От лампочки в подъезде до онлайн-выборов: как появились гражданские технологии

Гражданские технологии изменили представления людей о том, как можно менять мир вокруг себя. Иллюстрация: Наташа Ямщикова.
Граж­дан­ские тех­но­ло­гии изме­ни­ли пред­став­ле­ния людей о том, как мож­но менять мир вокруг себя. Иллю­стра­ция: Ната­ша Ямщи­ко­ва.

Пер­вая вол­на граж­дан­ских тех­но­ло­гий (civic tech или civic technology) – это вре­мя появ­ле­ния кра­уд­сор­син­го­вых карт, при­ло­же­ний и плат­форм, кото­рые изме­ни­ли пред­став­ле­ние обще­ства о том, как мож­но вза­и­мо­дей­ство­вать с пра­ви­тель­ством. С само­го нача­ла перед эти­ми про­ек­та­ми сто­я­ли амби­ци­оз­ные цели: сде­лать госу­дар­ства более откры­ты­ми и под­от­чет­ны­ми, а людям дать рыча­ги для изме­не­ния сре­ды вокруг себя. Жур­на­лист Теп­ли­цы Ека­те­ри­на Улья­но­ва рас­ска­зы­ва­ет, как заро­ди­лись пер­вые civic tech про­ек­ты и какие зада­чи они реша­ли.

Предпосылки к первым проектам 

Граж­дан­ские тех­но­ло­гии появи­лись после того, как поль­зо­ва­те­ли смог­ли не толь­ко читать, но и обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей в Интер­не­те. За точ­ку отсче­та при­ня­то брать 2005 год, когда попу­ля­ри­за­тор тех­но­ло­гий Тим О’Рейли объ­явил о нача­ле эпо­хи «Web 2.0.». Одна­ко про­ек­ты, кото­рые мож­но назвать пред­вест­ни­ка­ми civic tech, созда­ва­лись и до это­го момен­та. 

Civic tech – это тех­но­ло­гии, кото­рые помо­га­ют сде­лать отно­ше­ния меж­ду обще­ством и вла­стью про­зрач­ны­ми и под­от­чет­ны­ми. В осно­ве граж­дан­ских тех­но­ло­гий – воз­мож­ность людей сво­бод­но полу­чать доступ к откры­тым дан­ным о рабо­те госу­дар­ствен­ных струк­тур, а так­же эффек­тив­но ком­му­ни­ци­ро­вать с вла­стя­ми по раз­ным вопро­сам. Поэто­му несколь­ко ини­ци­а­тив и про­ек­тов, кото­рые появи­лись еще в 1990‑х годах, мож­но отне­сти к пред­вест­ни­кам граж­дан­ских тех­но­ло­гий. 

1994

Карл Мала­муд. Фото со стра­ни­цы в Wikipedia (By Joi).

Один из при­ме­ров – исто­рия онлайн-базы дан­ных EDGAR Комис­сии по цен­ным бума­гам и бир­жам (The United States Securities and Exchange Commission, SEC. – Прим. ред.). Во вре­мя уче­бы в уни­вер­си­те­те аме­ри­кан­ский тех­но­лог и попу­ля­ри­за­тор идей обще­ствен­но­го досто­я­ния Карл Мала­муд для сво­их работ исполь­зо­вал доку­мен­ты аме­ри­кан­ско­го регу­ля­то­ра. Вот толь­ко полу­чить их было не так про­сто. SEC заклю­чи­ла дого­вор с ком­па­ни­ей Mead, кото­рая, в свою оче­редь, высту­па­ла опто­вым про­дав­цом инфор­ма­ции и пере­да­ва­ла дан­ные на ком­мер­че­ской осно­ве роз­нич­ным постав­щи­кам инфор­ма­ции.

