Редактор соцсетей WWF Чингис Бальбаров: «Помните, что даже лайк помогает»

Как применить в SMM опыт e-commerce и построить воронку продаж. Изображение: wwf.ru.

Как ведет соцсети Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Всемирный фонд дикой природы (WWF) объединяет около 5 млн сторонников. Чтобы поддерживать с ними контакт, организация использует все площадки: от привычного Facebook до новомодного TikTok. Как применить в SMM опыт e-commerce и построить воронку продаж, зачем нужны стикеры с персонажами Союзмультфильма и видео с группой SEREBRO, рассказал редактор сайта и соцсетей WWF Чингис Бальбаров.

Соцсети меняют алгоритмы постоянно. Уже не пользователь, а умные ленты решают, какой контент видеть. Особенно наглядно это наблюдается в Facebook. Чтобы попасть в ленту даже к собственным подписчикам, создателям контента нужно приложить усилия. Соцсети гонятся за уникальным контентом, и в этом их сложно винить. Однако зачастую это приводит к кликбейту и желтым заголовкам. «Проехаться на волне хайпа» – примерно так звучит SMM-стратегия многих администраторов сообществ. 

Вместо кликбейта – видеоконтент и блогеры

Нам в WWF ввиду специфики нашей работы не всегда удается соответствовать современным цифровым вызовам, но мы все же стараемся не отставать. Кликбейта у нас нет, вместо этого мы решили больше внимания уделять видеоконтенту, коротким лаконичным подводкам и работе с блогерами. Особенно хорошо это заметно в Instagram, где за год наша аудитория выросла вдвое. 

Яндекс.Музыка и WWF России запустили первый некоммерческий лейбл Birds Records, который сохраняет голоса птиц. Первым артистом лейбла стал Иван Дорн.⠀

Также мы завели аккаунты в Яндекс.Дзен – там у нас уникальные авторские статьи, которых нет больше нигде, а также TikTok – современная быстрорастущая площадка для коротких видео, где удобно проводить активации с блогерами.

TikTok и WWF организовали челлендж #ЗащитникПриродыТикТок, который призван повысить осведомленность молодого поколения о редких видах животных, находящихся на грани вымирания. Интерактивные стикеры с амурским тигром и белым медведем, созданные специально к юбилею фонда, исчезают на глазах у пользователей, до тех пор пока они не взмахнут рукой, чтобы это остановить. То же самое может произойти с настоящими дикими животными, если ничего не делать, чтобы их спасти, напоминают в фонде.

Челлендж WWF в TikTok уже поддержали амбассадоры фонда, среди которых певец Егор Крид и группа SEREBRO.

TikTok и WWF организовали челлендж #ЗащитникПриродыТикТок. Скриншот
TikTok и WWF организовали челлендж #ЗащитникПриродыТикТок. Скриншот.

В Viber мы выпустили два природоохранных стикер-пака: один с персонажами Союзмультфильма, другой с амурскими тиграми. Благодаря поддержке самих площадок мы там довольно хорошо стартовали, но затем рост замедлился – все же этим платформам нужно уделять больше времени, просто переносить контент из других соцсетей не получается.

Природоохранный стикер-пак. Скриншот
Природоохранный стикер-пак. Скриншот.

Также планируем больше сил бросить на Telegram, пока наше присутствие там довольно скромное. Надеюсь, нам удастся найти ресурсы на все эти направления. Большие надежды мы связываем с волонтерами, поэтому если вы читаете этот текст, у вас есть опыт в ведении соцсетей и вы хотите помочь фонду – напишите мне в Telegram: @chingis

Кардинально изменился подход к оценке эффективности наших постов. Мы применили к соцсетям e-commerce опыт наших коллег и выстроили классическую воронку продаж, но для сообществ в соцсетях. Современные аналитические инструменты позволяют проследить весь путь пользователя – от человека, который не знает о существовании фонда, до самого верного нашего сторонника. 

