Игры, датчики и стримы: как изменились технические решения для НКО и активистов за год

Как изменился цифровой ландшафт для НКО и активистов в 2019 году. Фото Freepik.

Как изменился цифровой ландшафт для НКО и активистов в 2019 году.

В уходящем году команды НКО и гражданские активисты осваивали разные технические решения. Во внутренней работе им помогали чат-боты и CRM системы, а для внешней коммуникации они использовали интерактивные игры и новые онлайн-площадки. Все это помогло им привлечь новых сторонников и систематизировать работу. Но появились и новые цифровые угрозы, которые сложно игнорировать. Журналист Теплицы Екатерина Ульянова разбиралась, как изменился цифровой ландшафт для НКО и активистов в 2019 году.

Цифровая безопасность

Год прошел под знаком усиления «цифровых репрессий». Вступила в силу большая часть положений закона о «суверенном Рунете» (90-ФЗ), который обязывает интернет-провайдеров устанавливать предоставленные Роскомнадзором технические средства. С их помощью ведомство сможет централизованно управлять сетью. Официально закон принят для того, чтобы защитить Рунет от внешних угроз и отключений. Однако эксперты отмечают, что оснащение точек обмена трафиком контролирующими устройствами больше похоже на желание контролировать информационный поток. 

Также были подписаны поправки к закону «О СМИ», которые позволяют признавать «иностранными агентами» физических лиц. Под действие поправок попали пользователи, распространяющие печатные, аудиовизуальные и другие материалы и при этом получающие зарубежное финансирование.

«На первый взгляд кажется, что это не про цифровую безопасность. На самом деле это государство в своих репрессиях спускается на уровень физических лиц, все более расширяя рамки привлечения людей к ответственности за публикации, в том числе (и, вероятно, в первую очередь) в Интернете. В России наступают времена, когда становится важной задача обеспечения онлайновой анонимности». Сергей Смирнов, консультант и тренер по цифровой и комплексной безопасности для команд некоммерческих организаций и независимых журналистов

Еще одно слово года – «шатдаун», или таргетированное отключение Интернета в определенный момент. С «мобильным блэкаутом» столкнулись жители Республики Ингушетия. 16 марта 2019 года Интернет был отключен во время собрания коалиции активистов и неправительственных организаций, входящих в народное протестное движение. История повторилась 3 августа в Москве. По данным международной интернет-обсерватории NetBlocks, во время протестов происходило таргетированное отключение сетей Wi-Fi и мобильного Интернета.

Еще по теме: Законы 2019: что важного произошло в сфере НКО, гражданского активизма и технологий

В уходящем году был также подписан закон об обязательной предустановке российских приложений на продающиеся в России гаджеты (425-ФЗ). По задумке авторов документа, такое нововведение должно облегчить пользователям использование гаджетов, а также будет способствовать продвижению российского ПО. Но у экспертов есть опасения, что закон станет частью «цифровых репрессий». Не исключено, что власти хотят отслеживать деятельность пользователей через определенные предустановленные программы.

Работа с данными 

Всю работу с данными в уходящем году можно разделить на два основных направления. Во-первых, команды НКО использовали данные для систематизации процессов внутри организаций. Основным инструментом для работы с жертвователями, волонтерами и благополучателями стали CRM-системы. Это программное обеспечение, которое помогает автоматизировать и структурировать взаимодействие с клиентами или благотворителями. 

В 2019 году команда проекта PHILIN (Philanthropy Infrastructure – «Инфраструктура благотворительности») запустила собственный CRM-продукт на базе высокотехнологичного решения bpm online одной из ведущих мировых IT-компаний Terrasoft. Это продукт, сделанный при участии экспертов НКО и для НКО. Генеральный директор PHILIN Ирина Иконникова рассказала, что CRM поддерживает все основные функции: база доноров, волонтеров и благополучателей, платежи, сделки, планировщик событий, ведение проектов, сегментация и многие другие. Также система интегрирована с ведущими платежными системами, почтовым клиентом и сервисом рассылки. 

Еще по теме: Как фандрайзеру сравнить и выбрать CRM

Еще один инструмент, который помогал НКО и активистам в работе с данными, – интерактивные аналитические дашборды. Они помогают визуализировать отчеты и наглядно поделиться результатами с донорами или партнерами. Например, команда ОВД-Инфо использовала в работе Google Data Studio, чтобы собирать в одном месте разные источники данных. Раньше каждый сотрудник работал только со своими данными и мог даже не знать, к чему еще есть доступ у коллег. Не было общего понимания, какие процессы происходят с проектом, положительная динамика или отрицательная по разным направлениям. Дашборд объединил все показатели проекта и обеспечил равный доступ ко всем данным.