Неко­то­рые отче­ты мож­но было полу­чить бес­плат­но, напи­сав напря­мую в инте­ре­су­ю­щую кор­по­ра­цию, хоть этот путь и зани­мал мно­го вре­ме­ни. Чаще же сту­ден­там при­хо­ди­лось поку­пать дан­ные у одно­го из пере­про­дав­цов инфор­ма­ции. В 1994 году Карл Мала­муд решил изме­нить сло­жив­шу­ю­ся ситу­а­цию. Он был уве­рен, что отче­ты не товар, а инстру­мент, кото­рый поз­во­ля­ет финан­со­вым рын­кам рабо­тать эффек­тив­нее, и у людей дол­жен быть откры­тый доступ к доку­мен­там. А зна­чит, сту­ден­ты, жур­на­ли­сты акти­ви­сты и про­сто все жела­ю­щие долж­ны полу­чить бес­плат­ный доступ к доку­мен­там SEC. 

Мала­муд полу­чил двух­лет­ний грант от Наци­о­наль­но­го науч­но­го фон­да, на кото­рый при­об­рел под­пис­ку к дан­ным EDGAR и выло­жил их в откры­тый доступ. К сере­дине 1995 года сер­ви­сом поль­зо­ва­лось 50 тысяч чело­век в день. Когда гран­то­вые сред­ства нача­ли под­хо­дить к кон­цу, на сер­ве­ре появи­лось пре­ду­пре­жде­ние, что ско­ро он может быть закрыт. Поль­зо­ва­те­лям так­же пред­ла­га­ли отпра­вить пись­мо пред­се­да­те­лю SEC и сооб­щить, что закры­тие базы доста­вит им неудоб­ства. За несколь­ко дней регу­ля­то­ру было отправ­ле­но 17 тысяч писем. В ито­ге SEC объ­явил, что откро­ет бес­плат­ный доступ к базе EDGAR в Интер­не­те. А Карл Мала­муд осно­вал неком­мер­че­скую орга­ни­за­цию Public.Resource.Org, кото­рая зани­ма­ет­ся пуб­ли­ка­ци­ей доку­мен­тов мест­ных и феде­раль­ных орга­нов вла­сти, явля­ю­щих­ся обще­ствен­ным досто­я­ни­ем. 

1996 

Еще один про­ект, кото­рый мож­но счи­тать пред­вест­ни­ком граж­дан­ских тех­но­ло­гий, – теле­фон­ная линия 311, кото­рая была запу­ще­на в 1996 году в Бал­ти­мо­ре. Она была созда­на для того, что­бы соби­рать жало­бы от жите­лей, не свя­зан­ные с экс­трен­ны­ми ситу­а­ци­я­ми. И таким обра­зом раз­гру­зить линию 911. Жите­ли с помо­щью линии сооб­ща­ли о ямах на доро­гах, шуме, неуб­ран­ном мусо­ре, неле­галь­ных пар­ков­ках. Систе­ма соби­ра­ла инфор­ма­цию о каж­дом теле­фон­ном звон­ке с запро­сом или жало­бой для того, что­бы ана­ли­зи­ро­вать, какие про­бле­мы бес­по­ко­ят граж­дан боль­ше все­го. Сер­вис стал пред­ше­ствен­ни­ком мно­гих сай­тов и при­ло­же­ний, помо­га­ю­щих город­ским акти­ви­стам и нерав­но­душ­ным граж­да­нам решать локаль­ные про­бле­мы. Напри­мер, таких как Seeclickfix, о кото­ром мы еще пого­во­рим подроб­нее. 

1997

Пор­тал e‑Estonia. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

В 1990‑е начал зарож­дать­ся и govtech (government technology – госу­дар­ствен­ные тех­но­ло­гии. – Прим. ред.). Пер­вая попыт­ка пре­вра­тить госу­дар­ство в циф­ро­вое обще­ство была пред­при­ня­та в Эсто­нии. Мест­ное пра­ви­тель­ство запу­сти­ло пор­тал e‑Estonia еще в 1997 году. Плат­фор­ма до сих пор успеш­но рабо­та­ет. В систе­ме хра­нят­ся все дан­ные о граж­да­нах, вплоть до инфор­ма­ции о при­вив­ках их домаш­них живот­ных. С помо­щью e‑Estonia мож­но пла­тить нало­ги, голо­со­вать и полу­чать рецеп­ты на лекар­ства. Поль­зо­ва­те­ли вно­сят свои дан­ные в систе­му один раз. После это­го боль­ше не нуж­но запол­нять доку­мен­ты при каж­дом посе­ще­нии боль­ни­цы или бан­ка. Вся инфор­ма­ция при­вя­за­на к инди­ви­ду­аль­ной ID-кар­те с чипом. 

