«Слушай с пользой!»: инструменты и рекомендации по сбору обратной связи для НКО

Как база зананий поможет регулярно собирать и анализировать обратную связь от благополучателей.

Как НКО понять, что ее программы действительно помогают людям? Один из самых надежных способов – спросить у них самих. Найти подходящие для этого инструменты и узнать рекомендации по сбору обратной связи от благополучателей можно на портале «Слушай с пользой!». Как НКО использовать эту базу знаний в работе, Теплице рассказала Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия».

Ответ на запрос 

Платформу «Слушай с пользой!» запустила команда «Эволюции и Филантропии». Опыт сотрудников проекта показал, что у многих НКО есть желание регулярно собирать и анализировать обратную связь от благополучателей. Это не получается делать по ряду причин, например, из-за дефицита времени и денег. Но основной барьер – отсутствие навыков. Сотрудники НКО не знают, какие использовать методы и инструменты и как анализировать собранные данные. Проект «Слушай с пользой!» стал ответом на этот запрос.

«Во время работы над другой нашей программой, ПИОН, мы  помогали организациям оценивать то социальное воздействие, которые они оказывают. И заметили, что проблемы часто возникали именно на этапе сбора обратной связи, – организациям не хватало инструментов. Они пользовались чем-то, но общей базы не было». Ольга Евдокимова 

«Слушай с пользой!» – база знаний, которая помогает НКО собирать обратную связь от благополучателей. Скриншот с сайта проекта.

Связь с благополучателями 

Если организация хочет доказать, что ее программы и методы работают эффективно, необходимо собирать данные из трех источников:

  • спрашивать самих благополучателей. Узнавать у людей, насколько предлагаемая проектом помощь нужна и ценна;
  • изучать доступные исследования и статистику по проблеме, которой занимается НКО;
  • узнавать мнение специалистов, которые работают с благополучателями.

«Слушай с пользой!» помогает собрать обратную связь именно от благополучателей. «Мы взяли в работу то, что на первый взгляд кажется очевидным. А на деле оказалось, что не все понимают, как важно получать данные от тех, с кем непосредственно ведется работа. И делать это на разных этапа проекта или программы», – поясняет Ольга Евдокимова. 

Универсальная база

Большинство готовых инструментов в базе созданы для организаций, которые работают в сфере детства и рассчитаны на сбор обратной связи от родителей, волонтеров и специалистов. Но адаптировать их могут и НКО, которые занимаются другими социальными проблемами. 

Рекомендации по сбору обратной связи универсальны и подойдут НКО, которые решают разные социальные проблемы. Скриншот с сайта проекта.

Есть на платформе и универсальные рекомендации, связанные с внедрением в организацию системы обратной связи. Собраны в базе инструменты для сбора обратной связи по итогам обучения специалистов. Они также подойдут для организации из любой сферы. 

«Слушай с пользой!» могут воспользоваться все НКО, которые не знают, с чего начать сбор данных и какими инструментами воспользоваться. Но при этом ставят перед собой следующие задачи: 

  • сделать свои программы более качественными для тех, с кем они работают;
  • собирать доказательную базу, чтобы стать более привлекательными и для доноров. 

Конструктор и готовые решения

В разделе «Рекомендации» пошагово расписано, на каком этапе и зачем собирать обратную связь. А также даны примеры из российского и зарубежного опыта. Есть на платформе набор уже готовых решений. Нужно зайти в раздел «Инструменты» и выбрать то, что требуется организации в данный момент. Например, шаблон для индивидуального интервью или для фокус-группы. 

На платформе можно найти готовые инструменты, которые уже использовали в работе другие НКО. Скриншот с сайта проекта.

Также на «Слушай с пользой!» можно создать собственные анкеты по принципу конструктора. Для этого нужно последовательно ответить на ряд вопросов. Затем система выдаст готовый инструмент, который можно будет использовать для сбора обратной связи. И это будет не чья-то уже использованная анкета, а кастомизированный инструмент. 

Также на сайте есть конструктор, с помощью которого можно собрать свою анкету. Скриншот с сайта проекта.

Опытные организации с собственным набором практик могут отправить команде «Слушай с пользой!» свои инструменты. После модерации их загрузят в базу. Инструменты будут размещены на портале с логотипом и названием фонда. 

Еще по теме