Как виртуальный мир помогает жить в реальном: адаптивные VR-сервисы

VR-технологии могут показать мир глазами людей с особенностями развития. Изображение: pixabay.com.
VR-тех­но­ло­гии могут пока­зать мир гла­за­ми людей с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия. Изоб­ра­же­ние: pixabay.com.

Вир­ту­аль­ная реаль­ность может пока­зать вам мир буду­ще­го. Или скры­тую сто­ро­ну насто­я­щей жиз­ни – ту, где мно­гим людям тре­бу­ет­ся помощь, что­бы сори­ен­ти­ро­вать­ся во вре­ме­ни и не поте­рять­ся в про­стран­стве. Жур­на­лист Теп­ли­цы Юлия Кален­ко­ва рас­ска­зы­ва­ет о трех про­ек­тах, кото­рые исполь­зу­ют VR-тех­но­ло­гии, что­бы пока­зать мир гла­за­ми людей с осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия.

Рас­строй­ства аути­сти­че­ско­го спек­тра (РАС) про­яв­ля­ют­ся по-раз­но­му. Это могут быть нару­ше­ния соци­аль­но­го пове­де­ния, ком­му­ни­ка­ции и вер­баль­ных спо­соб­но­стей. Или, напри­мер, суже­ние инте­ре­сов, повто­ре­ние дей­ствий, кото­рые спе­ци­фич­ны для опре­де­лен­но­го чело­ве­ка. РАС часто сопро­вож­да­ют­ся дру­ги­ми нару­ше­ни­я­ми: эпи­леп­си­ей, депрес­си­ей, тре­вож­ным состо­я­ни­ем и гипе­р­ак­тив­ным рас­строй­ством с дефи­ци­том вни­ма­ния. Интел­лек­ту­аль­ный уро­вень варьи­ру­ет­ся: от тяже­ло­го повре­жде­ния до высо­ких когни­тив­ных спо­соб­но­стей. 

Пред­став­ле­ния о людях с РАС часто скла­ды­ва­ют­ся по филь­мам. Мно­гим зна­ко­ма исто­рия моло­до­го чело­ве­ка из Индии по име­ни Ризван, стра­да­ю­ще­го син­дро­мом Аспер­ге­ра: лен­та «Меня зовут Кхан» (2010) полу­чи­ла несколь­ко наград Filmfare Awards. Экра­ни­за­ция стра­да­ю­ще­го саван­тиз­мом Рэй­мон­да и его цинич­но­го бра­та заслу­жи­ла поло­жи­тель­ные откли­ки кри­ти­ков: фильм «Чело­век дождя» (1988) удо­сто­ил­ся четы­рех пре­мий «Оскар».

Одна­ко кар­тин­ка на экране отли­ча­ет­ся от жиз­ни. Рас­строй­ства аути­сти­че­ско­го спек­тра начи­на­ют­ся в дет­стве и сохра­ня­ют­ся в под­рост­ко­вом и взрос­лом воз­расте. А зна­чит, всю жизнь люди с РАС нуж­да­ют­ся в осо­бых усло­ви­ях – обу­че­нии, соци­а­ли­за­ции. Как в этом могут помочь VR-тех­но­ло­гии?

«Механика Аутизма»

VR-про­ект «Меха­ни­ка Аутиз­ма» – пер­вый из серии исто­рий в фор­ма­те вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти, под­го­тов­лен­ных жур­на­ли­ста­ми РИА Ново­сти. 

В кон­це мая 2018 года в одно из мос­ков­ских отде­ле­ний посту­пи­ло сооб­ще­ние о том, что граж­да­нин на ули­це «ведет себя неадек­ват­но и кри­чит». Наряд поли­ции обна­ру­жил моло­до­го чело­ве­ка, кото­рый «бес­при­чин­но бегал и кри­чал». Этим моло­дым чело­ве­ком был Павел Васи­льев, 22-лет­ний моск­вич с диа­гно­зом «аутизм». Поли­цей­ские не смог­ли его успо­ко­ить. Моло­дой чело­век кри­чал, бро­сал­ся вело­си­пе­дом, не под­пус­кал к себе. Поли­цей­ские суме­ли надеть на него наруч­ни­ки и отпра­ви­ли в отде­ле­ние. «Меха­ни­ка Аутиз­ма. Поче­му они так реа­ги­ру­ют»

Перед сотруд­ни­ка­ми поли­ции и ско­рой помо­щи был чело­век, кото­рый непри­выч­но, неадек­ват­но и агрес­сив­но вел себя в пуб­лич­ном месте. Попыт­ки успо­ко­ить толь­ко ухуд­ша­ли его пове­де­ние. Это не пер­вая и не послед­няя исто­рия о том, как чело­век с РАС ста­но­вит­ся пра­во­на­ру­ши­те­лем.

