Школа будущего: 10 советов учителям, которым стоит следовать уже сейчас

Школа будущего: 10 советов учителям, которым стоит следовать уже сейчас
Ком­па­ния Aver созда­ет совре­мен­ные класс­ные ком­на­ты, соот­вет­ству­ю­щие тен­ден­ци­ям EdTech. Изоб­ра­же­ние с сай­та про­ек­та.

Шко­ла буду­ще­го – это люди и тех­но­ло­гии, кото­рые допол­ня­ют друг дру­га во всех зада­чах. Как имен­но это будет про­ис­хо­дить, нам еще пред­сто­ит узнать, но ясно одно: с циф­ро­ви­за­ци­ей обра­зо­ва­тель­ный про­цесс ста­нет более инди­ви­ду­аль­ным и ком­плекс­ным. Управ­ля­ю­щий дирек­тор Brainly («Зна­ния») в Поль­ше, Рос­сии и Румы­нии Михал Гвяз­дов­ски рас­ска­зал Теп­ли­це о деся­ти тен­ден­ци­ях, кото­рым будут сле­до­вать в шко­ле буду­ще­го. 

Создавать индивидуальный учебный план 

В сред­нем в каж­дом клас­се по 30 детей. И все они обу­ча­ют­ся в раз­ном тем­пе и по-раз­но­му: кто-то чита­ет кон­спект, кто-то смот­рит видео­урок, а кто-то пред­по­чи­та­ет начать с прак­ти­че­ско­го зада­ния. При таком коли­че­стве уче­ни­ков пре­по­да­ва­те­лям слож­но отсле­жи­вать про­гресс каж­до­го и помо­гать тогда, когда это тре­бу­ет­ся. 

Циф­ро­ви­за­ция обра­зо­ва­ния поз­во­ли­ла най­ти реше­ние этой про­бле­мы. Появи­лись и актив­но раз­ви­ва­ют­ся адап­тив­ные систе­мы – онлайн-плат­фор­мы с ком­плек­са­ми зада­ний и тре­кин­гом успе­ва­е­мо­сти. Одна из таких систем – Scootpad. Она под­хо­дит как детям с высо­кой успе­ва­е­мо­стью, так и тем, кому тре­бу­ет­ся под­тя­нуть зна­ния. Упраж­не­ния по мате­ма­ти­че­ским и гума­ни­тар­ным пред­ме­там раз­ра­бо­та­ны в соот­вет­ствии с обра­зо­ва­тель­ны­ми стан­дар­та­ми США. Роди­те­ли и учи­те­ля могут сле­дить за про­грес­сом ребен­ка и его теку­щим уров­нем с помо­щью пане­лей мони­то­рин­га. 

Систе­ма соби­ра­ет инфор­ма­цию о том, какое вре­мя школь­ник тра­тит на выпол­не­ние зада­ний раз­ной слож­но­сти и где дела­ет ошиб­ки. На осно­ве этих дан­ных выра­ба­ты­ва­ют­ся инди­ви­ду­аль­ные реко­мен­да­ции и пред­ла­га­ет­ся помощь по нуж­ным темам. 

Использовать смартфоны

Пока тех­но­ло­гии вос­при­ни­ма­лись толь­ко как сред­ство раз­вле­че­ния, учи­те­ля и не дума­ли при­ме­нять смарт­фо­ны во вре­мя уро­ка. А сего­дня в поряд­ке вещей доста­вать девайс вме­сто «двой­ных листоч­ков». 

Напри­мер, с помо­щью при­ло­же­ния Plickers пре­по­да­ва­тель может про­ве­сти тест и момен­таль­но полу­чить резуль­та­ты со ста­ти­сти­кой. Это дела­ет­ся очень про­сто: инди­ви­ду­аль­ные QR-коды с вари­ан­та­ми отве­тов ска­ни­ру­ют­ся при­ло­же­ни­ем, кото­рое счи­ты­ва­ет мет­ки и под­счи­ты­ва­ет отве­ты. Перед нача­лом уро­ка мож­но быст­ро про­ве­рить, как усво­ен мате­ри­ал из домаш­не­го зада­ния, и адап­ти­ро­вать план заня­тия под уро­вень зна­ний. 

