Колонка редактора: «Вовлекаюсь, действую и меняю: как технологии ускоряют социальные изменения»

Обложка книги «Гражданские технологии» автора Эндрю Шрока, ее можно скачать бесплатно. Иллюстрация: kickstarter.com.
Облож­ка кни­ги «Граж­дан­ские тех­но­ло­гии» авто­ра Энд­рю Шро­ка, ее мож­но ска­чать бес­плат­но. Иллю­стра­ция: kickstarter.com.

Ран­няя вес­на, серые, неухо­жен­ные ули­цы Киро­ва, тут свал­ка, там – поко­сив­ша­я­ся ска­мей­ка, я иду с парой акти­ви­стов дви­же­ния «Кра­си­вый Киров» и смот­рю, как они фото­гра­фи­ру­ют мусор и запи­сы­ва­ют номе­ра домов. Такие подроб­но­сти нуж­ны, что­бы соста­вить обра­ще­ние в адми­ни­стра­цию через сайт КрасивыйКиров.рф. Фак­ту­ру о нару­ше­нии в бла­го­устрой­стве акти­ви­сты соби­ра­ют в свой обе­ден­ный пере­рыв. Я делаю репор­таж для «7х7» и запи­сы­ваю мыс­ли акти­ви­стов, поче­му они это дела­ют, что ими дви­жет?

Это было в 2016 году, дви­же­нию «Кра­си­вый Киров» два года. Теперь заявить о сво­ем пра­ве на город мож­но онлайн. Идти по сво­е­му при­выч­но­му марш­ру­ту и фото­гра­фи­ро­вать нару­ше­ния. Это очень про­стой спо­соб уча­стия в жиз­ни горо­да. Цель понят­на: горо­жане хотят, что­бы их город был чистым, а чинов­ни­ки выпол­ня­ли свою рабо­ту. Когда после таких фото­про­гу­лок от жите­лей при­хо­дит в день по 300–400 жалоб, на кото­рые чинов­ни­ки обя­за­ны отве­тить, игно­ри­ро­вать про­бле­мы не полу­ча­ет­ся. От народ­но­го кон­тро­ля не отмах­нуть­ся.

«Мы хотим научить людей про­стым и эффек­тив­ным спо­со­бам вли­я­ния на каче­ство город­ской сре­ды», – напи­са­но в груп­пе «ВКон­так­те» дви­же­ния. И научить дей­стви­тель­но полу­чи­лось.

Почти за 6 лет про­ек­та жите­ли отпра­ви­ли более 8 тысяч жалоб, из них, по оцен­кам осно­ва­те­лей, 3 тыся­чи решен­ных. Таким резуль­та­том акти­ви­сты доволь­ны. К дви­же­нию при­со­еди­ня­ют­ся совсем не зна­ко­мые ребя­та, кото­рые регу­ляр­но мони­то­рят вопро­сы неза­кон­ной рекла­мы, дорож­ные зна­ки и осве­ще­ние. На сай­те уже сло­жи­лось тре­тье «ядро» посто­ян­ных поль­зо­ва­те­лей.

Для Киро­ва это самый успеш­ный при­мер низо­во­го вовле­че­ния горо­жан. Я наблю­да­ла за дви­же­ни­ем несколь­ко лет и виде­ла, как власть посте­пен­но ста­ла им дове­рять. Теперь без акти­ви­стов «Кра­си­во­го Киро­ва» не реша­ют­ся ника­кие вопро­сы: чинов­ни­ки откры­то сове­ту­ют­ся по про­бле­мам от малень­ких скве­ров до раз­ра­бот­ки транс­порт­ной стра­те­гии горо­да. Все запус­ка­ет­ся с их уча­сти­ем. «Мы ста­ли неким буфе­ром меж­ду чинов­ни­ка­ми и жите­ля­ми горо­да. Полу­чи­лось нечто такое, чему дове­ря­ют с обе­их сто­рон, и часто полу­ча­ет­ся кон­струк­тив­ный диа­лог при нашем уча­стии», – пишет мне Ана­то­лий Кур­ба­тов.

Подоб­ные типо­вые сай­ты были запу­ще­ны в несколь­ких горо­дах по всей стране. Ини­ци­а­то­ром про­ек­та стал акти­вист Кра­си­мир Вран­ски из Санкт-Петер­бур­га. Там за 7 лет суще­ство­ва­ния про­ек­та уда­лось решить более 35 тысяч город­ских про­блем. До сих пор эта исто­рия успеш­на, и важ­но, что она про­ве­ре­на вре­ме­нем.

Тогда, в 2016‑м, я ниче­го не зна­ла о тер­мине и кон­цеп­ции «граж­дан­ские тех­но­ло­гии», или civic tech. Но виде­ла, что бла­го­да­ря онлайн-плат­фор­мам, сер­ви­сам акти­ви­сты могут быст­рее дости­гать сво­их целей. Это упро­ща­ет и дает тол­чок к созда­нию сооб­ще­ства, помо­га­ет вли­ять на рабо­ту обще­ствен­ных инсти­ту­тов.

Когда я ока­за­лась в Теп­ли­це, кста­ти, тоже в 2016 году, с одной сто­ро­ны, попа­ла в ворон­ку акти­вист­ских исто­рий, кото­рые вовсю исполь­зо­ва­ли тех­но­ло­ги­че­ские реше­ния, и виде­ли резуль­тат. А с дру­гой, поня­ла, какие воз­мож­но­сти упус­ка­ют раз­ные соци­аль­ные про­ек­ты, кото­рые еще не осо­зна­ва­ли потен­ци­ал исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий в сво­ей рабо­те. И зада­ча нашей коман­ды была – рас­ска­зать и пока­зать, как имен­но мож­но выиг­рать.

Я писа­ла о раз­лич­ных зару­беж­ных эко­ло­ги­че­ских при­ло­же­ни­ях, сер­ви­сах, опи­сы­ва­ла город­ские дви­же­ния, в кото­рых боль­шая часть ком­му­ни­ка­ции была в онлайне; мобиль­ные при­ло­же­ния с «крас­ной» кноп­кой для жен­щин, ока­зав­ших­ся в экс­тре­маль­ной ситу­а­ции; опи­сы­ва­ла про­ек­ты с рос­сий­ских хака­то­нов. Во всех исто­ри­ях тех­но­ло­гии помо­га­ли граж­да­нам менять сре­ду вокруг себя. До сих пор одна из задач Теп­ли­цы как медиа – про­бу­дить вооб­ра­же­ние акти­ви­стов, пока­зать луч­шие при­ме­ры исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий в обще­ствен­ных про­ек­тах. 

Теп­ли­ца тоже, мож­но ска­зать, появи­лась из тако­го при­ло­же­ния, точ­нее, эффект после его запус­ка под­толк­нул Алек­сея Сидо­рен­ко, веб-дизай­не­ра и иссле­до­ва­те­ля рос­сий­ской бло­го­сфе­ры, запу­стить про­ект. В 2010 году горе­ла вся цен­траль­ная Рос­сия. Алек­сей запу­стил онлайн-кар­ту помо­щи постра­дав­шим от пожа­ров. С ее помо­щью мож­но было свя­зать волон­те­ров и постра­дав­ших. Про­ект полу­чил «Пре­мию Руне­та». Ста­ло понят­но, что онлайн-плат­фор­ма может быст­ро объ­еди­нить людей и уско­рить реше­ние про­бле­мы. Так, в 2012 году уже была запу­ще­на Теп­ли­ца. И за эти годы мы ста­ли помо­гать коман­дам соци­аль­ных про­ек­там по раз­лич­ным вопро­сам: от раз­ра­бот­ки, кон­суль­та­ций, про­ве­де­ния обу­ча­ю­щих собы­тий, запус­ка сво­ей обра­зо­ва­тель­ной плат­фор­мы.

Пом­ню свой пер­вый драйв на хака­тоне по откры­тым дан­ным, кото­рый мы дела­ли в Петер­бур­ге в 2018 году. Боль­ше мне нра­ви­лось мыш­ле­ние акти­ви­стов, кото­рые при­хо­ди­ли с таки­ми запро­са­ми: «нам нуж­на кар­та, что­бы пока­зать мас­штаб», «нам нужен чат-бот, что­бы быст­рее помо­гать нашим под­опеч­ным». Хака­тон для мно­гих команд соци­аль­ных про­ек­тов стал точ­кой вхо­да в мир граж­дан­ских тех­но­ло­гий. Команд объ­еди­ня­ло одно: все они хоте­ли исполь­зо­вать тех­но­ло­гии для соци­аль­ных изме­не­ний.

Почти за 8 лет (1 фев­ра­ля 2020 года у Теп­ли­цы день рож­де­ния) при под­держ­ке Теп­ли­цы орга­ни­зо­ва­но 60 хака­то­нов по всей Рос­сии: от Петер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка. Из недав­них про­ек­тов: экс­пер­ты петер­бург­ско­го кри­зис­но­го цен­тра для жен­щин собра­ли 10 тысяч объ­яв­ле­ний по вер­бов­ке в про­сти­ту­цию и исполь­зо­ва­ли их как дока­за­тель­ство в сво­ей пети­ции, а коман­да фон­да «Гума­ни­тар­ное дей­ствие» раз­ра­бо­та­ла кри­те­рии эффек­тив­но­сти для рас­по­ло­же­ния мобиль­ных пунк­тов помо­щи нар­ко­за­ви­си­мым.

Наша коман­да видит в граж­дан­ских тех­но­ло­ги­ях источ­ник для соци­аль­ных изме­не­ний, тол­чок, воз­мож­ность уско­рить про­цес­сы и вовлечь граж­дан в обще­ствен­ную жизнь. Вот толь­ко несколь­ко рабо­та­ю­щих про­ек­тов.

  • Декла­ра­тор – база декла­ра­ций о дохо­дах и иму­ще­стве пуб­лич­ных долж­ност­ных лиц.
  • Откры­тые НКО – ресурс, с помо­щью кото­ро­го поль­зо­ва­те­ли могут иссле­до­вать неком­мер­че­ский сек­тор.
  • Гос­за­тра­ты – него­су­дар­ствен­ный про­ект повы­ше­ния обще­ствен­ной осве­дом­лен­но­сти в обла­сти рас­хо­до­ва­ния госу­дар­ствен­ных средств.
  • Кра­си­вый Петер­бург – сер­вис для отправ­ки жалоб по любой из мно­же­ства город­ских про­блем, тем самым дав старт ее реше­нию.
  • РосЯ­ма – сер­вис для отправ­ки обра­ще­ний, отпра­вить его в ГИБДД и про­кон­тро­ли­ро­вать ремонт ям.
  • Change.org – сер­вис для созда­ния пети­ций и про­ве­де­ния обще­ствен­ных кам­па­ний.
  • Breathe.Moscow – обще­ствен­ная систе­ма наблю­де­ния за чисто­той воз­ду­ха.

На сего­дня плат­фор­ма «Кра­си­вый­Пе­тер­бург» и сеть таких дви­же­ний в дру­гих горо­дах ока­за­лись одним из немно­гих успеш­ных выжив­ших нише­вых при­ме­ров граж­дан­ских тех­но­ло­гий. Пер­во­от­кры­ва­те­лем в Рос­сии ста­ла плат­фор­ма Change.org, она появи­лась еще в 2007 году, но тогда было не очень понят­но, как исполь­зо­вать тех­но­ло­гии мас­со­во. Пети­ция ста­ла инстру­мен­том, но важ­нее все­го то, какое сооб­ще­ство у авто­ров полу­ча­ет­ся объ­еди­нить вокруг про­бле­мы бла­го­да­ря запус­ку пети­ции.

В янва­ре глав­ная тема редак­ции Теп­ли­цы – граж­дан­ские тех­но­ло­гии. Мы про­ана­ли­зи­ру­ем, какая исто­рия у рос­сий­ско­го и зару­беж­но­го направ­ле­ния граж­дан­ских тех­но­ло­гий, что раз­ви­ва­лось и зату­ха­ло, а что оста­ет­ся вос­тре­бо­ван­ным до сих пор. За все­ми мате­ри­а­ла­ми по теме мож­но сле­дить по спе­ци­аль­но­му тегу civictech.
 
Если у вас есть своя исто­рия созда­ния при­ло­же­ния или сер­ви­са, кото­рые помо­га­ют решать соци­аль­ную про­бле­му в вашем горо­де или реги­оне, напи­ши­те мне [email protected] или поде­ли­тесь мыс­ля­ми в ком­мен­та­ри­ях под ста­тьей. 

И при­гла­ша­ем вас на хака­тон, кото­рый мы про­во­дим сов­мест­но с «Новой газе­той» 15 и 16 фев­ра­ля в Санкт-Петер­бур­ге. За осно­ву возь­мем откры­тые дан­ные неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, а коман­ды созда­дут при­ло­же­ния и сер­ви­сы, кото­рые помо­гут решить или повли­ять на реше­ние соци­аль­ных про­блем. Заяв­ку на уча­стие пода­вай­те по ссыл­ке

Еще по теме: