Алексей Полехин: IT становится популярнее, доступнее и дружелюбнее

Алексей Полехин: любое программирование – это не что иное, как построение алгоритмов. Этим мы занимаемся каждый день. Фото: sk.ru.
Алек­сей Поле­хин: любое про­грам­ми­ро­ва­ние – это не что иное, как постро­е­ние алго­рит­мов. Этим мы зани­ма­ем­ся каж­дый день. Фото: sk.ru.

Стрем­ле­ние к посто­ян­но­му раз­ви­тию – внут­рен­ний инстинкт любо­го совре­мен­но­го чело­ве­ка. Так счи­та­ет Алек­сей Поле­хин, руко­во­ди­тель направ­ле­ния «Про­грам­ми­ро­ва­ние» в онлайн-уни­вер­си­те­те «Нето­ло­гии». Экс­перт рас­ска­зал жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Юлии Кален­ко­вой, поче­му IT важ­но осва­и­вать в любом воз­расте и как попасть в тон­нель вовле­чен­но­сти.

– Алексей, расскажите, как формируется линейка курсов у «Нетологии», это запрос рынка или, например, пожелания студентов?

– Любая линей­ка наших кур­сов – это некая про­ек­ция отрас­ли. Мы смот­рим, какие спе­ци­а­ли­сты вос­тре­бо­ва­ны на рын­ке, затем рас­кла­ды­ва­ем их ком­пе­тен­ции на skill set (набор навы­ков. – Прим. ред.) и уже после это­го фор­ми­ру­ем обра­зо­ва­тель­ные моду­ли.

Каж­дую про­грам­му мы оце­ни­ва­ем не толь­ко с точ­ки зре­ния сво­е­го потен­ци­а­ла, но и с пози­ции тех вакан­сий и резю­ме, кото­рые попа­ли в поле наше­го зре­ния. Если гово­рить о про­грам­ми­ро­ва­нии, важ­но учи­ты­вать попу­ляр­ность язы­ков – какой из них нужен рабо­то­да­те­лям.

Еще по теме: Порт­рет кан­ди­да­та: кого ищут и сколь­ко пла­тят в IT?

Про­стой при­мер: у нас уже дав­но суще­ству­ет курс по раз­ра­бот­ке под Android. И как толь­ко Google сде­лал Kotlin основ­ным язы­ком про­грам­ми­ро­ва­ния для раз­ра­бот­ки при­ло­же­ний на Android, мы доба­ви­ли в про­грам­му соот­вет­ству­ю­щие моду­ли. Имен­но для того, что­бы наши выпуск­ни­ки соот­вет­ство­ва­ли акту­аль­ным тре­бо­ва­ни­ям рабо­то­да­те­лей. Это каса­ет­ся любых новых биб­лио­тек и фрейм­вор­ков, кото­рые появ­ля­ют­ся на рын­ке.

– А как проводится анализ рынка, кроме мониторинга рекрутинговых сайтов, как узнать, кто сейчас нужен в IT-сфере?

– Вер­но, во-пер­вых, сто­ит посмот­реть рекру­тин­го­вые сай­ты. Во-вто­рых, нуж­но пого­во­рить с пред­ста­ви­те­ля­ми биз­не­са. Жела­тель­но лич­но – про­ве­дя обсто­я­тель­ное интер­вью с руко­во­ди­те­лем отде­ла раз­ра­бот­ки. С боль­шой веро­ят­но­стью его отве­ты будут про­ек­ци­ей на всю отрасль. Потреб­ность в спе­ци­а­ли­стах на рын­ке у нас отсле­жи­ва­ет Центр раз­ви­тия карье­ры.

В‑третьих, в про­грам­ми­ро­ва­нии суще­ству­ют откры­тые рей­тин­ги попу­ляр­но­сти тех или иных язы­ков, а так­же вос­тре­бо­ван­но­сти тех или иных спе­ци­а­ли­стов. Эти дан­ные поз­во­ля­ют отсле­жи­вать ситу­а­цию и оста­вать­ся в кур­се трен­дов.

– Насколько сложно новичкам освоить IT?