Эти методы давно применяются в коммерческом секторе, но для благотворительной сферы они зачастую «темный лес». Есть такая фраза: «бизнес – это не благотворительность, а благотворительность – это не бизнес». Вот мы хотим ее опровергнуть.

Увидеть «жизнь» соцсетей в динамике

Мы разбили всех пользователей на условные группы по принципу взаимодействия с WWF, начиная от людей, которые никогда не слышали о нашем фонде, до членов клуба «Золотая Панда», которые жертвуют более 100 000 рублей в год на природоохранные проекты фонда.

Далее мы предположили, что переход пользователя из одной группы в другую можно охарактеризовать одним из измеряемых показателей: охват, число подписчиков, вовлеченность, трафик на сайт, денежный перевод. Эти цифры мы переложили на наш план до 2022 года, расписали его по годам, по некоторым из направлений работы – даже по неделям. После этого мы увидели «жизнь» наших соцсетей в динамике. Это заметно облегчило работу при планировании новых постов и активностей – достаточно было посмотреть, какой контент наиболее релевантен текущей задаче. 

Если говорить о практическом применении, то самой полезной стала информация о том, какой контент вызывает у пользователей больше откликов, а какой вызывает негативную реакцию.

Выявив контент из первой категории, мы стараемся чаще делать подобные посты. Например, для Instagram удалось разработать специальную рубрику. Читатели хорошо отзывались об историях о животных, а также о работе людей из заповедной системы. И мы подумали: нужно найти сотрудников заповедников и нацпарков, которые пишут и ведут соцсети.

Еще по теме: Как создать вовлеченное сообщество: контент и аналитика

Мы нашли нескольких таких людей, и они прислали нам много отличных рассказов и фото, описывающих их работу. Проекту второй месяц, но мы уже видим, как тепло его принимают читатели. Думаю, по итогам мы оформим его в кейс. Вообще, в Instagram сейчас у нас самая быстрорастущая группа. Хорошая фотография плюс отличная история = контент, который вызовет отклик у читателей.

WWF публиковал рассказы государственного инспектора Кроноцкого заповедника Лианы Варавской.

Для «ВКонтакте» и Facebook это тоже работает, но если у «ВКонтакте» хорошая вовлеченность именно по лайкам и комментариям, то в Facebook мы видим наибольшую конверсию из читателей в сторонников. При малом (относительно групп фонда в других соцсетях) числе подписчиков количество переходов на сайт и оформлений пожертвований в Facebook наибольшее. Так что эту соцсеть мы забрасывать точно не планируем. 

Негативную реакцию мы разложили на темы и объединили в пять основных возражений. Их можно сформулировать так.

  • Я не знаю, на что пойдут мои деньги, я не буду жертвовать.
  • Почему должен помогать я, это должно делать государство.
  • Я не могу пожертвовать большую сумму, а маленькая не поможет.
  • Мои деньги пойдут на зарплаты (квартиры, яхты) сотрудников, а не на реальную помощь.
  • Вы все мошенники (олигархи, иностранные агенты и др.), я не стану вам помогать.

Все это распространенные заблуждения, практически со всеми сталкиваются и другие благотворительные организации. Чтобы найти информацию по каждому из пунктов, достаточно базовых навыков работы с Гугл, однако пользователь обычно ленив (знаем по себе). Поэтому мы периодически готовим и выпускаем посты, которые отвечают на одно из таких возражений.

Для сбора аналитики я использовал Popsters и Livedune. Хоть это и платные сервисы, но они удобны для использования и экономят массу времени. Конечно же, используем Google Analytics. Для отслеживания упоминаний фонда могу посоветовать YouScan. 

Еще по теме: Зачем считать лайки: аналитика для соцсетей

Повальная диджитализация соцсетей пока только наш эксперимент, в котором есть и минусы: например, схема не учитывает природоохранную и просветительскую ценность контента. Эту ценность «вносит руками» выпускающий редактор. Но системный подход все равно отлично себя показал, и мы точно будем его улучшать. 

Еще по теме:

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.