Почему вы – маленькое медиа: как сформировать сообщество сторонников в соцсетях

Как социальным проектам вести соцсети? Мы соберем подборку успешных кейсов и инструментов.
Как соци­аль­ным про­ек­там вести соц­се­ти? Мы собе­рем под­бор­ку успеш­ных кей­сов и инстру­мен­тов.

«Ребя­та, вы сила!», «Под­дер­жи­ваю!», «Моск­ви­чи, оду­май­тесь, если рядом есть «Ноч­леж­ка» – нет без­дом­ных в ваших подъ­ез­дах и на ваших дет­ских пло­щад­ках», – вот что писа­ли поль­зо­ва­те­ли в соци­аль­ных сетях петер­бург­ской бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции «Ноч­леж­ка» под поста­ми об откры­тии ноч­леж­ки в одном из рай­о­нов Моск­вы. 

Коман­да «Ноч­леж­ки» пыта­ет­ся вто­рой раз открыть пункт помо­щи без­дом­ным, не выхо­дит – жите­ли рай­о­на про­тив.

Под каж­дым объ­яс­ня­ю­щим постом, зачем нужен пункт и поче­му он без­опа­сен, несколь­ко десят­ков ком­мен­та­ри­ев и спо­ры, кото­рые не уга­са­ют. Одни про­кли­на­ют «ноч­леж­ку» и отправ­ля­ют за 101‑й кило­метр, дру­гие защи­ща­ют. Это очень про­стой и пока­за­тель­ный при­мер, как под­пис­чи­ки сооб­ще­ства ста­ли защит­ни­ка­ми про­ек­та. Они остав­ля­ют ком­мен­та­рии, при­во­дят аргу­мен­ты и под­хва­ты­ва­ют онлайн-флеш­моб #яза­ноч­леж­ку. И такое дове­рие к сооб­ще­ству сло­жи­лось, разу­ме­ет­ся, не сра­зу.

А у ваше­го сооб­ще­ства есть такое сооб­ще­ство, гото­вое за вас всту­пить­ся? Такое может быть понят­но толь­ко в кри­зис­ной ситу­а­ции, когда люди искренне захо­тят помочь. Напри­мер, готов­ность сооб­ще­ства под­дер­жать на себе про­ве­ри­ли коман­ды «Откры­то­го про­стран­ства», фон­да «Живи сей­час», Тран­спе­рен­си Интер­неш­нл. Они запус­ка­ли sos-кам­па­нии по сбо­ру средств и мог­ли рас­счи­ты­вать на под­держ­ку сво­их сто­рон­ни­ков.

Боль­шая часть обще­ния с поль­зо­ва­те­ля­ми скла­ды­ва­ет­ся имен­но через соц­се­ти. Пер­вое каса­ние, понра­вит­ся ли ваш стиль, облож­ка, как вы обща­е­тесь в ком­мен­та­ри­ях? Смо­же­те ли вы заце­пить, уди­вить и создать такой эффект, что нель­зя прой­ти мимо ваших стра­ниц.

Сей­час коман­дам НКО и соци­аль­ным про­ек­там нуж­но дей­ство­вать, слов­но это коман­да малень­ко­го нише­во­го медиа. Нуж­но бороть­ся за вни­ма­ние, кон­ку­ри­ро­вать с мес­сен­дже­ра­ми, Netflix, чата­ми, дру­зья­ми и кол­ле­га­ми. Ваша зада­ча – при­влечь сто­рон­ни­ков, волон­те­ров, новых жерт­во­ва­те­лей и удер­жать их. Инте­рес к вам и жела­ние помочь в самое нуж­ное вре­мя зави­сит от того, какую стра­те­гию вы выбе­ре­те в онлайне, как имен­но буде­те общать­ся с вашей ауди­то­ри­ей и ста­рать­ся до нее досту­чать­ся (а вре­ме­на «умных» лент непро­стые). 

Зада­ча – сфор­ми­ро­вать сооб­ще­ство, быть инте­рес­ны­ми и полез­ны­ми, дать понять, что орга­ни­за­ции мож­но дове­рять. Я вижу груп­пы, в кото­рых у сотруд­ни­ков фон­дов, ука­зан­ных в кон­так­тах, на ава­тар­ках сто­ят коты, посты пишут­ся кап­сом и с вос­кли­ца­тель­ны­ми зна­ка­ми. 

Я с удо­воль­стви­ем сле­жу за Instagram петер­бург­ско­го кри­зис­но­го цен­тра для жен­щин, визу­аль­но кра­си­вый, с поста­ми, с граж­дан­ской пози­ци­ей; сооб­ще­ства «Тра­вы» за то, что про­буж­да­ют инте­рес; «ОВД-инфо» – за их мол­ние­нос­ность, про­стые инфор­ми­ру­ю­щие памят­ки; «Адви­ты» и «Ноч­леж­ки» – за исто­рии и искрен­нюю пода­чу. В заклад­ках мно­го групп. И все они смог­ли меня уди­вить, появи­лась эмо­ци­о­наль­ная связь.

В круп­ных фон­дах дав­но осо­зна­ли цен­ность и потен­ци­ал smm-направ­ле­ния и запу­сти­ли свои медиа­от­де­лы, выде­ли­ли на веде­ние соц­се­тей спе­ци­а­ли­ста. Это пра­виль­ный под­ход, пото­му что сотруд­ни­ки фон­да не могут быть и фанд­рай­зе­ром, и коор­ди­на­то­ром собы­тий, и smm-щиком.

Вы отзыв­чи­вы? Вни­ма­тель­ны к запро­сам и потреб­но­стям? Как рабо­та­е­те с нега­тив­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми? При­гла­ша­е­те ли под­пис­чи­ков созда­вать исто­рию ваше­го про­ек­та? Раз­де­ля­ют ли под­пис­чи­ки ваши цен­но­сти?

Я пишу этот текст, летя в само­ле­те, и дер­жу в голо­ве, что с утра нуж­но отве­тить на сооб­ще­ния чита­те­лям: тут под­ска­зать, а надо ли делать сайт, с чего начать кон­тент-стра­те­гию, о чем писать, если нет жур­на­ли­стов и ново­стей, отве­тить на ком­мен­та­рий, поче­му мы исполь­зу­ем феми­ни­ти­вы, ведь язык меня­ет­ся, и поче­му Гре­та Тун­бег ста­ла сим­во­лом про­те­ста. 

Поток сооб­ще­ний огром­ный, и каж­дый раз думаю, что мог­ло бы помочь выстро­ить устой­чи­вые отно­ше­ния со сто­рон­ни­ка­ми про­ек­та через соц­се­ти. Как сде­лать так, что­бы после пер­во­го вопро­са от под­пис­чи­ка скла­ды­ва­лась цепоч­ка изме­не­ний и поль­зо­ва­тель воз­вра­щал­ся к вам сно­ва, из слу­чай­но­го поль­зо­ва­те­ля ста­но­вил­ся сто­рон­ни­ком и раз­де­лял наши идеи.

В октяб­ре мы пред­ла­га­ем разо­брать­ся, как соци­аль­ным про­ек­там вести соц­се­ти. Наша редак­ция рас­ска­жет, как соци­аль­ные, пра­во­за­щит­ные и бла­го­тво­ри­тель­ные про­ек­ты ведут соц­се­ти, какие есть трен­ды в digital-мар­ке­тин­ге и исто­рии успе­ха. Пого­во­рим с smm-спе­ци­а­ли­ста­ми фон­дов, что они дела­ют, что­бы при­влечь вни­ма­ние сто­рон­ни­ков.

За все­ми ста­тья­ми по этой теме вы може­те сле­дить тут.

Еще по теме