Как говорить с детьми об экологии: практичные задания и советы

Детям нужно рассказывать об экологии в игровой форме. Фото Shutterstock.
Детям нуж­но рас­ска­зы­вать об эко­ло­гии в игро­вой фор­ме. Фото Shutterstock.

Выло­вить пла­стик в оке­ане, пере­стать поль­зо­вать­ся одно­ра­зо­вы­ми паке­та­ми и бутыл­ка­ми, закрыть мусор­ные поли­го­ны – это то, что нуж­но сде­лать сей­час, что­бы сокра­тить тот вред, кото­рый уже нане­сен при­ро­де. Этот этап неиз­бе­жен. Но дети не долж­ны толь­ко решать суще­ству­ю­щие эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы. Они долж­ны стро­ить новое обще­ство, кото­рое будет жить в гар­мо­нии с окру­жа­ю­щим миром. Как гово­рить с детьми об эко­ло­гии и вос­пи­тать ответ­ствен­ных взрос­лых, жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой рас­ска­за­ла Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на, коор­ди­на­тор про­ек­та Экокласс.рф

Не быть разгребателями

Сего­дня люди пыта­ют­ся решить те эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы, кото­рые уже суще­ству­ют. «Важ­но, что­бы дети были не про­сто раз­гре­ба­те­ля­ми. Они долж­ны созда­вать изна­чаль­но устой­чи­вое обще­ство, когда вырас­тут», – гово­рит Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на. Основ­ная зада­ча эко­про­све­ще­ния – научить детей, как стро­ить свою жизнь и жизнь обще­ства так, что­бы не нано­сить вред при­ро­де. Напри­мер, нуж­но не толь­ко учить детей раз­дель­но­му сбо­ру втор­сы­рья, но и сра­зу рас­ска­зы­вать о разум­ном потреб­ле­нии, кото­рое помо­га­ет сокра­тить коли­че­ство отхо­дов.

В эко­ло­ги­че­ском обра­зо­ва­нии мож­но выде­лить несколь­ко эта­пов.

  • Рас­сказ об эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах, кото­рые уже суще­ству­ют. Детям нуж­но объ­яс­нить, что про­ис­хо­дит в мире. И пока­зать, как при­выч­ные быто­вые дей­ствия могут нано­сить вред при­ро­де. 

  • Вто­рой этап – зна­ком­ство с инстру­мен­та­ми по реше­нию суще­ству­ю­щих эко­ло­ги­че­ских про­блем. Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на уве­ре­на, что чув­ство сопри­част­но­сти к при­ро­де у детей есть на инстинк­тив­ном уровне. Им не надо объ­яс­нять, зачем нуж­но любить при­ро­ду. Намно­го важ­нее пока­зать аль­тер­на­тив­ные вари­ан­ты пове­де­ния и то, как мож­но изме­нить при­выч­ки.

  • И нако­нец, пере­строй­ка созна­ния на предот­вра­ще­ние эко­ло­ги­че­ских про­блем. Детям нуж­но объ­яс­нить, как дол­жен выгля­деть гар­мо­нич­ный мир буду­ще­го. Для это­го им необ­хо­ди­мо пока­зы­вать пре­иму­ще­ства ново­го обра­за жиз­ни перед суще­ству­ю­щим.

Разговор о полигонах

Детям важ­но узна­вать об эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах не толь­ко на сло­вах. Луч­ше все­го пока­зы­вать им фото­гра­фии, видео­ро­ли­ки. Мож­но даже зна­ко­мить их со ста­ти­сти­че­ски­ми дан­ны­ми, но делать это в понят­ной нагляд­ной фор­ме. Напри­мер, гово­рить, что еже­се­кунд­но в мире выру­ба­ет­ся пло­щадь лесов, срав­ни­мая с фут­боль­ным полем. 

Еще по теме: «Пусть горит там что попа­ло, лишь бы не было вой­ны»

Надо гово­рить и о более локаль­ных про­бле­мах. Напри­мер, о мусор­ных поли­го­нах. Дети тоже заме­ча­ют обще­ствен­ные вол­не­ния. Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на сове­ту­ет объ­яс­нять, поче­му так про­ис­хо­дит. И рас­ска­зы­вать, какие есть вари­ан­ты реше­ния. Что раз­дель­ный сбор и пере­ра­бот­ка луч­ше сжи­га­ния – пока­зы­вать аль­тер­на­тив­ные пози­тив­ные выхо­ды. При этом луч­ше все­го не читать лек­ции, а общать­ся, стро­ить диа­лог. Спра­ши­вать у детей, что они сами об этом дума­ют, какие видят реше­ния про­блем. 