Инди­ви­ду­аль­ные QR-коды из при­ло­же­ния Plickers. Изоб­ра­же­ние @DZ_Library.

Тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют эко­но­мить вре­мя пре­по­да­ва­те­ля. Тест в обыч­ном фор­ма­те нуж­но про­ве­рять, выстав­лять оцен­ки, вести их учет и систе­ма­ти­зи­ро­вать. При­ло­же­ние авто­ма­ти­че­ски отоб­ра­жа­ет инди­ви­ду­аль­ные резуль­та­ты и фор­ми­ру­ет общую ста­ти­сти­ку. У педа­го­га появ­ля­ет­ся воз­мож­ность сосре­до­то­чить­ся на более важ­ных вещах, кото­рые не выпол­нит маши­на, – под­дер­жать и моти­ви­ро­вать ребен­ка, когда тот стал­ки­ва­ет­ся с труд­но­стя­ми.

Формировать практические навыки

До при­хо­да эпо­хи EdTech акцент в школь­ном обра­зо­ва­нии делал­ся на фун­да­мен­таль­ные тео­ре­ти­че­ские зна­ния, а теперь – на прак­ти­ку. Учи­те­ля не про­сто застав­ля­ют детей заучи­вать фор­му­лы, а объ­яс­ня­ют, как они рабо­та­ют и при­ме­ня­ют­ся в жиз­ни. 

Плат­фор­ма Silamedia Trek помо­га­ет давать при­клад­ные зна­ния. Прак­ти­че­ские кур­сы гото­вят сами педа­го­ги или мето­ди­сты по лич­ным мате­ри­а­лам, а экс­пер­ты дают сове­ты по адап­та­ции и запус­ку. 

Пре­иму­ще­ство в том, что уче­ни­ки раз­ви­ва­ют навы­ки, кото­рые будут полез­ны для буду­щей про­фес­сии. Вме­сто стан­дарт­но­го сочи­не­ния на общую тему по рус­ско­му язы­ку мож­но пред­ло­жить детям поучаст­во­вать в «Куб­ке муль­ти­ме­дий­но­го вызо­ва», кото­рый уже запу­щен плат­фор­мой. Зада­ча – писать тек­сты и «упа­ко­вы­вать» кон­тент в раз­лич­ные муль­ти­ме­дий­ные фор­ма­ты. На прак­ти­ке сра­зу отра­ба­ты­ва­ет­ся ряд полез­ных навы­ков: систе­ма­ти­за­ция инфор­ма­ции, рабо­та с тек­стом, поиск чита­тель­ской ауди­то­рии и визу­а­ли­за­ция мате­ри­а­ла.

Зада­ния в «Куб­ке муль­ти­ме­дий­но­го вызо­ва». Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Учить правильно пользоваться Интернетом

Пред­ста­ви­те­ли поко­ле­ния Z (родив­ши­е­ся после 1999 года. – Прим. ред.) не пред­став­ля­ют себя без смарт­фо­нов и ноут­бу­ков, исполь­зу­ют Интер­нет при под­го­тов­ке к уро­кам. Новые обра­зо­ва­тель­ные пат­тер­ны при­ве­ли к необ­хо­ди­мо­сти учить детей ори­ен­ти­ро­вать­ся в онлайн-источ­ни­ках и отли­чать лож­ные фак­ты от каче­ствен­но­го мате­ри­а­ла.

В США педа­го­ги пред­ла­га­ют инте­гри­ро­вать в пла­ны уро­ков обра­зо­ва­тель­ные ресур­сы, на кото­рых школь­ни­ки могут полу­чить помощь по домаш­ним зада­ни­ям, такие как Brainly. В Рос­сии он изве­стен под брен­дом Зна­ния. Это онлайн-сооб­ще­ство, объ­еди­ня­ю­щее школь­ни­ков, роди­те­лей и экс­пер­тов для сов­мест­но­го поис­ка отве­тов на слож­ные вопро­сы. 

В Рос­сии участ­ни­ки сооб­ще­ства, насчи­ты­ва­ю­ще­го 33 млн поль­зо­ва­те­лей, раз­ме­ща­ют зада­ния и оце­ни­ва­ют досто­вер­ность отве­та через встро­ен­ные функ­ции сер­ви­са: поста­вить оцен­ку или ска­зать вир­ту­аль­ное «спа­си­бо» помощ­ни­ку. Что­бы избе­жать пуб­ли­ка­ции невер­ной инфор­ма­ции, опыт­ные поль­зо­ва­те­ли моде­ри­ру­ют новые отве­ты. Пло­щад­ка помо­га­ет школь­ни­кам перей­ти от вопро­сов к пони­ма­нию любых школь­ных пред­ме­тов. Они обме­ни­ва­ют­ся зна­ни­я­ми друг с дру­гом и боль­ше не испы­ты­ва­ют нега­тив­ных эмо­ций от домаш­ней рабо­ты.

Вовлекать в учебу с помощью дополненной реальности

«Луч­ше один раз уви­деть, чем сто раз услы­шать» – под таким деви­зом допол­нен­ная реаль­ность при­хо­дит в школь­ное обра­зо­ва­ние. Сер­вис Lyfta поз­во­ля­ет созда­вать вир­ту­аль­ные туры для обу­че­ния в обла­сти PSHE (Personal, Social, Health and Economic education).

Lyfta исполь­зу­ет при­е­мы сто­ри­тел­лин­га для вовле­че­ния в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс. Изу­че­ние исто­рии из скуч­но­го пере­ска­за пара­гра­фов пре­вра­ща­ет­ся в увле­ка­тель­ное путе­ше­ствие, а урок гео­гра­фии начи­на­ет­ся, напри­мер, с визи­та в дом мест­ных жите­лей в Эфи­о­пии. 

Каж­дый курс сер­ви­са – это интер­ак­тив­ный кра­соч­ный мир, кото­рый дети могут иссле­до­вать на ком­пью­те­рах и план­ше­тах. Напри­мер, пред­ла­га­ет­ся посе­тить кули­сы теат­ра опе­ры и бале­та в Фин­лян­дии и вир­ту­аль­но позна­ко­мить­ся с про­фес­си­о­на­ла­ми, кото­рые там рабо­та­ют. Обу­ча­ю­щие мате­ри­а­лы вклю­ча­ют видео­мо­де­ли про­стран­ства 360°, фото­и­сто­рии, интер­ак­тив­ные игры и забав­ные фак­ты об испол­ни­те­лях, деко­ра­то­рах и худож­ни­ках по костю­мам.

Применять образовательные экосистемы

Digital при­учил школь­ни­ков к ком­фор­ту во всем: инфор­ма­ция доступ­на онлайн в любое вре­мя, учеб­ни­ки есть в элек­трон­ном виде, а если не хочет­ся читать, мож­но смот­реть видео. Для боль­ше­го удоб­ства созда­ют­ся обра­зо­ва­тель­ные эко­си­сте­мы. Они объ­еди­ня­ют инстру­мен­ты для всех эта­пов обу­че­ния. Мож­но лег­ко най­ти урок на любую тема­ти­ку, выбрать пло­щад­ку для прак­ти­че­ских заня­тий или полу­чить обрат­ную связь от чле­нов сооб­ще­ства.

Мин­про­све­ще­ния Рос­сии пла­ни­ру­ет ско­ро запу­стить обра­зо­ва­тель­ный мар­кет­плейс. Пока что он тести­ру­ет­ся в закры­том режи­ме, но в нояб­ре это­го года ста­нет досту­пен поль­зо­ва­те­лям. По сло­вам Мари­ны Рако­вой, заме­сти­те­ля мини­стра про­све­ще­ния, это будет удоб­но для учи­те­лей в сель­ских шко­лах, часто веду­щих пред­ме­ты по раз­ным про­фи­лям и тра­тя­щих мно­го вре­ме­ни на под­го­тов­ку. В выиг­ры­ше будут и уче­ни­ки, кото­рым доступ­но и нагляд­но пре­под­не­сут зна­ния.

Так­же суще­ству­ют ком­мер­че­ские пло­щад­ки с при­зна­ка­ми эко­си­стем. На Stepik собра­ны уро­ки от веду­щих ком­па­ний – Яндекс, Аль­фа-банк, Mail.ru, а так­же пре­стиж­ных уни­вер­си­те­тов – ВШЭ, МФТИ и дру­гие. Тут досту­пен функ­ци­о­нал раз­ра­бот­ки соб­ствен­но­го кур­са, и есть воз­мож­ность син­хро­ни­за­ции про­грес­са меж­ду устрой­ства­ми.

На плат­фор­ме Stepik собра­ны раз­ные уро­ки. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Использовать видеоигры 

Зачем играть в стре­лял­ки, если мож­но накор­мить кота и стать про­грам­ми­стом? Тренд на game based learning (обу­че­ние, осно­ван­ное на играх) раз­вен­чи­ва­ет попу­ляр­ный миф о том, что видео­иг­ры отвле­ка­ют от уче­бы и пло­хо вли­я­ют на успе­ва­е­мость. 

Созда­те­ли шко­лы про­грам­ми­ро­ва­ния Код­вардс при­гла­ша­ют детей стать инже­не­ром-спа­са­те­лем и решить про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ной систе­мы, кото­рые при­ве­ли к полом­ке фан­та­сти­че­ско­го кораб­ля. В ходе мис­сии школь­ник учит­ся состав­лять опти­маль­ные алго­рит­мы и усва­и­ва­ет базо­вые поня­тия. Обу­че­ние стро­ит­ся по прин­ци­пу «от про­сто­го к слож­но­му» в увле­ка­тель­ном и запо­ми­на­ю­щем­ся фор­ма­те. 

Game based learning отли­ча­ет­ся от гей­ми­фи­ка­ции, кото­рая при­зва­на раз­но­об­ра­зить рутин­ные про­цес­сы и сде­лать их более увле­ка­тель­ны­ми. Напри­мер, сер­вис Duolingo осно­ван на стан­дар­ти­зи­ро­ван­ном обу­че­нии ино­стран­ным язы­кам, но с эле­мен­та­ми игры: поль­зо­ва­тель зара­ба­ты­ва­ет очки за пра­виль­ные отве­ты и полу­ча­ет награ­ды. В свою оче­редь, видео­иг­ра пред­ла­га­ет симу­ля­цию, в кото­рой есть воз­мож­ность про­бо­вать раз­ные спо­со­бы реше­ния зада­чи и искать вер­ный вари­ант.

Формировать гибкое мышление 

Growth Mindset, или гиб­кое мыш­ле­ние, – тер­мин, при­ду­ман­ный аме­ри­кан­ским про­фес­со­ром Стэн­фор­да Кэрол Дуэк. К реа­ли­ям мира VUCA (Volatility – измен­чи­вость; Uncertainty – неопре­де­лен­ность; Complexity – слож­ность; Ambiguity – дву­смыс­лен­ность) смо­гут луч­ше при­спо­со­бить­ся люди, кото­рые уме­ют транс­фор­ми­ро­вать опыт в драй­вер само­раз­ви­тия. В этом заклю­ча­ет­ся клю­че­вая спо­соб­ность обла­да­те­лей гиб­ко­го мыш­ле­ния.

Еще по теме: Учи­тель или мене­джер? Как тех­но­ло­гии пере­вер­ну­ли обра­зо­ва­ние

Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что гиб­кое мыш­ле­ние мож­но раз­ви­вать и тре­ни­ро­вать, поэто­му фор­ми­ру­ет­ся спрос на педа­го­гов, кото­рые смо­гут обу­чить это­му навы­ку. Орга­ни­за­ция TeachThought про­во­дит мастер-клас­сы, посвя­щен­ные дан­ной ком­пе­тен­ции. Там рас­ска­зы­ва­ет­ся, как соци­а­ли­за­ция и помощь стар­ших вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние типа мыш­ле­ния.

Экс­пе­ри­мен­ты авто­ра тер­ми­на Кэрол Дуэк про­де­мон­стри­ро­ва­ли резуль­та­ты, под­твер­жда­ю­щие поль­зу гиб­ко­го мыш­ле­ния. Когда ребе­нок поки­да­ет зону ком­фор­та, что­бы научить­ся делать что-то новое и слож­ное, в моз­гу появ­ля­ют­ся новые ней­рон­ные свя­зи, а суще­ству­ю­щие уси­ли­ва­ют­ся.

Обучать в формате проектов

Про­ект­ное обу­че­ние рас­про­стра­не­но на запа­де, а у нас толь­ко наби­ра­ет попу­ляр­ность. Соглас­но госу­дар­ствен­но­му обра­зо­ва­тель­но­му стан­дар­ту, с 2020 года этот пред­мет ста­нет обя­за­тель­ным для изу­че­ния стар­ше­класс­ни­ка­ми. На уро­ках школь­ни­ки будут при­ду­мы­вать идеи для про­ек­тов, кото­рые име­ют при­клад­ной харак­тер, и вопло­щать их в жизнь. 

Про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство гово­рит о том, что в резуль­та­те тако­го обу­че­ния дол­жен появ­лять­ся про­дукт. Напри­мер, в рам­ках кон­кур­са «РДШ – Тер­ри­то­рия само­управ­ле­ния» школь­ни­ки могут про­явить ини­ци­а­ти­вы в обла­сти граж­дан­ско­го раз­ви­тия и пред­ло­жить про­грам­му раз­ви­тия школь­но­го музея. 

Вве­де­ние тако­го пред­ме­та как про­ект­ная дея­тель­ность в школь­ную про­грам­му может стать мощ­ным локо­мо­ти­вом роста для буду­щей карье­ры школь­ни­ка. Пре­стиж­ные рабо­то­да­те­ли часто начи­на­ют отсле­жи­вать талан­ты еще со школь­ной ска­мьи. К при­ме­ру, меж­ду­на­род­ный инже­нер­ный чем­пи­о­нат «Case-in» спон­си­ру­ет­ся ком­па­ни­я­ми «Сибур», «Транс­нефть» и «Роса­том». 

Создавать «умные» классные комнаты 

Чем боль­ше тех­но­ло­гий в жиз­ни чело­ве­ка, тем при­выч­нее ему ста­но­вит­ся мысль о циф­ро­ви­за­ции окру­жа­ю­ще­го про­стран­ства. В буду­щем выше­упо­мя­ну­тые трен­ды будут объ­еди­не­ны в гиб­кую настра­и­ва­е­мую сре­ду – «умную» класс­ную ком­на­ту.

Ком­па­ния Aver уже пред­ла­га­ет ком­плекс­ные реше­ния для оформ­ле­ния клас­са, отве­ча­ю­ще­го тен­ден­ци­ям EdTech. План­ше­ты для пер­со­на­ли­зи­ро­ван­но­го обу­че­ния, мобиль­ные заряд­ные бло­ки, интер­ак­тив­ные дос­ки и визу­а­ли­за­то­ры, с помо­щью кото­рых мож­но демон­стри­ро­вать дви­жу­щи­е­ся объ­ем­ные объ­ек­ты, – все это уже доступ­ная реаль­ность. 

Ком­па­ния Aver созда­ет совре­мен­ные класс­ные ком­на­ты. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Инно­ва­ции помо­га­ют учить­ся и учить. Обра­зо­ва­тель­ный про­цесс ста­но­вит­ся про­ще за счет того, что тех­но­ло­гии допол­ня­ют суще­ству­ю­щую систе­му. Бла­го­да­ря EdTech про­ек­там школь­ни­кам созда­ют гиб­кую и адап­ти­ро­ван­ную сре­ду, отве­ча­ю­щую всем вызо­вам совре­мен­но­го мира.

Еще по теме