«КТО_ТЫ»: как создается первый интерактивный сериал о правозащитниках

«КТО_ТЫ» - интерактивный сериал студии "Отдельное лето". Фото предоставлено проектом.
«КТО_ТЫ» – интер­ак­тив­ный сери­ал сту­дии «Отдель­ное лето». Фото предо­став­ле­но про­ек­том.

Нина, дочь высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка, дав­но живет в Лон­доне. Но воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву, что­бы спа­сти юную подру­гу-бло­гер­шу, кото­рую обви­ня­ют в экс­тре­миз­ме. Нина стал­ки­ва­ет­ся с реа­ли­я­ми новой Рос­сии. И влюб­ля­ет­ся в Рому из под­мос­ков­но­го Реуто­ва. Оба они хотят добить­ся спра­вед­ли­во­сти, вот толь­ко мето­ды у них раз­ные. И что будет в кон­це, зави­сит от того, какой выбор будет сде­лан в каж­дой ситу­а­ции.

Решать будут зри­те­ли, пото­му что Нина и Рома – герои ново­го интер­ак­тив­но­го сери­а­ла «КТО_ТЫ», сня­то­го сту­ди­ей «Отдель­ное Лето». Это уже не пер­вый опыт рабо­ты коман­ды с интер­ак­тив­ны­ми про­ек­та­ми, до это­го они созда­ли сери­ал #Всё­Слож­но для пор­та­ла «Такие дела». Как созда­ют­ся такие исто­рии и зачем нужен пер­вый сери­ал о пра­во­за­щит­ни­ках, Теп­ли­це рас­ска­за­ли Ната Покров­ская, Антон Уткин и Алек­сандра Бере­слав­це­ва

Черти и программисты 

В 2011 году гра­фи­че­ский дизай­нер Антон Уткин при­шел к копи­рай­те­ру Нате Покров­ской и ска­зал, что хочет снять фан­та­сти­че­ский фильм. За две неде­ли они при­ду­ма­ли и созда­ли корот­ко­мет­раж­ку 3311. Так появи­лась сту­дия «Отдель­ное Лето» / Lateral Summer. Сле­ду­ю­щим про­ек­том коман­ды стал фан­та­сти­че­ский корот­ко­мет­раж­ный фильм «Лето» с Але­ной Бабен­ко в глав­ной роли. Это и был офи­ци­аль­ный дебют сту­дии. Кар­ти­на сра­зу попа­ла на «Кино­тавр». В 2017 году фина­ли­стом кон­кур­са ста­ла еще одна кар­ти­на «Отдель­но­го Лета» – корот­ко­мет­раж­ка «Чер­ти». 

Корот­ко­мет­раж­ка «Чер­ти».

Пока кино про борь­бу рус­ских про­грам­ми­стов с чер­тя­ми оце­ни­ва­ли на «Кино­тав­ре», к Нате Покров­ской и Анто­ну Утки­ну при­шла коман­да «Таких дел». Они дела­ли боль­шой муль­ти­ме­дий­ный про­ект про ВИЧ в Рос­сии. Уже была запу­ще­на пер­вая часть про­ек­та – доку­мен­таль­ная исто­рия про акти­ви­стов. Но «Такие дела» хоте­ли обра­тить­ся к ауди­то­рии 16–25-летних и пони­ма­ли, что нуж­но это делать в дру­гом фор­ма­те. Сле­ду­ю­щая часть про­ек­та долж­на быть игро­вой. Так появил­ся интер­ак­тив­ный веб-сери­ал #Всё­Слож­но – исто­рия девуш­ки Кати, кото­рая роди­лась ВИЧ-поло­жи­тель­ной, но живет обыч­ной жиз­нью. И для того, что­бы прий­ти к это­му, ей при­шлось прой­ти целый ряд испы­та­ний и столк­нуть­ся со мно­же­ством предубеж­де­ний. 

«Зада­чей это­го сери­а­ла было снять стиг­му с ВИЧ-поло­жи­тель­ных людей. И пока­зать, что они при долж­ной тера­пии ничем не отли­ча­ют­ся от дру­гих, ведут абсо­лют­но такой же образ жиз­ни. Поэто­му в первую оче­редь нам надо было создать понят­ную абсо­лют­но всем исто­рию. Роман­ти­че­ский сюжет затра­ги­ва­ет всех. Вот девоч­ка встре­ча­ет маль­чи­ка, и у нее есть некий сек­рет. Про­сто у кого-то это стран­ное хоб­би, а у кого-то ВИЧ». Ната Покров­ская 

Текучее общество

На момент созда­ния #Всё­Слож­но о ВИЧ мож­но было про­чи­тать в основ­ном в меди­цин­ских бро­шю­рах или аги­та­ци­он­ных мате­ри­а­лах. Но нор­маль­но­го тек­ста, кото­рый доступ­но рас­ска­зы­вал бы широ­кой ауди­то­рии о забо­ле­ва­нии, не было. Интер­ак­тив­ный фор­мат сери­а­ла помог решить эту про­бле­му. Для зри­те­лей были под­го­тов­ле­ны кар­точ­ки. В тот момент, когда чело­век делал выбор за геро­и­ню, опре­де­ляя ее судь­бу, он сра­зу же полу­чал обрат­ную связь. Напри­мер, кар­точ­ку с объ­яс­не­ни­ем, поче­му не надо боять­ся пить из одно­го ста­ка­на с ВИЧ-пози­тив­ным чело­ве­ком. 

Еще по теме: Режис­сер Мар­га­ри­та Михай­ло­ва: как сни­ма­ли веб-сери­ал «Пра­ва чело­ве­ка»

Кар­точ­ки ока­за­лись самым вер­ным и доступ­ным спо­со­бом доне­сти инфор­ма­цию до зри­те­лей. Осо­бен­но моло­дой ауди­то­рии. Людям, вырос­шим со смарт­фо­ном, очень слож­но про­сто пас­сив­но смот­реть длин­ный ролик или фильм. Им хочет­ся актив­но вме­ши­вать­ся в сюжет, воз­дей­ство­вать на геро­ев, как в ком­пью­тер­ных играх. 

Кар­точ­ки – доступ­ный спо­соб доне­сти важ­ную инфор­ма­цию до ауди­то­рии. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Мно­гие совре­мен­ные пси­хо­ло­ги и социо­ло­ги, в част­но­сти Зиг­мунт Бау­ман, уве­ре­ны, что мы живем в так назы­ва­е­мом «теку­чем обще­стве». Пра­ви­ла игры посто­ян­но меня­ют­ся, воз­рас­та­ет мобиль­ность. Это, с одной сто­ро­ны, все­ля­ет в людей чув­ство тре­во­ги, а с дру­гой – при­но­сит ощу­ще­ние новых воз­мож­но­стей. Люди все вре­мя ждут новый уро­вень в играх, при­вык­ли, что в лен­те Facebook все­гда будет что-то новое. Так­же вся эмо­ци­о­наль­ная жизнь людей все чаще при­вя­за­на к теле­фо­ну – чаты, сви­да­ния, радо­сти и разо­ча­ро­ва­ния пере­ме­сти­лись в гад­же­ты. И в ито­ге ста­но­вит­ся все слож­нее пере­жи­вать эмо­ции, напри­мер, про­сто от двух­ча­со­во­го про­смот­ра кино. 

«У людей со смарт­фо­на­ми сни­же­на эмпа­тия. Мы хотим сра­зу уткнуть­ся в экран­чик. И мно­гие про­из­во­ди­те­ли кон­тен­та эту тен­ден­цию под­дер­жи­ва­ют, созда­вая при­ло­же­ния second screen. В слу­чае наше­го сери­а­ла интер­ак­тив поз­во­лял в нуж­ный момент сде­лать пау­зу, выдох­нуть, ощу­тить чув­ство кон­тро­ля над ситу­а­ци­ей. И понять, что имен­но ты сей­час реша­ешь, что даль­ше будет про­ис­хо­дить. Сде­лать свой выбор, а затем сно­ва пере­ме­стить­ся в эмо­ци­о­наль­ное повест­во­ва­ние. Таким обра­зом, интер­ак­тив­ный сери­ал ока­зы­ва­ет еще и тера­пев­ти­че­ский эффект – мы помо­га­ем раз­бу­дить эмпа­тию в людях, кото­рые немно­го отвык­ли ее про­яв­лять. Напри­мер, люди гово­ри­ли нам, что они про­шли всю линию, вез­де отве­ти­ли пра­виль­но. И они хотят посмот­реть дру­гие эпи­зо­ды, но при этом не гото­вы делать Кате боль­но». Ната Покров­ская

Сред­няя дли­на про­хож­де­ния #Всё­Слож­но – 37 минут, прой­ти сери­ал мож­но было и за 20 минут в зави­си­мо­сти от выбран­ных отве­тов. Еще одна про­бле­ма про­све­ти­тель­ско­го и брен­ди­ро­ван­но­го кон­тен­та, даже само­го инте­рес­но­го и доро­го­го – его не досмат­ри­ва­ют. Сред­няя глу­би­на про­смот­ра у интер­ак­тив­но­го сери­а­ла про ВИЧ в ито­ге соста­ви­ла в сред­нем 19 минут. Осно­ва­те­ли «Отдель­но­го Лета» гово­рят, что это высо­кий пока­за­тель, и в дан­ном слу­чае он даже более важен, чем коли­че­ство про­смот­ров. Пото­му что он гово­рит о том, что до «теку­че­го обще­ства» уда­лось досту­чать­ся. 

