2024: запущена онлайн-игра про этику в технологиях

Вы – премьер-министр. Развалите или спасете страну? Исследователи запустили игру про этику в технологиях. Иллюстрация: Наталья Ямщикова.
Вы – пре­мьер-министр. Раз­ва­ли­те или спа­се­те стра­ну? Иссле­до­ва­те­ли запу­сти­ли игру про эти­ку в тех­но­ло­ги­ях. Иллю­стра­ция: Ната­лья Ямщи­ко­ва.

В ваших руках огром­ная власть. Ваша зада­ча – улуч­шить жизнь в стране при помо­щи тех­но­ло­гий. Слеж­ка за граж­да­на­ми или без­опас­ность? Тех­но­ло­ги­че­ская без­ра­бо­ти­ца, дро­ны-убий­цы или новые этич­ные тех­но­ло­гии, кото­рые спа­сут мир? Попро­буй­те создать свое буду­щее в онлайн-игре «2024». Игру запу­сти­ли спе­ци­а­ли­сты Цен­тра иссле­до­ва­ния нау­ки и тех­но­ло­гий Евро­пей­ско­го уни­вер­си­те­та в Санкт-Петер­бур­ге и обра­зо­ва­тель­но­го про­ек­та «Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий» при под­держ­ке «Коман­ды 29» 15 октяб­ря 2019 года.

Герой игры – пер­вая жен­щи­на пре­мьер-министр неболь­шой восточ­но­ев­ро­пей­ской стра­ны. Госу­дар­ство на раз­вил­ке: от ваших шагов зави­сит, будет ли оно раз­ви­вать­ся, или же пре­вра­тит­ся в анти­уто­пию. Игро­ку пред­ла­га­ет­ся при­нять или отверг­нуть внед­ре­ние раз­ных тех­но­ло­гий: допол­нен­ную реаль­ность, бес­пи­лот­ные авто­мо­би­ли, био­чи­пы, сен­со­ры, пре­дик­тив­ную поли­цию, спут­ни­ко­вый Интер­нет, ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ную обувь и одеж­ду, интер­нет ДНК. Во вре­мя про­хож­де­ния поль­зо­ва­тель узна­ет боль­ше о сути тех­но­ло­гии, какие плю­сы и мину­сы про­изой­дут от ее внед­ре­ния. 

Так выгля­дит интер­фейс игры. Скрин­шот с сай­та game.eu.spb.ru

При каж­дом дей­ствии меня­ет­ся ряд пока­за­те­лей: уро­вень сча­стья граж­дан, гос­бе­зо­пас­ность, эко­но­ми­че­ский рост, граж­дан­ские сво­бо­ды и состо­я­ние эко­ло­гии в стране. Ваша зада­ча – сде­лать все, что­бы стра­на про­цве­та­ла. Ина­че – раз­ру­ха, кол­лапс или тота­ли­та­ризм.

Идея создать игру появи­лась у редак­ции Теп­ли­цы на хака­тоне «Коман­ды 29» вес­ной 2019 года. «Мы в Теп­ли­це рас­ска­зы­ва­ем про то, как акти­ви­сты и бла­го­тво­ри­те­ли могут исполь­зо­вать тех­но­ло­гии и рабо­тать куда эффек­тив­нее, и мно­го вни­ма­ния уде­ля­ем вопро­сам эти­ки, как тех­но­ло­гии вли­я­ют на обще­ство. С одной сто­ро­ны, может пока­зать­ся, что тех­но­ло­гии во всем полез­ны и при­во­дят толь­ко к раз­ви­тию, но в то же вре­мя они могут обер­нуть­ся и циф­ро­вой дик­та­ту­рой, и при­ве­сти к фор­ми­ро­ва­нию расист­ских, сек­сист­ских пози­ций с помо­щью алго­рит­мов. Хоте­лось в про­стом и нескуч­ном фор­ма­те доне­сти о том, какие могут быть рис­ки и послед­ствия. На хака­тоне у нас полу­чи­лось создать про­то­тип», – рас­ска­зы­ва­ет о задум­ке глав­ный редак­тор Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Ната­лья Бара­но­ва.