Это лишь несколь­ко при­ме­ров того, как граж­дан­ские тех­но­ло­гии ста­ли зарож­дать­ся еще до появ­ле­ния Web 2.0. Какие еще про­ек­ты и собы­тия дали тол­чок к раз­ви­тию civic tech, мож­но посмот­реть в хро­но­ло­гии TechPresident

Расцвет civic tech 

Пер­вая вол­на civic tech при­шлась на нуле­вые годы. Люди нача­ли объ­еди­нять­ся в онлайн-сре­де и кон­тро­ли­ро­вать раз­ные обще­ствен­но важ­ные про­цес­сы без ука­за­ния свер­ху или систем­но­го управ­ле­ния. Это вре­мя появ­ле­ния кра­уд­сор­син­го­вых карт, про­ек­тов на осно­ве откры­тых дан­ных, граж­дан­ских при­ло­же­ний и плат­форм.

2004 

Один из пер­вых Civic Tech про­ек­тов. Скрин­шот с сай­та mySociety.

Если сле­до­вать хро­но­ло­гии аме­ри­кан­ско­го неком­мер­че­ско­го цен­тра Civic Hall, то пер­вым civic tech про­ек­том стал бри­тан­ский неком­мер­че­ский стар­тап mySociety. Его воз­гла­вил Том Стейн­берг, кото­рый счи­тал, что пра­ви­тель­ство долж­но раз­ре­шить граж­да­нам сво­бод­но обме­ни­вать­ся откры­ты­ми госу­дар­ствен­ны­ми дан­ны­ми и созда­вать плат­фор­мы для обсуж­де­ния обще­ствен­но важ­ных вопро­сов и ком­му­ни­ка­ции с жите­ля­ми. Имен­но этим прин­ци­пам и под­чи­не­ны про­ек­ты, кото­рые запу­сти­ла коман­да mySociety. 

Один из пер­вых – WriteToThem – был создан в 2004 году. В осно­ву пор­та­ла лег­ла очень про­стая идея – у людей долж­на быть воз­мож­ность мак­си­маль­но про­сто свя­зать­ся со сво­и­ми избран­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми. Поль­зо­ва­те­лям не нуж­но знать име­на или кон­так­ты тех, кому они хотят отпра­вить пись­мо. Доста­точ­но вве­сти на сай­те поч­то­вый индекс, систе­ма пока­жет спи­сок всех избран­ных пред­ста­ви­те­лей в дан­ном окру­ге. Житель выби­ра­ет, кому имен­но он хочет напи­сать, и с помо­щью про­стой фор­мы состав­ля­ет обра­ще­ния.

2006 

Вслед за Вели­ко­бри­та­ни­ей и mySociety пер­вый круп­ный civic tech про­ект в 2006 году запу­стил­ся и в США. Созда­те­ля­ми Sunlight foundation – Эллен Мил­лер, спе­ци­а­ли­стом по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, и Май­к­лом Клей­ном, биз­не­сме­ном из Вашинг­то­на, – руко­во­ди­ло жела­ние сде­лать рабо­ту пра­ви­тель­ства США более откры­той и под­от­чет­ной. Имен­ной этой зада­че и отве­ча­ли все про­ек­ты орга­ни­за­ции. 

Один из них – пор­тал OpenCongress.org, на кото­ром была собра­на вся инфор­ма­цию о том, что про­ис­хо­дит в Кон­грес­се США, а так­же все зна­чи­мые пуб­ли­ка­ции СМИ и бло­ге­ров на эту тему. С помо­щью плат­фор­мы поль­зо­ва­те­ли мог­ли так­же сле­дить за изме­не­ни­я­ми в зако­но­да­тель­стве. При этом най­ти на сай­те мож­но было не про­сто офи­ци­аль­ную инфор­ма­цию о зако­но­про­ек­тах, но и крат­кое пояс­не­ние к ним, напи­сан­ное в про­стых фор­му­ли­ров­ках, что­бы разо­брать­ся в доку­мен­тах мог­ли не толь­ко юри­сты или дру­гие спе­ци­а­ли­сты. 

