Посткраудфандинговый синдром: что делать после завершения крауд-кампании?

После завершения краду-проекта важно не забыть ни о чем. Фото Shutterstock.
После завер­ше­ния кра­ду-про­ек­та важ­но не забыть ни о чем. Фото Shutterstock.

После завер­ше­ния кра­уд­фандин­го­во­го про­ек­та и сбо­ра средств нако­нец-то хочет­ся счаст­ли­во выдох­нуть и устро­ить себе заслу­жен­ные выход­ные. Одна­ко рас­слаб­лять­ся рано. Ведь после завер­ше­ния сбо­ров насто­я­щая рабо­та над иде­ей толь­ко начи­на­ет­ся, и крайне важ­но, что­бы автор­ские обя­за­тель­ства были выпол­не­ны в пол­ной мере. 

Мы в Planeta.ru под­го­то­ви­ли чек-лист, кото­рый поз­во­лит гра­мот­но выстро­ить рабо­ту после завер­ше­ния про­ек­та и не забыть ни о чем. Наши реко­мен­да­ции раз­бав­ля­ют забав­ные кар­тин­ки худож­ни­цы Ланы Бутен­ко, кото­рая пря­мо сей­час ведет кам­па­нию на печать дву­сто­рон­не­го кален­да­ря с при­ду­ман­ным ею пер­со­на­жем Кос­мо­нож­кой. Если вы еще не опре­де­ли­лись с настоль­ным или настен­ным кален­да­рем на сле­ду­ю­щий год и улыб­не­тесь от комик­са Ланы, зай­ди­те на стра­нич­ку ее про­ек­та. А пока – вер­нем­ся к вашим! Итак, сра­зу после окон­ча­ния кра­уд-кам­па­нии…

Свяжитесь с менеджером 

Сбор завер­шен, ура! Напи­ши­те мене­дже­ру про­ек­та и сооб­щи­те ему о том, что сум­ма собра­на, что­бы при­сту­пить к оформ­ле­нию закры­ва­ю­щих доку­мен­тов. Мене­джер и бух­гал­те­рия под­го­то­вят закры­ва­ю­щие доку­мен­ты по ваше­му про­ек­ту в тече­ние 1–2 рабо­чих дней и отпра­вят их вам по элек­трон­ной почте. 

Отправьте документы в офис Planeta.ru

Вам необ­хо­ди­мо будет под­пи­сать согла­ше­ние и акт в двух экзем­пля­рах, а так­же уточ­нить свои рек­ви­зи­ты. Под­пи­сан­ные доку­мен­ты нуж­но отпра­вить в офис Planeta.ru по почте или курье­ром. После того как доку­мен­ты будут достав­ле­ны, день­ги (за выче­том комис­сии плат­фор­мы и пла­теж­ных систем) посту­пят на ука­зан­ный вами счет в тече­ние пяти рабо­чих дней.

Финан­со­вую цель про­ек­та нуж­но про­счи­ты­вать зара­нее по фор­му­ле: сред­ства, необ­хо­ди­мые для реа­ли­за­ции идеи, + комис­сия плат­фор­мы и пла­теж­ных систем + нало­ги + затра­ты на изго­тов­ле­ние и достав­ку воз­на­граж­де­ний. 

Расскажите о завершении сбора

Напи­ши­те новость о завер­ше­нии сбо­ров. Не забудь­те побла­го­да­рить всех, кто при­нял уча­стие в вашем про­ек­те, сде­лай­те рас­сыл­ку по спон­со­рам. Про­дуб­ли­руй­те новость в соц­се­тях. Этот совет, кста­ти, каса­ет­ся даже тех авто­ров, чьи про­ек­ты не ста­ли успеш­ны­ми. Во-пер­вых, это про­сто по-чело­ве­че­ски спра­вед­ли­во: люди пере­жи­ва­ли за про­ект, дела­ли репо­сты и при­вле­ка­ли дру­зей. А во-вто­рых, такая ком­му­ни­ка­ция с ауди­то­ри­ей поз­во­ля­ет фор­ми­ро­вать комью­ни­ти и еще боль­ше вовле­кать людей в реа­ли­за­цию сво­ей идеи. Так­же в ново­сти обо­значь­те при­мер­ные сро­ки готов­но­сти воз­на­граж­де­ний и их рас­сыл­ки. 

Еще по теме: Глав­ные ошиб­ки в про­дви­же­нии кра­уд­фандин­го­вых про­ек­тов

Вот, напри­мер, как душев­но рас­ска­зы­ва­ют о 100-про­цент­ном сбо­ре в сво­ем про­ек­те по закуп­ке муфель­ной печи ребя­та из инклю­зив­ных мастер­ских «Про­стые вещи».

Оплатите налог

Не забудь­те опла­тить налог с собран­ной сум­мы. Его раз­мер будет зави­сеть от того, как вы офор­ми­ли отно­ше­ния с пло­щад­кой – как физ­ли­цо, юрли­цо, ИП или бла­го­тво­ри­тель­ный фонд. Что­бы опла­тить налог как физ­ли­цо, вам потре­бу­ет­ся подать декла­ра­цию 3‑НДФЛ в нало­го­вую. Если у вас есть элек­трон­ная под­пись, это мож­но сде­лать онлайн, вос­поль­зо­вав­шись сер­ви­сом «Госус­лу­ги».

Кос­мо­нож­ка – при­ду­ман­ный пер­со­наж, но нало­ги пла­тит как физ­ли­цо, поэто­му вме­сте с комис­си­ей «Пла­не­ты» и пла­теж­ных агре­га­то­ров выхо­дит при­мер­но чет­верть сбо­ра.

Свяжитесь со спонсорами

На стра­ни­це про­ек­та у вас есть кноп­ка «Ста­ти­сти­ка». Выбе­ри­те фильтр «Все вре­мя» и ска­чай­те таб­ли­цу. В этом фай­ле вы най­де­те все необ­хо­ди­мые дан­ные по спон­со­рам ваше­го про­ек­та и их воз­на­граж­де­ни­ям. Если вы види­те у лота ста­тус «Анну­ли­ро­ван», зна­чит, спон­сор отме­нил покуп­ку, и вам не нуж­но отправ­лять ему это воз­на­граж­де­ние. 

Когда будут гото­вы воз­на­граж­де­ния, свя­жи­тесь с каж­дым из спон­со­ров, выбрав­ших мате­ри­аль­ные бону­сы, уточ­ни­те, не изме­ни­лись ли ука­зан­ные при покуп­ке адрес и поже­ла­ния по достав­ке. Воз­мож­но, спон­сор, кото­рый выби­рал достав­ку, все-таки решит заби­рать лот само­вы­во­зом, или наобо­рот. А может быть, если с момен­та покуп­ки лота в про­ек­те про­шло мно­го вре­ме­ни, чело­век сме­нил адрес.

Ведите учет доставки вознаграждений

Во вши­той ста­ти­сти­ке про­ек­та на Planeta.ru удоб­но вести учет достав­ки бону­сов из про­ек­тов. Вам необ­хо­ди­мо выбрать соот­вет­ству­ю­щее воз­на­граж­де­ние, и систе­ма выдаст дан­ные обо всех, кто его при­об­рел. Там удоб­но отме­чать ста­тус зака­зов, кото­рые заби­ра­ют само­вы­во­зом и тре­бу­ют достав­ки.

Если у вас мно­го посы­лок, луч­ше при­хо­дить на почту не в самые загру­жен­ные часы. 

Отправьте трек-номера

Когда воз­на­граж­де­ния будут отправ­ле­ны поч­той, разо­шли­те по спон­со­рам пись­ма с ука­за­ни­ем их трек-номе­ров (это тоже мож­но делать с помо­щью ста­ти­сти­ки на плат­фор­ме или вруч­ную). Затем напи­ши­те еще одну новость в про­ект и сооб­щи­те чита­те­лям, что лоты поеха­ли к сво­им вла­дель­цам. Попро­си­те спон­со­ров отсле­жи­вать посыл­ки по трек-номе­рам, а не ждать изве­ще­ний. 

Дело в том, что изве­ще­ния ино­гда теря­ют­ся, а в поч­то­вом отде­ле­нии посыл­ка может хра­нить­ся не более двух недель, после чего ее отправ­ля­ют обрат­но. Може­те попро­сить участ­ни­ков про­ек­та делить­ся фото­гра­фи­я­ми посы­лок и отме­чать ваши акка­ун­ты в соци­аль­ных сетях – это созда­ет вокруг про­ек­та допол­ни­тель­ный ажи­о­таж.

Подготовьте итоговую новость

Когда про­ект завер­шит­ся окон­ча­тель­но и вы достиг­не­те заяв­лен­ной цели, напи­ши­те об этом финаль­ную новость. Сде­лай­те видео или фото того, что у вас полу­чи­лось, може­те при­ло­жить чеки или дру­гие доку­мен­ты. Не забудь­те сно­ва побла­го­да­рить спон­со­ров. Кста­ти, если кто-то из них после полу­че­ния воз­на­граж­де­ния напи­сал хоро­ший отзыв о полу­чен­ном бону­се и вашем про­ек­те, не лиш­ним будет вклю­чить цита­ту в текст. 

Так­же вы може­те обра­тить­ся к тем, кто по каким-либо при­чи­нам свои воз­на­граж­де­ния не полу­чил. Пред­ло­жи­те им свя­зать­ся с вами удоб­ным спо­со­бом, что­бы выяс­нить при­чи­ну про­изо­шед­ше­го и все-таки вру­чить чело­ве­ку его награ­ду. Это очень важ­но, ведь если кто-то из спон­со­ров оста­нет­ся оби­жен­ным, это может силь­но подо­рвать дове­рие к вам, вашим даль­ней­шим про­ек­там и кра­уд­фандин­гу в целом. Неко­то­рые авто­ры в финаль­ных ново­стях анон­си­ру­ют и запуск новых кам­па­ний, и это логич­но. Вдох­но­вить­ся тем, о чем и как писать в завер­ше­ние, мож­но на при­ме­ре Веры Пахо­мо­вой, осно­ва­тель­ни­цы пти­чье­го при­ю­та «Воро­нье гнез­до».

Важно

Мы все люди и пони­ма­ем, что в жиз­ни слу­ча­ют­ся форс-мажо­ры. На пути реа­ли­за­ции сво­ей идеи вы може­те столк­нуть­ся с раз­ны­ми труд­но­стя­ми, кото­рые при­ве­дут к тому, что вы завер­ши­те про­ект, к при­ме­ру, не через месяц, как изна­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось, а спу­стя пол­го­да. Самое глав­ное в таких ситу­а­ци­ях – не отмал­чи­вать­ся. Пиши­те о том, как про­дви­га­ет­ся рабо­та, дер­жи­те в кур­се людей, кото­рые вас под­дер­жа­ли, дели­тесь ново­стя­ми даже о неуда­чах. 

Ско­рее все­го, люди с пони­ма­ни­ем отне­сут­ся к тому, с каки­ми пре­пят­стви­я­ми вы стал­ки­ва­е­тесь, будут сопе­ре­жи­вать про­ек­ту и желать ему уда­чи. А вот если автор про­ек­та по какой-то при­чине про­сто про­па­да­ет и не выхо­дит на связь, у участ­ни­ков про­ек­та воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние его недоб­ро­со­вест­но­сти, даже если это не так и осно­ва­ния для про­мед­ле­ния доста­точ­но серьез­ны. 

Ска­чать наш чек-лист, что­бы ниче­го не забыть, мож­но здесь

Еще по теме