Google Data Studio: как легко визуализировать данные для отчетов на примере ОВД-Инфо

Наглядные отчеты лучше нагромождения цифр и данных. Фото Freepik (katemangostar).
Нагляд­ные отче­ты луч­ше нагро­мож­де­ния цифр и дан­ных. Фото Freepik (katemangostar).

Ана­ли­ти­че­ские отче­ты – это не обя­за­тель­но нагро­мож­де­ние цифр, в кото­рых труд­но разо­брать­ся. Любые дан­ные мож­но визу­а­ли­зи­ро­вать и нагляд­но пока­зать вашим кол­ле­гам, доно­рам или парт­не­рам. Помо­гут в этом интер­ак­тив­ные ана­ли­ти­че­ские даш­бор­ды, или инфор­ма­ци­он­ные пане­ли для визу­а­ли­за­ции дан­ных. Один из инстру­мен­тов, кото­рый исполь­зу­ет­ся для их созда­ния, Google Data Studio. Жур­на­лист Теп­ли­цы Ека­те­ри­на Улья­но­ва рас­ска­зы­ва­ет, как с его помо­щью ана­ли­зи­ро­вать дан­ные, собран­ные из раз­ных источ­ни­ков, и гото­вить визу­аль­ные отче­ты. Инстру­мен­том поль­зу­ет­ся коман­да ОВД-инфо, кото­рая тоже поде­ли­лась сво­им опы­том.

Начало работы с Google Data Studio

Google Data Studio (GDS) – это бес­плат­ный онлайн-инстру­мент. Для нача­ла рабо­ты вам потре­бу­ет­ся толь­ко вой­ти в свою учет­ную запись Google. В GDS мож­но импор­ти­ро­вать дан­ные из раз­ных систем, напри­мер, Adwords, Google Analytics, Google Sheets, YouTube Analytics. У вас долж­ны быть досту­пы к источ­ни­кам дан­ных, кото­рые вы хоти­те задей­ство­вать в отче­те. Для это­го нуж­но, что­бы досту­пы к систе­мам ана­ли­ти­ки были откры­ты на тот же адрес элек­трон­ной почты, через кото­рый вы буде­те захо­дить в GDS. Ина­че вы про­сто не смо­же­те под­клю­чить эти источ­ни­ки.

Источ­ни­ки дан­ных в Google Data Studio.

На дан­ный момент GDS под­дер­жи­ва­ет 17 кон­нек­то­ров. Это сер­ви­сы, отку­да мы и будем брать дан­ные для постро­е­ния отче­та. Для того что­бы загру­зить дан­ные из кон­нек­то­ров, нуж­но в левом верх­нем углу нажать на кноп­ку «Создать» и выбрать в меню пункт «Источ­ни­ки дан­ных». А затем выбрать тот кон­нек­тор, кото­рый вас инте­ре­су­ет. Для созда­ния одно­го отче­та мож­но исполь­зо­вать несколь­ко кон­нек­то­ров. После того как вы выбра­ли источ­ник дан­ных, в пра­вом верх­нем углу надо нажать кноп­ку «Свя­зать». После это­го мож­но пере­хо­дить к рабо­те с дан­ны­ми и созда­нию отче­тов. 

Возможности Google Data Studio

Вычисляемые поля 

С помо­щью этой функ­ции вы смо­же­те созда­вать новые пока­за­те­ли и пара­мет­ры, кото­рые нуж­ны имен­но вам для ана­ли­ти­ки и отчет­но­сти. Для это­го нуж­но взять име­ю­щи­е­ся дан­ные и при­ме­нить к ним фор­му­лы. Так вы созда­ди­те соб­ствен­ный пока­за­тель в GDS. Вычис­ля­е­мый пара­метр затем мож­но доба­вить в отчет или диа­грам­му точ­но так же, как и обыч­ное поле из кон­нек­то­ра. 

Для того что­бы создать вычис­ля­е­мое поле, нуж­но открыть источ­ник дан­ных, в пра­вом верх­нем углу нажать «Доба­вить поле», обо­зна­чить имя поля и напи­сать для него фор­му­лу. При­ме­ры фор­мул мож­но посмот­реть вот здесь. Напри­мер, если вы исполь­зу­е­те как источ­ник дан­ных Google Analytics и реши­ли вычис­лить коэф­фи­ци­ент кон­вер­сии по коли­че­ству поль­зо­ва­те­лей и достиг­ну­тым ими целям, ваша фор­му­ла в вычис­ля­е­мом поле будет иметь вот такой вид.

Имя: Кон­вер­сия поль­зо­ва­те­лей по цели

Фор­мат: Про­цен­ты

Фор­му­ла: {{Достиг­ну­тые цели}} / {{Поль­зо­ва­те­ли}} 

Совмещенные данные

Как уже было упо­мя­ну­то выше, с помо­щью GDS мож­но под­клю­чать к одно­му отче­ту несколь­ко кон­нек­то­ров. Для постро­е­ния даш­бор­да так­же мож­но сов­ме­стить несколь­ко источ­ни­ков дан­ных. Для это­го нуж­но под­клю­чить все кон­нек­то­ры (мак­си­мум 5), кото­рые вы пла­ни­ру­е­те исполь­зо­вать в рабо­те, а затем на их осно­ве создать сме­шан­ный источ­ник. 

