Продвижение НКО во «ВКонтакте»: 4 инструмента и 10 советов

Во «ВКонтакте» гораздо больше возможностей для продвижения, чем рассылки и реклама.
Во «ВКон­так­те» гораз­до боль­ше воз­мож­но­стей для про­дви­же­ния, чем рас­сыл­ки и рекла­ма.

Мож­но ли из смеш­ных сти­ке­ров сде­лать пол­но­цен­ную PR-кам­па­нию, и как пен­си­о­нер­ка Вера Васи­льев­на ста­ла «самым душев­ным» ботом? Во «ВКон­так­те» гораз­до боль­ше воз­мож­но­стей для про­дви­же­ния, чем рас­сыл­ки и рекла­ма. Собра­ли успеш­ные кей­сы и про­ве­рен­ные реко­мен­да­ции.

НКО исполь­зу­ют «ВКон­так­те» в боль­шей сте­пе­ни для инфор­ми­ро­ва­ния ауди­то­рии о сво­ей дея­тель­но­сти (96%), про­дви­же­ния меро­при­я­тий (66%) и при­вле­че­ния новых сто­рон­ни­ков, волон­те­ров (60%). У боль­шей части НКО стра­ни­ца во «ВКон­так­те» име­ет боль­шее чис­ло под­пис­чи­ков, чем в дру­гих сетях. Так­же НКО счи­та­ют под­пис­чи­ков во «ВКон­так­те» более актив­ны­ми и моло­ды­ми, чем на Facebook или про­чих медиа­плат­фор­мах, что обес­пе­чи­ва­ет боль­шее коли­че­ство репо­стов. Иссле­до­ва­ние «Роль соци­аль­ной сети ВКон­так­те в раз­ви­тии и про­дви­же­нии неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций», 2018 г.

Стикеры: задействуйте эмоции и юмор

К 1 сен­тяб­ря 2019 года «ВКон­так­те» под­дер­жал бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Ариф­ме­ти­ка добра», выпу­стив бла­го­тво­ри­тель­ные сти­ке­ры «Кони добра». При­быль от их про­да­жи была пере­чис­ле­на на обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му «Шанс», в кото­рой участ­ву­ют под­опеч­ные фон­да. Геро­я­ми сти­кер­па­ка ста­ли еди­но­рож­ка Даша и конь Мак­сим. Сто­ит ли гово­рить, какую мас­су пози­тив­ных эмо­ций они вызва­ли у поль­зо­ва­те­лей?

Лошадь — символ фонда «Арифметика добра». Скриншот с экрана.
Лошадь – сим­вол фон­да «Ариф­ме­ти­ка добра». Скрин­шот с экра­на.

А чуть рань­ше, 1 июня, в День защи­ты детей, соц­сеть запу­сти­ла сти­ке­ры в под­держ­ку бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да AdVita. Он помо­га­ет детям и взрос­лым, стра­да­ю­щим онко­ло­ги­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Геро­я­ми ста­ли свин­ка Софи и слон Пра­бу – пер­со­на­жи серии мульт­филь­мов «Лета­ю­щие зве­ри», создан­ной несколь­ко лет назад ани­ма­ци­он­ной сту­ди­ей «Да» сов­мест­но с паци­ен­та­ми фон­да AdVita.

ВКонтакте продавал набор стикеров, чтобы помочь онкобольним. Скриншот с экрана.
«ВКон­так­те» про­да­вал набор сти­ке­ров, что­бы помочь онко­боль­ным. Скрин­шот с экра­на.

Приложения: как собрать деньги на краудфандинг-проекты?

При­ло­же­ния рабо­та­ют для пуб­лич­ных стра­ниц, групп, меро­при­я­тий. К каж­до­му сооб­ще­ству мож­но под­клю­чить толь­ко три при­ло­же­ния. Обра­ти­те вни­ма­ние на поли­ти­ку без­опас­но­сти соц­се­ти и тре­бо­ва­ния к при­ло­же­ни­ям. Так, в них не долж­но быть ссы­лок, опас­ных для поль­зо­ва­те­лей (все пере­хо­ды по ссыл­кам долж­ны быть пред­ска­зу­е­мы), а запра­ши­ва­е­мые вами дан­ные долж­ны исполь­зо­вать­ся толь­ко в кон­тек­сте при­ло­же­ния.

Опрос в приложении. Скриншот с экрана.
Опрос в при­ло­же­нии. Скрин­шот с экра­на.

Что мож­но сде­лать с помо­щью при­ло­же­ний.

  • Опро­сы: запол­нить бриф, собрать отзы­вы, сфор­ми­ро­вать базу кон­так­тов (ано­ним­ные анке­ты делать нель­зя).
  • Тесты: зна­е­те ли вы, как сор­ти­ро­вать мусор; куда отдать ста­рые вещи; что сде­лать, что­бы стать доно­ром, – поль­зо­ва­те­ли отве­ча­ют на вопро­сы и полу­ча­ют бал­лы. Мож­но исполь­зо­вать как раз­вле­ка­тель­ный фор­мат или обра­зо­ва­тель­ный кон­тент, глав­ное – сде­лать его вираль­ным.
  • Голо­со­ва­ния: когда про­ве­сти акцию, кого при­гла­сить спи­ке­ром на меро­при­я­тие, какой фор­мат сотруд­ни­че­ства удоб­нее. Вари­ан­ты отве­тов могут быть тек­сто­вы­ми, а так­же в виде ссыл­ки, кар­тин­ки или видео из «ВКон­так­те».
  • Кон­кур­сы: ставь­те ссыл­ку на кон­курс, вве­ди­те чис­ло побе­ди­те­лей, выбе­ри­те усло­вия и, если побе­ди­те­лей несколь­ко, опре­де­ли­те, будут они отоб­ра­жать­ся по оче­ре­ди или все сра­зу.
  • Сбор средств: на бла­го­тво­ри­тель­ные меро­при­я­тия и кра­уд­фандинг-про­ек­ты. Доста­точ­но ука­зать свои кошель­ки «Яндекс», «Киви», PayPal и Cloudpayments (толь­ко для юрлиц), а люди могут помочь про­ек­ту.

Напри­мер, поль­зо­ва­те­ли «ВКон­так­те» могут делать пожерт­во­ва­ния про­ве­рен­ным фон­дам с помо­щью при­ло­же­ния Добра Mail.Ru. Здесь же мож­но под­пи­сать­ся на ново­сти про­ек­тов, а после их завер­ше­ния озна­ко­мить­ся с финан­со­вы­ми отче­та­ми.

Приложение Добра Mail.Ru. Скриншот с экрана.
При­ло­же­ние Добра Mail.Ru. Скрин­шот с экра­на.

Верификация: заручитесь поддержкой «ВКонтакте»

Вери­фи­ка­ция – это спо­соб под­твер­дить, что стра­ни­ца насто­я­щая. При вери­фи­ка­ции в сооб­ще­стве око­ло назва­ния появ­ля­ет­ся синяя галоч­ка. Бла­го­тво­ри­тель­ным орга­ни­за­ци­ям она нуж­на, что­бы поль­зо­ва­те­ли пони­ма­ли: их пожерт­во­ва­ния идут на реаль­ные дела. Что­бы полу­чить завет­ную галоч­ку, сле­ду­ет подать заяв­ку в при­ло­же­нии сооб­ще­ства «Бла­го­тво­ри­тель­ность ВКон­так­те» с отве­та­ми на несколь­ко вопро­сов. Далее адми­ни­стра­то­ры долж­ны будут убе­дить­ся, что ваша дея­тель­ность соот­вет­ству­ет цен­но­стям соц­се­ти.

Еще по теме: 7 шагов к эффек­тив­ной SMM-стра­те­гии

Вери­фи­ка­ция необ­хо­ди­ма, когда вы веде­те актив­ную рабо­ту в соци­аль­ной сети: обща­е­тесь с волон­те­ра­ми, соби­ра­е­те пожерт­во­ва­ния, рас­ска­зы­ва­е­те о сво­их успе­хах и меро­при­я­ти­ях. Обыч­но в таких слу­ча­ях у стра­ни­цы уже несколь­ко тысяч под­пис­чи­ков. Галоч­ка – это не толь­ко ста­тус, но и воз­мож­ность появить­ся на кар­те вери­фи­ци­ро­ван­ных сооб­ществ, кото­рую состав­ля­ет «ВКон­так­те».

Карта верифицированных сообществ. Скриншот с экрана.
Кар­та вери­фи­ци­ро­ван­ных сооб­ществ. Скрин­шот с экра­на.

Вери­фи­ци­ро­ван­ные орга­ни­за­ции луч­ше справ­ля­ют­ся с постав­лен­ны­ми зада­ча­ми, чем не вери­фи­ци­ро­ван­ные. Сре­ди пре­иму­ществ это­го ста­ту­са НКО отме­ти­ли повы­ше­ние дове­рия к орга­ни­за­ции, улуч­ше­ние ими­джа, рост коли­че­ства под­пис­чи­ков. Их актив­ность в сети поз­во­ля­ет им соби­рать в два раза боль­ше пожерт­во­ва­ний. Так­же им луч­ше уда­ет­ся собрать тре­бу­е­мую сум­му за корот­кий срок акции. Иссле­до­ва­ние «Роль соци­аль­ной сети ВКон­так­те в раз­ви­тии и про­дви­же­нии неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций», 2018 г.

Ста­тус выда­ет­ся на один год, после чего адми­ни­стра­ция соце­ти запро­сит инфор­ма­цию об орга­ни­за­ции сно­ва: как сей­час рабо­та­ет фонд, какие про­ек­ты актив­ны, а какие успеш­но завер­ше­ны. После это­го будет при­ня­то реше­ние о про­дле­нии вери­фи­ка­ции.

Чат-боты: оптимизируйте общение с пользователями

Мож­но нанять раз­ра­бот­чи­ка или создать бот само­сто­я­тель­но, напри­мер, с помо­щью Robochat, BotVK, Chatgun. Потре­бу­ет­ся уста­но­вить про­грам­му, постро­ить алго­ритм обще­ния и ука­зать клю­че­вые сло­ва, на кото­рые чат-бот будет реа­ги­ро­вать.

Напри­мер, у фон­да «Ста­рость в радость» есть «самый душев­ный» бот, 75-лет­няя пен­си­о­нер­ка Вера Васи­льев­на. Она рас­ска­зы­ва­ет обо всех направ­ле­ни­ях рабо­ты фон­да и делит­ся с волон­те­ра­ми полез­ны­ми кон­так­та­ми, тем самым решая зада­чу момен­таль­ных отве­тов на посто­ян­но повто­ря­ю­щи­е­ся вопро­сы. Так­же чат-бот может регу­ляр­но рас­сы­лать ново­сти фон­да и рас­ска­зы­вать о бли­жай­ших волон­тер­ских поезд­ках и меро­при­я­ти­ях. Кро­ме того, Вера Васи­льев­на участ­ву­ет в про­грам­ме «Вну­ки по пере­пис­ке», помо­гая жела­ю­щим напи­сать насто­я­щее пись­мо или поздрав­ле­ние с празд­ни­ком оди­но­ко­му чело­ве­ку.

«Самый душевный» бот,  75-летняя пенсионерка Вера Васильевна. Скриншот с экрана.
«Самый душев­ный» бот, 75-лет­няя пен­си­о­нер­ка Вера Васи­льев­на. Скрин­шот с экра­на.

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Доро­га к дому» исполь­зу­ет чат-бот для поис­ка полез­ной инфор­ма­ции. За пару кли­ков мож­но узнать об акту­аль­ных акци­ях и пред­сто­я­щих меро­при­я­ти­ях.

Фонд лаготворительного фонда «Дорога к дому». Скриншот с экрана.
Фонд бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Доро­га к дому». Скрин­шот с экра­на.

10 советов по продвижению «ВКонтакте»

  • Что­бы сооб­ще­ство про­ще было искать, не исполь­зуй­те в назва­нии кавыч­ки.
  • При­свой­те сооб­ще­ству корот­кий адрес вида vk.com/name. Такие ссыл­ки луч­ше запо­ми­на­ют­ся и их удоб­нее рас­про­стра­нять.
  • Уста­но­ви­те ста­тус – он отоб­ра­жа­ет­ся в стро­ке пря­мо под назва­ни­ем. Выра­зи­те идею про­ек­та или при­зыв к дей­ствию. Напри­мер, «Сохра­ним без­дом­ных сло­нов вме­сте».
  • В опи­са­нии сооб­ще­ства крат­ко напи­ши­те, чем зани­ма­ет­ся фонд, поче­му про­бле­ма акту­аль­на и как мож­но помочь. Тут же мож­но про­дуб­ли­ро­вать кон­такт­ные дан­ные: адрес сай­та, почту и теле­фон.
  • Создай­те обсуж­де­ния: дис­кус­сии на акту­аль­ные темы, попу­ляр­ные вопро­сы под­пис­чи­ков, пра­ви­ла обще­ния в сооб­ще­стве.
  • Ука­жи­те рек­ви­зи­ты и отче­ты: эта инфор­ма­ция долж­на быть доступ­на поль­зо­ва­те­лям и лег­ко нахо­дить­ся в сооб­ще­стве, напри­мер, на стене или в обсуж­де­ни­ях.
  • Соби­рай­те инфор­ма­цию от поль­зо­ва­те­лей – через кноп­ку «Пред­ло­жить новость» они могут рас­ска­зать о чем-то важ­ном или инте­рес­ном.
  • Не исполь­зуй­те фото­гра­фии, най­ден­ные при поис­ке через Google или Яндекс: ско­рее все­го, их исполь­зу­ют ещё 95% орга­ни­за­ций.
  • Избе­гай­те фото­гра­фий с пока­ле­чен­ны­ми живот­ны­ми или людь­ми, кото­рые нахо­дят­ся в тяже­лом физи­че­ском состо­я­нии – под капель­ни­цей, после ава­рий или опе­ра­ций.
  • Сле­ди­те за ново­стя­ми в VK for Good