Экологический Uber: как работает команда проекта «Убиратор»

"Убиратор" вывозит вторсырье и устанавливает контейнеры. Фото предоставлено проектом.

Как работает проект «Убиратор» по вывозу вторсырья.

Вы звоните в диспетчерскую и просите прислать машину к вашему офису к определенному часу. Вот только поедете на ней не вы, а пластик, макулатура и пленка, которые собрали ваши коллеги. Так работает проект «Убиратор». Зачем нужно такси для мусора и почему вторсырье невыгодно отвозить на полигоны, журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой рассказала Елена Калитова, маркетолог «Убиратора». 

Экологический Uber

Проект «Убиратор» запустили трое партнеров: Никита Никишкин, Алексей Хацкевич и Сергей Калитов. Раздельным сбором Никита Никишкин увлекся еще во время учебы в университете. Его первый проект – «Чистое дело», сбор пластика в подмосковном Долгопрудном. Он до сих пор успешно работает, в городе установлено 100 контейнеров. Затем появилась «Добрая школа» – благотворительный сбор макулатуры в учебных учреждениях по всей стране. 

А весной 2018 года был запущен «Убиратор». Это платформа, которая работает по принципу Uber, только клиенты вызывают водителей для вывоза вторсырья. Заказать машину могут как корпоративные пользователи, так и физические лица. Коммуникация с клиентами идет через несколько каналов – можно позвонить по телефону, оформить заявку на сайте, написать на почту или в мессенджеры. Менеджеры принимают заказ, передают его водителю, который забирает вторсырье и отвозит в пункт приема. 

«У нас почти нет штатных водителей, они подключаются к нашему сервису так же, как это происходит с агрегаторами такси. За счет этого мы можем работать с большими объемами заказов, вывозить по расписанию или по разовой заявке. Как только поступает запрос, мы ищем ближайшего водителя и подключаем его к работе». Елена Калитова

Деньги на мусоре

Еще водитель взвешивает вторсырье прямо на месте и выдает акт клиенту. Документ также заносится в специальное приложение – его видят логисты «Убиратора». Это нужно, потому что за сданное вторсырье можно получить деньги. 

Инструкция по раздельному сбору от «Убиратора». Предоставлена проектом.

Если клиент сдает меньше 50 килограммов, «Убиратору» экономически невыгодно приезжать на такой вызов. Поэтому за вывоз сырья весом до 50 кг платит заказчик, это стоит 400 рублей. Когда клиент собирает больше 50 килограммов отходов, оплачивать машину не нужно. А за сданное вторсырье можно получить деньги. Стоимость килограмма зависит от фракции и общего объема: чем больше сдаешь – тем выше цена за килограмм. 

Нижней границы нет. С помощью «Убиратора» можно сдавать вторсырья сколько угодно. Но если клиент захочет передать водителю один пакет, менеджеры постараются его отговорить от этого и посоветуют накопить побольше. Ведь вред, нанесенный экологии от поездки автомобиля в данном случае будет выше, чем польза от вывоза такого малого объема.

«И среди бизнеса, и среди физических лиц есть клиенты, которые готовы отдать макулатуру или пластик бесплатно, лишь бы его забрали. Например, в магазинах нельзя долго хранить вторсырье – можно получить штраф до 300 000 рублей за несоблюдение санитарных норм и техники пожарной безопасности. Некоторым компаниям нужен акт о правильной утилизации вторсырья для экологической отчетности. А кто-то просто хочет заботиться об экологии и избавляться от отходов цивилизованным путем». Елена Калитова

PR-задачи вторсырья

Пока «Убиратором» пользуются в основном организации, у которых регулярно образуется вторсырье, но нет возможности его прессовать и хранить. Это сетевой ритейл, классическая розница, торговые и бизнес-центры, государственные организации.

Заказывают машины и те компании, которые хотят показать себя экологически ответственными перед клиентами и партнерами. С помощью «Убиратора» они решают маркетинговые и PR-задачи. Сейчас создатели проекта стараются привлекать не только корпоративных клиентов, но и частных лиц. «Убиратор» уже работает в 40 городах России, где есть производственно-заготовительные предприятия вторичных ресурсов (ПЗП). 

«Все больше к проекту подключаются активные люди, которые решили организовать раздельный сбор в своем офисе. Таким образом они стараются привить культуру ответственного потребления коллегам. Обращаются к нам и люди, которым, например, нужно утилизировать старую домашнюю библиотеку. Но тех, кто просто дома сортирует отходы и вызывает нас вместо того, чтобы самостоятельно отнести сырье в пункт приема, пока немного». Елена Калитова

Проверка переработчиков

Сдать «Убиратору» можно макулатуру, ПЭТ, пленку и пластиковые крышки. Но есть запрос и на другие фракции. Поэтому создатели проекта все время ищут новых партнеров-переработчиков. Если клиенту важно знать, что его вторсырье точно было передано на переработку, ему могут дать акт о том, на какое именно производственно-заготовительное предприятие отправилась машина.  

Контейнеры, которые "Убиратор" может установить по запросу в офисах компаний. Фото предоставлено проектом.
Контейнеры, которые «Убиратор» может установить по запросу в офисах компаний. Фото предоставлено проектом.

У некоторых фракций очень длинный логистический цикл. Например, ПЗП собирает, в первую очередь, макулатуру. Но заодно может принимать пленку и крышки. Эти фракции ПЗП потом продает на другие пункты, для которых сбор пластика – основной вид деятельности. И уже эти ПЗП продают сырье на перерабатывающие заводы, которые принимают только очень большие объемы. 

«Наши водители все везут на ПЗП, а уже затем вторсырье едет на перерабатывающие заводы. Многие думают, что все это неправда и мусор просто отправляется на полигон. Но это частный бизнес, а вторсырье – это деньги. Просто выкидывать его никто не будет. Все наши ПЗП на сырье зарабатывают. И мы знаем, с какими заводами они работают». Елена Калитова

Стена недоверия

Планы команды – расширять географию и количество фракций, которые будут приниматься в переработку. Развивает команда и свои спецпроекты. Например, запустили Экологическую онлайн-олимпиаду, в которой могут принять участие школьники со всей России. Продолжается и благотворительный сбор макулатуры в школах. Одна из целей спецпроектов – экологическое просвещение. 

«Экологический тренд набирает обороты. Особенно это заметно в крупных городах. Но не нужно забывать, что Россия очень большая. Пока большинство людей все-таки далеки от раздельного сбора, у них есть другие проблемы. Несмотря на это, все больше людей будет вовлекаться в активную позицию. Главное – победить недоверие, дать людям понять, что вторсырье действительно перерабатывается, а не отправляется на полигоны, и привнести осознание того, что вместе мы реально можем решить мусорную проблему. И мы в том числе надеемся сломать эту стену». Елена Калитова 

Еще по теме

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.