2007 

В 2007 году нача­ла рабо­ту онлайн-плат­фор­ма для созда­ния пети­ций Change.org. Изна­чаль­но коман­да из выпуск­ни­ков Стэнд­форд­ско­го уни­вер­си­те­та запу­сти­ла блог о раз­ных соци­аль­ных про­бле­мах. Что­бы при­влечь вни­ма­ние к самым акту­аль­ным вопро­сам, на сай­те ста­ли раз­ме­щать онлайн-пети­ции, кото­рые мог­ли под­пи­сы­вать поль­зо­ва­те­ли. Так посте­пен­но плат­фор­ма пол­но­стью поме­ня­ла свой функ­ци­о­нал. 

Плат­фор­ма быст­ро ста­ла меж­ду­на­род­ной, в 2013 году Change.org появил­ся в Рос­сии. Для поль­зо­ва­те­лей ресурс стал инстру­мен­том ком­му­ни­ка­ции и объ­еди­не­ния для реше­ния про­блем. Пре­кра­тить жесто­кое обра­ще­ние с живот­ны­ми, при­нять закон о домаш­нем наси­лии, вве­сти мора­то­рий на систе­мы рас­по­зна­ва­ния лиц – на Change.org раз­ме­ща­ют пети­ции на самые раз­ные темы. По сло­вам дирек­то­ра плат­фор­мы по Восточ­ной Евро­пе и Цен­траль­ной Азии Дмит­рия Саве­ло­ва, в 2018 году в сред­нем одна пети­ция в день (во всем мире) доби­ва­лась резуль­та­та. 

При­мер жало­бы на плат­фор­ме FixMyStreet. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Так­же в 2007 году стар­то­вал самый извест­ный про­ект mySociety FixMyStreet. Это сер­вис, с помо­щью кото­ро­го мож­но инфор­ми­ро­вать мест­ные орга­ны вла­сти в Соеди­нен­ном Коро­лев­стве о раз­лич­ных про­бле­мах. Житель видит яму на доро­ге, свал­ку, нера­бо­та­ю­щий све­то­фор, откры­ва­ет FixMyStreet, выби­ра­ет на кар­те точ­ку, где он столк­нул­ся с про­бле­мой, и отправ­ля­ет сооб­ще­ние город­ским служ­бам. 

Меха­ни­ка, кото­рая сей­час уже кажет­ся нам при­выч­ной, тогда изме­ни­ла пред­став­ле­ние о ком­му­ни­ка­ции меж­ду обще­ством и госу­дар­ствен­ны­ми инсти­ту­та­ми. Осно­ва­тель mySociety Стейн­берг гово­рил, что сна­ча­ла даже столк­нул­ся с кри­ти­кой за уве­ли­че­ние коли­че­ства коли­че­ства жалоб от граж­дан, в то вре­мя как поли­ти­ка пра­ви­тель­ства преду­смат­ри­ва­ла их сокра­ще­ние. Хотя дело, конеч­но, было не в том, что про­блем ста­ло боль­ше. Про­сто люди полу­чи­ли инстру­мент, кото­рый упро­стил про­цесс обра­ще­ния к вла­стям. 

2008 

В 2008 году было запу­ще­но сра­зу несколь­ко важ­ных civic tech про­ек­тов, кото­рые дали тол­чок к ново­му вит­ку раз­ви­тия граж­дан­ских тех­но­ло­гий по все­му миру. Пер­вая плат­фор­ма «Уша­хи­ди» (Ushahidi, «сви­де­тель­ство» на суа­хи­ли) была созда­на в янва­ре. Ее исто­рия нача­лась в Кении. Выбо­ры пре­зи­ден­та Киба­ки закон­чи­лись поли­ти­че­ским кри­зи­сом. В стране был хаос и столк­но­ве­ния меж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми пре­зи­ден­та Киба­ки. Пра­ви­тель­ство скры­ло все доку­мен­ты о дей­стви­ях вла­сти, мно­гие медиа были забло­ки­ро­ва­ны. 

Несколь­ко бло­ге­ров, в чис­ле кото­рых была Ори Око­ло, попро­си­ли жите­лей при­сы­лать сооб­ще­ния о про­ис­хо­дя­щем рядом с ними. Поток инфор­ма­ции ока­зал­ся огром­ным, и Ори Око­ло обра­ти­лась за помо­щью к про­грам­ми­стам. Они созда­ли «Уша­хи­ди», систе­му, кото­рая обра­ба­ты­ва­ет сооб­ще­ния из раз­ных источ­ни­ков и пред­став­ля­ет полу­чен­ные дан­ные с помо­щью кар­ты. Потом плат­фор­му исполь­зо­ва­ли для мно­гих кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов: во вре­мя зем­ле­тря­се­ний в Гаи­ти и Чили в 2010‑м, навод­не­ний в Австра­лии и США, при наблю­де­нии за выбо­ра­ми в Индии, Мек­си­ке, Афга­ни­стане и Ливане.

В этом же году в США начал свою рабо­ту про­ект SeeClickFix, мест­ный ана­лог FixMyStreet. Прин­цип рабо­ты такой же: житель стал­ки­ва­ет­ся с про­бле­мой, напри­мер, поло­ман­ным пан­ду­сом, и с помо­щью сер­ви­са отправ­ля­ет запрос город­ским служ­бам. Осо­бен­ность SeeClickFix – начис­ле­ние поль­зо­ва­те­лям «граж­дан­ских очков», полу­чить кото­рые мож­но прак­ти­че­ски за любые дей­ствия на плат­фор­ме. 

2009

В нача­ле 2009 года Барак Оба­ма всту­пил в долж­ность пре­зи­ден­та США, и вме­сте с этим начал­ся новый этап для civic tech про­ек­тов. Оба­ма хотел повы­сить вовле­чен­ность граж­дан в реше­ние раз­ных вопро­сов, каса­ю­щих­ся отдель­ных шта­тов и стра­ны в целом. Поэто­му пер­вым доку­мен­том, кото­рый он под­пи­сал, был мемо­ран­дум о про­зрач­ном и откры­том пра­ви­тель­стве. Пре­зи­дент при­зы­вал пра­ви­тель­ствен­ные орга­ни­за­ции сде­лать их дан­ные откры­ты­ми и сво­бод­ны­ми для исполь­зо­ва­ния все­ми жела­ю­щи­ми. 

Еще одним шагом Оба­мы к про­зрач­но­му и под­от­чет­но­му пра­ви­тель­ству ста­ло назна­че­ние пер­во­го в исто­рии IT-дирек­то­ра адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та США. Эту долж­ность занял Вивек Кунд­ра. При его уча­стии был запу­щен реги­о­наль­ный пор­тал откры­тых дан­ных D.C. Data Catalog. Кунд­ра так­же орга­ни­зо­вал хака­тон Apps for Democracy. Граж­дан­ским про­грам­ми­стам пред­ло­жи­ли, по выра­же­нию экс­пер­та в обла­сти инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и инсти­ту­ци­о­наль­ных инно­ва­ций Бет Симон Новек, стать «соав­то­ра­ми пра­ви­тель­ства». На осно­ве откры­тых дан­ных участ­ни­ки хака­то­на созда­ли для раз­лич­ных ведомств 47 при­ло­же­ний. 

Сле­ду­ю­щее клю­че­вое собы­тие для граж­дан­ских тех­но­ло­гий, кото­рое слу­чи­лось в 2009 году, – запуск про­ек­та Code for America («Код для Аме­ри­ки»). Орга­ни­за­ция была созда­на на грант от Sunlight Foundation и Abrons Foundation. Появи­лась про­грам­ма сти­пен­дий для при­вле­че­ния тех­ни­че­ских талан­тов на служ­бу пра­ви­тель­ству. Code for America – инку­ба­тор раз­лич­ных тех­но­ло­ги­че­ских идей, свя­зан­ных с рас­про­стра­не­ни­ем сво­бод­ной инфор­ма­ции. Про­ект помо­га­ет про­грам­ми­стам и граж­дан­ским акти­ви­стам созда­вать и про­дви­гать при­ло­же­ния, кото­рые поз­во­ля­ют быст­рее и эффек­тив­нее общать­ся обще­ству и вла­сти.