Плата за выбор 

Вет­вя­щи­е­ся интер­ак­ти­вы с мно­же­ством сюжет­ных линий – это слож­ные с тех­ни­че­ской и сце­нар­ной точ­ки зре­ния про­ек­ты. Поэто­му созда­ние сери­а­ла #Всё­Слож­но Антон Уткин и Ната Покров­ская нача­ли с gameflow – постро­е­ния всех сюжет­ных линий и вари­ан­тов раз­ви­тия исто­рии. Основ­ные собы­тия #Всё­Слож­но про­ис­хо­дят в насто­я­щем. Геро­и­ня встре­ча­ет моло­до­го чело­ве­ка, и сюжет раз­ви­ва­ет­ся толь­ко вокруг того, будут они вме­сте или нет. Когда зри­тель дела­ет тот или иной выбор, ему пока­зы­ва­ют предыс­то­рию Кати и то, через какие жиз­нен­ные ситу­а­ции ей при­шлось прой­ти. 

Сюжет­ные линии сери­а­ла #Всё­Слож­но. Фото предо­став­ле­но коман­дой про­ек­та.

Сей­час Антон Уткин и Ната Покров­ская рабо­та­ют над новым интер­ак­тив­ным сери­а­лом «КТО_ТЫ». И в этот раз сюжет­ная линия выгля­дит ина­че. В новом про­ек­те нет пра­виль­ных и непра­виль­ных отве­тов. Есть два героя, кото­рые хотят одно­го и того же, но исполь­зу­ют раз­ные мето­ды. Нина – глав­ная геро­и­ня и пра­во­за­щит­ни­ца. Она про­ве­ла поло­ви­ну жиз­ни в Лон­доне, иде­а­лист­ка, кото­рая все­гда за прав­ду и соблю­де­ние зако­нов. Вто­рой герой – рэпер Рома из Реуто­ва. Он дитя улиц, сек­сист и шови­нист. Его спо­со­бы дости­же­ния спра­вед­ли­во­сти пря­мо про­ти­во­по­лож­ные. Зри­тель может делать выбор за любо­го из пер­со­на­жей. 

«Игрок стал­ки­ва­ет­ся с про­бле­мой и сам реша­ет, каким спо­со­бом с ней разо­брать­ся. Мож­но вызвать поли­цию, но не факт, что от это­го будет резуль­тат. И в сле­ду­ю­щий раз чело­век выби­ра­ет про­сто уда­рить обид­чи­ка. Но и у это­го дей­ствия есть свои послед­ствия. Наш новый про­ект – это воз­мож­ность с помо­щью интер­ак­тив­но­го фор­ма­та пока­зать, что за любой выбор все рав­но при­хо­дит­ся пла­тить. И не факт, что быст­рее при­ве­дет тебя к побе­де, – закон или житей­ская сме­кал­ка». Ната Покров­ская

Фактура из реальности

Исто­рия «КТО_ТЫ» нача­лась, когда Анто­на Утки­на попро­си­ли снять неболь­шой ролик о пра­вах чело­ве­ка. Он обра­тил­ся за сове­том к Алек­сан­дре Бере­слав­це­вой, кото­рая в ито­ге ста­ла про­дю­се­ром про­ек­та. Рань­ше она рабо­та­ла в «Меж­ду­на­род­ном моло­деж­ном пра­во­за­щит­ном дви­же­нии». Алек­сандра Бере­слав­це­ва позна­ко­ми­ла Анто­на Утки­на со сво­и­ми кол­ле­га­ми, и вме­сте они реши­ли, что вме­сто роли­ка будут делать новый интер­ак­тив­ный сери­ал. 

Сце­на­рий коман­да нача­ла писать в нача­ле 2019 года. Тогда еще в новост­ной повест­ке не было дела Ива­на Голу­но­ва или мос­ков­ских про­те­стов. Эти собы­тия ста­ли про­ис­хо­дить, когда основ­ной сюжет «КТО_ТЫ» уже был готов. И авто­ры реши­ли про­сто доба­вить неко­то­рые дета­ли, что­бы дей­ствия сери­а­ла пере­кли­ка­лись с реаль­ны­ми исто­ри­я­ми. 

«Мы дума­ли, а давай­те в этой сцене у нас будут не про­сто сто­ять в оче­ре­ди на пикет, а дер­жать при этом пла­кат «ЯМы». Потом летом, в раз­гар мос­ков­ских про­те­стов пуб­ли­цист и писа­тель Ели­за­ве­та Алек­сан­дро­ва-Зори­на выло­жи­ла тек­сто­вую запись суда, на кото­ром ей при­су­ди­ли штраф за уча­стие в митин­ге. И мы поня­ли, что сце­на суда, кото­рая есть у нас в сце­на­рии, гораз­до сла­бее, чем то, что про­ис­хо­дит в реаль­но­сти. Мы попро­си­ли Лизу исполь­зо­вать ее исто­рию в нашей сцене. Жизнь сама допи­сы­ва­ла за нас фак­ту­ру». Ната Покров­ская

Правозащитный сериал 

«КТО_ТЫ» – исто­рия не толь­ко о про­те­стах. В каж­дой серии есть реаль­ный пра­во­за­щит­ный кейс. Сери­ал созда­вал­ся вме­сте с «Меж­ду­на­род­ным моло­деж­ным пра­во­за­щит­ным дви­же­ни­ем». Так­же съем­ки про­хо­ди­ли в офи­се «Мос­ков­ской Хель­синк­ской груп­пы» и офи­сах Amnesty International в Москве и Лон­доне. С помо­щью пра­во­за­щит­ни­ков в «КТО_ТЫ» были добав­ле­ны кар­точ­ки с полез­ной инфор­ма­ци­ей. Игро­ки могут про­чи­тать подроб­но­сти о пра­во­за­щит­ных орга­ни­за­ци­ях, а так­же узнать, что делать, если они столк­ну­лись с домаш­ним наси­ли­ем, их забра­ли в ОВД или ребен­ку не дают место в дет­ском саду. 

«Одна из задач сери­а­ла – пока­зать, чем вооб­ще зани­ма­ют­ся пра­во­за­щит­ни­ки и пра­во­за­щит­ные орга­ни­за­ции, кото­рые мно­го лет ведут труд­ную систем­ную рабо­ту. Все зна­ют, что они есть, но не пони­ма­ют, что они дела­ют. Вот есть сери­а­лы про пожар­ных, а мы сня­ли пер­вый в мире сери­ал про пра­во­за­щит­ни­ков» Алек­сандра Бере­слав­це­ва

В «КТО_ТЫ» нет поло­жи­тель­ных и отри­ца­тель­ных пер­со­на­жей. Фото предо­став­ле­но сту­ди­ей «Отдель­ное Лето».

Ста­вят перед собой созда­те­ли про­ек­та и более гло­баль­ную зада­чу. Они хотят, что­бы люди с раз­ны­ми поли­ти­че­ски­ми взгля­да­ми после про­смот­ра «КТО_ТЫ» нача­ли пони­мать друг дру­га. У каж­до­го из геро­ев своя прав­да: у поли­цей­ских, пра­во­за­щит­ни­ков, акти­ви­стов, учи­те­лей. Нико­го из них нель­зя назвать отри­ца­тель­ным или поло­жи­тель­ным пер­со­на­жем. И коман­да «Отдель­но­го Лета» наде­ет­ся, что сери­ал ста­нет пово­дом к диа­ло­гу. 

«Пока мы рас­че­ло­ве­чи­ва­ем дру­гую сто­ро­ну и дума­ем, что Рос­гвар­дия – это дубо­ло­мы, они, в свою оче­редь, счи­та­ют про­те­сту­ю­щих мари­о­нет­ка­ми Госде­па. Мы не раз­го­ва­ри­ва­ем друг с дру­гом. Нашим сери­а­лом мы как раз хотим создать поле для диа­ло­га. Одни люди видят жизнь так, дру­гие по-дру­го­му. Но нам нуж­но пони­мать друг дру­га. Если этот сери­ал посмот­рят люди, кото­рым в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции все нра­вит­ся, они уви­дят роман­ти­че­скую коме­дию. Девоч­ка и маль­чик любят друг дру­га, но не понят­но, будут ли они вме­сте, – клас­си­че­ский троп ром­ко­ма. А те, кого что-то не устра­и­ва­ет, может быть, после про­смот­ра попы­та­ют­ся дого­во­рить­ся и объ­еди­нить­ся». Ната Покров­ская

«КТО_ТЫ» — неза­ви­си­мый про­ект. Коман­да соби­ра­ет сред­ства на пост­про­из­вод­ство с помо­щью кра­уд­фандин­га. Под­дер­жать «Отдель­ное Лето» мож­но на стра­ни­це сбо­ра, создан­но­го на Planeta.ru. 

Еще по теме