Что мы узнали об интересах подростков в онлайне: исследование команды портала «Знания» и Теплицы

Фотография с мастерской Теплицы по SMM в Вязьме, автор фото: Маша Борисёнок.
Фото­гра­фия с мастер­ской Теп­ли­цы по SMM в Вязь­ме, автор фото: Маша Бори­сё­нок.

Под­рост­ки хоте­ли бы созда­вать откры­тое и миро­лю­би­вое обще­ство и сохра­нять леса. Имен­но такие цели устой­чи­во­го раз­ви­тия при­вле­ка­тель­ны для школь­ни­ков. В иссле­до­ва­нии, про­ве­ден­ном коман­дой обра­зо­ва­тель­но­го пор­та­ла «Зна­ния» и Теп­ли­цей соци­аль­ных тех­но­ло­гий сре­ди ауди­то­рии пор­та­ла, под­рост­ки рас­ска­за­ли о сво­их инте­ре­сах вне шко­лы, люби­мых обра­зо­ва­тель­ных ресур­сах и пред­став­ле­ни­ях об обще­ствен­ных орга­ни­за­ци­ях.

Делим­ся резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го в нояб­ре 2019 года. Наде­ем­ся, что дан­ные помо­гут вам понять школь­ную ауди­то­рию и то, как отве­чать на ее запро­сы.

Выборка исследования и вопросы

«Зна­ния» – это онлайн-сооб­ще­ство, кото­рое помо­га­ет школь­ни­кам выпол­нять домаш­нее зада­ние, насчи­ты­ва­ю­щее 35 мил­ли­о­нов поль­зо­ва­те­лей в Рос­сии. В опро­се при­ня­ло уча­стие 8712 посе­ти­те­лей пор­та­ла «Зна­ния».

44,3% школь­ни­ков отнес­ли себя к муж­ско­му полу и 40,1% – к жен­ско­му, осталь­ные отве­ти­ли «дру­гое» или про­пу­сти­ли вопрос.

«Теп­ли­ца уже два года рабо­та­ет над онлайн-шко­лой для реги­о­наль­ных акти­ви­стов «Теп­ло­сеть». Иссле­до­ва­ние было инте­рес­ным с точ­ки зре­ния набо­ра обра­зо­ва­тель­ных сай­тов, кото­рые посе­ща­ют под­рост­ки, и общей кар­ти­ны, что дума­ют школь­ни­ки про акти­визм и обще­ствен­ные орга­ни­за­ции». Мария Бори­сё­нок, кура­тор плат­фор­мы «Теп­ло­сеть»

Вопро­сы для анке­ти­ро­ва­ния соста­ви­ла коман­да «Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий».

Вопросы, которые были в анкете

  • Что тебе нра­вит­ся делать в Интер­не­те боль­ше все­го?
  • Какие 2–3 обра­зо­ва­тель­ных сай­та ты посе­ща­ешь чаще все­го, что­бы полу­чить зна­ния в нуж­ной для тебя сфе­ре?
  • Пред­ставь, что ты можешь сам выби­рать, что изу­чать и узна­вать в шко­ле. Ска­жи, чему еще ты хотел бы научить­ся?
  • Зна­ко­мы ли тебе поня­тия «неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции», «обще­ствен­ные объ­еди­не­ния» или «акти­визм»? Как ты дума­ешь, про что это?
  • Несколь­ко лет назад Орга­ни­за­ция Объ­еди­нен­ных Наций, куда вхо­дит Рос­сия, при­ня­ла «Цели устой­чи­во­го раз­ви­тия», к кото­рым нуж­но стре­мить­ся, что­бы жизнь на нашей пла­не­те была луч­ше. Какие из этих целей кажут­ся тебе самы­ми важ­ны­ми? Мож­но выбрать несколь­ко вари­ан­тов.
  • Чем ты зани­ма­ешь­ся вне шко­лы? Есть ли у тебя занятия/секции/другие актив­но­сти, кото­рым ты уде­ля­ешь вре­мя? Сколь­ко у тебя есть сво­бод­но­го вре­ме­ни в неде­лю?

Главные выводы исследования

  • На вопрос «Что тебе нра­вит­ся делать в Интер­не­те боль­ше все­го?» толь­ко 6,6% участ­ни­ков отве­ти­ли, что любят учить­ся на онлайн-кур­сах. Сре­ди дру­гих отве­тов лиди­ро­ва­ли: смот­реть видео и сери­а­лы (20,7%), играть в онлайн-игры (17,6%), общать­ся с дру­зья­ми в мес­сен­дже­ре (16,9%) и искать инфор­ма­цию о том, что им инте­рес­но (15,9%).

  • Что было бы, если бы школь­ни­ки сами выби­ра­ли, что изу­чать в шко­ле? 19,1% респон­ден­тов хотят созда­вать попу­ляр­ные паб­ли­ки, сай­ты, кана­лы на YouTube, 16,5% хотят понять, как зара­ба­ты­вать онлайн и 14,4% хотят что-то изме­нить в жиз­ни сво­е­го горо­да.

  • Из всех «Целей устой­чи­во­го раз­ви­тия» вни­ма­ние школь­ни­ков при­вле­ка­ет «постро­е­ние миро­лю­би­во­го и откры­то­го обще­ства» (14,3%) и «cохра­не­ние и раци­о­наль­ное исполь­зо­ва­ние лесов» (12,4%).

  • Под­рост­ки пони­ма­ют, что такое обще­ствен­ные объ­еди­не­ния.

Диа­па­зон отве­тов раз­нит­ся от «это митин­ги или что-то дру­гое» до «это актив­ная груп­па людей, кото­рые дела­ют какую-либо рабо­ту для развития/помощи». При­во­дим под­бор­ку самых инте­рес­ных отве­тов (орфо­гра­фия сохра­не­на):

  • «Да, помощь обще­ству в чем-либо без осо­бой выго­ды для себя»;
  • «Что-то неза­кон­ное»;
  • «Они инте­рес­ны, боль­шой плюс таких орга­ни­за­ций в том, что рас­ши­ря­ет­ся круг обще­ния, и есть воз­мож­ность делать то, что тебе нра­вит­ся, с дру­ги­ми людь­ми»;
  • «Да, я часто вижу эти фра­зы в Интер­не­те и по теле­ви­зо­ру. Не могу утвер­ждать точ­но, но, воз­мож­но, это свя­за­но с волон­тер­ством»;
  • «Зна­ко­мо. Счи­таю это полез­ным делом, если дела­ет­ся с умом»;
  • «Обще­ствен­ные объ­еди­не­ния, думаю, это как митинг»;
  • «Обще­ствен­ные объ­еди­не­ния – необ­хо­ди­мость для мно­гих людей с актив­ной жиз­нен­ной пози­ци­ей»;
  • «Это то, что не согла­со­ва­но с вла­стью»;
  • «Это что-то вро­де сво­е­го дела или ИП»;
  • «Сбо­ри­ща людей, кото­рые пыта­ют­ся что-то изме­нить в неиз­мен­ной систе­ме»;
  • «Я счи­таю, что это хоро­шо, пока не дохо­дит до абсур­да»;
  • «Когда ты актив­ный в Интер­не­те»;
  • «Акти­визм – это актив­ный образ жиз­ни. Чело­век, кото­рый борет­ся за свои пра­ва, идет на митинг и созы­ва­ет всех на него»;
  • «Бес­по­лез­ная обще­ствен­ная дея­тель­ность»;
  • «В целом я зна­ком с дан­ны­ми поня­ти­я­ми. Неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции – это ком­па­нии преж­де все­го не наце­лен­ные на полу­че­ние при­бы­ли; обще­ствен­ные объ­еди­не­ния – это орга­ни­за­ции, кото­рые борют­ся с про­бле­ма­ми в обще­стве, а акти­визм – это в целом про­яв­ле­ние актив­но­сти»;
  • «Орга­ни­за­ции, не явля­ю­щи­е­ся про­пла­чен­ны­ми госу­дар­ством или кем-либо еще, суще­ству­ю­щие на пожерт­во­ва­ния, за счет волон­те­ров и зани­ма­ю­щи­е­ся полез­ной обще­ствен­ной дея­тель­но­стью, кото­рая нахо­дит отклик у обыч­ных граж­дан, но не спон­си­ру­ет­ся «свер­ху».

Популярные образовательные ресурсы среди подростков:

Так­же часть опро­шен­ных отме­ти­ла сле­ду­ю­щие ресур­сы:

  • vebinarum.com – бес­плат­ные веби­на­ры, спец­кур­сы и мастер-груп­пы по школь­ным пред­ме­там;
  • oge.sdamgia.ru – пор­тал для под­го­тов­ки к экза­ме­нам;
  • srtia.me – место, где зна­ко­мят­ся с про­фес­си­я­ми и нуж­ны­ми для них уме­ни­я­ми;
  • umschool.net – онлайн-шко­ла под­го­тов­ки к ЕГЭ и ОГЭ;
  • foxford.ru – онлайн-заня­тия с репе­ти­то­ра­ми;
  • education.yandex.ru – плат­фор­ма для про­ве­де­ния онлайн-уро­ков;
  • uchi.ru – интер­ак­тив­ная обу­ча­ю­щая плат­фор­ма;
  • stepik.org – онлайн-кур­сы от веду­щих вузов и ком­па­ний стра­ны;
  • yaklass.ru – EdTech-про­ект для пер­со­на­ли­зи­ро­ван­но­го обу­че­ния, рези­дент «Скол­ко­во»;
  • dnevnik.ru – еди­ная элек­трон­ная обра­зо­ва­тель­ная сре­да для учи­те­лей, уче­ни­ков и их роди­те­лей.