Образование как бизнес 

Сту­дент в аме­ри­кан­ском вузе, кото­рый пла­тит боль­шие день­ги за свое обу­че­ние, вос­при­ни­ма­ет обра­зо­ва­ние как услу­гу. Он поку­па­ет себе четы­ре года каче­ствен­но­го пре­по­да­ва­ния и тре­бу­ет соблю­де­ния высо­ких стан­дар­тов. Если он чем-то недо­во­лен, мол­чать он, ско­рее все­го, не будет. Али­са Без­ман гово­рит, что такой ути­ли­тар­ный взгляд на обра­зо­ва­ние пока не очень попу­ля­рен в Рос­сии.

«У нас при­вык­ли счи­тать что пре­по­да­ва­ние – это что-то воз­вы­шен­ное. Учи­тель – это мис­сия. Еще в совет­ские вре­ме­на он дол­жен был вос­пи­ты­вать пат­ри­о­тов. И эта рабо­та была никак не свя­за­на с день­га­ми. Зара­ба­ты­вать на обра­зо­ва­нии? Да вы что, это почти свя­то­тат­ство. И эти взгля­ды проч­но засе­ли в созна­нии мно­гих учи­те­лей». Али­са Без­ман

Ситу­а­ция нача­ла менять­ся с ростом попу­ляр­но­сти EdTech про­ек­тов. Их созда­те­ли раз­ра­ба­ты­ва­ют про­дукт, кото­рый нуж­но про­дви­гать и про­да­вать. Конеч­но, при этом у них есть мис­сия мир сде­лать луч­ше, а обра­зо­ва­ние – более доступ­ным. Но, в первую оче­редь, это биз­нес. Вре­мя и раз­ви­тие тех­но­ло­гий ста­ло дик­то­вать свои пра­ви­ла. Учи­тель пере­стал быть един­ствен­ным источ­ни­ком зна­ний. Теперь он кон­ку­ри­ру­ет с Google и обра­зо­ва­тель­ны­ми плат­фор­ма­ми.

Как перевернуть класс

Из-за того, что мно­гим уче­ни­кам ста­ло про­ще задать вопрос сво­е­му план­ше­ту, чем пре­по­да­ва­те­лю, нача­ли менять­ся учеб­ные мето­ди­ки. Напри­мер, появи­лась систе­ма пере­вер­ну­то­го клас­са. Если рань­ше учи­тель на уро­ке дол­го объ­яс­нял новую тему, а потом давал домаш­нее зада­ние, то в этом мето­де все постро­е­но ров­но наобо­рот. 

Пре­по­да­ва­тель рас­ска­зы­ва­ет, в каких источ­ни­ках мож­но полу­чить инфор­ма­цию, а уче­ни­ки сами изу­ча­ют пред­мет в удоб­ном им фор­ма­те. Затем они воз­вра­ща­ют­ся в класс и отра­ба­ты­ва­ют полу­чен­ные навы­ки, выпол­няя с учи­те­лем зада­ния. Один из глав­ных плю­сов это­го мето­да – учи­тель сохра­ня­ет свой авто­ри­тет в учеб­ном про­цес­се. И ему для это­го нуж­но про­сто поме­нять свои функ­ции.

Еще один вызов, с кото­рым столк­ну­лись учи­те­ля с при­хо­дом тех­но­ло­гий, – кли­по­вое созна­ние. И дети, и взрос­лые сего­дня при­вык­ли полу­чать инфор­ма­цию малень­ки­ми пор­ци­я­ми. Слу­шать длин­ную лек­цию мно­гим слож­но. Намно­го про­ще посмот­реть по задан­ной теме неболь­шой ролик, про­чи­тать ста­тью и прой­ти тест. Дви­гать­ся к резуль­та­ту неболь­ши­ми шага­ми. И обра­зо­ва­нию при­хо­дит­ся под­стра­и­вать­ся.

В учеб­ном про­цес­се учи­тель ста­но­вит­ся мене­дже­ром. Он дол­жен не столь­ко при­не­сти новые зна­ния, сколь­ко напра­вить уче­ни­ков туда, где они могут новые зна­ния полу­чить. И сде­лать это в удоб­ной им фор­ме, пусть даже она будет интер­ак­тив­ная или гей­ми­фи­ци­ро­ван­ная. Учи­тель так­же дол­жен про­ве­рять, хоро­шо ли усво­е­на новая инфор­ма­ция. 

«Да, сло­во мене­джер мно­гих может оскор­бить. Осо­бен­но в усло­ви­ях, когда про­фес­сию при­вык­ли роман­ти­зи­ро­вать. Но в этом нет ниче­го пло­хо­го. Учи­тель оста­ет­ся авто­ри­те­том, толь­ко теперь в его руках, в первую оче­редь, управ­ле­ние учеб­ным про­цес­сом. Он не един­ствен­ный источ­ник зна­ний, а чело­век, кото­рый сам дает раз­ные источ­ни­ки». Али­са Без­ман

Технологии в помощь

Али­са Без­ман гово­рит, что самый глав­ный вывод, к кото­ро­му она при­шла за вре­мя рабо­ты с EdTech про­ек­та­ми, – тех­но­ло­гии лишь вспо­мо­га­тель­ный инстру­мент. Если пре­по­да­ва­тель не ком­пе­тен­тен, заня­тие не спа­сут ника­кие плат­фор­мы или при­ло­же­ния. Тех­но­ло­гии в класс нуж­но пра­виль­но при­не­сти и внед­рить. При этом они долж­ны помо­гать педа­го­гу, а не заме­нять или вытес­нять его.