По мне­нию руко­во­ди­те­ля отде­ла спец­про­ек­тов «Коман­ды 29» Нико­лая Овчин­ни­ко­ва, соци­аль­ные игры – новый спо­соб ком­му­ни­ка­ции для тре­тье­го сек­то­ра. «Они помо­га­ют вовле­кать в дея­тель­ность орга­ни­за­ций тех, кто не любит читать длин­ные тек­сты, у кого мало вре­ме­ни. За рубе­жом этот фор­мат очень попу­ля­рен, одна­ко у нас он пока не силь­но раз­вит. В 2017 году мы в «Коман­де 29» выпу­сти­ли при­ло­же­ние-игру «Гэб­ня» о том, как общать­ся с поли­ци­ей и защи­щать свои пра­ва и свои дан­ные. Мы уви­де­ли, что такой фор­мат вос­тре­бо­ван ауди­то­ри­ей млад­ше 24 лет. У игры сей­час более 100 тысяч ска­чи­ва­ний», – гово­рит Нико­лай Овчин­ни­ков.

«Эти­ка тех­но­ло­гий – важ­ная тема в 2019 году. Мы все­це­ло зави­сим от наших гад­же­тов, нам это нра­вит­ся, наше каче­ство жиз­ни повы­ша­ет­ся, одна­ко мы совсем не дума­ем об издерж­ках про­грес­са. Наша игра как раз про это. Мы пред­ла­га­ем вам побыть на месте чинов­ни­ка одной восточ­но­ев­ро­пей­ской стра­ны, кото­рый несет ответ­ствен­ность за внед­ре­ние тех­но­ло­гий». Нико­лай Овчин­ни­ков

«Тех­но­ло­гии напря­мую вли­я­ют на нашу жизнь. Даже если боль­шин­ство из них не име­ют к нам отно­ше­ния, они пере­стра­и­ва­ют сре­ду вокруг нас, меня­ют повсе­днев­ные при­выч­ки, закреп­ля­ют новые нор­мы. Пуб­лич­ные обсуж­де­ния тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия помо­га­ют учи­ты­вать соци­аль­ные послед­ствия для раз­ных групп насе­ле­ния, осо­бен­но тех, кото­рые зара­нее нахо­дят­ся в уяз­ви­мой пози­ции. Игро­вой фор­мат, на мой взгляд, помо­га­ет сде­лать эту дис­кус­сию доступ­ной широ­ко­му кру­гу поль­зо­ва­те­лей и пока­зы­ва­ет, что эти вопро­сы на самом деле близ­ки каж­до­му, а не оста­ют­ся уде­лом раз­ра­бот­чи­ков тех­но­ло­гий или пра­ви­тельств», – отме­ти­ла акту­аль­ность игры Лилия Зем­ну­хо­ва, социо­лог, доцент факуль­те­та социо­ло­гии и фило­со­фии, науч­ная сотруд­ни­ца Цен­тра иссле­до­ва­ний нау­ки и тех­но­ло­гий ЕУСПб и один из авто­ров игры.

В завер­ше­ние игры поль­зо­ва­те­ли могут про­чи­тать ана­ли­ти­че­скую ста­тью про эти­ку в тех­но­ло­ги­ях, а так­же под­дер­жать рос­сий­ский обще­ствен­ный про­ект «Рос­ком­сво­бо­да», коман­да кото­ро­го защи­ща­ет циф­ро­вые пра­ва поль­зо­ва­те­лей и борет­ся с цен­зу­рой в Интер­не­те. В октяб­ре 2019 года «Рос­ком­сво­бо­да» запу­сти­ла обще­ствен­ную кам­па­нию про­тив систе­мы рас­по­зна­ва­ния лиц, ее тоже мож­но под­дер­жать, под­пи­сав пети­цию.

«Поль­зо­ва­те­лям сей­час необ­хо­ди­мо уде­лять вни­ма­ние циф­ро­вой гиги­ене и защи­те сво­их лич­ных дан­ных и чув­стви­тель­ной для них инфор­ма­ции. Есть три основ­ных акто­ра, кто соби­ра­ет дан­ные о нас и наших дей­стви­ях – кибер­пре­ступ­ни­ки, кор­по­ра­ции и госу­дар­ства. Дан­ные граж­дан долж­ны быть в руках и под кон­тро­лем самих граж­дан, мы долж­ны сами ими рас­по­ря­жать­ся, а не тре­тьи лица». Руко­во­ди­тель «Рос­ком­сво­бо­ды» Артем Коз­люк.

Раз­ра­бот­ка и под­держ­ка игры: «Коман­да 29» при уча­стии коман­ды Цен­тра иссле­до­ва­ний нау­ки и тех­но­ло­гий Евро­пей­ско­го уни­вер­си­те­та в Санкт-Петер­бур­ге.

Играть сейчас.