Юлия Счастливцева: Как мы создавали медиапроект «Гласная» и начали бороться с гендерными стереотипами

"Гласная" - это истории женщин и про их право быть любыми. Скриншот с сайта проекта.
«Глас­ная» – это исто­рии жен­щин и про их пра­во быть любы­ми. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

«Корот­кий ум», «место на кухне» – сте­рео­ти­пы о роли жен­щи­ны в обще­стве ста­ли пого­вор­ка­ми и анек­до­та­ми. У коман­ды про­ек­та «Глас­ная» есть отдель­ный файл со спис­ком «народ­ной муд­ро­сти», кото­рая впи­ты­ва­ет­ся нами с дет­ства. «Глас­ная» – это исто­рии раз­ных жен­щин, об их пра­ве быть любы­ми. О том, как рабо­та­ет соци­аль­ный медиа­про­ект, направ­лен­ный на борь­бу с ген­дер­ны­ми сте­рео­ти­па­ми, Теп­ли­це рас­ска­за­ла руко­во­ди­тель «Глас­ной» Юлия Счаст­лив­це­ва

Хиджаб и агробизнес

Диа­на Абдул­ха­ли­до­ва живет с семьей в Москве. Она помо­га­ет детям с аутиз­мом и меч­та­ет открыть для них кор­рек­ци­он­ный центр. Год назад Диа­на нача­ла носить хиджаб. Это реше­ние зре­ло дол­го, и в один день девуш­ка про­сто просну­лась с мыс­лью, что гото­ва. Сна­ча­ла Диане было страш­но, но люди не про­яв­ля­ли к ней агрес­сию. И ско­ро она, наобо­рот, ста­ла чув­ство­вать себя намно­го уве­рен­нее. 

«Глас­ная» – про­ект о пра­ве жен­щин не соот­вет­ство­вать чьим-либо сте­рео­ти­пам. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Оль­га Мищи­хи­на рабо­та­ла в инсти­ту­те зав­ла­бо­ра­то­ри­ей. Но ей не хва­та­ло само­ре­а­ли­за­ции. И тогда Оль­га пере­еха­ла в село Чува­ки под Пер­мью в ста­рый бабуш­кин дом. Она реши­ла стро­ить агро­биз­нес на кра­е­вой грант в 1,5 мил­ли­о­на руб­лей. При­шлось столк­нуть­ся с непо­ни­ма­ни­ем семьи, мама Оль­ги в свое вре­мя спе­ци­аль­но уеха­ла из дерев­ни. Сей­час у девуш­ки боль­шое хозяй­ство. А еще она учит фер­мер­ству мест­ных жите­лей. 

«Нам хочет­ся уви­деть за соци­аль­ны­ми роля­ми живых людей». Юлия Счаст­лив­це­ва.

Диа­на и Оль­га – одни из геро­инь соци­аль­но­го медиа­про­ек­та «Глас­ная». Это про­ект о пра­ве жен­щи­ны выби­рать свою иден­тич­ность, про­фес­сию, рели­гию, био­гра­фию вопре­ки чьим-то пред­став­ле­ни­ям и сте­рео­ти­пам. «Жаль, когда жен­щи­ны тра­тят свою жизнь на то, что­бы отве­чать чужим пред­став­ле­ни­ям, когда пре­да­ют себя, что­бы «соот­вет­ство­вать». Нам хочет­ся уви­деть за соци­аль­ны­ми и ген­дер­ны­ми роля­ми живых людей», – гово­рит Юлия Счаст­лив­це­ва, руко­во­ди­тель про­ек­та. 

Право на кухню

Ини­ци­а­ти­ва созда­ния «Глас­ной» при­над­ле­жит Юлии Счаст­лив­це­вой. Идею она обсуж­да­ла с кол­ле­га­ми и экс­пер­та­ми. Сей­час из них в коман­де оста­лась толь­ко Еле­на Бур­миц­кая, экс­перт по ген­де­ру из Бол­га­рии. Она ска­за­ла Юлии Счаст­лив­це­вой, что в Евро­пе все наобо­рот – ско­ро жен­щи­нам при­дет­ся дока­зы­вать пра­во быть «босой, бере­мен­ной и на кухне». 

«Феми­низм в пуб­лич­ном поле может выгля­деть агрес­сив­ным, ток­сич­ным и тоже про­из­во­дя­щим сте­рео­ти­пы. Поэто­му, когда мы обсуж­да­ли буду­щие исто­рии и геро­инь уже коман­дой жур­на­ли­стов-фри­лан­се­ров – с Димой Шабель­ни­ко­вым, Катей Фоми­ной, Надей Миро­нен­ко, то реши­ли, что не ста­нем фор­му­ли­ро­вать свою идео­ло­гию, а будем про­сто рас­ска­зы­вать исто­рии и слу­шать жен­щин. И поста­ра­ем­ся пока­зать очень раз­ных жен­щин, что­бы защи­тить наше пра­во на «раз­ность». Хотя кол­ле­ги мне бы сей­час воз­ра­зи­ли, что я кри­во трак­тую феми­низм и что в его осно­ве как раз лежит пра­во жен­щи­ны быть любой». Юлия Счаст­лив­це­ва 