Для сов­ме­ще­ния у дан­ных дол­жен быть общий пара­метр. Это может быть, напри­мер, дата или Client ID. Исполь­зо­вать полу­чен­ные сов­ме­щен­ные дан­ные мож­но будет толь­ко в том отче­те, для кото­ро­го вы их вычис­ля­е­те, отдель­ным источ­ни­ком они не ста­нут. Что­бы сов­ме­стить дан­ные, вам нуж­но зай­ти в отчет и рядом с назва­ни­ем основ­но­го источ­ни­ка дан­ных нажать на кноп­ку «Сов­ме­ще­ние дан­ных». Затем в редак­то­ре объ­еди­не­ния дан­ных выби­ра­е­те источ­ни­ки для объ­еди­не­ния, общий пара­метр, по кото­ро­му и будет про­ис­хо­дить объ­еди­не­ние, и необ­хо­ди­мые пока­за­те­ли.

Визуализация

Одна из основ­ных задач GDS – оформ­ле­ние дан­ных в нагляд­ные отче­ты. Для это­го мож­но исполь­зо­вать раз­ные визу­аль­ные эле­мен­ты: диа­грам­мы, гисто­грам­мы, гра­фи­ки. Как визу­а­ли­зи­ро­вать те дан­ные, с кото­ры­ми вы рабо­та­е­те, и создать отчет, мож­но посмот­реть в подроб­ном видео­уро­ке. 

Как команда ОВД-Инфо использует Google Data Studio

Сво­им опы­том рабо­ты с Google Data Studio поде­лил­ся Лео­нид Драб­кин, ана­ли­тик ОВД-Инфо. Коман­да про­ек­та исполь­зу­ет инстру­мент, что­бы соби­рать в одном месте раз­ные источ­ни­ки дан­ных. Рань­ше каж­дый сотруд­ник рабо­тал толь­ко со сво­и­ми дан­ны­ми и мог даже не знать, к чему еще есть доступ у кол­лег. Не было обще­го пони­ма­ния, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят с про­ек­том, поло­жи­тель­ная дина­ми­ка или отри­ца­тель­ная по раз­ным направ­ле­ни­ям. Для того что­бы оце­нить резуль­та­ты, нуж­но было пого­во­рить с раз­ны­ми кол­ле­га­ми или открыть мно­го раз­ных источ­ни­ков дан­ных. 

Даш­борд ОВД-инфо объ­еди­нил раз­ные источ­ни­ки дан­ных.

Даш­борд объ­еди­нил все пока­за­те­ли про­ек­та и обес­пе­чил рав­ный доступ ко всем дан­ным. Сей­час, клик­нув пару кно­пок, участ­ни­ки коман­ды ОВД-инфо могут сра­зу понять, напри­мер, что вырос­ло коли­че­ство звон­ков на горя­чую линию, и нуж­но поса­дить еще одно­го опе­ра­то­ра.

«Мы соби­ра­ем дан­ные с самых раз­ных мест. Google Analytics инте­гри­ру­ет­ся одним нажа­ти­ем кноп­ки. Дру­гие дан­ные выгру­жа­ют­ся по API в опре­де­лен­ную базу, из кото­рой уже наша Google Data Studio берет инфор­ма­цию. Какие-то источ­ни­ки при­хо­дит­ся силь­но обра­ба­ты­вать. В этом вопро­се помо­га­ет наша IT-коман­да, пре­об­ра­зу­ет дан­ные в нуж­ный вид. Я гово­рю, напри­мер, про ста­ти­сти­ку Telegram. Но в ито­ге вся рабо­та с источ­ни­ка­ми дан­ных идет в авто­ма­ти­че­ском режи­ме». Лео­нид Драб­кин

Для созда­ния отче­тов коман­да ОВД-инфо исполь­зу­ет стан­дарт­ные шаб­ло­ны. Лео­нид Драб­кин счи­та­ет, что важ­ная зада­ча Google Data Studio – это упро­ще­ние визу­а­ли­за­ции дан­ных. Инстру­мент дол­жен быть поня­тен даже тем сотруд­ни­кам, кото­рые пер­вый раз его откры­ли. 

Даш­борд ОВД-инфо отве­ча­ет двум основ­ным запро­сам: 

  • помо­га­ет луч­ше понять ауди­то­рию, для кото­рой рабо­та­ет про­ект, ана­ли­зи­ро­вать ее запро­сы. Даш­борд поде­лен на несколь­ко частей: чита­те­ли, кото­рые исполь­зу­ют в ОВД-инфо как медиа­ре­сурс; акти­ви­сты, кото­рые обра­ща­ют­ся к про­ек­ту, как к пра­во­за­щит­ной орга­ни­за­ции; жур­на­ли­сты, для кото­рых плат­фор­ма – источ­ник дан­ных; доно­ры, кото­рые под­дер­жи­ва­ют рабо­ту коман­ды пере­во­да­ми;

  • помо­га­ет моти­ви­ро­вать участ­ни­ков коман­ды. По сло­вам Лео­ни­да Драб­ки­на, кол­ле­ги могут не заме­чать, как мно­го вре­ме­ни дру­гой сотруд­ник про­вел за при­е­мом звон­ков или напи­са­ни­ем ново­стей. С помо­щью даш­бор­да мож­но сра­зу уви­деть, как тот или иной отдел актив­но рабо­тал. Все уси­лия отра­же­ны нагляд­но, и это моти­ви­ру­ет. 

«Когда мы созда­ва­ли наш даш­борд, мы не были сфо­ку­си­ро­ва­ны на нас самих. Мы хоте­ли понять, как нас видит наша ауди­то­рия. Имен­но с это­го ракур­са мы и соби­ра­ем все дан­ные. А один из гра­фи­ков даш­бор­да мы вклю­чи­ли в отчет перед доно­ра­ми. Что­бы они пони­ма­ли, как мы рабо­та­ем». Лео­нид Драб­кин