Подоб­ные слу­чаи ста­ли осно­вой для раз­ра­бот­ки VR-реше­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но при­ме­рить на себя роль чело­ве­ка с осо­бы­ми миро­вос­при­я­ти­ем. Напри­мер, ощу­тить «мелт­да­ун» (от англий­ско­го melt down – рас­пла­вить­ся, рас­та­ять). Это ситу­а­ция край­не­го нерв­но­го воз­буж­де­ния, вызван­ная пере­из­быт­ком ощу­ще­ний и чувств. Ее про­ти­во­по­лож­ность – «шат­да­ун» (от англий­ско­го shut down – выклю­чить­ся, закрыть­ся). При шат­да­уне чело­век с аути­сти­че­ским рас­строй­ством ухо­дит в себя, пере­ста­ет реа­ги­ро­вать на окру­жа­ю­щий мир и впа­да­ет в подо­бие тран­са или ката­то­нии.

Ска­чав при­ло­же­ние «Меха­ни­ка Аутиз­ма», мож­но уви­деть исто­рию в фор­ма­те вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (с исполь­зо­ва­ни­ем VR-очков) или в фор­ма­те 360° пря­мо на экране теле­фо­на (допол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния для это­го не тре­бу­ет­ся). Кро­ме того, мож­но исполь­зо­вать адап­ти­ро­ван­ную и упро­щен­ную вер­сию для про­смот­ра в web-бра­у­зе­ре. 

Поль­зо­ва­те­ли узна­ют, как воз­ни­ка­ет сен­сор­ная пере­груз­ка и чем гро­зит пере­из­бы­ток ощу­ще­ний. Созда­те­ли про­ек­та нача­ли обще­ствен­ную кам­па­нию, объ­яс­ня­ю­щую, как видят мир люди с РАС – поче­му они испы­ты­ва­ют труд­но­сти с абстракт­ным мыш­ле­ни­ем и пред­по­чи­та­ют жить по опре­де­лен­но­му рас­по­ряд­ку.

Если вы зада­ли чело­ве­ку с РАС вопрос, то подо­жди­те. Не торо­пи­те с отве­том. При необ­хо­ди­мо­сти сопро­вож­дай­те речь жеста­ми – плав­ны­ми и неча­сты­ми. Ста­рай­тесь не смот­реть при­сталь­но в гла­за. Дай­те ему вре­мя, что­бы собрать­ся с сила­ми и выбрать самый удоб­ный спо­соб выра­зить свою мысль. «Меха­ни­ка Аутиз­ма. Поче­му они так реа­ги­ру­ют»

В 2019 году про­ект «Меха­ни­ка Аутиз­ма» полу­чил пре­мию Все­мир­ной газет­ной и новост­ной ассо­ци­а­ции (WAN-IFRA) European Digital Media Awards, заняв 2‑е место в номи­на­ции «Луч­шее исполь­зо­ва­ние онлайн-видео, вклю­чая VR».

AR Tutor

Это интер­ак­тив­ное обу­ча­ю­щее посо­бие с тех­но­ло­ги­ей допол­нен­ной реаль­но­сти. Оно пред­на­зна­че­но для соци­аль­ной адап­та­ции детей с мен­таль­ны­ми нару­ше­ни­я­ми. Сер­вис поз­во­ля­ет акти­ви­зи­ро­вать все кана­лы вос­при­я­тия инфор­ма­ции – визу­аль­ный (рисун­ки и ани­ма­ция), ауди­аль­ный (голос дик­то­ра) и кине­сте­ти­че­ский, свя­зан­ный с мани­пу­ля­ци­я­ми смарт­фо­ном и так­тиль­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми. Его раз­ра­бо­тал член Обще­ствен­ной пала­ты Мос­ков­ской обла­сти, руко­во­ди­тель НКО «Циф­ро­вые тех­но­ло­гии реа­би­ли­та­ции» и ком­па­нии KidArKit Егор Коз­лов­ский.

AR Tutor начи­нал­ся с изда­ния дет­ской азбу­ки с тех­но­ло­ги­ей допол­нен­ной реаль­но­сти. Кни­га Азбу­ка 2.0 – про­ект Его­ра и Дани­лы Коз­лов­ских – вышла в 2016 году. Допол­нен­ная реаль­ность, ани­ма­ция, игры, зве­ри, гово­ря­щие голо­са­ми звезд, – все это помо­га­ло детям быст­ро запо­ми­нать бук­вы. Сей­час интер­ак­тив­ное посо­бие актив­но исполь­зу­ют в под­мос­ков­ных реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­трах.

Через при­ло­же­ние мож­но ска­чать 10 кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­я­ми дей­ствий. При наве­де­нии каме­ры смарт­фо­на или план­ше­та на кар­точ­ку акти­ви­ру­ет­ся допол­нен­ная реаль­ность и кар­тин­ка транс­фор­ми­ру­ет­ся в ани­ма­цию, пока­зы­ва­ю­щую пред­став­лен­ное дей­ствие. Дей­ствие выпол­ня­ет­ся раз­ны­ми субъ­ек­та­ми и в раз­ных ситу­а­ци­ях. Ани­ма­ция сопро­вож­да­ет­ся дик­тор­ским тек­стом, кото­рый мож­но настро­ить инди­ви­ду­аль­но под каж­до­го ребен­ка. По отзы­вам поль­зо­ва­те­лей, инфор­ма­ция пред­став­ле­на в мак­си­маль­но доступ­ной фор­ме, «…кар­тин­ки реа­ли­стич­ные и одно­знач­ные, что очень важ­но для детей с РАС. При­ло­же­ние подой­дет для кор­рек­ци­он­ной и диа­гно­сти­че­ской рабо­ты как в семье, так и со спе­ци­а­ли­стом».

Люди с РАС могут почув­ство­вать, что мир вышел из-под кон­тро­ля. Отсю­да – рас­те­рян­ность, тре­во­га, пани­ка и дез­ори­ен­та­ция в про­стран­стве. На обра­бот­ку новой инфор­ма­ции чело­ве­ку с аутиз­мом все­гда нуж­но вре­мя. «Предо­ста­вить детям с рас­строй­ства­ми пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия инстру­мент для реа­би­ли­та­ции и соци­аль­ной адап­та­ции и сде­лать его доступ­ным на всей тер­ри­то­рии Рос­сии» – глав­ная зада­ча AR Tutor, гово­рят раз­ра­бот­чи­ки.

Floreo

Сер­вис исполь­зу­ет воз­мож­но­сти вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для обу­че­ния соци­аль­ным и ком­му­ни­ка­тив­ным навы­кам. Через при­ло­же­ние мож­но «попасть» в сафа­ри-парк и научить­ся вза­и­мо­дей­ство­вать с его оби­та­те­ля­ми. Поль­зо­ва­те­ли тре­ни­ру­ют­ся в жести­ку­ля­ции и ими­та­ции раз­лич­ных кон­так­тов – от просьб о помо­щи до само­пре­зен­та­ций. Отдель­ное вни­ма­ние раз­ра­бот­чи­ки уде­ли­ли сня­тию сен­сор­ной нагруз­ки – исполь­зуя смарт­фон, мож­но поиг­рать на кси­ло­фоне или пона­блю­дать за рыб­ка­ми в аква­ри­уме.

Идея создать Floreo при­шла к его созда­те­лям после траги­че­ско­го слу­чая во Фло­ри­де. В 2016 году поли­цей­ский выстре­лил в чело­ве­ка. Им ока­зал­ся тем­но­ко­жий док­тор Чарльз Кин­си, кото­рый пытал­ся вер­нуть сбе­жав­ше­го из кли­ни­ки паци­ен­та. 25-лет­ний Рикар­до стра­да­ет аутиз­мом, и что­бы успо­ко­ить его, Чарльз начал возить вме­сте с ним игру­шеч­ный гру­зо­вик. Кто-то из сосе­дей решил, что это ору­жие, и вызвал поли­цию. На рас­по­ря­же­ния пра­во­охра­ни­те­лей Рикар­до не реа­ги­ро­вал.

«Наша гипо­те­за не в том, что исполь­зо­ва­ние VR будет луч­ше для всех, – ска­за­ла руко­во­ди­тель про­ек­та Джу­лия Париш-Мор­рис, – а в том, что раз­ные про­грам­мы помо­гут раз­ным людям». 

Ана­ли­ти­ки Goldman Sachs про­гно­зи­ру­ют, что к 2025 году исполь­зо­ва­ние AR/VR в сфе­ре меди­цин­ских услуг по объ­е­мам вырас­тет до 6,1 млрд долл. Так­же спе­ци­а­ли­сты видят боль­шие пер­спек­ти­вы для при­ме­не­ния таких тех­но­ло­гий в обла­сти пси­хо­ло­гии и пси­хи­ат­рии.

Что еще инте­рес­но­го

  • Реше­ния от ком­па­нии Karuna Labs устра­ня­ют фан­том­ные боли. В VR при­ло­же­ни­ях про­ис­хо­дит ими­та­ция рабо­ты отсут­ству­ю­щих конеч­но­стей. Мозг «пони­ма­ет», что с орга­низ­мом все в поряд­ке, и сам устра­ня­ет боле­вые сиг­на­лы.
  • При­ло­же­ние We Are Alfred обу­ча­ет меди­ков, рабо­та­ю­щих с пожи­лы­ми людь­ми. Интер­ны на 7 минут пере­се­ля­ют­ся в тело 74-лет­не­го Аль­фре­да. Муж­чи­на стра­да­ет нару­ше­ни­я­ми зре­ния и слу­ха. Ему тяже­ло дает­ся коор­ди­на­ция дви­же­ний. После тако­го обу­че­ния в VR меди­ки вни­ма­тель­нее отно­сят­ся к паци­ен­там.
  • Сер­вис VRability исполь­зу­ет вир­ту­аль­ную реаль­ность для моти­ва­ции людей с инва­лид­но­стью к боль­шей актив­но­сти в реаль­ной жиз­ни. Он поз­во­ля­ет полу­чить ком­му­ни­ка­тив­ный опыт, кото­ро­го мно­гие ока­зы­ва­ют­ся лише­ны из-за физи­че­ских огра­ни­че­ний.