Этика и компетентность: 12 главных выводов из исследования Edelman Trust Barometer про доверие в обществе

Edelman Trust Barometer 2020
Капи­та­лизм как соци­аль­но-эко­но­ми­че­ская модель пере­ста­ет устра­и­вать граж­дан – 56% счи­та­ют, что от него боль­ше вре­да, чем поль­зы. Изоб­ра­же­ние: скрин­шот из отче­та.

В Рос­сии ста­ли боль­ше дове­рять неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям. Такие выво­ды сле­ду­ют из оче­ред­но­го обзо­ра об уровне дове­рия в обще­стве – Edelman Trust Barometer 2020, кото­рый был опуб­ли­ко­ван в нача­ле 2020 года. Такой обзор выхо­дит еже­год­но с нача­ла тыся­че­ле­тия. 

Что иссле­ду­ет­ся: уро­вень дове­рия к четы­рем сек­то­рам – власть, биз­нес, НКО и СМИ.

Как: опрос 34 тысяч чело­век из 28 стран, октябрь-ноябрь 2019 года.

Основные выводы

1. Капи­та­лизм как соци­аль­но-эко­но­ми­че­ская модель пере­ста­ет устра­и­вать граж­дан – 56% счи­та­ют, что от него боль­ше вре­да, чем поль­зы. При этом если в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах дове­рие к капи­та­лиз­му рас­тет по мере роста ВВП, то для граж­дан раз­ви­тых стран (США, Запад­ная Евро­па, Япо­ния и пр.) успе­хов в эко­но­ми­ке уже недо­ста­точ­но.

2. Основ­ная при­чи­на обще­ствен­но­го пес­си­миз­ма – рост нера­вен­ства в обще­стве (74%), свя­зан­ный с неспра­вед­ли­во­стью теку­щей систе­мы: 

  • рас­тет убеж­ден­ность, что все обще­ствен­ные инсти­ту­ты (биз­нес, СМИ, НКО и осо­бен­но вла­сти) дей­ству­ют исклю­чи­тель­но в инте­ре­сах узко­го кру­га лиц, а не обще­ства в целом;
  • по мне­нию опро­шен­ных, в мень­шей сте­пе­ни с теку­щи­ми вызо­ва­ми спо­соб­ны спра­вить­ся бога­тей­шие люди (36%), руко­во­ди­те­ли орга­нов вла­сти (42%), рели­ги­оз­ные дея­те­ли (46%). Граж­дане боль­ше дове­ря­ют уче­ным (80%), людям из сво­е­го мест­но­го сооб­ще­ства (69%) или сво­ей стра­ны (65%). 

3. Нера­вен­ство и убеж­ден­ность в неспра­вед­ли­во­сти теку­щей эко­но­ми­че­ской систе­мы уси­ли­ва­ют стра­хи отно­си­тель­но буду­ще­го (66%): 

  • 83% людей, име­ю­щих рабо­ту, боят­ся ее поте­рять, в первую оче­редь, из-за раз­ви­тия эко­но­ми­ки сво­бод­но­го зара­бот­ка (gig economy, фри­ланс), гря­ду­щей рецес­сии, а так­же недо­стат­ка ком­пе­тен­ций и навы­ков;
  • толь­ко 47% опро­шен­ных верят в то, что через 5 лет их семья будет жить луч­ше, чем сей­час;
  • боль­ше нет уве­рен­но­сти, что усерд­ная рабо­та будет воз­на­граж­де­на по спра­вед­ли­во­сти, обес­пе­чит повы­ше­ние ста­ту­са и дохо­да.

4. Стра­хи отно­си­тель­но буду­ще­го свя­за­ны и с рас­ту­щим пес­си­миз­мом в отно­ше­нии тех­но­ло­гий, рис­ка­ми, свя­зан­ны­ми с утра­той кон­тро­ля над ними:

  • 61% опро­шен­ных счи­та­ют, что тем­пы изме­не­ний в тех­но­ло­ги­че­ской сфе­ре слиш­ком быст­рые;
  • 66% бес­по­ко­ят­ся, что тех­но­ло­гии ста­но­вят­ся все более изощ­рен­ны­ми, слож­но разо­брать­ся – насколь­ко реаль­но то, что ты видишь и слы­шишь; 
  • 61% уве­ре­ны, что вла­сти не в пол­ной мере пони­ма­ют буду­щее раз­ви­тие тех­но­ло­гий, не спо­соб­ны выстро­ить эффек­тив­ное регу­ли­ро­ва­ние в этой сфе­ре;
  • Рос­сия – сре­ди стран с осо­бо выра­жен­ным тех­но­пес­си­миз­мом (сни­же­ние на 8 п.п., по срав­не­нию с про­шлым годом), наря­ду с Кана­дой, Син­га­пу­ром, Ита­ли­ей и Фран­ци­ей (здесь спад на 10 п.п.).

