Почему учителям нужен Agile, а ученикам – тьюторы

Современное поколение быстрее осваивает технологии и с энтузиазмом ищет свое призвание. Фото: «Айкью Опшн».
Совре­мен­ное поко­ле­ние быст­рее осва­и­ва­ет тех­но­ло­гии и с энту­зи­аз­мом ищет свое при­зва­ние. Фото: «Айкью Опшн».

До боли зна­ко­мая ситу­а­ция: школь­ник учит­ся «пото­му что надо», посту­па­ет, куда хва­ти­ло бал­лов «на бюд­жет», а потом идет рабо­тать по про­фес­сии, кото­рая ему совер­шен­но не инте­рес­на. Этот сце­на­рий повто­ря­ет­ся в мас­шта­бах всей стра­ны. В чем про­бле­ма совре­мен­ной систе­мы обра­зо­ва­ния и как тех­но­ло­гии помо­гут их решить – об этом жур­на­лист Теп­ли­цы Юлия Кален­ко­ва пого­во­ри­ла с экс­пер­та­ми бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Айкью Опшн».

Роман Белых уверен: современные технологии должны оживить систему образования. Фото: «Айкью Опшн»
Роман Белых уве­рен: совре­мен­ные тех­но­ло­гии долж­ны ожи­вить систе­му обра­зо­ва­ния. Фото: «Айкью Опшн».

«Для наше­го фон­да самая ост­рая про­бле­ма – доступ­ность совре­мен­но­го обра­зо­ва­ния в селах и малых горо­дах. В Москве и Петер­бур­ге рынок обра­зо­ва­ния – как основ­но­го, так и допол­ни­тель­но­го – доста­точ­но раз­вит, тут высо­кая кон­ку­рен­ция застав­ля­ет под­ни­мать каче­ство услуг, – рас­ска­зы­ва­ет Роман Белых, мето­дист-коор­ди­на­тор про­ек­та «Мой пер­вый код» в бла­го­тво­ри­тель­ном фон­де «Айкью Опшн». – А тем вре­ме­нем в селе с един­ствен­ной шко­лой наблю­да­ет­ся моно­по­ли­за­ция рын­ка. Если, конеч­но, эта шко­ла вооб­ще рабо­та­ет. В любом слу­чае, от стаг­на­ции эту ситу­а­цию не спа­сут декре­ты Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и стро­гий кон­троль ЕГЭ».

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Айкью Опшн» («Воз­мож­ность интел­лек­та») – него­су­дар­ствен­ная неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция, создан­ная в Санкт-Петер­бур­ге для раз­ви­тия IT-обра­зо­ва­ния школь­ни­ков РФ. Его мис­сия – создать усло­вия для доступ­но­го обра­зо­ва­ния и ока­зать содей­ствие в полу­че­нии зна­ний в сфе­ре совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Усу­губ­ля­ет застой, по сло­вам экс­пер­та, выра­жен­ная раз­ни­ца в миро­си­стем­ных пер­спек­ти­вах у учи­те­лей из круп­но­го горо­да и села. Осо­бен­но ост­ро ее под­чер­ки­ва­ют попыт­ки профори­ен­та­ции. В сель­ских шко­лах в каче­стве ори­ен­ти­ра для буду­щей про­фес­сии все­гда берет­ся набор рабо­чих спе­ци­аль­но­стей бли­жай­ше­го сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия.

А про­фес­сии event-мене­дже­ра, пиар­щи­ка или тести­ров­щи­ка не рас­смат­ри­ва­ют­ся, хотя про­грам­ми­стом или бло­ге­ром мож­но рабо­тать из любой точ­ки мира с хоро­шим интер­нет-соеди­не­ни­ем. «Поэто­му в сво­их про­ек­тах мы отча­сти ста­ра­ем­ся раз­вить школь­ных учи­те­лей. Мы пред­ла­га­ем им мак­си­маль­но совре­мен­ные мето­ди­че­ские мате­ри­а­лы, что­бы в неболь­ших шко­лах состо­я­лись луч­шие в мире уро­ки», – отме­ча­ет Роман Белых.

