EdTech проекты: накорми кота и стань программистом

Технологии помогают нам получать новые знания в увлекательной форме. Скриншот игры while True: learn().
Тех­но­ло­гии помо­га­ют нам полу­чать новые зна­ния в увле­ка­тель­ной фор­ме. Скрин­шот игры while True: learn().

Вы спе­ци­а­лист по машин­но­му обу­че­нию, и у вас есть кот. Что­бы поку­пать ему еду, надо зара­ба­ты­вать день­ги, выпол­няя зада­ния. Имен­но на этом сюже­те постро­е­на обра­зо­ва­тель­ная игра while True: learn. И это лишь один из при­ме­ров того, как тех­но­ло­гии сде­ла­ли про­цесс обу­че­ния доступ­ным и увле­ка­тель­ным. Какие еще есть EdTech про­ек­ты и зачем они нуж­ны, жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой рас­ска­за­ла Али­са Без­ман, глав­ный редак­тор пор­та­ла Edutainme

Как технологии делают образование лучше 

Доступность

Бла­го­да­ря онлайн-сер­ви­сам доступ к обра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам есть у любо­го, кто может зай­ти в Интер­нет. В Китае есть плат­фор­ма CCtalk с видео­уро­ка­ми и заня­ти­я­ми в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни. Сер­вис был запу­щен, в первую оче­редь, для того, что­бы уче­ни­ки из мало­обес­пе­чен­ных семей и сель­ской мест­но­сти полу­чи­ли доступ к каче­ствен­но­му обра­зо­ва­нию и мог­ли сво­бод­но поль­зо­вать­ся мате­ри­а­ла­ми. Таким обра­зом, они полу­ча­ют доступ к каче­ствен­но­му обра­зо­ва­нию. По дан­ным China Internet Network Information Center (CNNIC), в июне 2017 года 343 мил­ли­о­на поль­зо­ва­те­лей при­ни­ма­ли уча­стие в стри­мах на плат­фор­ме. То есть 45,6% от все­го насе­ле­ния Китая, нахо­див­ше­го­ся в тот момент онлайн, смот­ре­ли уро­ки.

45,6% от все­го насе­ле­ния Китая, нахо­див­ше­го­ся онлайн, поль­зо­ва­лись плат­фор­мой CCtalk. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Неравенство

EdTech-про­ек­ты откры­ва­ют допол­ни­тель­ные обра­зо­ва­тель­ные воз­мож­но­сти для людей с инва­лид­но­стью. В Коло­рад­ском уни­вер­си­те­те про­во­ди­ли тести­ро­ва­ние систе­мы теле­при­сут­ствия. На про­тя­же­нии семест­ра сту­ден­ты, кото­рые не могут ходить на заня­тия, учи­лись с помо­щью робо­та Kubi. Это план­шет, под­со­еди­нен­ный к спе­ци­аль­ной подвиж­ной плат­фор­ме. Сту­дент может управ­лять ею пря­мо из дома – смот­реть лек­цию, зада­вать вопро­сы и пово­ра­чи­вать «голо­ву». Помни­те серию «Тео­рии боль­шо­го взры­ва», в кото­рой Шел­дон сде­лал робо­та и отпра­вил его вме­сто себя на рабо­ту? При­мер­но так это и выгля­дит в жиз­ни, прав­да, Kubi пока не уме­ет пере­ме­щать­ся из клас­са в класс. Но, веро­ят­но, это лишь вопрос вре­ме­ни. И пусть в сери­а­ле это было про­сто шут­кой, в жиз­ни такие про­ек­ты могут стать важ­ным шагом на пути к обще­ству с рав­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

Про­ект Kubi помо­га­ет сту­ден­там, кото­рые не могут ходить в уни­вер­си­тет. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Развлечение

Один из глав­ных вызо­вов обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов – заин­те­ре­со­вать уче­ни­ка. Если бла­го­да­ря раз­ным игро­вым эле­мен­там поль­зо­ва­те­лю хочет­ся про­ве­сти вре­мя с плат­фор­мой, это хоро­шо. Али­са Без­ман при­во­дит в при­мер Алек­сандра Ларья­нов­ско­го, осно­ва­те­ля шко­лы Skyeng. Он счи­та­ет, что пока обра­зо­ва­ние про­иг­ра­ло эко­но­ми­ку вни­ма­ния. Люди тра­тят на новые зна­ния мень­ше средств, чем на кино, ресто­ра­ны, так­си. Раз­вле­ка­тель­ная инду­стрия – глав­ный кон­ку­рент обра­зо­ва­тель­ной. И обу­ча­ю­щие про­ек­ты выиг­ра­ют толь­ко тогда, когда ста­нут инте­ре­со­вать людей боль­ше, чем сери­а­лы Netflix. Имен­но с этой зада­чей и пыта­ют­ся спра­вить­ся тех­но­ло­гии за счет раз­ра­бот­ки гей­ми­фи­ци­ро­ван­но­го кон­тен­та.

Алек­сандр Ларья­нов­ский уве­рен, что обра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты кон­ку­ри­ру­ют с Netflix. Фото с пор­та­ла Edutainme.

Помощь учителю

Смысл тех­но­ло­гий не в том, что­бы вогнать учи­те­ля в стресс, а в том, что­бы раз­гру­зить. У педа­го­гов стар­ше­го воз­рас­та могут воз­ни­кать опа­се­ния, что они не спра­вят­ся с каким-то инстру­мен­том. Али­са Без­ман счи­та­ет, что рос­сий­ские EdTech-стар­та­пы это обыч­но пони­ма­ют: ста­ра­ют­ся давать пре­по­да­ва­те­лям подроб­ные инструк­ции и про­во­дят обу­ча­ю­щие веби­на­ры. Важ­но, что­бы учи­те­ля пони­ма­ли, как тех­но­ло­гии могут им помочь в учеб­ном про­цес­се. Напри­мер, на плат­фор­ме Яндекс.Учебника мож­но давать детям неболь­шие зада­ния во вре­мя уро­ка или на дом. Сер­вис сам про­ве­ря­ет отве­ты и, таким обра­зом, эко­но­мит вре­мя пре­по­да­ва­те­ля.

Яндекс.Учебник создан для помо­щи учи­те­лям. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Аналитика

Одно из глав­ных пре­иму­ществ тех­но­ло­ги­че­ских обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов – воз­мож­ность соби­рать дан­ные и при­ни­мать на их осно­ве реше­ния. В тра­ди­ци­он­ном обра­зо­ва­нии реша­ю­щую роль все­гда игра­ет субъ­ек­тив­ный голос учи­те­ля. Онлайн-плат­фор­мы же исклю­ча­ют чело­ве­че­ский фак­тор. EdTech-про­ек­ты ана­ли­зи­ру­ют дан­ные для того, что­бы кор­рек­ти­ро­вать учеб­ный план, под­тя­ги­вать отста­ю­щих, выстра­и­вать инди­ви­ду­аль­ные тра­ек­то­рии. На осно­ве дан­ных мож­но понять, на какой неде­ле онлайн-кур­са сту­ден­ты начи­на­ют мас­со­во отва­ли­вать­ся, и доба­вить туда эле­мен­ты, кото­рые помо­гут слу­ша­те­лям пре­одо­леть труд­ное зада­ние. Плат­фор­мы пер­со­на­ли­зи­ро­ван­но­го обу­че­ния отсле­жи­ва­ют про­гресс каж­до­го уче­ни­ка и под­би­ра­ют сле­ду­ю­щее зада­ние, исхо­дя из того, как у него полу­чи­лось преды­ду­щее. Бла­го­да­ря дан­ным плат­фор­мы онлайн-обу­че­ния выстро­и­ли реко­мен­да­тель­ную систе­му (совсем как YouTube): если вы запи­са­лись на курс ста­ти­сти­ки, вам пред­ло­жат изу­чить заод­но и тео­рию веро­ят­но­сти.