Коман­де «Глас­ной» кажет­ся важ­ным дать воз­мож­ность жен­щи­нам объ­яс­нить в том чис­ле и более при­выч­ный для обще­ства путь. Когда они выби­ра­ют ту самую услов­ную кух­ню как глав­ное место в жиз­ни или, во вся­ком слу­чае, не идут на бар­ри­ка­ды. Такой выбор, напри­мер, дела­ет Диа­на Абдул­ха­ли­до­ва. Или еще одна геро­и­ня «Глас­ной» – гла­ва Якут­ска Сар­да­на Авк­сен­тье­ва, кото­рая дома тоже пере­ста­ет быть мэром и ста­но­вит­ся про­сто женой. При этом они обе силь­ные, неза­ви­си­мые и сво­бод­ные. 

Геро­инь про­ек­та про­сят про­ком­мен­ти­ро­вать пого­вор­ки о жен­щи­нах.

Кон­суль­та­ции «Глас­ной» так­же дава­ла Линор Гора­лик, извест­ная писа­тель­ни­ца и поэтес­са. Вме­сте с коман­дой она уточ­ня­ла кон­цеп­цию про­ек­та, помог­ла понять, какие исто­рии нуж­ны и поче­му тема сте­рео­ти­пов долж­на быть базо­вой. Теперь каж­дую геро­и­ню про­сят про­ком­мен­ти­ро­вать пого­вор­ки о жен­щи­нах: про измен­чи­вость жен­ских реше­ний, про силу и сла­бость. Прав­да, они не все­гда торо­пят­ся их опро­вер­гать, а ста­ра­ют­ся объ­яс­нить, что имен­но за ними сто­ит. Фер­мер Оль­га Мищи­хи­на, напри­мер, рас­суж­да­ет так о жен­ской эмо­ци­о­наль­но­сти: «Да, месяц назад я гово­ри­ла одно, сей­час гово­рю дру­гое – ниче­го страш­но­го, ребя­та, ведь целый месяц про­шел!». 

#Янестереотип

«Глас­ная» – это муль­ти­ме­дий­ный про­ект. Исто­рии жен­щин пока­за­ны через текст и видео. При этом они не повто­ря­ют друг дру­га: зада­ча тек­ста глуб­же рас­крыть геро­и­ню, зада­ча видео – вовлечь эмо­ци­о­наль­но, пока­зать кон­текст, ожи­вить сюжет. В каж­дой исто­рии есть три видео­эпи­зо­да: ввод­ный – пред­став­ля­ю­щий геро­и­ню; основ­ной – вво­дя­щий про­бле­му или идею, и еще один – какая-то инте­рес­ная деталь или ком­мен­та­рий тех самых пого­во­рок о жен­щи­нах. Так­же коман­да про­ек­та при­гла­ша­ет чита­те­лей рас­ска­зы­вать в соц­се­тях свои «исто­рии без сте­рео­ти­пов», исполь­зуя хэш­те­ги #яне­сте­рео­тип и #глас­ная.

«Мы соци­аль­ный медиа­про­ект, направ­лен­ный на борь­бу с ген­дер­ны­ми штам­па­ми. Мы не медиа и не новост­ной сайт, хотя фор­ма реа­ли­за­ции про­ек­та – сто­ри­тел­линг. Поэто­му мы не кон­ку­ри­ру­ем с медиа­п­ло­щад­ка­ми, а сотруд­ни­ча­ем с ними. Для нас это воз­мож­ность вый­ти на боль­шую и раз­ную ауди­то­рию, для них – под­дер­жать нашу соци­аль­ную мис­сию, посколь­ку упо­ми­на­е­мость в рос­сий­ских СМИ жен­щин тра­ди­ци­он­но ниже, чем упо­ми­на­е­мость муж­чин». Юлия Счаст­лив­це­ва

Исто­рии жен­щин про­ект «Глас­ная» пока­зы­ва­ет в том чис­ле через видео.

В коман­де про­ек­та в основ­ном фри­лан­се­ры. «Глас­ная» дает воз­мож­ность авто­рам пора­бо­тать с близ­ки­ми им исто­ри­я­ми. Инте­рес к теме – один из глав­ных кри­те­ри­ев уча­стия в про­ек­те. Пре­иму­ще­ствен­но над «Глас­ной» рабо­та­ют жур­на­ли­сты из «Новой газе­ты». После запус­ка про­ект в шут­ку упрек­ну­ли в пози­тив­ной дис­кри­ми­на­ции – в коман­де был толь­ко один муж­чи­на. Сей­час их уже трое. 

Выбор без оправданий

Юлия Счаст­лив­це­ва уве­ре­на, что воз­дей­ствие соци­аль­ных про­ек­тов не насту­па­ет мгно­вен­но. А то, что мож­но изме­рить быст­ро, не все­гда отра­жа­ет реаль­ность. Поэто­му кри­те­рий успеш­но­сти для коман­ды «Глас­ной» в том, что­бы рас­ска­зан­ные исто­рии при­бли­зи­ли кого-то к пони­ма­нию цен­но­сти выбо­ра каж­до­го чело­ве­ка вне зави­си­мо­сти от пола, ген­де­ра, внеш­но­сти и дру­гих осо­бен­но­стей. И чело­век смог бы сво­бод­но выби­рать иден­тич­ность, про­фес­сию, соци­аль­ную роль, рели­гию, сек­су­аль­ность и откры­то гово­рить о сво­их реше­ни­ях, не оправ­ды­ва­ясь за них. 

«Одна из наших геро­инь – транс­ген­дер­ная жен­щи­на (на момент пуб­ли­ка­ции мате­ри­а­ла исто­рия еще не появи­лась на сай­те про­ек­та. – Прим. ред.). И в неко­то­рых слу­ча­ях наши авто­ры, когда дого­ва­ри­ва­лись об интер­вью с дру­ги­ми геро­и­ня­ми, не упо­ми­на­ли ее как при­мер из-за бояз­ни, что кто-то сочтет такой кон­текст чем-то «слиш­ком». Вот тут уже мы буд­то оправ­ды­ва­ем­ся, объ­яс­няя, поче­му эта геро­и­ня нам всем нуж­на». Юлия Счаст­лив­це­ва

После выхо­да сюже­та про Диа­ну Абдул­ха­ли­до­ву ком­мен­та­то­ры в Facebook обви­ни­ли про­ект в про­па­ган­де невер­но­го выбо­ра мусуль­ман­ки, кото­рая осо­знан­но наде­ла хиджаб в трид­цать лет, хотя вырос­ла и живет в Москве. И в том не было внеш­ней необ­хо­ди­мо­сти. Юлия Счаст­лив­це­ва счи­та­ет, что такие дис­кус­сии – это один из кри­те­ри­ев успеш­но­сти «Глас­ной». Дру­гой кри­те­рий – когда исто­рии пуб­ли­ку­ют извест­ные СМИ, напри­мер, «Новая газе­та» и «7х7», где вышли пер­вые сюже­ты. С ними про­ект ста­ра­ет­ся парт­нер­ство­вать, пото­му что сво­ей ауди­то­рии у «Глас­ной» пока нет. 

Готовность к раздражению

Юлия Счаст­лив­це­ва счи­та­ет, что для запус­ка соци­аль­но­го медиа­про­ек­та сна­ча­ла нуж­но выбрать акту­аль­ную и зна­чи­мую тему. Затем собрать коман­ду еди­но­мыш­лен­ни­ков, а не про­сто тех­ни­че­ски рас­пре­де­лить людей по долж­но­стям. Важ­но не про­сто изла­гать инфор­ма­цию, но и эмо­ци­о­наль­но погру­зить ауди­то­рию в тему, сде­лать геро­ев понят­ны­ми и близ­ки­ми. Имен­но поэто­му коман­да «Глас­ной» выбра­ла муль­ти­ме­дий­ный фор­мат. 

Надо быть гото­вым к тому, что у ауди­то­рии будут раз­дра­же­ние и недо­воль­ство. Необ­хо­ди­мо зара­нее про­ду­мать рабо­ту с воз­ра­же­ни­я­ми. Напри­мер, на тре­тий день запус­ка стра­ни­цы «Глас­ной» в Facebook, когда на ней было толь­ко фото, опи­са­ние про­ек­та и анонс пер­вой исто­рии, на стра­ни­цу при­шел муж­чи­на. «Види­мо, уви­дел сло­во «ген­дер» и, не осо­бен­но вни­кая, поста­вил нам в рей­тин­ге еди­ни­цу. Напи­сал что-то про то, что наша затея бес­по­лез­на. Его недо­воль­ный отзыв так и висит там как след пер­во­го муж­чи­ны на стра­ни­цах жен­ско­го про­ек­та», – делит­ся Юлия Счаст­лив­це­ва. 

Про­ект стар­то­вал в сен­тяб­ре 2019 года. Пока коман­да про­ек­та запу­сти­ла плат­фор­му и соц­се­ти. На сай­те появи­лись пер­вые исто­рии, мани­фест. Так­же поль­зо­ва­те­ли могут под­пи­сать­ся на рас­сыл­ку. Юлия Счаст­лив­це­ва счи­та­ет, что пер­вые ито­ги под­во­дить пока рано. 

«Сна­ча­ла надо реа­ли­зо­вать хотя бы часть пла­нов, а потом уже делать выво­ды, что полу­чи­лось, а что нет. Но нам при­ят­но, что про­ект заме­ти­ли и номи­ни­ро­ва­ли на пре­мии, оце­ни­ли в про­фес­си­о­наль­ном сооб­ще­стве. Поэто­му пока мы про­сто про­дол­жим рас­ска­зы­вать исто­рии». Юлия Счаст­лив­це­ва

Еще по теме