Экологический Uber: как работает команда проекта «Убиратор»

"Убиратор" вывозит вторсырье и устанавливает контейнеры. Фото предоставлено проектом.
«Уби­ра­тор» выво­зит втор­сы­рье и уста­нав­ли­ва­ет кон­тей­не­ры. Фото предо­став­ле­но про­ек­том.

Вы зво­ни­те в дис­пет­чер­скую и про­си­те при­слать маши­ну к ваше­му офи­су к опре­де­лен­но­му часу. Вот толь­ко поеде­те на ней не вы, а пла­стик, маку­ла­ту­ра и плен­ка, кото­рые собра­ли ваши кол­ле­ги. Так рабо­та­ет про­ект «Уби­ра­тор». Зачем нуж­но так­си для мусо­ра и поче­му втор­сы­рье невы­год­но отво­зить на поли­го­ны, жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой рас­ска­за­ла Еле­на Кали­то­ва, мар­ке­то­лог «Уби­ра­то­ра». 

Экологический Uber

Про­ект «Уби­ра­тор» запу­сти­ли трое парт­не­ров: Ники­та Никиш­кин, Алек­сей Хац­ке­вич и Сер­гей Кали­тов. Раз­дель­ным сбо­ром Ники­та Никиш­кин увлек­ся еще во вре­мя уче­бы в уни­вер­си­те­те. Его пер­вый про­ект – «Чистое дело», сбор пла­сти­ка в под­мос­ков­ном Дол­го­пруд­ном. Он до сих пор успеш­но рабо­та­ет, в горо­де уста­нов­ле­но 100 кон­тей­не­ров. Затем появи­лась «Доб­рая шко­ла» – бла­го­тво­ри­тель­ный сбор маку­ла­ту­ры в учеб­ных учре­жде­ни­ях по всей стране. 

А вес­ной 2018 года был запу­щен «Уби­ра­тор». Это плат­фор­ма, кото­рая рабо­та­ет по прин­ци­пу Uber, толь­ко кли­ен­ты вызы­ва­ют води­те­лей для выво­за втор­сы­рья. Зака­зать маши­ну могут как кор­по­ра­тив­ные поль­зо­ва­те­ли, так и физи­че­ские лица. Ком­му­ни­ка­ция с кли­ен­та­ми идет через несколь­ко кана­лов – мож­но позво­нить по теле­фо­ну, офор­мить заяв­ку на сай­те, напи­сать на почту или в мес­сен­дже­ры. Мене­дже­ры при­ни­ма­ют заказ, пере­да­ют его води­те­лю, кото­рый заби­ра­ет втор­сы­рье и отво­зит в пункт при­е­ма. 

«У нас почти нет штат­ных води­те­лей, они под­клю­ча­ют­ся к наше­му сер­ви­су так же, как это про­ис­хо­дит с агре­га­то­ра­ми так­си. За счет это­го мы можем рабо­тать с боль­ши­ми объ­е­ма­ми зака­зов, выво­зить по рас­пи­са­нию или по разо­вой заяв­ке. Как толь­ко посту­па­ет запрос, мы ищем бли­жай­ше­го води­те­ля и под­клю­ча­ем его к рабо­те». Еле­на Кали­то­ва

Деньги на мусоре

Еще води­тель взве­ши­ва­ет втор­сы­рье пря­мо на месте и выда­ет акт кли­ен­ту. Доку­мент так­же зано­сит­ся в спе­ци­аль­ное при­ло­же­ние – его видят логи­сты «Уби­ра­то­ра». Это нуж­но, пото­му что за сдан­ное втор­сы­рье мож­но полу­чить день­ги. 

Инструк­ция по раз­дель­но­му сбо­ру от «Уби­ра­то­ра». Предо­став­ле­на про­ек­том.

Если кли­ент сда­ет мень­ше 50 кило­грам­мов, «Уби­ра­то­ру» эко­но­ми­че­ски невы­год­но при­ез­жать на такой вызов. Поэто­му за вывоз сырья весом до 50 кг пла­тит заказ­чик, это сто­ит 400 руб­лей. Когда кли­ент соби­ра­ет боль­ше 50 кило­грам­мов отхо­дов, опла­чи­вать маши­ну не нуж­но. А за сдан­ное втор­сы­рье мож­но полу­чить день­ги. Сто­и­мость кило­грам­ма зави­сит от фрак­ции и обще­го объ­е­ма: чем боль­ше сда­ешь – тем выше цена за кило­грамм. 

Ниж­ней гра­ни­цы нет. С помо­щью «Уби­ра­то­ра» мож­но сда­вать втор­сы­рья сколь­ко угод­но. Но если кли­ент захо­чет пере­дать води­те­лю один пакет, мене­дже­ры поста­ра­ют­ся его отго­во­рить от это­го и посо­ве­ту­ют нако­пить поболь­ше. Ведь вред, нане­сен­ный эко­ло­гии от поезд­ки авто­мо­би­ля в дан­ном слу­чае будет выше, чем поль­за от выво­за тако­го мало­го объ­е­ма.

«И сре­ди биз­не­са, и сре­ди физи­че­ских лиц есть кли­ен­ты, кото­рые гото­вы отдать маку­ла­ту­ру или пла­стик бес­плат­но, лишь бы его забра­ли. Напри­мер, в мага­зи­нах нель­зя дол­го хра­нить втор­сы­рье – мож­но полу­чить штраф до 300 000 руб­лей за несо­блю­де­ние сани­тар­ных норм и тех­ни­ки пожар­ной без­опас­но­сти. Неко­то­рым ком­па­ни­ям нужен акт о пра­виль­ной ути­ли­за­ции втор­сы­рья для эко­ло­ги­че­ской отчет­но­сти. А кто-то про­сто хочет забо­тить­ся об эко­ло­гии и избав­лять­ся от отхо­дов циви­ли­зо­ван­ным путем». Еле­на Кали­то­ва

PR-задачи вторсырья

Пока «Уби­ра­то­ром» поль­зу­ют­ся в основ­ном орга­ни­за­ции, у кото­рых регу­ляр­но обра­зу­ет­ся втор­сы­рье, но нет воз­мож­но­сти его прес­со­вать и хра­нить. Это сете­вой ритейл, клас­си­че­ская роз­ни­ца, тор­го­вые и биз­нес-цен­тры, госу­дар­ствен­ные орга­ни­за­ции.

Зака­зы­ва­ют маши­ны и те ком­па­нии, кото­рые хотят пока­зать себя эко­ло­ги­че­ски ответ­ствен­ны­ми перед кли­ен­та­ми и парт­не­ра­ми. С помо­щью «Уби­ра­то­ра» они реша­ют мар­ке­тин­го­вые и PR-зада­чи. Сей­час созда­те­ли про­ек­та ста­ра­ют­ся при­вле­кать не толь­ко кор­по­ра­тив­ных кли­ен­тов, но и част­ных лиц. «Уби­ра­тор» уже рабо­та­ет в 40 горо­дах Рос­сии, где есть про­из­вод­ствен­но-заго­то­ви­тель­ные пред­при­я­тия вто­рич­ных ресур­сов (ПЗП). 

«Все боль­ше к про­ек­ту под­клю­ча­ют­ся актив­ные люди, кото­рые реши­ли орга­ни­зо­вать раз­дель­ный сбор в сво­ем офи­се. Таким обра­зом они ста­ра­ют­ся при­вить куль­ту­ру ответ­ствен­но­го потреб­ле­ния кол­ле­гам. Обра­ща­ют­ся к нам и люди, кото­рым, напри­мер, нуж­но ути­ли­зи­ро­вать ста­рую домаш­нюю биб­лио­те­ку. Но тех, кто про­сто дома сор­ти­ру­ет отхо­ды и вызы­ва­ет нас вме­сто того, что­бы само­сто­я­тель­но отне­сти сырье в пункт при­е­ма, пока немно­го». Еле­на Кали­то­ва

Проверка переработчиков

Сдать «Уби­ра­то­ру» мож­но маку­ла­ту­ру, ПЭТ, плен­ку и пла­сти­ко­вые крыш­ки. Но есть запрос и на дру­гие фрак­ции. Поэто­му созда­те­ли про­ек­та все вре­мя ищут новых парт­не­ров-пере­ра­бот­чи­ков. Если кли­ен­ту важ­но знать, что его втор­сы­рье точ­но было пере­да­но на пере­ра­бот­ку, ему могут дать акт о том, на какое имен­но про­из­вод­ствен­но-заго­то­ви­тель­ное пред­при­я­тие отпра­ви­лась маши­на. 

Контейнеры, которые "Убиратор" может установить по запросу в офисах компаний. Фото предоставлено проектом.
Кон­тей­не­ры, кото­рые «Уби­ра­тор» может уста­но­вить по запро­су в офи­сах ком­па­ний. Фото предо­став­ле­но про­ек­том.

У неко­то­рых фрак­ций очень длин­ный логи­сти­че­ский цикл. Напри­мер, ПЗП соби­ра­ет, в первую оче­редь, маку­ла­ту­ру. Но заод­но может при­ни­мать плен­ку и крыш­ки. Эти фрак­ции ПЗП потом про­да­ет на дру­гие пунк­ты, для кото­рых сбор пла­сти­ка – основ­ной вид дея­тель­но­сти. И уже эти ПЗП про­да­ют сырье на пере­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды, кото­рые при­ни­ма­ют толь­ко очень боль­шие объ­е­мы. 

«Наши води­те­ли все везут на ПЗП, а уже затем втор­сы­рье едет на пере­ра­ба­ты­ва­ю­щие заво­ды. Мно­гие дума­ют, что все это неправ­да и мусор про­сто отправ­ля­ет­ся на поли­гон. Но это част­ный биз­нес, а втор­сы­рье – это день­ги. Про­сто выки­ды­вать его никто не будет. Все наши ПЗП на сырье зара­ба­ты­ва­ют. И мы зна­ем, с каки­ми заво­да­ми они рабо­та­ют». Еле­на Кали­то­ва

Стена недоверия

Пла­ны коман­ды – рас­ши­рять гео­гра­фию и коли­че­ство фрак­ций, кото­рые будут при­ни­мать­ся в пере­ра­бот­ку. Раз­ви­ва­ет коман­да и свои спец­про­ек­ты. Напри­мер, запу­сти­ли Эко­ло­ги­че­скую онлайн-олим­пи­а­ду, в кото­рой могут при­нять уча­стие школь­ни­ки со всей Рос­сии. Про­дол­жа­ет­ся и бла­го­тво­ри­тель­ный сбор маку­ла­ту­ры в шко­лах. Одна из целей спец­про­ек­тов – эко­ло­ги­че­ское про­све­ще­ние. 

«Эко­ло­ги­че­ский тренд наби­ра­ет обо­ро­ты. Осо­бен­но это замет­но в круп­ных горо­дах. Но не нуж­но забы­вать, что Рос­сия очень боль­шая. Пока боль­шин­ство людей все-таки дале­ки от раз­дель­но­го сбо­ра, у них есть дру­гие про­бле­мы. Несмот­ря на это, все боль­ше людей будет вовле­кать­ся в актив­ную пози­цию. Глав­ное – побе­дить недо­ве­рие, дать людям понять, что втор­сы­рье дей­стви­тель­но пере­ра­ба­ты­ва­ет­ся, а не отправ­ля­ет­ся на поли­го­ны, и при­вне­сти осо­зна­ние того, что вме­сте мы реаль­но можем решить мусор­ную про­бле­му. И мы в том чис­ле наде­ем­ся сло­мать эту сте­ну». Еле­на Кали­то­ва 

Еще по теме