Какие бывают образовательные технологии

Онлайн-курсы и вебинары

Это могут быть про­сто ака­де­ми­че­ские лек­ции, сня­тые на каме­ру, напри­мер, Coursera. По дан­ным Class Central, откры­тые онлайн-кур­сы уже охва­ти­ли 900 уни­вер­си­те­тов и собра­ли 101 мил­ли­он поль­зо­ва­те­лей со все­го мира. При этом Али­са Без­ман гово­рит, что дистан­ци­он­ные обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы ста­но­вят­ся все коро­че и коро­че. Людям слож­но дохо­дить до кон­ца кур­са. Поэто­му их делят на неболь­шие части. Так­же есть плат­фор­мы, на кото­рых про­хо­дят веби­на­ры – пре­по­да­ва­те­ли обща­ют­ся с уче­ни­ка­ми в режи­ме пря­мой транс­ля­ции. По тако­му прин­ци­пу рабо­та­ет боль­шин­ство EdTech-про­ек­тов для изу­че­ния ино­стран­ных язы­ков. Основ­ные плю­сы: не надо ездить к пре­по­да­ва­те­лю и мож­но инте­гри­ро­вать в учеб­ный про­цесс раз­ные типы зада­ний.

Системы управления обучением

Это все тех­но­ло­гии, кото­рые помо­га­ют авто­ма­ти­зи­ро­вать или упро­стить учеб­ные про­цес­сы. Напри­мер, это LMS (Learning Management System) систе­мы – плат­фор­мы, с помо­щью кото­рых мож­но создать еди­ную базу всех уро­ков и кур­сов. Или Google Classroom, где учи­тель может обме­ни­вать­ся с уче­ни­ка­ми фай­ла­ми и про­ве­рять их рабо­ты. Сюда же отно­сят­ся онлайн-жур­на­лы и днев­ни­ки: Дневник.ру, ЭлЖур.

Адаптивные платформы

Обра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты исполь­зу­ют воз­мож­но­сти искус­ствен­но­го интел­лек­та и машин­но­го обу­че­ния для того, что­бы под­стра­и­вать­ся под уче­ни­ка. Адап­тив­ные плат­фор­мы пред­ла­га­ют пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ные учеб­ные про­грам­мы. Уче­ник выпол­ня­ет зада­ния. Если он систе­ма­ти­че­ски с чем-то не справ­ля­ет­ся, плат­фор­ма будет давать ему все боль­ше и боль­ше тестов на эту тему. Или пред­ло­жит мате­ри­а­лы для изу­че­ния. Плат­фор­ма адап­тив­но­го обу­че­ния Knewton выяс­ни­ла, что чем боль­ше сту­дент выпол­нял зада­ний, тем выше был его сред­ний балл за тест. Поэто­му Али­са Без­ман уве­ре­на, что адап­тив­ность – одно из глав­ных пре­иму­ществ EdTech-про­ек­тов. Учи­тель в клас­се не может дать 30 инди­ви­ду­аль­ных зада­ний одно­вре­мен­но, а у онлайн-сер­ви­сов такой функ­ци­о­нал есть.

Платформы для вовлечения в учебный процесс

Тех­но­ло­гия, при­зван­ная вызы­вать азарт и вклю­чать сорев­но­ва­тель­ный момент для дости­же­ния луч­ших резуль­та­тов во вре­мя уче­бы. Напри­мер, рань­ше мы чита­ли бумаж­ные кни­ги, потом элек­трон­ные, а теперь появи­лись и спе­ци­аль­ные плат­фор­мы для чте­ния. Одна из них была запу­ще­на в Гар­вар­де. С помо­щью Perusall сту­ден­ты рабо­та­ют с учеб­ны­ми мате­ри­а­ла­ми – кни­га­ми и ста­тья­ми. Пре­по­да­ва­те­ли видят, какие момен­ты вызва­ли затруд­не­ния, а уче­ни­ки отме­ча­ют свои дости­же­ния и наблю­да­ют, как про­дви­ну­лись их одно­группни­ки. Плат­фор­ма сти­му­ли­ру­ет сту­ден­тов боль­ше читать – око­ло 90% чело­век, исполь­зо­вав­ших Perusall, чита­ли все, что задал пре­по­да­ва­тель.

С помо­щью Perusall сту­ден­ты более охот­но чита­ют мате­ри­а­лы. Скрин­щот сай­та про­ек­та.

Приложения

Мно­гие мобиль­ные при­ло­же­ния про­сто дуб­ли­ру­ют деск­топ­ные онлайн-плат­фор­мы. Но есть и те, что созда­ны спе­ци­аль­но для смарт­фо­нов. При­ло­же­ние для изу­че­ния физи­ки Lab4Physics исполь­зу­ет каме­ру, мик­ро­фон и дат­чик дви­же­ния теле­фо­на для того, что­бы про­во­дить экс­пе­ри­мен­ты и изме­рять раз­ные вели­чи­ны: ско­рость, уско­ре­ние, силу тяго­те­ния и дру­гие. А с помо­щью PlantNet мож­но опре­де­лить рас­те­ние по фото­гра­фии. 

Тесты и квизы

Али­са Без­ман под­чер­ки­ва­ет, что одна из важ­ных харак­те­ри­стик тех­но­ло­ги­за­ции обра­зо­ва­ния – это отход от пря­мо­го оце­ни­ва­ния. У тех же адап­тив­ных плат­форм нет цели поста­вить уче­ни­ку пятер­ку или двой­ку. Они про­сто помо­га­ют понять уро­вень зна­ний, что­бы пред­ло­жить опти­маль­ный план обу­че­ния. Это исто­рия про дости­же­ния, а не про оцен­ку в жур­нал. При этом тесты оста­ют­ся одной из самых про­стых форм изме­ре­ния зна­ний. Поэто­му их часто инте­гри­ру­ют в раз­ные EdTech-про­ек­ты, что­бы про­ве­рить, усво­ил уче­ник мате­ри­ал или нет. И, конеч­но, в Рос­сии осо­бен­но рас­про­стра­не­ны плат­фор­мы с тести­ро­ва­ни­я­ми, кото­рые помо­га­ют под­го­то­вить­ся к ЕГЭ. Напри­мер, Экза­мер сов­ме­ща­ет адап­тив­ные тех­но­ло­гии и тести­ро­ва­ния. При реги­стра­ции на плат­фор­ме поль­зо­ва­тель отве­ча­ет на вопро­сы, а систе­ма опре­де­ля­ет уро­вень его под­го­тов­ки и под­би­ра­ет инди­ви­ду­аль­ный учеб­ный план.

Экза­мер состав­ля­ет инди­ви­ду­аль­ную учеб­ную про­грам­му. Скрин­шот сай­та про­ек­та.

Технологии смешанного обучения

Мето­ди­ка похо­жа на пере­вер­ну­тый класс. Вме­сто тео­ре­ти­че­ских заня­тий сту­ден­ты про­хо­дят онлайн-курс. А прак­ти­че­ские семи­на­ры пре­по­да­ва­тель ведет в уни­вер­си­те­те. Иссле­до­ва­те­ли Цен­тра социо­ло­гии выс­ше­го обра­зо­ва­ния Инсти­ту­та обра­зо­ва­ния НИУ ВШЭ про­ве­ли экс­пе­ри­мент по внед­ре­нию мас­со­вых откры­тых онлайн-кур­сов в обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов. Уче­ни­ков раз­де­ли­ли на три груп­пы. Все они слу­ша­ли один и тот же курс в раз­ных фор­ма­тах: тра­ди­ци­он­ном, онлайн и сме­шан­ном. Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что фор­мат обу­че­ния не вли­я­ет на успе­ва­е­мость. При этом сами сту­ден­ты недо­воль­ны толь­ко онлайн-фор­ма­том и пред­по­чи­та­ют тра­ди­ци­он­ный или сме­шан­ный фор­мат обу­че­ния.

Виртуальная и дополненная реальности

«VR не дает каких-то осо­бых зна­ний. Для исполь­зо­ва­ния этой тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии нуж­но поку­пать очень доро­гое обо­ру­до­ва­ние. Те же шко­лы поз­во­лить себе такое не могут. Есть кар­тон­ные очки. Но раз­ра­бот­чи­ки VR-при­ло­же­ний, с кото­ры­ми я обща­лась, счи­та­ют, что ими луч­ше не поль­зо­вать­ся – каче­ство изоб­ра­же­ния силь­но хро­ма­ет. Пока обыч­ные обу­ча­ю­щие игры намно­го эффек­тив­нее и доступ­нее. А VR – доро­гая игруш­ка и раз­вле­че­ние. Пока­жут ребен­ку пла­не­ты – и что? Он не запом­нит быст­рее, где Марс и Вене­ра. Оста­нет­ся толь­ко вос­по­ми­на­ние, как он класс­но про­вел вре­мя», – счи­та­ет Али­са Без­ман.

Еще по теме: VR про­тив учеб­ни­ков: какие тех­но­ло­гии меня­ют обра­зо­ва­ние

Игры

Раз­ра­бот­чи­ки обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов ста­ра­ют­ся добав­лять в них гей­ми­фи­ци­ро­ван­ные эле­мен­ты. В основ­ном это бей­джи – вир­ту­аль­ные награ­ды, кото­рые уче­ник полу­ча­ет за какие-либо дости­же­ния, напри­мер, за то, что про­шел учеб­ный модуль или успеш­но сдал тест. Это сти­му­ли­ру­ет поль­зо­ва­те­ля не бро­сать обу­че­ние, а доби­вать­ся новых резуль­та­тов. Есть и пол­но­стью игро­вые обу­ча­ю­щие про­ек­ты. While True: Learn () – симу­ля­тор жиз­ни спе­ци­а­ли­ста по машин­но­му обу­че­нию, кото­рый созда­ет и обу­ча­ет ней­рон­ные сети. Игро­ку надо тре­ни­ро­вать искус­ствен­ный интел­лект, исполь­зо­вать визу­аль­ное про­грам­ми­ро­ва­ние, устра­и­вать­ся на рабо­ту и мно­гое дру­гое. Есть хоро­ший сти­мул выпол­нять все эти зада­ния – у спе­ци­а­ли­ста по машин­но­му обу­че­нию дома живет котик. Его надо накор­мить, а за выпол­нен­ную рабо­ту игра начис­ля­ет вир­ту­аль­ные день­ги на покуп­ку еды. Кста­ти, в игру while True: Learn () уже игра­ют уче­ни­ки гим­на­зии № 210 в Ека­те­рин­бур­ге.

while True: Learn () игра помо­га­ет осво­ить машин­ное обу­че­ние. Скрин­шот игры.

Образовательные гуманитарные проекты

Ника­ких кур­сов, тестов или зада­ний. Зада­ча таких про­ек­тов – про­све­ще­ние, а не про­вер­ка зна­ний. Но при этом их так­же мож­но отне­сти к обра­зо­ва­тель­ным тех­но­ло­ги­ям. Хоро­ший при­мер – про­ект «1917. Сво­бод­ная исто­рия». Собы­тия 1917 года были пред­став­ле­ны в фор­ма­те лен­ты соци­аль­ных сетей, а раз­ные исто­ри­че­ские пер­со­на­жи писа­ли посты и ком­мен­та­рии от пер­во­го лица. Есть так­же обра­зо­ва­тель­ный про­ект о рус­ской лите­ра­ту­ре «Пол­ка», кото­рый рас­ска­зы­ва­ет о 108 глав­ных кни­гах в исто­рии рус­ской лите­ра­ту­ры, и про­све­ти­тель­ский пор­тал Арза­мас, посвя­щен­ный исто­рии куль­ту­ры.