«У меня была ситу­а­ция, когда дети гово­ри­ли мне, что сжи­га­ние – это и есть та же самая пере­ра­бот­ка. Тогда я ста­ла их спра­ши­вать, а во что имен­но, по их мне­нию, мы пере­ра­ба­ты­ва­ем втор­сы­рье при этом спо­со­бе ути­ли­за­ции. Я так­же попро­си­ла их заду­мать­ся, как обез­вре­дить диок­си­ны, кото­рые появ­ля­ют­ся при сжи­га­нии, и куда девать ток­сич­ную смо­лу? Дети сра­зу пони­ма­ют, что все не так про­сто, как может пока­зать­ся на пер­вый взгляд, и сами при­хо­дят к новым выво­дам». Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на

Спасти мир в школе 

Зна­ко­мить детей с эко­ло­ги­ей луч­ше все­го в игро­вой фор­ме. Имен­но на раз­ных интер­ак­тив­ных фор­ма­тах и стро­ят­ся все эко­уро­ки. Доступ к мате­ри­а­лам могут полу­чить не толь­ко учи­те­ля, но и роди­те­ли, кото­рые хотят зани­мать­ся с детьми дома инди­ви­ду­аль­но. Одна­ко Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на уве­ре­на, что кол­лек­тив­ные заня­тия важ­ны – так про­ще все­го объ­яс­нить, поче­му люди долж­ны объ­еди­нять­ся для реше­ния эко­ло­ги­че­ских про­блем.

«Невоз­мож­но прий­ти в зеле­ное буду­щее одно­му. Необ­хо­ди­мо объ­еди­не­ние всех сил и сфер. Напри­мер, в одном из уро­ко­в­де­ти делят­ся на груп­пы и берут на себя раз­ные роли – биз­не­са, обще­ства и госу­дар­ства. И пред­ла­га­ют реше­ние какой-либо мусор­ной про­бле­мы с точ­ки зре­ния зани­ма­е­мой ими роли. А потом идут по пути объ­еди­не­ния уси­лий и спа­са­ют мир вме­сте». Эль­ви­ра Зина­тул­ли­на

Есть пре­иму­ще­ства и у эко­уро­ков, кото­рые роди­те­ли сами про­во­дят дома для сво­их детей. На пор­та­ле про­ек­та для ска­чи­ва­ния доступ­ны все мате­ри­а­лы – мож­но изу­чить мето­ди­че­ские посо­бия к каж­до­му заня­тию и рас­пе­ча­тать зада­ния. Зато сра­зу после тео­рии роди­те­лям намно­го лег­че перей­ти к прак­ти­ке, чем учи­те­лю.

Задания для детей

  • Рас­ска­зать, зачем нуж­но эко­но­мить элек­три­че­ство. И накле­ить рядом с выклю­ча­те­ля­ми и розет­ка­ми напо­ми­на­ния о том, что свет и элек­тро­при­бо­ры надо выклю­чать. Так­же мож­но вме­сте схо­дить в мага­зин и купить энер­го­сбе­ре­га­ю­щие лам­поч­ки.

  • Объ­яс­нить, зачем нужен раз­дель­ный сбор втор­сы­рья. Дать ребен­ку несколь­ко кон­тей­не­ров и попро­сить раз­ло­жить втор­сы­рье по фрак­ци­ям. Так­же хоро­шо купить мно­го­ра­зо­вую бутыл­ку и давать воду в шко­лу толь­ко в ней. А если все-таки при­дет­ся купить пла­сти­ко­вую бутыл­ку, то не выбра­сы­вать ее после исполь­зо­ва­ния, а сдать в пере­ра­бот­ку. 

При­мер зада­ний, кото­рые так­же мож­но ска­чать на сай­те про­ек­та «Эко­класс».

  • Пого­во­рить про эко­но­мию вод­ных ресур­сов. Вме­сте налить в чай­ник немно­го воды и пока­зать, что она быст­ро заки­па­ет. Объ­яс­нить, что ради одной чаш­ки чая не надо наби­рать пол­ный чай­ник, так эко­но­мит­ся вода и элек­три­че­ство. 

  • Так­же мож­но най­ти деся­ти­лит­ро­вое вед­ро и пока­зать ребен­ку, сколь­ко воды отправ­ля­ет­ся в кана­ли­за­цию, пока он чистит зубы. И объ­яс­нить, что кран нуж­но закры­вать, что­бы не тра­тить ресур­сы впу­стую.

  • Научить ребен­ка не бро­сать мусор на зем­лю. Для это­го мож­но пре­вра­тить поиск урны в мис­сию и игру. Вклю­чить суперв­ни­ма­ние и огля­ды­вать окрест­но­сти супер­взгля­дом в поис­ках урны. Сосчи­тать, сколь­ко шагов до бли­жай­шей урны. Спра­ши­вать встреч­ных про­хо­жих, не виде­ли ли они урну. Нари­со­вать мелом на асфаль­те стре­лоч­ки-под­сказ­ки, что­бы дру­гие тоже мог­ли най­ти урну. 

  • Пого­во­рить про разум­ное потреб­ле­ние. Най­ти дома сло­ман­ные вещи и вме­сте почи­нить их. Или най­ти в Интер­не­те вари­ан­ты поде­лок, кото­рые мож­но сма­сте­рить из ста­рых вещей.

Боль­ше гото­вых интер­ак­тив­ных эко­уро­ков по раз­ным темам вы може­те най­ти на сай­те Экокласс.рф

Еще мате­ри­а­лы по теме: