«Слушай с пользой!»: инструменты и рекомендации по сбору обратной связи для НКО

«Слушай с пользой!»: инструменты и рекомендации по сбору обратной связи для НКО
Один из самых надеж­ных спо­со­бов понять, что про­грам­мы НКО при­но­сят поль­зу – спро­сить у бла­го­по­лу­ча­те­лей. Фото Shutterstock.

Как НКО понять, что ее про­грам­мы дей­стви­тель­но помо­га­ют людям? Один из самых надеж­ных спо­со­бов – спро­сить у них самих. Най­ти под­хо­дя­щие для это­го инстру­мен­ты и узнать реко­мен­да­ции по сбо­ру обрат­ной свя­зи от бла­го­по­лу­ча­те­лей мож­но на пор­та­ле «Слу­шай с поль­зой!». Как НКО исполь­зо­вать эту базу зна­ний в рабо­те, Теп­ли­це рас­ска­за­ла Оль­га Евдо­ки­мо­ва, испол­ни­тель­ный дирек­тор АНО «Эво­лю­ция и Филан­тро­пия».

Ответ на запрос 

Плат­фор­му «Слу­шай с поль­зой!» запу­сти­ла коман­да «Эво­лю­ции и Филан­тро­пии». Опыт сотруд­ни­ков про­ек­та пока­зал, что у мно­гих НКО есть жела­ние регу­ляр­но соби­рать и ана­ли­зи­ро­вать обрат­ную связь от бла­го­по­лу­ча­те­лей. Это не полу­ча­ет­ся делать по ряду при­чин, напри­мер, из-за дефи­ци­та вре­ме­ни и денег. Но основ­ной барьер – отсут­ствие навы­ков. Сотруд­ни­ки НКО не зна­ют, какие исполь­зо­вать мето­ды и инстру­мен­ты и как ана­ли­зи­ро­вать собран­ные дан­ные. Про­ект «Слу­шай с поль­зой!» стал отве­том на этот запрос.

«Во вре­мя рабо­ты над дру­гой нашей про­грам­мой, ПИОН, мы помо­га­ли орга­ни­за­ци­ям оце­ни­вать то соци­аль­ное воз­дей­ствие, кото­рые они ока­зы­ва­ют. И заме­ти­ли, что про­бле­мы часто воз­ни­ка­ли имен­но на эта­пе сбо­ра обрат­ной свя­зи, – орга­ни­за­ци­ям не хва­та­ло инстру­мен­тов. Они поль­зо­ва­лись чем-то, но общей базы не было». Оль­га Евдо­ки­мо­ва 

«Слу­шай с поль­зой!» – база зна­ний, кото­рая помо­га­ет НКО соби­рать обрат­ную связь от бла­го­по­лу­ча­те­лей. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Связь с благополучателями 

Если орга­ни­за­ция хочет дока­зать, что ее про­грам­мы и мето­ды рабо­та­ют эффек­тив­но, необ­хо­ди­мо соби­рать дан­ные из трех источ­ни­ков:

  • спра­ши­вать самих бла­го­по­лу­ча­те­лей. Узна­вать у людей, насколь­ко пред­ла­га­е­мая про­ек­том помощь нуж­на и цен­на;

  • изу­чать доступ­ные иссле­до­ва­ния и ста­ти­сти­ку по про­бле­ме, кото­рой зани­ма­ет­ся НКО;

  • узна­вать мне­ние спе­ци­а­ли­стов, кото­рые рабо­та­ют с бла­го­по­лу­ча­те­ля­ми.

«Слу­шай с поль­зой!» помо­га­ет собрать обрат­ную связь имен­но от бла­го­по­лу­ча­те­лей. «Мы взя­ли в рабо­ту то, что на пер­вый взгляд кажет­ся оче­вид­ным. А на деле ока­за­лось, что не все пони­ма­ют, как важ­но полу­чать дан­ные от тех, с кем непо­сред­ствен­но ведет­ся рабо­та. И делать это на раз­ных эта­па про­ек­та или про­грам­мы», – пояс­ня­ет Оль­га Евдо­ки­мо­ва. 

Универсальная база

Боль­шин­ство гото­вых инстру­мен­тов в базе созда­ны для орга­ни­за­ций, кото­рые рабо­та­ют в сфе­ре дет­ства и рас­счи­та­ны на сбор обрат­ной свя­зи от роди­те­лей, волон­те­ров и спе­ци­а­ли­стов. Но адап­ти­ро­вать их могут и НКО, кото­рые зани­ма­ют­ся дру­ги­ми соци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми. 

Реко­мен­да­ции по сбо­ру обрат­ной свя­зи уни­вер­саль­ны и подой­дут НКО, кото­рые реша­ют раз­ные соци­аль­ные про­бле­мы. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Есть на плат­фор­ме и уни­вер­саль­ные реко­мен­да­ции, свя­зан­ные с внед­ре­ни­ем в орга­ни­за­цию систе­мы обрат­ной свя­зи. Собра­ны в базе инстру­мен­ты для сбо­ра обрат­ной свя­зи по ито­гам обу­че­ния спе­ци­а­ли­стов. Они так­же подой­дут для орга­ни­за­ции из любой сфе­ры. 

«Слу­шай с поль­зой!» могут вос­поль­зо­вать­ся все НКО, кото­рые не зна­ют, с чего начать сбор дан­ных и каки­ми инстру­мен­та­ми вос­поль­зо­вать­ся. Но при этом ста­вят перед собой сле­ду­ю­щие зада­чи: 

  • сде­лать свои про­грам­мы более каче­ствен­ны­ми для тех, с кем они рабо­та­ют;
  • соби­рать дока­за­тель­ную базу, что­бы стать более при­вле­ка­тель­ны­ми и для доно­ров. 

Конструктор и готовые решения

В раз­де­ле «Реко­мен­да­ции» поша­го­во рас­пи­са­но, на каком эта­пе и зачем соби­рать обрат­ную связь. А так­же даны при­ме­ры из рос­сий­ско­го и зару­беж­но­го опы­та. Есть на плат­фор­ме набор уже гото­вых реше­ний. Нуж­но зай­ти в раз­дел «Инстру­мен­ты» и выбрать то, что тре­бу­ет­ся орга­ни­за­ции в дан­ный момент. Напри­мер, шаб­лон для инди­ви­ду­аль­но­го интер­вью или для фокус-груп­пы. 

На плат­фор­ме мож­но най­ти гото­вые инстру­мен­ты, кото­рые уже исполь­зо­ва­ли в рабо­те дру­гие НКО. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Так­же на «Слу­шай с поль­зой!» мож­но создать соб­ствен­ные анке­ты по прин­ци­пу кон­струк­то­ра. Для это­го нуж­но после­до­ва­тель­но отве­тить на ряд вопро­сов. Затем систе­ма выдаст гото­вый инстру­мент, кото­рый мож­но будет исполь­зо­вать для сбо­ра обрат­ной свя­зи. И это будет не чья-то уже исполь­зо­ван­ная анке­та, а касто­ми­зи­ро­ван­ный инстру­мент. 

Так­же на сай­те есть кон­струк­тор, с помо­щью кото­ро­го мож­но собрать свою анке­ту. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Опыт­ные орга­ни­за­ции с соб­ствен­ным набо­ром прак­тик могут отпра­вить коман­де «Слу­шай с поль­зой!» свои инстру­мен­ты. После моде­ра­ции их загру­зят в базу. Инстру­мен­ты будут раз­ме­ще­ны на пор­та­ле с лого­ти­пом и назва­ни­ем фон­да. 

Еще по теме