Активисты Breathe.Moscow помогают всем желающим собрать датчики. Фото: Василий Хорошилов.

Использовались в уходящем году данные не только для внутренней работы. Помогали они и решать разные социальные задачи. Организация Greenpeace запустила интерактивную карту «SOS! Воздух», которая показывает источники загрязнения воздуха вокруг человека: промышленные зоны, свалки, заводы и карьеры. Но основной задачей проекта стал сбор жалоб на качество воздуха. На карте есть интерактивная форма, в которой любой пользователь может указать свой адрес и причину загрязнения. Активно развивался еще один экологический проект, связанный с открытыми данными, Breathe.Moscow. Любой желающий стать частью проекта собирает свою портативную станцию для мониторинга, устанавливает у себя на окне и передает данные на сервер. Результаты замеров отображаются на интерактивной карте в режиме реального времени.

Еще по теме: Дышите глубже: как активисты Breathe.Moscow мониторят воздух

Также с помощью данных команда фонда «Нужна помощь» в уходящем году продвигала аналитический подход в принятии решений относительно социальных проблем. Для этого была запущена информационная платформа «Если быть точным». На портале пока представлены карточки по пяти темам: инвалидность, сиротство, ВИЧ, преступность, места лишения свободы. В дальнейшем будут собраны данные и по другим направлениям. 

«Иногда данные хранятся и обновляются так, что назвать их «открытыми» было бы опрометчиво. Именно с такой информацией мы работали, заполняя раздел «Места лишения свободы». Вся эта эпопея описана во вкладке «Аналитический отчет» – можно оценить трудозатраты и масштаб исследования. Но именно так для нас стала очевидна еще одна цель нашего ресурса: повысить доступность данных о социально значимых явлениях». Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь» 

Операционная деятельность организаций

Электронные документооборот и цифровая подпись становятся неотъемлемой частью работы как коммерческих, так и некоммерческих организаций. С 2020 года сдавать отчетность по НДФЛ на бумажном носителе смогут только те юридические лица, которые за год выплатили доходы максимум 10 сотрудникам. Все остальные должны будут предоставлять документы в электронном виде и подписывать их цифровой подписью. 

«Но уже сейчас большинство организаций используют электронную подпись и никуда не ходят ногами. Сдача отчетности – процесс, который происходит в информационных системах. Это отдельные продукты, разработанные специально под эти цели. С их помощью юридические лица обмениваются документами с Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и некоторыми другими государственными организациями». Игорь Колчинский, глава компании «Сигалл»

Бумажные документы подделывают все чаще. Из-за повсеместного использования факсимиле и отсканированных бумаг возрастают риски для организаций. Электронный документооборот обеспечивает прозрачность и безопасность. Еще один плюс – документы быстро отправляются, даже если партнер по коммуникации находится на другом конце страны. Также благодаря электронной подписи документы быстрее оформляются. Сделать электронный документ легко, особенно если у организации есть информационная система, которая умеет генерировать машинные форматы. 

Новые механики 

Среднемесячная аудитория подкастов в России за 2019 год более чем удвоилась и в декабре составила 5,1 млн человек. Аудиозаписи с полезной информацией пользуются популярностью, потому что их можно слушать в любом месте, не отрываясь от важных дел, – за рулем, в магазине, во время пробежки. В 2019 году подкасты появились у центра «Благосфера» – на сайте проекта можно послушать мнения экспертов, репортажи с мест событий, инструкции для эффективной работы и новости. Специалисты «Благосферы» выяснили, что некоторые сотрудники НКО из регионов, которые не могут приезжать в центр на события, не смотрят видеозаписи с них, а слушают как аудиозаписи. 

«Мы даже не думали, что наши видео могут так использоваться. Люди их просто включают в наушниках между делом, им так удобней. После этого мы решили, что точно надо запускать подкасты». Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию «Благосферы»

Еще один тренд уходящего года – интерактивные игры. Такой формат позволяет, например, максимально наглядно и доступно рассказать аудитории о том, чем занимается организация. Именно с этой целью Фонд «Со-единение» совместно с агентством RSJ придумали онлайн-игру, цель которой – дать пользователям почувствовать себя на месте слепоглухих людей. Игрокам предлагают «посмотреть» на предметы через фильтры, имитирующие заболевания глаз. Угадать, что перед ними находится, можно с помощью аудиоэффектов.

Новые главы появились и в игре «Гэбня», которую создало петербургское правозащитное объединение «Команда 29» (доступ к данному ресурсу заблокирован по решению Роскомнадзора). Появился сценарий, посвященный тому, как выжить в СИЗО, а также глава, посвященная абьюзу и насилию в отношениях. Свою игру запустила и Теплица социальных технологий при поддержке Европейского университета в Санкт-Петербурге и «Команды 29». Герой игры – первая женщина премьер-министр небольшой восточноевропейской страны. Государство на развилке: от ваших шагов зависит, будет ли оно развиваться, или же превратится в антиутопию.

«Мы видим, что просоциальные игры очень востребованы в России и на постсоветском пространстве. Наш новый проект с Теплицей 2024 – тому пример. Людям интересно не только про уголовные дела и тюрьмы, но и про этику технологий, например. Важная тема – семейное насилие и гендерное равенство. Мы сделали новую главу в «Гэбне», посвященную абьюзу в отношениях, и она получила позитивный отклик в СМИ и среди пользователей. Мы собираемся развивать дальше это направление. Еще мы в этом году провели хакатон просоциальных игр, где люди из разных некоммерческих проектов придумывали новые истории и упаковывали их в игровой формат. «2024» была придумана именно там. А победителем стал проект «Куда идут отношения» про психологическую помощь тем, кто пострадал от абьюза в отношениях». Николай Овчинников, редактор «Команды 29».

Продуктивность работы 

Команды НКО всегда решают множество разноплановых задач, прошедший год не стал исключением. Выстроить при этом продуктивно свою работу им помогали различные инструменты. В 2019 году сервис для командной работы Slack объявил о запуске специальной программы для НКО. Slack for Nonprofits дает возможность некоммерческим организациям сделать бесплатный апгрейд до стандартного плана или начать пользоваться им бесплатно. Расширенный план доступен для НКО любого размера со скидкой 85%. Основное условие – статус организации должен быть подтвержден партнерством с TechSoup или же местным органом власти, ответственным за учет налогов или учет НКО.

Стоит отметить, что с 2019 года Теплица социальных технологий стала партнером глобальной сети TechSoup и участником TechSoup Global Network. В партнерстве с TechSoup, Теплица реализует в России программу технологической поддержки некоммерческих неправительственных организаций TeploDigital. C помощью программы TeploDigital команды НКО могут получить программное обеспечение с существенной скидкой.

Еще по теме: Как НКО получить программное обеспечение со скидкой по программе Teplodigital

Продолжили в 2019 году команды использовать в своей работе чат-боты. Благотворительная организация помощи бездомным «Ночлежка» запустила бот для ответа на частые вопросы пользователей на своей странице «ВКонтакте». Из-за роста количества подписчиков группы и команда проекта уже не могла оперативно отвечать на множество однотипных вопросов в сообщениях. Еще один бот для «ВКонтакте» создала команда Greenpeace. Проект «Противопожарный Greenpeace» с помощью чат-бота рассказывал пользователям о том, как предотвратить возникновение огня, что делать, если пожар случился, и как помочь добровольным лесным пожарным. 

Коммуникация с аудиторией 

В уходящем году росла конкуренция за внимание пользователей. У людей развивается баннерная слепота, и традиционные рекламные объявления пролистываются, остаются незаметными. Поэтому НКО искали новые каналы коммуникации с потенциальными благотворителями. Организации осваивали новые соцсети, в которых собирается более молодая аудитория, например, Snapchat и TikTok

Пример работы НКО с молодой аудиторией – стримы на платформе Twich. Фото: Stream Family.

Еще одна площадка, с которой учились работать НКО, – стриминг-платформа Twich. Благотворительные стримы стали одним из способов привлечь внимание начинающих доноров. Отнести к стримам можно все потоковое вещание в режиме реального времени. Ведут такие трансляции стримеры, которые показывают пользователям то, что делают в настоящее время. 

«Благотворительный стрим – это волонтерский фандрайзинг. Один конкретный человек призывает всех своих виртуальных друзей сделать пожертвование, и они откликаются. Стример выступает как волонтер, с одной оговоркой, что он отдает свой потенциальный заработок». Галина Пахомова, координатор интернет-проектов «Линии жизни»

Еще по теме

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.