Интерактив, боты и блокчейн: что придумали команды социальных проектов в 2019 году

Тренды 2019 года – digital-коммуникации и интерактивные форматы. Изображение: pixabay.com.
Трен­ды 2019 года – digital-ком­му­ни­ка­ции и интер­ак­тив­ные фор­ма­ты. Изоб­ра­же­ние: pixabay.com.

Для реше­ния соци­аль­ных задач НКО все чаще объ­еди­ня­ют­ся с ком­мер­че­ски­ми сер­ви­са­ми и IT-про­ек­та­ми. Трен­ды 2019 года – digital-ком­му­ни­ка­ции и интер­ак­тив­ные фор­ма­ты: кве­сты – для объ­яс­не­ния слож­ных пра­во­вых вопро­сов, боты – для ана­ли­ти­ки и обще­ния. Про­дол­жа­ем под­во­дить ито­ги года и вспо­ми­на­ем про­ек­ты, кото­рые запу­сти­ли коман­ды соци­аль­ных про­ек­тов в 2019 году.

Боты

«Ноч­леж­ка» запу­сти­ла во «ВКон­так­те» бота для отве­тов на частые вопро­сы о помо­щи без­дом­ным. Это интер­ак­тив­ный FAQ, где любой жела­ю­щий может най­ти отве­ты на часто зада­ва­е­мые вопро­сы: «Я хочу помочь «Ноч­леж­ке», что я могу сде­лать?», «Хочу что-то отдать», «Я в труд­ной ситу­а­ции, нуж­на помощь», «Встре­тил без­дом­но­го, что делать?». Ботень­ка, так назва­ли сер­вис, может отчи­тать поль­зо­ва­те­ля за нецен­зур­ную лек­си­ку или побла­го­да­рить за нерав­но­ду­шие, кате­го­ри­че­ски отка­зать­ся делать репост или «рос­пись на стене». Про­ект раз­ра­бо­тан в при­ло­же­нии SmartBot. 

Convergent Media Group для фон­да «Ста­рость в радость» создал «душев­но­го чат-бота». Он гово­рит от име­ни 75-лет­ней пен­си­о­нер­ки Веры Васи­льев­ны, про­жи­ва­ю­щей в Твер­ской обла­сти, кото­рая на про­стом и понят­ном язы­ке рас­ска­зы­ва­ет обо всех направ­ле­ни­ях рабо­ты фон­да и о сво­ей жиз­ни в доме пре­ста­ре­лых.

Бот гово­рит от име­ни 75-лет­ней пен­си­о­нер­ки Веры Васи­льев­ны. Скрин­шот.

Еще одна функ­ция чат-бота – рас­ска­зы­вать о про­грам­ме «Вну­ки по пере­пис­ке»: каж­дый жела­ю­щий может стать «вну­ком» и напи­сать пись­мо или поздрав­ле­ние с празд­ни­ком оди­но­ко­му чело­ве­ку. Бот создан для обще­ния в Facebook Messenger и «ВКон­так­те». «Такой близ­кий и при­выч­ный канал ком­му­ни­ка­ции, как соц­се­ти, сокра­ща­ет дистан­цию меж­ду поко­ле­ни­я­ми», – счи­та­ют авто­ры про­ек­та.

Еще по теме: 10 луч­ших зару­беж­ных бла­го­тво­ри­тель­ных онлайн-акций 2019 года

Соци­аль­ная сеть «ВКон­так­те», «Грин­пис» и агент­ство Progression запу­сти­ли про­ти­во­по­жар­но­го чат-бота для поль­зо­ва­те­лей соц­се­тей. Поль­зо­ва­те­ли смо­гут узнать, как пра­виль­но обра­щать­ся с огнем на при­ро­де, предот­вра­тить воз­ник­но­ве­ние лес­но­го пожа­ра, тушить костер после пик­ни­ка, мож­но ли жечь сухую тра­ву и что делать, если воз­го­ра­ние уже слу­чи­лось. Бот рас­ска­жет, как помочь доб­ро­воль­ным лес­ным пожар­ным. Инфор­ма­ция пода­ет­ся в виде теста, резуль­та­та­ми кото­ро­го мож­но поде­лить­ся на сво­ей стра­ни­це в соц­се­ти. Что­бы начать обще­ние с чат-ботом, нуж­но напи­сать любое сооб­ще­ние сооб­ще­ству «Про­ти­во­по­жар­ный Greenpeace».

Интерактив

Пра­во­за­щит­ная орга­ни­за­ция Amnesty International сов­мест­но с Цен­тром дистан­ци­он­но­го обу­че­ния HUMANA запу­сти­ла интер­ак­тив­ную онлайн-плат­фор­му «Пра­во­за­щит­ный вор­ка­ут». Это пер­вый тре­на­жер по пра­вам чело­ве­ка, создан­ный на осно­ве реаль­ных дел. Поль­зо­ва­те­ли могут про­гу­лять­ся по вир­ту­аль­но­му горо­ду, попы­тать­ся подать уве­дом­ле­ние на про­ве­де­ние сво­ей акции и разо­брать­ся в раз­лич­ных при­чи­нах отка­зов. После это­го мож­но будет пооб­щать­ся с чинов­ни­ком-ботом и выбрать свой сце­на­рий дей­ствий в слу­чае отка­за.

Пер­вый тре­на­жер по пра­вам чело­ве­ка, создан­ный на осно­ве реаль­ных дел. Скрин­шот.

Фонд под­держ­ки сле­по­глу­хих «Со-еди­не­ние» и агент­ство Creative Group Head запу­сти­ли соци­аль­ный digital-про­ект о жиз­ни на ощупь. Его цель – дать воз­мож­ность каж­до­му понять миро­вос­при­я­тие людей с одно­вре­мен­ным нару­ше­ни­ем слу­ха и зре­ния. Поль­зо­ва­те­лю пред­ла­га­ет­ся уга­дать пред­ме­ты через филь­тры, кото­рые созда­ны на осно­ве вра­чеб­но­го опи­са­ния раз­лич­ных зри­тель­ных неду­гов и забо­ле­ва­ний, при этом «ощу­щать» их тек­сту­ру с помо­щью аудио­эф­фек­тов.

Обще­ствен­ная орга­ни­за­ция «Гума­ни­тар­ный про­ект» и digital-агент­ство Wow запу­сти­ли кам­па­нию #сдай­свой­страх, она вклю­ча­ет мас­ку в Instagram и интер­ак­тив­ную плат­фор­му. При­ме­ча­тель­но, что AR-мас­ка ниче­го не дела­ет с лицом поль­зо­ва­те­ля – точ­но так же и ВИЧ на про­тя­же­нии меся­цев может оста­вать­ся неза­мет­ным для чело­ве­ка. В то же вре­мя рас­про­стра­нен­ные в обще­стве сте­рео­ти­пы о виру­се ста­но­вят­ся для мно­гих барье­ром перед тести­ро­ва­ни­ем. А на сай­те сдайсвойстрах.рф мож­но най­ти спи­сок орга­ни­за­ций, кото­рые про­во­дят бес­плат­ное тести­ро­ва­ние на ВИЧ.

Аудио и видео

«Одно­класс­ни­ки» и Фонд под­держ­ки сле­по­глу­хих «Со-еди­не­ние» созда­ли про­ект «Музы­ка жестов» – спе­ци­аль­ный набор песен, поз­во­ля­ю­щий поль­зо­ва­те­лям понять, как вос­при­ни­ма­ют музы­ку люди с раз­лич­ны­ми нару­ше­ни­я­ми слу­ха. Для плей­ли­ста «Музы­ки жестов» с помо­щью спе­ци­аль­ных зву­ко­вых эффек­тов и кон­суль­та­ций с сур­до­ло­гом были обра­бо­та­ны ком­по­зи­ции Димы Била­на, Юлии Сави­че­вой, Зары и Еле­ны Тем­ни­ко­вой. Напри­мер, одна из мело­дий зву­чит так, что ритм в ней выхо­дит на пер­вый план, а при этом сло­ва мало­раз­бор­чи­вы.

Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Теп­лый Дом» и реклам­ное агент­ство Changes пред­ста­ви­ли ани­ма­ци­он­ный ролик «Супер­ма­мио» по моти­вам клас­си­че­ской видео­иг­ры. Соци­аль­ная рекла­ма посвя­ще­на про­бле­мам оди­но­ких мате­рей в Рос­сии. Ролик выдер­жан в вось­ми­бит­ной сти­ли­сти­ке. Глав­ная геро­и­ня со сво­им ребен­ком долж­на дой­ти до дет­ско­го сада к 9 утра, по пути она стал­ки­ва­ет­ся с раз­лич­ны­ми пре­пят­стви­я­ми и про­ва­ли­ва­ет мис­сию, успе­вая толь­ко к 09:15.

Сту­дия Lateral Summer, авто­ры пер­во­го в Рос­сии интер­ак­тив­но­го сери­а­ла «Все Слож­но», сня­ли новый интер­ак­тив­ный веб-сери­ал #КТО_ТЫ. Зри­тель нуж­но решить, как посту­пить в каж­дой ситу­а­ции. Сце­на­рий осно­ван на исто­ри­ях реаль­ных людей: пра­во­за­щит­ни­ков, акти­ви­стов, бло­ге­ров, музы­кан­тов. От выбо­ра дей­ствия зави­сит весь даль­ней­ший сюжет. Зри­тель одно­вре­мен­но игра­ет, режис­си­ру­ет и учит­ся. На каж­дой раз­вил­ке есть кар­точ­ки с объ­яс­не­ни­ем про­блем пра­во­за­щи­ты в Рос­сии.

Яндекс.Музыка сов­мест­но со Все­мир­ным фон­дом дикой при­ро­ды (WWF) запу­сти­ли пер­вый неком­мер­че­ский лей­бл Birds Records, кото­рый сохра­ня­ет голо­са птиц. В тре­ках Birds Records исполь­зу­ют­ся сэм­плы, создан­ные на их осно­ве, а день­ги, полу­чен­ные от дея­тель­но­сти лей­б­ла, пой­дут в WWF Рос­сии на сохра­не­ние мест оби­та­ния птиц. Идея и меха­ни­ка про­ек­та раз­ра­бо­та­ны коман­дой кре­а­тив­но­го агент­ства BBDO Moscow. Пер­вым арти­стом лей­б­ла стал Иван Дорн с тре­ком «Дичь». Он обра­тил­ся к ауди­то­рии от лица исче­за­ю­щих видов птиц.

Приложения

«Билайн» и «Лиза Алерт» созда­ли при­ло­же­ние «Поис­ко­вый центр». Оно помо­жет в поис­ках про­пав­ших людей стар­ше­го воз­рас­та. У при­ло­же­ния есть два реше­ния. Основ­ное при­ло­же­ние дол­жен ска­чать кто-либо из чле­нов семьи и создать в нем анке­ты тех чле­нов семьи, пере­ме­ще­ния кото­рых нуж­но кон­тро­ли­ро­вать. Напри­мер, пре­ста­ре­лых род­ствен­ни­ков. Вто­рое реше­ние – при­ло­же­ние-тре­кер, кото­рое уста­нав­ли­ва­ет­ся непо­сред­ствен­но на теле­фон пожи­ло­го чело­ве­ка. Так­же поль­зо­ва­тель может нажать кноп­ку SOS, что­бы опе­ра­тив­но свя­зать­ся с «Ост­ров­ком без­опас­но­сти» цен­тра про­пав­ших людей «Лиза Алерт» или запро­сить кон­суль­та­цию.

Фонд «Русь» и X5 Retail Group запу­сти­ли мобиль­ное при­ло­же­ние, в кото­ром мож­но заре­ги­стри­ро­вать­ся на бла­го­тво­ри­тель­ные про­до­воль­ствен­ные акции, купить про­дук­то­вые набо­ры для мно­го­дет­ных семей, оди­но­ких мате­рей, людей с инва­лид­но­стью, пен­си­о­не­ров и корм для живот­ных в при­ю­тах. 

Блокчейн

Блок­чейн-стар­тап ConsenSys и Все­мир­ный фонд дикой при­ро­ды (WWF) созда­ли бла­го­тво­ри­тель­ную блок­чейн-плат­фор­му Impactio. Она рабо­та­ет на блок­чейне Ethereum и пред­на­зна­че­на для сбо­ра средств, управ­ле­ния ими и финан­си­ро­ва­ния него­су­дар­ствен­ных орга­ни­за­ций и отдель­ных ком­па­ний. Так­же плат­фор­ма будет отсле­жи­вать, как сред­ства исполь­зу­ют­ся и насколь­ко эффек­тив­ны кам­па­нии, на кото­рые тра­тят собран­ные день­ги. Что­бы попасть на Impactio, ком­па­нии или част­ные лица долж­ны опи­сать свои цели и пла­ны раз­ви­тия. В заяв­ке обя­за­тель­но долж­ны быть про­пи­са­на устой­чи­вость про­ек­та, рабо­та с нера­вен­ством и сооб­ще­ства­ми. После это­го кура­то­ры полу­ча­ют токе­ны Impactio на свой циф­ро­вой коше­лек.

Виртуальная реальность

Про­ект РИА Ново­сти при под­держ­ке Фон­да содей­ствия реше­нию про­блем аутиз­ма в Рос­сии «Выход» и Фон­да «Обна­жен­ные серд­ца» пред­ста­ви­ли VR-про­ект «Меха­ни­ка аутиз­ма. Поче­му они так реа­ги­ру­ют». По сюже­ту герой попа­да­ет в мага­зин, где стал­ки­ва­ет­ся с несколь­ки­ми трав­ми­ру­ю­щи­ми для него ситу­а­ци­я­ми. Каж­дая из них при­во­дит к кри­зи­су, харак­тер­но­му для чело­ве­ка с рас­строй­ством аути­че­ско­го спек­тра. 

Одна­ко за каж­дым сры­вом сле­ду­ет ситу­а­ция, кото­рая поз­во­ля­ет герою ста­би­ли­зи­ро­вать­ся. При этом поль­зо­ва­тель может не толь­ко пас­сив­но вос­при­ни­мать исто­рию, но и вза­и­мо­дей­ство­вать с ней: ходить, брать пред­ме­ты, общать­ся с дру­ги­ми пер­со­на­жа­ми. Про­ект полу­чил пре­мию Все­мир­ной газет­ной и новост­ной ассо­ци­а­ции (WAN-IFRA) European Digital Media Awards. VR-исто­рия доступ­на в при­ло­же­нии в App Store для iOS или Google Play для Android.

Еще по теме