Вы эксперт и хотите делиться знаниями: четыре шага к запуску своего проекта

Вы эксперт и хотите делиться знаниями: четыре шага к запуску своего проекта
Денис Ффринг, digital-экс­перт, о том, как про­ве­рить идею про­ек­та. Изоб­ра­же­ние с сай­та Freerangestock (СС0).

Вы зна­е­те, что у вас есть экс­перт­ное зна­ние и вам есть чем делить­ся с этим миром. Как эффек­тив­нее достичь общей поль­зы и доне­сти свет сво­их зна­ний до дру­гих – Денис Ффринг, digital-экс­перт и созда­тель онлайн-жур­на­ла Conversion о трен­дах мар­ке­тин­га, поша­го­во объ­яс­ня­ет, как запу­стить свой обра­зо­ва­тель­ный про­ект.

Шаг 1: Определите уникальность проекта

Во-пер­вых, нуж­но понять, в чем нуж­да­ет­ся рынок. Если вы удо­вле­тво­ри­те эту потреб­ность, люди будут инве­сти­ро­вать в обу­че­ние не толь­ко день­ги, но и свое вре­мя. Поэто­му для нача­ла опре­де­ли­те гипо­те­зу, то есть чего может не хва­тать в опре­де­лен­ной нише, где есть экс­перт­ность. Затем нуж­но понять, откли­ка­ет­ся ли на вашу идею целе­вая ауди­то­рия, – про­ве­ди­те тести­ро­ва­ние кур­са. Пер­вой фокус-груп­пой могут стать ваши под­пис­чи­ки в соци­аль­ных сетях: рас­ска­жи­те ауди­то­рии в Instagram, «ВКон­так­те» или на Facebook об идее с помо­щью серии постов, эфи­ров или «сто­рис». Объ­яс­ни­те, какие про­бле­мы смо­жет решить новый про­дукт, какие навы­ки, зна­ния или инстру­мен­ты пред­ло­жить и кому он может быть поле­зен. Сле­ду­ю­щим шагом собе­ри­те обрат­ную связь: отзы­вы и пред­ло­же­ния по кур­су. Что­бы полу­чить более кон­крет­ную оцен­ку от заин­те­ре­со­ван­ных людей, пред­ло­жи­те им при­нять уча­стие в голо­со­ва­нии, про­ста­вить лай­ки постам с полез­ным мате­ри­а­лом.

Толь­ко после это­го сто­ит вво­дить и тести­ро­вать проб­ное обу­че­ние. Если это груп­по­вой фор­мат, мож­но создать серию эфи­ров, веби­на­ров или тек­сто­вых постов; если инди­ви­ду­аль­ное обу­че­ние – через онлайн-звон­ки. Не так важен фор­мат, как вовле­чен­ность людей, напри­мер, попро­си­те выпол­нить домаш­нее зада­ние. Смысл пер­во­го эта­па в том, что­бы полу­чить пози­тив­ную обрат­ную связь, собрать отзы­вы и дора­бо­тать про­дукт, если люди в нем нуж­да­ют­ся. В ком­мер­че­ском сек­то­ре пока­за­тель вос­тре­бо­ван­но­сти изме­ря­ет­ся высо­кой сте­пе­нью «product-market fit», когда новый про­дукт вхо­дит на рынок и соот­вет­ству­ет его потреб­но­стям.

Шаг 2: Изучите, где вы найдете аудиторию

Сле­ду­ю­щий шаг – это поиск тра­фи­ка, то есть при­вле­че­ние новых уче­ни­ков и сту­ден­тов, кото­рые будут про­хо­дить курс. Пер­вый неис­ся­ка­е­мый источ­ник ауди­то­рии – это ваш лич­ный бренд и репу­та­ция. Все­гда важ­но уде­лять вни­ма­ние его раз­ви­тию, вне зави­си­мо­сти от того, кого вы пред­став­ля­е­те – НКО или ком­мер­че­ский про­ект. Ваши под­пис­чи­ки – это те, кто зна­ет, чита­ет и дове­ря­ет вам в инфор­ма­ци­он­ном поле, а зна­чит, они гото­вы участ­во­вать в ини­ци­а­ти­вах. Лич­ный бренд про­ка­чи­ва­ет­ся за счет кон­тент-мар­ке­тин­га, то есть инте­рес­но­го, полез­но­го кон­тен­та для вашей целе­вой ауди­то­рии. Допол­ни­тель­но мож­но задей­ство­вать плат­ный тра­фик, в зави­си­мо­сти от вашей плат­фор­мы и воз­мож­но­стей. Для Youtube, Instagram и «ВКон­так­те» при­ду­ма­ли мно­же­ство инстру­мен­тов тар­ге­ти­ро­ва­ния, напри­мер, плат­ная рекла­ма и настрой­ка кон­текст­ной рекла­мы в поис­ко­вых систе­мах. 

Дру­гой спо­соб уве­ли­чить охват ауди­то­рии – это вза­им­ный пиар, неза­трат­ный вари­ант для неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций. Рас­ска­жи­те вме­сте с парт­не­ра­ми-орга­ни­за­ци­я­ми друг о дру­ге, о сов­мест­ных про­ек­тах, тем самым обме­ни­ва­ясь под­пис­чи­ка­ми и тра­фи­ком.

Еще раз хочу обра­тить ваше вни­ма­ние на то, что на дан­ном эта­пе не сто­ит зацик­ли­вать­ся на тех­ни­че­ской реа­ли­за­ции – это общая ошиб­ка для ком­мер­че­ско­го и неком­мер­че­ско­го направ­ле­ния. В слу­чае с онлайн-обра­зо­ва­ни­ем ситу­а­цию отлич­но опи­сы­ва­ет пого­вор­ка «луч­шее – враг хоро­ше­го». До момен­та запус­ка сто­ит убе­дить­ся, что про­ект инте­ре­сен и нужен, тогда как каче­ство проб­ных вер­сий ухо­дит на вто­рой план. Не сто­ит исполь­зо­вать слож­ные тех­ни­че­ские реше­ния, доби­вать­ся иде­аль­но­го про­дакш­на и запи­сы­вать огром­ный курс до того, как вы суме­ли его про­дать. Пус­кай про­да­жа и не пред­по­ла­га­ет реаль­ной покуп­ки, рынок голо­су­ет не толь­ко руб­лем, но и вни­ма­ни­ем, готов­но­стью участ­во­вать в вашем про­дук­те.

Шаг 3: Решите, на какой платформе вы запустите продукт

И толь­ко после того, как мы про­те­сти­ро­ва­ли про­ект и убе­ди­лись в нем, при­сту­па­ем к тех­ни­че­ской реа­ли­за­ции и ее услож­не­нию. На этом эта­пе про­ра­ба­ты­ва­ем каче­ство: это может быть видео­про­дакшн или спе­ци­аль­ная поль­зо­ва­тель­ская систе­ма, кото­рая помо­жет вам не огра­ни­чи­вать­ся пуб­ли­ка­ци­ей уро­ков в груп­пе «ВКон­так­те». Напри­мер, на плат­фор­мах GetCourse или «АнтиТ­ре­нин­ги» есть функ­ци­о­нал тестов, домаш­них зада­ний и раз­лич­ные систе­мы дости­же­ний, там же есть инстру­мент для рас­сыл­ки экза­ме­на­ци­он­ных мате­ри­а­лов. Кро­ме обу­ча­ю­щих воз­мож­но­стей плат­форм, в неко­то­рых из них есть настрой­ка CRM-систе­мы, сквоз­ной ана­ли­ти­ки и рас­сы­лок. К мес­сен­дже­рам мож­но под­клю­чить чат-боты или авто­ма­ти­че­ские рас­сыл­ки, кото­рые мож­но создать с помо­щью сер­ви­сов Senler или BotHelp. Тех­ни­че­ские сред­ства помо­гут моде­ри­ро­вать про­цесс обу­че­ния.

Пред­по­ло­жим, сту­дент зна­ко­мит­ся с вами в Instagram, его заин­те­ре­со­вал ваш про­дукт. Он пере­хо­дит по ссыл­ке и под­пи­сы­ва­ет­ся на чат-бота, кото­рый при­сы­ла­ет ему серию мате­ри­а­лов, подо­гре­ва­ю­щих инте­рес. В проб­ных уро­ках чело­век нахо­дит для себя новую инфор­ма­цию, моти­ва­цию узнать боль­ше, и гото­вый курс про­да­ет­ся. Впо­след­ствии фор­мат при­мет ту фор­му, кото­рая вам будет удоб­на: тек­сто­вые мате­ри­а­лы, кур­сы, серия веби­на­ров или инди­ви­ду­аль­ная рабо­та. Пона­ча­лу име­ет зна­че­ние толь­ко рынок, идея про­дук­та и спо­соб при­вле­че­ния потен­ци­аль­ных уче­ни­ков.

Шаг 4: Помогите не только другим, но и себе

И послед­ний шаг, кото­рый помо­жет вам оку­пить­ся, несмот­ря на неком­мер­че­ский харак­тер про­ек­та. Конеч­но, мы не гово­рим о кон­суль­та­ци­ях для без­дом­ных – они не гото­вы и не будут пла­тить. Но люди пла­те­же­спо­соб­ные зача­стую не ценят бес­плат­ную инфор­ма­цию, кото­рая пылит­ся дол­гое вре­мя и в сво­бод­ном досту­пе. Если настро­ить систе­му дона­тов или про­да­вать курс, то про­ект смо­жет суще­ство­вать хотя бы за счет оку­па­е­мо­сти. А допол­ни­тель­ный доход мож­но вло­жить на раз­ви­тие про­ек­та: заку­пить боль­шее коли­че­ство тра­фи­ка или опла­тить допол­ни­тель­ные сер­ви­сы.

Соглас­но сов­мест­но­му иссле­до­ва­нию «Яндекс.Касса» и «Нето­ло­гия», каж­дый год рынок онлайн-обра­зо­ва­ния рас­тет в сред­нем на 60%, и в 2020 году этот пока­за­тель будет уве­ли­чи­вать­ся. Кли­ен­ты гото­вы голо­со­вать руб­лем за каче­ствен­ные обу­ча­ю­щие про­дук­ты. А чем боль­ше у вас мате­ри­аль­ных воз­мож­но­стей, тем про­ще и эффек­тив­нее менять мир и помо­гать людям. Поэто­му онлайн-шко­ла – это отлич­ный вари­ант, что­бы доне­сти свои идеи, не ухо­дя в мате­ри­аль­ный минус.

Напи­ши­те в ком­мен­та­рии, какой соци­аль­ный про­ект вы пред­став­ля­е­те, и корот­ко о том, какая у вас есть идея по запус­ку про­дук­та. Денис Ффринг выбе­рет про­ек­ты с наи­боль­шим потен­ци­а­лом и про­ве­дет для них бес­плат­ную кон­суль­та­цию.