Гражданские технологии в России 

В Рос­сии рас­цвет граж­дан­ских тех­но­ло­гий начал­ся позд­нее, чем за рубе­жом. Пик civic tech при­шел­ся на 2010–2012 годы. это пово­рот­ное вре­мя для рос­сий­ско­го граж­дан­ско­го обще­ства: по всей стране горят леса, и люди объ­еди­ня­ют­ся ради помо­щи друг дру­гу; в Москве жите­ли выхо­дят на Болот­ную пло­щадь и участ­ву­ют в бес­сроч­ной акции про­те­ста #Окку­пай­А­бай. Появ­ля­ет­ся надеж­да на то, что голос граж­дан будет услы­шан. И как след­ствие, начи­на­ют запус­кать­ся про­ек­ты, кото­рые ста­но­вят­ся для людей рыча­гом в их стрем­ле­нии к рас­ши­ре­нию прав и воз­мож­но­стей. 

Поль­зо­ва­те­ли ста­ли созда­вать сооб­ще­ства в Живом Жур­на­ле. Напри­мер, на волне воз­му­ще­ния из-за обви­ни­тель­но­го при­го­во­ра алтай­ско­му желез­но­до­рож­ни­ку Оле­гу Щер­бин­ско­му, в чей авто­мо­биль при обгоне сза­ди на боль­шой ско­ро­сти вре­зал­ся «мер­се­дес» губер­на­то­ра Алтай­ско­го края Миха­и­ла Евдо­ки­мо­ва, появи­лось Обще­ство синих веде­рок (ru_vederko). Его участ­ни­ки боро­лись с про­из­во­лом чинов­ни­ков на доро­гах и доби­ва­лись, что­бы про­блес­ко­вые маяч­ки исполь­зо­ва­лись толь­ко на авто­транс­пор­те экс­трен­ных служб. 

В тот пери­од еще не так актив­но были задей­ство­ва­ны новые тех­но­ло­гии, в осно­ве ини­ци­а­тив было жела­ние заста­вить обще­ствен­ные инсти­ту­ты рабо­тать эффек­тив­нее и при­влечь к это­му как мож­но боль­ше граж­дан. Еще один при­мер – дви­же­ние в защи­ту прав изби­ра­те­лей «Голос» и его горя­чая линия, запу­щен­ная в 2003 году. Она поз­во­ля­ла людям рас­ска­зы­вать о нару­ше­ни­ях на выбо­рах онлайн и по теле­фо­ну. Уже в 2011 году линия пере­рос­ла в civic tech про­ект – кра­уд­сор­син­го­вую «Кар­ту нару­ше­ний». 

2009

Один из пер­вых про­ек­тов, кото­рые мож­но отне­сти к граж­дан­ским тех­но­ло­ги­ям, появил­ся в декаб­ре 2009 года. В Пер­ми груп­па раз­ра­бот­чи­ков запу­сти­ла плат­фор­му StreetJournal.org, кото­рая рабо­та­ла по тому же прин­ци­пу, что и SeeClickFix с FixMyStreet. Коман­де про­ек­та уда­лось выстро­ить вза­и­мо­от­но­ше­ния с мест­ной адми­ни­стра­ци­ей во вре­мя так назы­ва­е­мой «перм­ской куль­тур­ной рево­лю­ции». В какой-то момент StreetJournal.org даже инте­гри­ро­ва­ли в город­скую струк­ту­ру жалоб насе­ле­ния. Сотруд­ни­че­ство закон­чи­лось вме­сте с отстав­кой ини­ци­а­то­ра «куль­тур­ной рево­лю­ции» губер­на­то­ра Оле­га Чир­ку­но­ва

2010 

Кар­та помо­щи постра­дав­шим от пожа­ров помог­ла людям объ­еди­нить­ся. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Летом 2010 года из-за ано­маль­ной жары и отсут­ствия осад­ков в 20 реги­о­нах Рос­сии нача­лись лес­ные пожа­ры. Пре­зи­дент Дмит­рий Мед­ве­дев ввел режим чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции в наи­бо­лее постра­дав­ших реги­о­нах. 127 насе­лен­ных пунк­тов было уни­что­же­но огнем, а тыся­чи семей оста­лись без домов. 

Люди были гото­вы объ­еди­нить­ся ради помо­щи постра­дав­шим. Одним из инстру­мен­тов само­ор­га­ни­за­ции ста­ла кар­та помо­щи постра­дав­шим от пожа­ров. Ее на базе плат­фор­мы «Уша­хи­ди» запу­сти­ли Алек­сей Сидо­рен­ко, руко­во­ди­тель Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, и Гри­го­рий Асмо­лов, иссле­до­ва­тель Интер­не­та. На кар­те все жела­ю­щие остав­ля­ли свои кон­такт­ные дан­ные и инфор­ма­цию о том, как они хотят помочь людям, постра­дав­шим от пожа­ров. 

2011

2 фев­ра­ля 2011 года рос­сий­ский оппо­зи­ци­о­нер Алек­сей Наваль­ный в сво­ем бло­ге объ­явил сбор пожерт­во­ва­ний на анти­кор­руп­ци­он­ный про­ект. Он пла­ни­ро­вал собрать мини­мум 3 мил­ли­о­на руб­лей, а мак­си­мум – 5 мил­ли­о­нов. Уже к 18 фев­ра­ля на про­ект было пере­чис­ле­но почти 4,5 мил­ли­о­на руб­лей, а цель-мак­си­мум была достиг­ну­та к кон­цу фев­ра­ля. То есть собрать 5 мил­ли­о­нов уда­лось мень­ше чем за месяц. На тот момент это была одна из круп­ней­ших фанд­рай­зин­го­вых онлайн-кам­па­ний. На собран­ные день­ги был запу­щен про­ект «Рос­Пил», коман­да кото­ро­го зани­ма­лась мони­то­рин­гом госу­дар­ствен­ных заку­пок. 

В 2011 году Алек­сей Наваль­ный объ­явил о запус­ке еще одно­го про­ек­та – «Рося­ма». Сер­вис, с помо­щью кото­ро­го поль­зо­ва­те­ли могут пожа­ло­вать­ся на яму на доро­ге и потре­бо­вать убрать ее. «Рося­ма» нача­лась с исто­рии бло­ге­ра Федо­ра Езее­ва. Ему уда­лось добить­ся от мест­ной вла­сти ремон­та дорож­но­го покры­тия воз­ле его дома в Крас­но­гор­ске. Успеш­ный исход дела вдох­но­вил созда­те­лей «Рося­мы» на запуск новой плат­фор­мы. Поль­зо­ва­те­ли «Рося­мы» загру­жа­ют фото­гра­фию и коор­ди­на­ты дорож­но­го дефек­та, нару­ша­ю­ще­го ГОСТ. После сайт пред­ла­га­ет запол­нить фор­му и отпра­вить жало­бу в ГИБДД. 

2012 

Авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный сер­вис для пода­чи заяв­ле­ний РосЖКХ. Скрин­шот с сай­та про­ек­та.

Еще один про­ект Алек­сея Наваль­но­го и Фон­да борь­бы с кор­руп­ци­ей – РосЖКХ. Это авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный сер­вис для пода­чи заяв­ле­ний об адми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в госу­дар­ствен­ные орга­ны. Рабо­та­ет он по похо­же­му с «Рося­мой» прин­ци­пу. Поль­зо­ва­тель выби­ра­ет типо­вую про­бле­му из пред­ло­жен­ных, крат­ко ее опи­сы­ва­ет, ука­зы­ва­ет свой адрес и авто­ма­ти­че­ски сге­не­ри­ро­ван­ное плат­фор­мой заяв­ле­ние со ссыл­ка­ми на зако­но­да­тель­ство отправ­ля­ет­ся в реги­о­наль­ные орга­ны вла­сти.