Поэто­му учи­те­лю важ­но повы­шать свою ква­ли­фи­ка­цию и отра­ба­ты­вать основ­ные при­е­мы рабо­ты с ауди­то­ри­ей. Не важ­но, идет ли заня­тие в клас­се или пре­по­да­ва­те­ля и слу­ша­те­лей раз­де­ля­ет мони­тор. Суть рабо­ты все­гда будет одна – моти­ви­ро­вать уче­ни­ков. В офлайне если пре­по­да­ва­тель видит, что вни­ма­ние ауди­то­рии рас­се­я­лось, мож­но пред­ло­жить сде­лать корот­кий пере­рыв и пооб­щать­ся друг с дру­гом.

В онлайне такой воз­мож­но­сти нет. Но уже появи­лись дру­гие мето­ды рабо­ты с уче­ни­ка­ми. Напри­мер, мож­но раз­де­лить людей на груп­пы и при­гла­сить их в Skype call пооб­щать­ся на задан­ную тему или сов­мест­но решить зада­ние. Или создать зара­нее Google доку­мен­ты и так­же пред­ло­жить уче­ни­кам пора­бо­тать над зада­ни­я­ми.

«Тех­но­ло­гии не толь­ко ста­вят вызо­вы, но и при­хо­дят на помощь, откры­ва­ют учи­те­лю новые воз­мож­но­сти и инстру­мен­ты. Да, вовле­чен­ность на онлайн-заня­ти­ях мень­ше. Нель­зя бук­валь­но пома­хать рукой перед носом слу­ша­те­ля. Но если педа­гог моти­ви­ро­ван заин­те­ре­со­вать уче­ни­ков, он может осво­ить новые мето­ды». Али­са Без­ман

Игра в образование

В погоне за вовле­ка­ю­щи­ми фор­ма­та­ми, кото­рые помо­гут людям с кли­по­вым мыш­ле­ни­ем осво­ить мате­ри­ал, важ­но так­же не увлечь­ся чрез­мер­ной гей­ми­фи­ка­ци­ей учеб­но­го про­цес­са. Али­са Без­ман уве­ре­на, что, в первую оче­редь, эле­мен­ты игры долж­ны быть встро­е­ны в обра­зо­ва­ние, а не обра­зо­ва­тель­ные эле­мен­ты в игру.

Взрос­лый чело­век, кото­рый зани­ма­ет­ся непре­рыв­ным обра­зо­ва­ни­ем, сам в состо­я­нии решить, как ему про­ще полу­чать инфор­ма­цию. Напри­мер, есть при­ло­же­ние для изу­че­ния ино­стран­ных язы­ков Easy Ten, с помо­щью кото­ро­го мож­но выучить десять новых слов в день. Поль­зо­вать­ся им мож­но по доро­ге на рабо­ту или стоя в оче­ре­ди. Кому-то такой фор­мат под­хо­дит. Для дру­гих учеб­ный про­цесс – это пол­ное погру­же­ние, и игра на бегу их не устро­ит. В любом слу­чае чело­век реша­ет и выби­ра­ет сам. Но если речь идет о шко­ле или вузе, за состав­ле­ние про­грам­мы отве­ча­ет адми­ни­стра­ция и пре­по­да­ва­те­ли. И тут самое важ­ное – соблю­дать баланс меж­ду тех­но­ло­ги­я­ми и клас­си­че­ски­ми мето­ди­ка­ми, уве­ре­на Али­са Без­ман.

«Эле­мен­ты игро­фи­ка­ции – это класс­но. Напри­мер, полу­че­ние наград за дости­же­ния и пра­виль­ные отве­ты. Это вно­сит азарт. Но глав­ное, не пере­бор­щить. Напри­мер, VR пока очень доро­гая игруш­ка, кото­рая дает вау-эффект и все. Мне кажет­ся, что это избы­точ­ная игро­фи­ка­ция, абсо­лют­ное погру­же­ние чело­ве­ка в игро­вую сре­ду с неболь­ши­ми обра­зо­ва­тель­ны­ми эле­мен­та­ми. Игра долж­на быть при­став­кой к кар­ка­су. А кар­кас – это обра­зо­ва­ние. И в осно­ве обра­зо­ва­ния сто­ит учи­тель, кото­рый состав­ля­ет про­грам­му и соблю­да­ет баланс эле­мен­тов. Поэто­му пока тех­но­ло­ги­ям вытес­нить его точ­но не удаст­ся». Али­са Без­ман