Еще по теме: О чем дума­ют ваши дети: школь­ни­ки о выбо­ре про­фес­сии и отно­ше­ни­ях с роди­те­ля­ми

Кро­ме того, одной из глав­ных про­блем совре­мен­но­го обра­зо­ва­ния педа­го­ги, участ­ву­ю­щие в про­ек­тах БФ «Айкью Опшн», назва­ли его ста­тич­ность. Чет­кий план на год, кото­рый нель­зя нару­шать, огра­ни­чен­ность в ресур­сах и мате­ри­а­лах, абсо­лют­ное непри­я­тие новых идей и тех­но­ло­гий – все это дела­ет обу­че­ние систем­ным, но неин­те­рес­ным и быст­ро уста­ре­ва­ю­щим. Гиб­кость ока­зы­ва­ет­ся непоз­во­ли­тель­ной рос­ко­шью для учи­те­лей, оста­ва­ясь необ­хо­ди­мым усло­ви­ем жиз­ни моло­до­го поко­ле­ния. С этим свя­за­на и дру­гая про­бле­ма: нет види­мой, осо­знан­ной цен­но­сти школь­ных зна­ний для детей.

Школь­ни­ки не пони­ма­ют, для чего им учить рус­ский язык и мате­ма­ти­ку, био­ло­гию и гео­гра­фию в сред­них клас­сах. Совре­мен­ное поко­ле­ние очень прак­тич­но и ори­ен­ти­ро­ва­но на насто­я­щий момент. Цель «хоро­шо сдать ЕГЭ» ста­но­вит­ся акту­аль­ной толь­ко в стар­ших клас­сах, как и «посту­пить в хоро­ший вуз». Поэто­му рас­ска­зы­вать о про­фес­си­ях нуж­но посто­ян­но, инте­рес­но. Да, пред­по­чте­ния будут менять­ся, но имен­но это и долж­но сфор­ми­ро­вать широ­кий кру­го­зор и бога­тый багаж зна­ний по всем пред­ме­там. 

По мне­нию учи­те­лей, тогда не будет 11-класс­ни­ков, кото­рые хотят посту­пить туда, где они про­сто могут прой­ти «на бюд­жет» по бал­лам. Ведь если рабо­та роди­те­лей не нра­вит­ся, слож­но най­ти путь: перед гла­за­ми нет при­ме­ра, как стро­ить карье­ру, а о пред­по­чте­ни­ях в про­фес­сии к кон­цу шко­лы доста­точ­но смут­ные пред­став­ле­ния.

Что поможет современному образованию?

«Я бы сде­лал упор не на «желе­зо», а на соци­аль­ные тех­но­ло­гии. Было бы здо­ро­во научить­ся эффек­тив­но общать­ся меж­ду собой, – гово­рит Роман Белых. – Сей­час прак­ти­че­ски отсут­ству­ют диа­ло­ги меж­ду уче­ни­ка­ми и авто­ра­ми учеб­ни­ков, меж­ду учи­те­ля­ми и авто­ра­ми обра­зо­ва­тель­ных про­грамм. Суще­ству­ют спо­со­бы орга­ни­за­ции про­ект­ной дея­тель­но­сти, такие как Agile, кото­рые зна­чи­тель­но ожи­ви­ли бы буд­ни школь­ных учи­те­лей и сде­ла­ли бы пред­став­ле­ние адми­ни­стра­ции о выпол­ня­е­мых педа­го­га­ми зада­чах более реа­ли­стич­ным. Их осо­бен­ность в том, что боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся обще­нию меж­ду заказ­чи­ка­ми, испол­ни­те­ля­ми и конеч­ны­ми потре­би­те­ля­ми».

Олимпиада среди младших школьников по парному программированию на Scratch, Санкт-Петербург. Фото: БФ «Айкью Опшн»
Олим­пи­а­да сре­ди млад­ших школь­ни­ков по пар­но­му про­грам­ми­ро­ва­нию на Scratch, Санкт-Петер­бург. Фото: БФ «Айкью Опшн».

Начать, по мне­нию спе­ци­а­ли­ста, нуж­но с про­сто­го: про­сить уче­ни­ков дать обрат­ную связь – какие иллю­стра­ции непо­нят­ны, что на уро­ке было самым инте­рес­ным, а что – скуч­ным. «Затем систе­ма­ти­зи­ро­вать отве­ты и отпра­вить авто­рам посо­бий – к кон­цу неде­ли в шко­ле уже элек­трон­ные учеб­ни­ки с исправ­лен­ным мате­ри­а­лом», – рас­суж­да­ет Роман Белых.

Такую же схе­му, по его мне­нию, нуж­но уста­но­вить меж­ду учи­те­ля­ми и коми­те­та­ми по обра­зо­ва­нию: «Еже­не­дель­ные опро­сы и сбо­ры отче­тов не будут обре­ме­ни­тель­ны, если их резуль­та­ты будут оче­вид­но вопло­щать­ся в жизнь в бли­жай­шем буду­щем. Раз в пару недель мож­но устра­и­вать ретро­спек­ти­вы и обсуж­дать пси­хо­ло­ги­че­ский ком­форт в кол­лек­ти­ве. Тех­ни­че­ски все это уже воз­мож­но, но изме­нить уста­вы и устои полу­чит­ся еще не ско­ро», – резю­ми­ру­ет экс­перт.

Сей­час безум­ная инер­ци­он­ность систе­мы одоб­рен­ных свер­ху рабо­чих про­грамм не поз­во­ля­ет учи­те­лям под­стра­и­вать свои уро­ки под акту­аль­ные трен­ды. Огром­ное коли­че­ство отче­тов съе­да­ет вре­мя без види­мо­го резуль­та­та. При­каз­ной тон адми­ни­стра­то­ров и при­вяз­ка зар­пла­ты к фор­маль­ным пока­за­те­лям под­тал­ки­ва­ет к фаль­си­фи­ка­ции отче­тов. Систе­ма фор­ми­ру­ет при­выч­ку учи­те­лей к под­чи­не­нию и пре­воз­мо­га­нию транс­цен­дент­ных слож­но­стей. Такое же отно­ше­ние они транс­ли­ру­ют сво­им уче­ни­кам. Учи­те­ля дела­ют вид, что испол­ня­ют про­грам­му мини­стер­ства, уче­ни­ки дела­ют вид, что учат­ся. Роман Белых

Отча­сти ситу­а­цию могут испра­вить энту­зи­азм и гиб­кость моло­дых педа­го­гов. Одна­ко заин­те­ре­со­вать их карьер­ны­ми или финан­со­вы­ми пер­спек­ти­ва­ми в совре­мен­ной систе­ме обра­зо­ва­ния прак­ти­че­ски нере­аль­но. Ситу­а­цию услож­ня­ют и огра­ни­че­ния со сто­ро­ны вла­стей: напри­мер, кон­тент-фильтр Росте­ле­ко­ма бло­ки­ру­ет не толь­ко Вики­пе­дию, но и YouTube. Ини­ци­а­тив­ным учи­те­лям при­хо­дит­ся ска­чи­вать инфор­ма­цию и делить­ся ею с уче­ни­ка­ми по кру­пи­цам.

Еще один путь раз­ви­тия – соче­та­ние про­грамм школь­но­го и допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния. Педа­го­ги, соглас­но этой кон­цеп­ции, будут рабо­тать в двух направ­ле­ни­ях: «пред­мет­ни­ки» учить и гото­вить к экза­ме­нам, а «тью­то­ры» – орга­ни­зо­вы­вать вне­уроч­ную актив­ность и помо­гать в выбо­ре про­фес­сии, поис­ке при­зва­ния.

Платформы и сервисы для интерактивного обучения

  • Flipgrid – плат­фор­ма для соци­аль­но­го обу­че­ния, кото­рую исполь­зу­ют более 20 мил­ли­о­нов обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний и семей в 180 стра­нах мира. Сер­вис поз­во­ля­ет уче­ни­кам и пре­по­да­ва­те­лям запи­сы­вать видео­от­ве­ты от 15 до 90 секунд, в том чис­ле и на осно­ве боль­шо­го коли­че­ства шаб­ло­нов. Мож­но орга­ни­зо­вать обмен про­ек­та­ми, выступ­ле­ни­я­ми или обсуж­де­ние уро­ка.
  • Plickers – тех­но­ло­гия интер­ак­тив­но­го тести­ро­ва­ния. В ее осно­ве мобиль­ное при­ло­же­ние, сайт и рас­пе­ча­тан­ные кар­точ­ки с QR-кода­ми. На вопрос теста уче­ни­ки выби­ра­ют пра­виль­ный вари­ант и под­ни­ма­ют кар­точ­ку с QR-кодом. Отве­ты ска­ни­ру­ют­ся в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, для счи­ты­ва­ния исполь­зу­ет­ся тех­но­ло­гия допол­нен­ной реаль­но­сти. Резуль­та­ты сохра­ня­ют­ся в базу дан­ных и доступ­ны онлайн.
  • Kahoot – это сер­вис для созда­ния вик­то­рин, тестов и дидак­ти­че­ских игр. С его помо­щью мож­но создать тест, опрос, учеб­ную игру или устро­ить мара­фон зна­ний. При­ло­же­ние рабо­та­ет как в настоль­ной вер­сии, так и на смарт­фо­нах. Интер­ак­тив­ный фор­мат поз­во­ля­ет школь­ни­кам сле­дить за ходом игры. Подроб­нее о том, как рабо­та­ет Kahoot, читай­те здесь.

Еще по теме