Инженерия как игра: увлекаем подростка технологиями

Как создаются задачи и соревнования, помогающие молодым людям профессионально вырасти за несколько месяцев. Фото предоставлено Олимпиадой НТИ.
Как созда­ют­ся зада­чи и сорев­но­ва­ния, помо­га­ю­щие моло­дым людям про­фес­си­о­наль­но вырас­ти за несколь­ко меся­цев. Фото предо­став­ле­но Олим­пи­а­дой НТИ.

Детей и под­рост­ков мож­но заин­те­ре­со­вать инже­нер­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми не толь­ко на уровне игры в план­шет. Напри­мер, в этом году впер­вые на олим­пиа­де круж­ко­во­го дви­же­ния Наци­о­наль­ной тех­но­ло­ги­че­ской ини­ци­а­ти­вы (НТИ) будет запу­щен про­филь «Искус­ствен­ный интел­лект». Участ­ни­ки могут полу­чить 100 бал­лов за ЕГЭ по одно­му из пред­ме­тов и сер­ти­фи­кат, кото­рый мож­но исполь­зо­вать для опла­ты обра­зо­ва­ния. А так­же при­об­ре­сти опыт реше­ния слож­ной ана­ли­ти­че­ской зада­чи на реаль­ных дан­ных.

Нон­на Шахо­ва, экс­перт ака­де­мии искус­ствен­но­го интел­лек­та для школь­ни­ков, рас­ска­за­ла жур­на­ли­сту Теп­ли­цы Ека­те­рине Улья­но­вой о том, как созда­ют­ся зада­чи и сорев­но­ва­ния, помо­га­ю­щие моло­дым людям про­фес­си­о­наль­но вырас­ти за несколь­ко меся­цев так, слов­но за несколь­ко лет интен­сив­ной рабо­ты.

Начинайте знакомство с технологиями как можно раньше

У экс­пер­тов Ака­де­мии искус­ствен­но­го интел­лек­та есть опыт, когда с ней­ро­се­тя­ми и боль­ши­ми дан­ны­ми рабо­та­ли ребя­та 10–12 лет, при­чем доволь­но успеш­но. Разу­ме­ет­ся, зада­чи были адап­ти­ро­ва­ны под их воз­раст и вос­при­я­тие. Вооб­ще, 10–12 лет – это имен­но то вре­мя, когда сто­ит занять­ся изу­че­ни­ем пер­спек­тив­ных тех­но­ло­гий. Тогда есть шанс к 16–17 годам не толь­ко про­ка­чать навы­ки про­грам­ми­ро­ва­ния, но и добить­ся высо­ких резуль­та­тов в серьез­ных олим­пи­а­дах. 

Вовлекайте в инженерию через онлайн-игры

Нон­на Шахо­ва реко­мен­ду­ет начи­нать раз­ра­бот­ку любых задач и сорев­но­ва­ний, осно­вы­ва­ясь на том, что уже инте­рес­но и попу­ляр­но. Онлайн-игры – полез­ная вещь для при­об­ре­те­ния важ­ных про­фес­си­о­наль­ных качеств. Ребя­та учат­ся рабо­тать в коман­де, изу­ча­ют англий­ский язык, про­ка­чи­ва­ют ком­му­ни­ка­ци­он­ные навы­ки. Без это­го набо­ра сего­дня невоз­мож­на прак­ти­че­ски ника­кая IT-спе­ци­аль­ность. «У нас был опыт, когда мы раз­ра­бо­та­ли зада­чу на осно­ве попу­ляр­ней­шей игры, и дети прак­ти­че­ски с нуле­вы­ми зна­ни­я­ми машин­но­го обу­че­ния смог­ли ее решить, исполь­зуя опыт, накоп­лен­ный в играх», – рас­ска­зы­ва­ет экс­перт.

Не создавайте иллюзию суперсложности задачи

Все еще очень боль­шое коли­че­ство талант­ли­вых ребят не берут­ся за зада­чи по машин­но­му обу­че­нию толь­ко пото­му, что исполь­зу­е­мая тер­ми­но­ло­гия в обра­зо­ва­тель­ных кур­сах кажет­ся им слиш­ком слож­ной. «Мы ста­ра­ем­ся избе­гать длин­ных фор­мул, как мож­но боль­ше визу­а­ли­зи­ро­вать мате­ри­ал, даем ссыл­ки на зару­беж­ные источ­ни­ки, в кото­рых слож­ная мате­ма­ти­ка опи­са­на про­стым, понят­ным язы­ком», – делит­ся Нон­на Шахо­ва.

Еще по теме: ЕГЭ про­тив тех­но­ло­гий: как школь­ни­ки пишут чат-ботов и соби­ра­ют дро­ны

Предлагайте задачи с реальными историями 

Под­рост­кам хочет­ся решать насто­я­щие, прак­ти­че­ские зада­чи, резуль­тат кото­рых может быть исполь­зо­ван в жиз­ни. Им, без­услов­но, необ­хо­ди­мо чув­ство­вать себя взрос­лы­ми, испы­ты­вать то состо­я­ние, когда тебе дове­ри­ли что-то важ­ное, с чем спра­вит­ся не каж­дый опыт­ный инже­нер.

«Напри­мер, в этом году в рам­ках про­фи­ля «Искус­ствен­ный интел­лект» на олим­пиа­де круж­ко­во­го дви­же­ния НТИ фина­ли­сты будут решать зада­чу из бан­ков­ской сфе­ры. В этой зада­че нуж­но постро­ить алго­ритм, кото­рый смо­жет пред­ска­зать, в какую из воз­раст­ных групп попа­да­ет кли­ент, осно­вы­ва­ясь на инфор­ма­ции о его тра­тах. Инте­рес­но, что могут полу­чить­ся весь­ма неожи­дан­ные резуль­та­ты, так как пас­порт­ный воз­раст – это не состо­я­ние души. Чело­век в 50 лет может поку­пать крас­ный каб­ри­о­лет, а может – рыбо­лов­ные сна­сти, ребя­там при­дет­ся учи­ты­вать этот момент. На прак­ти­ке такой алго­ритм может стать осно­вой новых бан­ков­ских про­дук­тов, этот факт все­гда добав­ля­ет сти­му­ла рабо­тать в пол­ную силу». Нон­на Шахо­ва

Работайте в разновозрастных командах

В коман­де Ака­де­мии искус­ствен­но­го интел­лек­та для школь­ни­ков рас­про­стра­не­на прак­ти­ка, когда на хака­то­нах и обу­ча­ю­щих заня­ти­ях с детьми и под­рост­ка­ми рабо­та­ют моло­дые люди 30–35 лет. Они при­хо­дят на сорев­но­ва­ния доб­ро­воль­но и бес­плат­но, что­бы про­сто поде­лить­ся зна­ни­я­ми. Это обес­пе­чи­ва­ет ребят самой акту­аль­ной про­фес­си­о­наль­ной инфор­ма­ци­ей.

«30−35 лет – имен­но тот воз­раст, когда уже полез­но делить­ся опы­том. Его уже мно­го, он не уста­рел, у людей еще есть силы на актив­ность и в рабо­те, и в обра­зо­ва­нии.. Кро­ме того, мы рас­счи­ты­ва­ем, что ребя­та в 15 лет, при­вык­шие рабо­тать с теми, кто стар­ше их, впо­след­ствии лег­ко сра­бо­та­ют­ся с теми, кому будет 50, когда им испол­нит­ся 35. Тогда не воз­ник­нет той печаль­ной ситу­а­ции, когда людям, у кото­рых есть и силы, и опыт, и зна­ния, не так лег­ко сме­нить рабо­ту в зре­лом воз­расте». Нон­на Шахо­ва

Впро­чем, быва­ет и так, что на сорев­но­ва­ни­ях, когда школь­ни­ки выиг­ры­ва­ют у тех, кто зна­чи­тель­но стар­ше, эти уже состо­яв­ши­е­ся про­фес­си­о­на­лы при­хо­дят в тонус и заду­мы­ва­ют­ся о том, как повы­сить свой уро­вень Это исто­рия выгод­на всем. 

Показывайте долгосрочную перспективу

Даже в 15–16 лет для людей актуа­лен вопрос ста­жи­ров­ки и рабо­ты. Мно­гих сдер­жи­ва­ют усло­вия кон­кур­сов, доступ­ных, напри­мер, с 18 лет. Нон­на Шахо­ва ста­ра­ет­ся доне­сти до ребят мысль, что из пра­вил все­гда есть исклю­че­ния. Будет пра­виль­но сооб­щить орга­ни­за­то­рам, когда вы выиг­ра­е­те, что не про­хо­ди­те воз­раст­ной порог.

Моти­ви­ро­ван­ные, увле­чен­ные, настой­чи­вые люди нуж­ны любо­му про­ек­ту, и веро­ят­ность, что для само­го моло­до­го участ­ни­ка сде­ла­ют спец­приз, доста­точ­но высо­ка. Под дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­вой Нон­на Шахо­ва так­же пони­ма­ет то, как зада­ча, решен­ная на хака­тоне сего­дня, может помочь, когда при­дет вре­мя состав­лять пер­вое резю­ме. И вот об этом дети еще не заду­мы­ва­ют­ся, и нуж­но им помочь. Когда HR-спе­ци­а­лист уви­дит, что чело­век решал прак­ти­че­скую зада­чу, тре­бу­ю­щую доста­точ­но серьез­ных навы­ков и зна­ний, но не име­ет опы­та «рабо­ты на рабо­те», это будет полез­нее того, что он, напри­мер, год чис­лил­ся на какой-то долж­но­сти.

«К выбо­ру сорев­но­ва­ний, хака­то­нов и олим­пи­ад име­ет смысл под­хо­дить с точ­ки зре­ния того, насколь­ко будут ценить­ся резуль­та­ты в выбран­ной вами про­фес­си­о­наль­ной обла­сти. Область машин­но­го обу­че­ния и ана­ли­за дан­ных сей­час испы­ты­ва­ют боль­шую потреб­ность в каче­ствен­ных спе­ци­а­ли­стах. О зар­пла­тах дата­сай­ен­ти­стов ходят леген­ды. Ребя­там самое вре­мя начать вли­вать­ся в эту инте­рес­ную про­фес­сию. Сей­час уже идет пер­вый этап олим­пи­а­ды, я реко­мен­дую всем школь­ни­кам попро­бо­вать свои силы, при­со­еди­нить­ся, прой­ти пред­мет­ный тур и решить задач­ку на вто­ром эта­пе – с 6 нояб­ря по 31 декаб­ря 2019». Нон­на Шахо­ва

Еще по теме