Решать город­ские про­бле­мы с помо­щью граж­дан­ских тех­но­ло­гий в 2012 году решил и акти­вист из Санкт-Петер­бур­га Кра­си­мир Вран­ски. Все нача­лось с того, что в его доме откры­ли круг­ло­су­точ­ный мага­зин по про­да­же алко­го­ля. Во дво­ре по ночам ста­ли соби­рать­ся ком­па­нии, что, конеч­но, не нра­ви­лось жите­лям. Кра­си­мир Вран­ски собрал жало­бы и отпра­вил чинов­ни­кам. Мага­зин закры­ли, но ста­ло понят­но, что это дале­ко не един­ствен­ная про­бле­ма в горо­де, кото­рую мож­но решить сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми жите­лей. Вран­ски создал «ВКон­так­те» груп­пу «Кра­си­вый Петер­бург» и стал соби­рать еди­но­мыш­лен­ни­ков, кото­рые хоте­ли изме­нить город­скую сре­ду к луч­ше­му. Поз­же был запу­щен и сайт, помо­га­ю­щий горо­жа­нам сооб­щать о про­бле­мах и нару­ше­ни­ях бла­го­устрой­ства. 

2013 

Вслед за чере­дой про­ек­тов, кото­рые упро­ща­ют ком­му­ни­ка­цию обще­ства и госу­дар­ства, коман­дой «Тран­спе­рен­си Интер­неш­нл – Рос­сия» была запу­ще­на база дан­ных «Декла­ра­тор». В ней собра­на инфор­ма­ция о дохо­дах депу­та­тов, чинов­ни­ков, судей, пред­ста­ви­те­лей реги­о­наль­ной вла­сти и иных госу­дар­ствен­ных орга­нов. Что­бы най­ти опре­де­лен­но­го чело­ве­ка, не нуж­но откры­вать сай­ты раз­лич­ных ведомств, на кото­рых обыч­но и пуб­ли­ку­ют­ся декла­ра­ции, доста­точ­но вве­сти в поис­ке на глав­ной стра­ни­це «Декла­ра­то­ра» фами­лию чинов­ни­ка или назва­ние орга­на госу­дар­ствен­ной вла­сти. Таким обра­зом про­ект упро­ща­ет рабо­ту с дан­ны­ми и дела­ет так, что­бы инфор­ма­ция была доступ­на любо­му жела­ю­ще­му. 

2014 

Еще один про­ект, кото­рый упро­ща­ет поль­зо­ва­те­лям поиск инфор­ма­ции и рабо­ту с дан­ны­ми, появил­ся в 2014 году. Плат­фор­ма Гос­за­тра­ты была запу­ще­на АНО «Инфор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра» (орга­ни­за­ция, учре­жден­ная Ива­ном Бег­ти­ным, раз­ра­бот­чи­ком, пред­при­ни­ма­те­лем и попу­ля­ри­за­то­ром откры­то­сти) в парт­нер­стве с Коми­те­том граж­дан­ских ини­ци­а­тив. Если срав­ни­вать про­ект с «Рос­Пи­лом», то сто­ит отме­тить, что Гос­за­тра­ты не сосре­до­то­че­ны толь­ко на анти­кор­руп­ци­он­ной состав­ля­ю­щей. Зада­ча плат­фор­мы – дать поль­зо­ва­те­лям доступ к откры­тым дан­ным в доступ­ной фор­ме. 

Конеч­но, это дале­ко не пол­ный спи­сок civic tech про­ек­тов, пото­му что собрать их в одном мате­ри­а­ле прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Но на собран­ных при­ме­рах ста­но­вит­ся поня­тен общий век­тор, по кото­ро­му раз­ви­ва­лись граж­дан­ские тех­но­ло­гии. Все про­ек­ты так или ина­че пыта­лись решить зада­чу про­зрач­но­сти и под­от­чет­но­сти обще­ствен­ных инсти­ту­тов и дать обще­ству воз­мож­ность ком­му­ни­ци­ро­вать с госу­дар­ством. Кому-то это уда­лось, дру­гие при­ло­же­ния и плат­фор­мы так и не нашли отклик у ауди­то­рии и были вынуж­де­ны закрыть­ся. И несмот­ря на то, что пер­вая вол­на civic tech уже про­шла, граж­дан­ские тех­но­ло­гии зада­ли новые стан­дар­ты откры­то­сти, а так­же изме­ни­ли под­ход людей к само­ор­га­ни­за­ции и реше­нию обще­ствен­ных задач. 

Еще по теме