– Суще­ству­ет заблуж­де­ние, что есть мате­ма­ти­че­ский склад ума, а есть гума­ни­тар­ный. Одним одно, дру­гим дру­гое. Но на самом деле любое про­грам­ми­ро­ва­ние – это не что иное, как постро­е­ние алго­рит­мов. Этим мы зани­ма­ем­ся каж­дый день, сами того не подо­зре­вая, напри­мер, состав­ляя текст или спо­ря с кем-либо. А что будет, если сде­лать вот так? А если вот так? И так несколь­ко цик­лов.

Мате­ма­ти­ка нуж­на там, где раз­ра­бот­ка каса­ет­ся высо­ко­тех­но­ло­гич­ных сфер. Это моде­ли­ро­ва­ние, ана­ли­ти­че­ские систе­мы, машин­ное обу­че­ние. Если вы дела­е­те сайт, про­стые ката­ло­ги, при­ло­же­ния или реклам­ные кам­па­нии, хва­тит школь­ной про­грам­мы. Как раз с при­ло­же­ний и игр мно­гие и начи­на­ют, а даль­ше нахо­дят для себя дру­гие тра­ек­то­рии раз­ви­тия.

Как проходят занятия в кампусе "Нетологии". Фото: netology.ru.
Как про­хо­дят заня­тия в кам­пу­се «Нето­ло­гии». Фото: netology.ru.

Резю­ми­рую: есть ряд сте­рео­ти­пов на рын­ке и мас­са кей­сов, их опро­вер­га­ю­щих. Напри­мер, исто­рия наше­го сту­ден­та Сер­гея Кунд­рю­ко­ва. Его путь в IT начал­ся в 26 лет. На тот момент у него был диплом вете­ри­на­ра, опыт рабо­ты в ресто­ран­ной сфе­ре и мар­ке­тин­ге. Оце­нив свои навы­ки, он решил стать фрон­тенд-раз­ра­бот­чи­ком. Впо­след­ствии Сер­гей полу­чил долж­ность в Epam Systems. Онлайн-обра­зо­ва­ние зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти.

Миро­вой рынок EdTech, объ­ем кото­ро­го сего­дня равен $165 мил­ли­ар­дам, еже­год­но будет уве­ли­чи­вать­ся более чем на 5%. Одним из наи­бо­лее быст­ро­рас­ту­щих реги­о­наль­ных рын­ков в онлайн-обра­зо­ва­нии ста­ла Восточ­ная Евро­па, а ее лиде­ром – Рос­сия. Экс­пер­ты утвер­жда­ют, что сред­не­го­до­вой рост рос­сий­ско­го онлайн-обра­зо­ва­ния в бли­жай­шие пять лет соста­вит 20%. Из иссле­до­ва­ния рос­сий­ско­го рын­ка онлайн-обра­зо­ва­ния и обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий.

Есть еще один важ­ный нюанс. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство совре­мен­ных язы­ков раз­ра­бот­ки посто­ян­но акту­а­ли­зи­ру­ют­ся, ста­но­вясь более дру­же­люб­ны­ми к поль­зо­ва­те­лям. Напри­мер, Android Studio или Xcode пре­вра­ща­ют про­грам­ми­ро­ва­ние из напи­са­ния кода в настрой­ку бло­ков с опре­де­лен­ны­ми пара­мет­ра­ми. Чем про­ще, тем лег­че осво­ить.

– Обращают ли работодатели внимание на то, какое образование у кандидата – онлайн, офлайн, подтверждается ли оно дипломом?

– Боюсь, сей­час на рын­ке нет еди­но­го стан­дар­та дипло­мов. Поэто­му рабо­то­да­те­ли при най­ме моло­дых спе­ци­а­ли­стов про­во­дят свои испы­та­ния, что­бы объ­ек­тив­но оце­нить навы­ки кан­ди­да­тов.

Cлож­но гово­рить о еди­ных стан­дар­тах под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов. Пото­му «Нето­ло­гия», так же, как Skillbox, Geekbrains, Skill Factory, начи­на­ла как узко­про­фес­си­о­наль­ная шко­ла. Мы гото­ви­ли исклю­чи­тель­но мар­ке­то­ло­гов, Geekbrains – исклю­чи­тель­но про­грам­ми­стов, Skillbox – дизай­не­ров.

Потом шко­ла наби­ра­ет обо­рот, появ­ля­ет­ся мно­го сту­ден­тов, у кото­рых раз­лич­ные цели – тру­до­устрой­ство, повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции, поиск еди­но­мыш­лен­ни­ков. Гра­ни­цы так или ина­че раз­мы­ва­ют­ся.

Про­грам­ми­ро­ва­ние хоро­шо иллю­стри­ру­ет эту ситу­а­цию: у нас учат­ся мамы в декре­те и ребя­та, кото­рым про­сто нуж­но тре­ни­ро­вать свои моз­ги. Они вряд ли ста­вят себе цель стать раз­ра­бот­чи­ка­ми, но полу­ча­ют необ­хо­ди­мые зна­ния, навы­ки и соот­вет­ствен­но дипло­мы.

– Как развивается карьера выпускников, какие возможности трудоустройства есть у студентов онлайн-курсов?

– У «Нето­ло­гии» есть центр раз­ви­тия карье­ры: с одной сто­ро­ны, он зани­ма­ет­ся мони­то­рин­гом рын­ка, а с дру­гой – созда­ет парт­нер­ские про­грам­мы и тру­до­устра­и­ва­ет сту­ден­тов. Напри­мер, Аль­фа-Банк помог нам создать курс для тести­ров­щи­ков про­грамм­но­го обес­пе­че­ния.

В кам­пу­се «Нето­ло­гии» про­хо­дят лек­ции, мастер-клас­сы, мита­пы и дело­вые встре­чи. Видео кана­ла netology.ru.

Мы соби­ра­ем вакан­сии, дого­ва­ри­ва­ем­ся о ста­жи­ров­ках наших сту­ден­тов и помо­га­ем им выхо­дить на рынок уже с каче­ствен­ны­ми резю­ме и гото­вы­ми к собе­се­до­ва­ни­ям. У нас есть бир­жа про­ек­тов и задач, где появ­ля­ют­ся про­ек­ты от парт­не­ров «Нето­ло­гии», а так­же Закры­тый клуб выпуск­ни­ков – для тех ребят, кото­рые при­ло­жи­ли мак­си­мум уси­лий на кур­се.

«Наш пико­вый пока­за­тель – тру­до­устрой­ство либо ста­жи­ров­ка одно­го выпуск­ни­ка в день. Сей­час поток уче­ни­ков стал боль­ше, и этот пока­за­тель чуть сни­зил­ся, но при­мер­но 20–25 чело­век в месяц точ­но через нас нахо­дят ста­жи­ров­ки или тру­до­устрой­ство. Оче­вид­но, что здесь все зави­сит не толь­ко от нас, но и от самих сту­ден­тов. У кого-то меня­ют­ся при­о­ри­те­ты или появ­ля­ют­ся дру­гие цели, это нор­маль­но». Алек­сей Поле­хин

– Кто посещает ваши курсы, насколько школьники вовлечены в изучение программирования?

– По ста­ти­сти­ке, до 10% уче­ни­ков в «Нето­ло­гии» – это сту­ден­ты и мамы в декре­те, школь­ни­ки в нашу основ­ную целе­вую ауди­то­рию не вхо­дят, но для них у нас тоже есть инте­рес­ные про­грам­мы. Напри­мер, мы дела­ли парт­нер­ские про­ек­ты с «Фокс­фор­дом» (онлайн-шко­ла и пер­со­наль­ные репе­ти­то­ры по скай­пу для 3–11‑х клас­сов. – Прим. ред.) и Edmarket (круп­ней­шая в Рос­сии кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная EdTech. – Прим. ред.). Разу­ме­ет­ся, здесь важ­но адап­ти­ро­вать кур­сы: как мини­мум мы сокра­ща­ли вре­мя заня­тий, как мак­си­мум меня­ли всю стра­те­гию ком­му­ни­ка­ции.

