3 совета, как нескучно провести урок для школьников

«Урок НТИ — Естественный интеллект» создан, чтобы показать школьникам, зачем нужно изучать естественные науки. Фото Shutterstock.
«Урок НТИ — Есте­ствен­ный интел­лект» создан, что­бы пока­зать школь­ни­кам, зачем нуж­но изу­чать есте­ствен­ные нау­ки. Фото Shutterstock.

Все чаще люди дела­ют упор на допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние, а к шко­ле отно­сят­ся, как к фор­маль­ной струк­ту­ре, необ­хо­ди­мой для полу­че­ния атте­ста­та и сда­чи ЕГЭ. В этом уве­рен Денис Курек, руко­во­ди­тель ком­па­нии Future Biotech, соор­га­ни­за­тор про­ек­та Лига Зна­ний «Есте­ствен­ный интел­лект». Он рас­ска­зал жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой, как сто­ит давать новые зна­ния школь­ни­кам, инте­ре­сы кото­рых намно­го шире, чем еже­днев­ные реше­ния сбор­ни­ка ЕГЭ.

Уходить от теории в практику

Обыч­но в шко­лах тео­рии зна­чи­тель­но боль­ше, чем прак­ти­ки. Но мате­ри­ал луч­ше усва­и­ва­ет­ся, когда чело­век пред­став­ля­ет, как новые зна­ния могут ему при­го­дить­ся. Допу­стим, уче­ник не пла­ни­ру­ет свя­зы­вать свою жизнь с хими­ей и счи­та­ет, что она нико­гда ему не пона­до­бит­ся. Одна­ко зна­ния в обла­сти химии необ­хо­ди­мы даже в быто­вых ситу­а­ци­ях. Тот же уче­ник идет в мага­зин и поку­па­ет пач­ку соли, на кото­рой мар­ке­то­ло­ги напи­са­ли, что она содер­жит натрий и хлор, и это яко­бы улуч­ша­ет ее свой­ства. Но это лишь реклам­ная улов­ка. Если бы поку­па­тель знал химию, то сра­зу бы понял это. Базо­вые зна­ния о химии нуж­ны, что­бы как мини­мум не попа­дать в такие ловуш­ки. 

«Сей­час все боль­ше ста­но­вит­ся акту­аль­ным исполь­зо­ва­ние прак­ти­че­ско­го под­хо­да в обу­че­нии и раз­ви­тии есте­ствен­но­на­уч­ной гра­мот­но­сти сре­ди школь­ни­ков. С этой же целью в 2017 году мы с ком­па­ни­ей Bayer запу­сти­ли про­ект Лига Зна­ний «Есте­ствен­ный интел­лект». Это мно­го­уров­не­вая онлайн-игра, кото­рая направ­ле­на на попу­ля­ри­за­цию есте­ствен­ных наук». Денис Курек

Связывать уроки с возможностью выбора профессии

Клас­си­че­ские уро­ки в обла­сти есте­ствен­ных наук не все­гда дают пред­став­ле­ние о той или иной про­фес­сии. Если допол­нить заня­тия по химии, напри­мер, зада­ни­я­ми из меди­ци­ны, уче­ник полу­чит новые зна­ния и прак­ти­че­ские навы­ки. А еще пред­став­ле­ние о том, чем он хочет или точ­но не хочет зани­мать­ся по жиз­ни. И не тра­тить 5–6 лет на про­фес­сию, по кото­рой потом не будет рабо­тать. 

«Есть боль­шое коли­че­ство про­грамм и ини­ци­а­тив, кото­рые помо­га­ют учи­те­лям спра­вить­ся с этой зада­чей. В этом году в рам­ках Лиги Зна­ний сов­мест­но с Олим­пи­а­дой круж­ко­во­го дви­же­ния НТИ раз­ра­бо­тан спе­ци­аль­ный «Урок НТИ – Есте­ствен­ный интел­лект» для про­ве­де­ния в шко­лах, начи­ная с вось­мых клас­сов. Любой учи­тель может зай­ти на сайт олим­пи­а­ды и полу­чить пакет мето­ди­че­ских и дидак­ти­че­ских мате­ри­а­лов для про­ве­де­ния уро­ка по био­ло­гии, химии, гео­гра­фии и физи­ке. Под­го­тов­лен­ные мате­ри­а­лы поз­во­ля­ют озна­ко­мить уче­ни­ков с раз­ны­ми про­фес­си­я­ми и попро­бо­вать свои силы в реше­нии реаль­ных тех­но­ло­ги­че­ских задач». Денис Курек

Проводить уроки, которые готовят к ЕГЭ эффективно

Мож­но бес­ко­неч­но заучи­вать фор­му­лы, но если один раз уви­деть хими­че­скую реак­цию, воз­мож­но, ниче­го и не при­дет­ся зуб­рить. На прак­ти­че­ском при­ме­ре при­дет пони­ма­ние того, как про­ис­хо­дят те или иные про­цес­сы. Это суще­ствен­но эко­но­мит вре­мя, кото­рое мож­но потра­тить на более инте­рес­ные вещи, чем зуб­реж­ка. Заня­тия, где ЕГЭ раз­би­ра­ют толь­ко бес­ко­неч­но решая зада­чи, скуч­ны. И после сда­чи экза­ме­на в голо­ве оста­нет­ся мало из заучен­но­го, если оно непо­нят­но на прак­ти­ке и не заин­те­ре­со­ва­ло.

Еще по теме: Видео­урок Теп­ли­цы: как создать онлайн-курс или най­ти бес­плат­ный на плат­фор­ме Stepik.org

Рас­ти­тель­ное мас­ло «без холе­сте­ри­на» часто про­да­ет­ся по завы­шен­ной цене. Но если мы вспом­ним школь­ную био­ло­гию, холе­сте­рин при­сут­ству­ет толь­ко в жирах живот­но­го про­ис­хож­де­ния, а зна­чит, в под­сол­неч­ном, олив­ко­вом или куку­руз­ном мас­ле его быть не может. Есть еще ряд вещей из школь­ной про­грам­мы, на кото­рые мы зря не обра­ща­ем вни­ма­ние. Кто-то не зна­ет, как сов­ме­сти­мы меж­ду собой груп­пы кро­ви. Или мно­гих ста­вит в тупик про­стой вопрос, поче­му бен­зин нель­зя тушить водой. Хотя в осно­ве лежит про­стой физи­че­ский прин­цип – плот­ность бен­зи­на мень­ше плот­но­сти воды, поэто­му при туше­нии водой бен­зин под­ни­мет­ся на поверх­ность воды и будет про­дол­жать гореть. Этот про­стой факт может спа­сти ваше иму­ще­ство или даже жизнь.

Поэто­му мето­ди­сты Олим­пи­а­ды круж­ко­во­го дви­же­ния НТИ раз­ра­бо­та­ли «Урок НТИ – Есте­ствен­ный интел­лект», что­бы пока­зать школь­ни­кам, для чего нуж­но изу­чать есте­ствен­ные нау­ки. А что­бы при­влечь вни­ма­ние уче­ни­ков, при созда­нии мате­ри­а­лов исполь­зо­ва­лись нестан­дарт­ные под­хо­ды, напри­мер, эле­мен­ты гей­ми­фи­ка­ции. На уро­ке школь­ни­ки озна­ко­мят­ся с интел­лек­ту­аль­ной онлайн-игрой Лига Зна­ний «Есте­ствен­ный интел­лект». Уча­стие в игре помо­га­ет в интер­ак­тив­ной фор­ме полу­чить зна­ния о есте­ствен­ных нау­ках.

Еще по теме: