«Кружок»: Нас интересует, в какое будущее верят люди

Преподаватели "Кружка" проводят школу журналистики в селе Сардаял. Фото предоставлено проектом (автор Лиза Кочергина).
Пре­по­да­ва­те­ли «Круж­ка» про­во­дят шко­лу жур­на­ли­сти­ки в селе Сар­да­ял. Фото предо­став­ле­но про­ек­том (автор Лиза Кочер­ги­на).

Тех­но­ло­гии откры­ва­ют рав­ный доступ к обра­зо­ва­нию. Дети и под­рост­ки из любо­го реги­о­на могут зай­ти в Интер­нет и полу­чить доступ к одним и тем же ресур­сам. Но есть ли в этом смысл без пони­ма­ния, зачем вооб­ще нуж­но раз­ви­вать­ся и узна­вать новое? Про­сто научить про­грам­ми­ро­ва­нию недо­ста­точ­но, рабо­та с про­бле­мой сво­бод­но­го раз­ви­тия лич­но­сти вопрос более мно­го­гран­ный. В этом уве­ре­ны созда­те­ли обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «Кру­жок» Сер­гей Нуга­ев и Алек­сандр Пат­лух. Они рас­ска­за­ли жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой, поче­му важ­но в первую оче­редь созда­вать сооб­ще­ства, а не про­сто делить­ся зна­ни­я­ми.

– Что изменилось после старта проекта? 

Сер­гей Нуга­ев: На заре «Круж­ка», два года назад, мы стар­то­ва­ли в Вот­кин­ске с учеб­ной про­грам­мой, акку­му­ли­ру­ю­щей прак­ти­че­ски все наши нара­бот­ки. За неде­лю хоте­ли про­ве­сти экс­курс в тех­но­ло­гии с совсем раз­ных сто­рон – и веб-раз­ра­бот­ка, и язык python в minecraft, и рабо­та с пла­та­ми. Про­грам­ма слу­чи­лась, но мы сра­зу поня­ли, что это совсем не профори­ен­та­ция и не сня­тие барье­ров перед тех­но­ло­ги­я­ми. Сту­ден­ты радо­ва­лись побе­дам, но чрез­мер­ная насы­щен­ность вно­си­ла сум­бур в пони­ма­ние общей кар­ти­ны.

Уже через месяц в Вязь­ме оста­ви­ли фокус толь­ко на созда­нии сай­тов. И в тече­ние несколь­ких поез­док выта­чи­ва­ли про­грам­му. В ито­ге за неде­лю под­рост­ки созда­ют сайт места, в кото­ром живут. Начи­ная с идей, о чем рас­ска­зы­вать, сту­ден­ты при­хо­дят к зада­че исполь­зо­вать код и новые зна­ния, что­бы сде­лать из сво­ей исто­рии стра­ни­цу сай­та. Поми­мо кодин­га, они при­ду­мы­ва­ют фабу­лу про­ек­та, состав­ля­ют про­то­тип повест­во­ва­ния, пишут тек­сты, отда­ют на редак­цию, под­би­ра­ют фото и видео, сты­ку­ют это с дизай­ном. То есть под­рост­ки про­хо­дят шаги созда­ния сай­та, про­бу­ют себя во всех ролях – это и есть под­лин­ное рас­кры­тие кар­ты про­цес­сов, где про­ще най­ти (или не най­ти) себя.

Такой фор­мат окон­ча­тель­но сло­жил­ся в селе Гла­зок через пол­го­да суще­ство­ва­ния про­ек­та. Гла­зок стал пер­вым селом на нашем пути, и в тот момент мы отве­ти­ли на отправ­ной вопрос обра­зо­ва­тель­но­го тура – полу­чит­ся ли там, где почти ниче­го нет, и нуж­но ли? Полу­чит­ся, нуж­но.

– Как проект меняет ситуацию с образованием в регионах? Следите ли вы за тем, что происходит после вашего приезда? 

Алек­сандр Пат­лух: Даль­ней­шая под­держ­ка сту­ден­тов – наша точ­ка роста. Мы про­ра­ба­ты­ва­ем несколь­ко идей. Сей­час у нас есть чат выпуск­ни­ков. Там они делят­ся успе­ха­ми и рас­ска­зы­ва­ют друг дру­гу о собы­ти­ях в сво­их горо­дах, селах, дерев­нях. Сооб­ще­ство раз­но­воз­раст­ное, поэто­му млад­шие часто зада­ют вопро­сы стар­шим, напри­мер, про ЕГЭ или поступ­ле­ние в вузы. За этим инте­рес­но наблю­дать, под­ска­зы­вать что-то. Если гово­рить про моти­ва­цию, то выпуск­ни­ки пока­зы­ва­ют в чате свой код, идеи или про­сто рас­ска­зы­ва­ют, что сде­ла­ли. Это моти­ви­ру­ет осталь­ных. 

Сей­час мы гото­вим первую вер­сию лич­но­го каби­не­та для сту­ден­та «Круж­ка». Это долж­но стать новым вит­ком в нашей рабо­те по даль­ней­шей под­держ­ке выпуск­ни­ков и при­вле­че­нию тех ребят, куда мы дое­хать не смог­ли или не смо­жем.

– Расскажите о ваших наблюдениях, есть ли различия в уровне подготовки школьников из небольших городов и крупных? 

Сер­гей Нуга­ев: Мы при­ез­жа­ем в места толь­ко по при­гла­ше­нию. Нас зовут нерав­но­душ­ные мест­ные жите­ли, акти­ви­сты, учи­те­ля. Поэто­му мы при­ез­жа­ем туда, где уже есть что-то осо­бен­ное: дви­же­ние, жела­ние. Бла­го­да­ря это­му под­рост­ки и дети там впи­ты­ва­ют хоро­шее, если не про зна­ния, то про жизнь и ее вос­при­я­тие. И мы сами не иссле­ду­ем сре­зы по бал­лам ЕГЭ у мест­ных, нас инте­ре­су­ет дру­гое, близ­кое к насто­я­ще­му, чем живут люди, о чем меч­та­ют и в какое буду­щее верят.

Но эти при­ме­ры не «бла­го­да­ря», а «вопре­ки». Ска­зать про систем­ное каче­ство обра­зо­ва­ния в реги­о­нах не полу­ча­ет­ся, это­го нет, все исклю­чи­тель­но завя­за­но на людях. 

Еще надо пони­мать, что такое «реги­он»? Школь­ный класс и сам кон­текст в 50-тысяч­ном Гусь-Хру­сталь­ном отли­ча­ют­ся от того же в деревне на гра­ни­це рес­пуб­ли­ки Марий Эл. Это две раз­ные сущ­но­сти, хотя, вро­де, «реги­о­ны». Обе точ­ки я бла­го­по­луч­ны­ми не назо­ву, но в горо­де есть воз­мож­ность полу­чить куль­тур­ный досуг – пой­ти к репе­ти­то­ру, в сек­цию, на кур­сы, взять пря­мой билет в дру­гой город. В селе и деревне же люди отре­за­ны, полу­ча­ют еще мень­ше денег, зави­сят от себя. Это сме­ща­ет досуг в сто­ро­ну быта и хозяй­ства, а меч­ты о карье­ре, при­зна­нии, про­фес­сии – в сто­ро­ну моно­го­род­ка по сосед­ству.

Но если гово­рить про соот­но­ше­ние талант­ли­вых, увле­чен­ных, спо­соб­ных, оно оди­на­ко­во вез­де. Напри­мер, наши заня­тия не пред­по­ла­га­ют началь­ных зна­ний, и резуль­та­тов дости­га­ют и ребя­та из лицея в Ново­рос­сий­ске, и школь­ни­ки из села Боль­шая Коча, посре­ди тай­ги, в 300 км от Пер­ми.

– Вы сейчас расширяете форматы, например, с вашей помощью ребята записали альбом. Почему вы решили добавить новые форматы работы с учениками? Что еще в планах?

Сер­гей Нуга­ев: Мы полу­ча­ем мно­го заявок из раз­ных мест с прось­бой при­е­хать. При этом после пер­во­го года поез­док поня­ли, что созда­ние сай­тов – это про­сто один из воз­мож­ных пред­ло­гов, вокруг кото­ро­го мож­но постро­ить обще­ние. Я повто­рю глав­ную мысль, что наше дело, в первую оче­редь, про обще­ние, обмен, созда­ние свя­зей, раз­ви­тие и воз­мож­но­сти.

С дру­гой сто­ро­ны, мы полу­ча­ем отклик не толь­ко из реги­о­нов, но и с раз­ных сто­рон при­выч­но­го кру­га обще­ния. Люди не толь­ко раз­де­ля­ют наши цен­но­сти, но и гото­вы делить­ся сво­им опы­том, вре­ме­нем, пред­ла­га­ют помощь. С теми, кто уже не раз про­явил себя в сво­ем деле, мы при­ду­мы­ва­ем и новые учеб­ные про­грам­мы. Так, в 2019 году появи­лись про­грам­мы по аст­ро­но­мии, музы­ке, архи­тек­ту­ре и урба­ни­сти­ке, жур­на­ли­сти­ке. В буду­щем мы рас­ши­рим спектр, поста­ра­ем­ся сде­лать это более ярко и явно.

Мы сде­ла­ли уже 16 выезд­ных школ, и это хоро­шо. Они дают импульс, объ­еди­ня­ют, вдох­нов­ля­ют. Но это нель­зя назвать регу­ляр­ным дей­стви­ем. И нас часто спра­ши­ва­ют, вы тоже уже спро­си­ли, – при­е­ха­ли, уеха­ли, что даль­ше? Повто­рю за Сашей, глав­ный вопрос на сле­ду­ю­щий год – под­держ­ка тех, с кем уже обща­лись, и воз­мож­но­сти для тех, к кому дое­хать не можем. Это боль­шая и очень слож­ная зада­ча, осо­бен­но в усло­ви­ях неком­мер­че­ско­го про­ек­та. Если вы захо­ти­те встать рядом и помочь нам спра­вить­ся, мы дела­ем регу­ляр­ный кра­уд­фандинг на гря­ду­щие цели.

– Вы говорили, что вам одним сложно охватить географию всей России. Думаете ли вы о масштабировании?

Алек­сандр Пат­лух: Запуск «отде­ле­ния» про­ек­та в клас­си­че­ском его пони­ма­нии мало­ве­ро­ят­но, но воз­мож­но. Ско­рее в этом направ­ле­нии все будет про­ис­хо­дить так же, как сей­час уже про­ис­хо­дит с новы­ми направ­ле­ни­я­ми. С нами зна­ко­мят­ся люди, гото­вые про­во­дить недель­ные шко­лы на без­воз­мезд­ной осно­ве, мы при­смат­ри­ва­ем­ся к ним, про­ве­ря­ем, на одной ли мы волне. После это­го мы начи­на­ем про­ра­ба­ты­вать и адап­ти­ро­вать про­грам­му под кон­крет­ных людей, рабо­та­ем над мето­ди­кой и прак­ти­че­ски­ми при­е­ма­ми про­ве­де­ния. Даль­ше помо­га­ем орга­ни­зо­вать шко­лу, обща­ем­ся с теми, кого мы назы­ва­ем «про­вод­ни­ка­ми» на местах. И конеч­но, ищем день­ги для орга­ни­за­ции школ.

– Как вы изучаете локальный контекст, который определяет проект?

Сер­гей Нуга­ев: Мы слу­ша­ем и смот­рим. Мы даем гово­рить тем, кто про этот кон­текст зна­ет и в нем живет. Мы иссле­ду­ем, доку­мен­ти­ру­ем и зада­ем вопро­сы. Отсю­да и основ­ной лейт­мо­тив, он есть на нашем сай­те: путе­ше­ству­ем по стране и откры­ва­ем ее гла­за­ми, иде­я­ми и меч­та­ми под­рост­ков.

– Каким вы видите образование будущего? Равный доступ к качественному образованию для всех – это утопия или реальность?

Алек­сандр Пат­лух: В буду­щем про­па­дет раз­де­ле­ние на онлайн и офлайн, основ­ное и допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние. Я счи­таю так. У обра­зо­ва­ния будет цель, свя­зан­ная с раз­ви­ти­ем чело­ве­ка и его инди­ви­ду­аль­но­сти, а не с транс­ля­ци­ей уни­фи­ци­ро­ван­но­го зна­ния. Сей­час в этом направ­ле­нии отлич­но рабо­та­ют в Фин­лян­дии и Шве­ции. Обра­зо­ва­ние будет сме­шан­ным, а учи­тель, оста­ва­ясь в роли «авто­ри­тет­но­го взрос­ло­го», сам будет учить­ся вме­сте со сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Про­цесс обу­че­ния будет все боль­ше пере­хо­дить из фор­ма­та запо­ми­на­ния в фор­мат иссле­до­ва­ния. И когда так ста­нет рабо­тать вся систе­ма, вопрос рав­но­го досту­па уйдет сам собой.

Еще по теме: Учи­тель или мене­джер? Как тех­но­ло­гии пере­вер­ну­ли обра­зо­ва­ние

– Что сделать, чтобы равный доступ к качественному образованию был у всех? Какие форматы и инструменты могут в этом помочь, на ваш взгляд? 

Алек­сандр Пат­лух: Оче­вид­но, что это онлайн-инстру­мен­ты. Сей­час раз­ви­ва­ет­ся мно­го плат­форм и циф­ро­вых учеб­ни­ков, в том чис­ле от лиде­ров IT-рын­ка. Вста­ют вопро­сы с внед­ре­ни­ем таких инстру­мен­тов в клас­си­че­ский обра­зо­ва­тель­ный про­цесс. Как соеди­нить онлайн-учеб­ник и офлайн-дея­тель­ность? Какие мето­ди­ки долж­ны быть для это­го пере­смот­ре­ны на уровне педа­го­ги­че­ских сове­тов школ? Как нуж­но повы­шать ква­ли­фи­ка­цию пре­по­да­ва­те­лей, уси­ли­вать их внут­рен­нюю моти­ва­цию? Эти вопро­сы сей­час недо­ста­точ­но про­ра­бо­та­ны, в первую оче­редь, госу­дар­ством. При этом обра­зо­ва­ние все же при­вя­за­но к шко­ле – это его основ­ной источ­ник.

К хоро­ше­му допол­ни­тель­но­му обра­зо­ва­нию уже сей­час доступ рав­ный. Интер­нет всех объ­еди­нил. Есть явный дефи­цит мате­ри­а­лов на рус­ском, но это, наобо­рот, долж­но сти­му­ли­ро­вать изу­че­ние язы­ков, с моей точ­ки зре­ния. Хуже, что эффек­тив­ность это­го обра­зо­ва­ния не столь­ко в доступ­но­сти, сколь­ко в воз­мож­но­сти полу­чить под­держ­ку и кон­суль­та­цию по пово­ду изу­чен­но­го мате­ри­а­ла. 

Если гово­рить про реги­о­ны, то в офлайне такую под­держ­ку полу­чить слож­но. А онлайн-ком­му­ни­ка­ция не все­гда под­хо­дит под­рост­кам, так как тре­бу­ет от них само­ор­га­ни­за­ции и осо­знан­но­сти при обу­че­нии. Что­бы такую осо­знан­ность выра­бо­тать, нуж­на профори­ен­та­ци­он­ная дея­тель­ность на ран­них эта­пах учеб­ной жиз­ни. Тут сно­ва вопрос к шко­лам и роди­те­лям. Профори­ен­та­ци­он­ные про­ек­ты есть, у них есть мето­ди­ки и мате­ри­а­лы. Им нужен заказ. Часто воз­мож­ность таких зака­зов все рав­но упи­ра­ет­ся в день­ги, доступ­ные в бюд­же­тах обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний.

– Смогут ли технологии и новые форматы изменить ситуацию?

Cер­гей Нуга­ев: Смо­гут, и уже что-то меня­ют. Саша ска­зал про плат­фор­мы и циф­ро­вые учеб­ни­ки – этим зани­ма­ет­ся, напри­мер, Яндекс. В том же Яндек­се пообе­ща­ли за бли­жай­шие три года вло­жить 5 млрд соб­ствен­ных денег в раз­ви­тие обра­зо­ва­ния, кото­рое уже нераз­рыв­но свя­за­но с онлай­ном. В про­стых вопро­сах полу­че­ния зна­ний мы нахо­дим­ся в той точ­ке, когда инстру­мен­ты опро­бо­ва­ны, про­бле­ма­ти­ка и при­ме­ни­мость изу­че­ны, и вста­ет вопрос мас­шта­би­ро­ва­ния. 

Но рабо­та с под­рост­ка­ми и про­бле­мой сво­бод­но­го раз­ви­тия лич­но­сти – вопрос более мно­го­гран­ный и дели­кат­ный. Сама про­бле­ма не при­зна­на рос­сий­ском обще­ством, не осо­зна­на. Хотя она есть. И когда нахо­дит­ся локаль­ное реше­ние, это вызы­ва­ет боль­шой отклик.

Так сра­бо­та­ло с «Круж­ком». Тех­но­ло­гии помо­га­ют досту­чать­ся до боль­ше­го коли­че­ства людей, сокра­тить издерж­ки офлай­на и рути­ны. Но они нач­нут рабо­тать на 100% толь­ко вме­сте с посто­ян­ной дис­кус­си­ей, осмыс­ле­ни­ем того, не «как надо учить», а «что» и «зачем вооб­ще».

Еще по теме