Еще по теме: ЕГЭ про­тив тех­но­ло­гий: как школь­ни­ки пишут чат-ботов и соби­ра­ют дро­ны

Недав­но мы запу­сти­ли про­грам­му «Старт в про­грам­ми­ро­ва­нии»: ребя­та за две неде­ли пишут свою первую бра­у­зер­ную игру. В пер­вом набо­ре было 230 чело­век, из них око­ло 30 школь­ни­ки до 15 лет. Это для нас хоро­ший инди­ка­тор того, что дети тянут­ся к обра­зо­ва­нию и к про­грам­ми­ро­ва­нию в част­но­сти. Цена тако­го кур­са была ниже, чем на наши основ­ные про­дук­ты, и я счи­таю, это пра­виль­но. Такие про­грам­мы нуж­но делать доступ­нее для школь­ни­ков.

Сей­час сте­пень увле­чен­но­сти детей силь­но отли­ча­ет­ся от той, кото­рая была 10–20 лет назад. Воз­мож­но­сти для само­сто­я­тель­но­го изу­че­ния про­грам­ми­ро­ва­ния так­же рас­ши­ри­лись. Пони­ма­ние основ про­грам­ми­ро­ва­ния ста­но­вит­ся новым обя­за­тель­ным зна­ни­ем для под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния. 

Зна­е­те, есть заме­ча­тель­ная кни­га «Хомо Деус: Крат­кая исто­рия зав­траш­не­го дня» напи­сан­ная Юва­лем Ноем Хара­ри, про­фес­со­ром Еврей­ско­го уни­вер­си­те­та в Иеру­са­ли­ме. Автор выдви­га­ет гипо­те­зу о том, что выжи­вут те поко­ле­ния, кото­рые будут задей­ство­ва­ны исклю­чи­тель­но в двух сфе­рах: био­ин­жи­ни­ринг и IT. Все осталь­ные отрас­ли будут авто­ма­ти­зи­ро­ва­ны. По-мое­му, инте­рес­ный про­гноз.

– С чего начать ребятам, если они действительно хотят связать свою жизнь с программированием?

– Если мы гово­рим про детей до 10 лет, есть огром­ное коли­че­ство кру­тых круж­ков по робо­то­тех­ни­ке. Они поз­во­ля­ют соста­вить пер­вое пред­став­ле­ние о том, что такое про­грам­ми­ро­ва­ние. Если гово­рить про ребят постар­ше, сто­ит обра­тить вни­ма­ние на кон­струк­то­ры, осно­ван­ные на про­грам­ми­ро­ва­нии. Так­же, я думаю, детей запро­сто может увлечь исто­рия про раз­ра­бот­ку игр или интер­фей­сов. Сде­лать сайт или мобиль­ное при­ло­же­ние вполне смо­жет под­ро­сток 10–15 лет.

Еще по теме: Создать мар­со­бо­та и осво­ить Python: луч­шие IT-кур­сы для детей

Очень кру­тые про­ек­ты дела­ет Lego. У них, напри­мер, есть кон­струк­тор, для кото­ро­го созда­но при­ло­же­ние, где ребе­нок может напи­сать код. Он, конеч­но, боль­ше похож про­сто на алго­ритм, но это все дает понять, что зна­чит «запро­грам­ми­ро­вать». Это для детей до 5 лет – уже в этом воз­расте мож­но под­дер­жи­вать инте­ре­сы ребен­ка и помо­гать ему в изу­че­нии про­стей­ших основ про­грам­ми­ро­ва­ния. 

Резю­ми­руя ответ, с чего сто­ит начи­нать: это при­ло­же­ния, веб-игры и сай­ты, робо­то­тех­ни­ка и любые совре­мен­ные кон­струк­то­ры с кон­трол­ле­ра­ми.

– Расскажите о повышении вовлеченности. Как сами ученики могут себя мотивировать, и как может заинтересовать онлайн-платформа, например, геймификацией?

– Гей­ми­фи­ка­ция в рам­ках плат­фор­мы под­ра­зу­ме­ва­ет не толь­ко игро­вой эффект, но и понят­ный, пред­ска­зу­е­мый сце­на­рий. Это, без­услов­но, важ­ный, но не опре­де­ля­ю­щий кри­те­рий. Пусть это будет пер­вый фак­тор, вто­рой – гра­мот­но выстро­ен­ная обра­зо­ва­тель­ная тра­ек­то­рия. Есть такое поня­тие, как «тон­нель вовле­чен­но­сти», это тер­мин из игро­вой инду­стрии.

Пред­ставь­те две оси: X – коли­че­ство уси­лий, кото­рые чело­век дол­жен при­ме­нить; Y – коли­че­ство зна­ний, кото­рые есть у это­го чело­ве­ка на дан­ном эта­пе. Что­бы чело­век дви­гал­ся по обра­зо­ва­тель­ной тра­ек­то­рии, по это­му тон­не­лю вовле­чен­но­сти, его объ­ем зна­ний дол­жен соот­вет­ство­вать реша­е­мой зада­че.

Зада­чи пред­ла­га­ют­ся сту­ден­ту доста­точ­но слож­ные, что­бы увлечь, но при этом выпол­ни­мые – у сту­ден­та доста­точ­но зна­ний и навы­ков, что­бы выпол­нить зада­ние. Если зада­чи будут слиш­ком лег­ки­ми, сту­дент быст­ро поте­ря­ет моти­ва­цию про­хо­дить уро­ки, посколь­ку здесь объ­яс­ня­ют то, что ему и так извест­но. Если слиш­ком слож­ны­ми – столк­нет­ся с бес­си­ли­ем и тоже вряд ли закон­чит обу­че­ние.

Тре­тий фак­тор вовле­чен­но­сти – пра­виль­ный под­бор мето­ди­че­ско­го мате­ри­а­ла. Уче­ник все­гда дол­жен пони­мать, каким обра­зом реша­ют­ся сто­я­щие перед ним зада­чи. Как толь­ко вы выпол­ня­е­те домаш­нее зада­ние, у вас про­ис­хо­дит выброс дофа­ми­на (дофа­мин – один из хими­че­ских фак­то­ров внут­рен­не­го под­креп­ле­ния, это часть «систе­мы воз­на­граж­де­ния» моз­га, отве­ча­ю­щая за про­цес­сы моти­ва­ции и обу­че­ния. – Прим. ред.). Это моти­ви­ру­ет на то, что­бы сде­лать сле­ду­ю­щий шаг.

Вспом­ни­те чув­ство, когда вы реши­ли зада­чу или сда­ли слож­ный про­ект, – вы гото­вы и даль­ше сво­ра­чи­вать горы. Сту­ден­ту в обу­че­нии нуж­но не столь­ко дости­же­ние цели, сколь­ко ощу­ще­ние соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти и роста.

Выпускники "Нетологии". Фото: netology.ru.
Выпуск­ни­ки «Нето­ло­гии». Фото: netology.ru.

Чет­вер­тый фак­тор – при­над­леж­ность к сооб­ще­ству. Чело­ве­ку важ­но чув­ство­вать свою при­част­ность к соци­у­му и его под­держ­ку. В уни­вер­си­те­те 4–5 меся­цев мы ниче­го не дела­ем, потом за 1–2 меся­ца начи­на­ет­ся этот безум­ный забег с дед­лай­на­ми и экза­ме­на­ми. Мы участ­ву­ем в этом забе­ге по одной при­чине – что­бы даль­ше опять ниче­го не делать, кро­ме того, что нахо­дить­ся вме­сте, в сре­де еди­но­мыш­лен­ни­ков.

При­част­ность к сооб­ще­ству – мощ­ный моти­ва­тор, про­буж­да­ю­щий в том чис­ле и дух сопер­ни­че­ства. К сло­ву, дед­лай­ны – так­же важ­ный фак­тор моти­ва­ции. Они рабо­та­ют на дис­ци­пли­ну. Еще два важ­ных момен­та, кото­рые во мно­гом опре­де­ля­ют сте­пень вовле­чен­но­сти уче­ни­ков, – это хариз­ма пре­по­да­ва­те­лей, а так­же ком­форт­ная нави­га­ция на плат­фор­ме.

А со сто­ро­ны чело­ве­ка, пожа­луй, толь­ко внут­рен­няя моти­ва­ция. Если ее нет, то любые ста­ра­ния со сто­ро­ны учи­те­лей, мен­то­ров и настав­ни­ков – это лишь вре­мен­ные реше­ния. Чело­ве­ку про­сто долж­но нра­вить­ся раз­ви­вать­ся – это внут­рен­ний инстинкт любо­го совре­мен­но­го чело­ве­ка.