5. Пес­си­мизм и недо­ве­рие в обще­стве тес­но свя­за­ны с каче­ством инфор­ма­ции:

  • 76% участ­ни­ков опро­са про­яви­ли бес­по­кой­ство, что лож­ная инфор­ма­ция и фей­ко­вые ново­сти ста­но­вят­ся новым видом инфор­ма­ци­он­но­го ору­жия (рост на 6 п.п. по срав­не­нию с про­шлым годом); 
  • 57% опро­шен­ных не верят, что СМИ ком­пе­тент­ны и хоро­шо раз­би­ра­ют­ся в пред­ме­те и фак­тах;
  • более надеж­ной пред­став­ля­ет­ся инфор­ма­ция, посту­па­ю­щая от тех­ни­че­ских спе­ци­а­ли­стов ком­па­ний (68%), уче­ных (66%); а нена­деж­ной – офи­ци­аль­ные дан­ные от вла­стей (33%) и жур­на­ли­стов (34%). Пред­ста­ви­те­ли НКО так­же не рас­смат­ри­ва­ют­ся в каче­стве надеж­ных источ­ни­ков инфор­ма­ции (44%), при­чем по срав­не­нию с про­шлым годом дове­рие к инфор­ма­ции НКО в мире сни­зи­лось на 4 п.п.

6. Уро­вень дове­рия в обще­стве раз­ли­ча­ет­ся: инфор­ми­ро­ван­ная обще­ствен­ность (25−64 года, выс­шее обра­зо­ва­ние, уро­вень дохо­да выше сред­не­го, актив­ное медиа­по­треб­ле­ние и вовле­че­ние в тема­ти­ку пуб­лич­ной поли­ти­ки и биз­не­са) дове­ря­ет всем сек­то­рам гораз­до боль­ше, чем «мас­са» (все осталь­ные граж­дане 18+).

Раз­рыв в уровне дове­рия этих двух групп дости­га­ет 14 п.п. (в Рос­сии ситу­а­ция ана­ло­гич­ная).

Мень­ше все­го «мас­сы» дове­ря­ют вла­стям и СМИ. Edelman Trust Barometer 2020

Боль­ше все­го раз­рыв в дове­рии к НКО и биз­не­су (15 п.п.), мень­ше – к вла­стям (12 п.п.). Мень­ше все­го «мас­сы» дове­ря­ют вла­стям и СМИ.

7. Дове­рие к каж­до­му сек­то­ру зиждет­ся на двух стол­пах – ком­пе­тент­но­сти и этич­но­сти (делать пра­виль­ные вещи и стре­мить­ся к пози­тив­но­му воз­дей­ствию на обще­ство (impact). 

  • Ни один из четы­рех сек­то­ров не вос­при­ни­ма­ет­ся одно­вре­мен­но ком­пе­тент­ным и этич­ным. 
  • Толь­ко биз­нес вос­при­ни­ма­ет­ся ком­пе­тент­ным. 
  • Толь­ко НКО счи­та­ют­ся этич­ным сек­то­ром: в отли­чие от дру­гих сек­то­ров, гораз­до боль­ше опро­шен­ных убеж­де­ны в чест­но­сти НКО, а так­же целе­на­прав­лен­ной дея­тель­но­сти по дости­же­нию обще­ствен­ных целей (purpose-driven).
  • Хуже все­го выгля­дят вла­сти и СМИ – их счи­та­ют и неком­пе­тент­ны­ми, и неэтич­ны­ми. 

8. Уро­вень дове­рия к НКО в Рос­сии – самый низ­кий сре­ди всех иссле­ду­е­мых стран; по срав­не­нию с про­шлым годом он вырос на 2 п.п. (в 2019 году – паде­ние на те же 2 п.п.). Как и во всем мире, рос­сий­ские НКО не счи­та­ют­ся ком­пе­тент­ны­ми, одна­ко нет и уве­рен­но­сти в их этич­но­сти.

Рос­сия явля­ет­ся абсо­лют­ным анти­ли­де­ром по уров­ню дове­рия ко всем сек­то­рам, за исклю­че­ни­ем вла­стей – хотя в целом граж­дане демон­стри­ру­ют недо­ве­рие и к ним, тем не менее есть стра­ны, где уро­вень недо­ве­рия вла­стям выше.

https://te-st.ru/wp-content/uploads/2020/02/Snimok-ekrana-2020-02-03-v-22.56.50.png
Рос­сия явля­ет­ся абсо­лют­ным анти­ли­де­ром по уров­ню дове­рия ко всем сек­то­рам. Edelman Trust Barometer 2020

9. Меж­сек­тор­ное парт­нер­ство вос­при­ни­ма­ет­ся как клю­че­вой спо­соб добить­ся пози­тив­ных изме­не­ний в обще­стве, посколь­ку ни один из сек­то­ров не в состо­я­нии в оди­ноч­ку решить совре­мен­ные ком­плекс­ные зада­чи. При этом толь­ко треть опро­шен­ных пози­тив­но оце­ни­ва­ют теку­щее состо­я­ние дел – исклю­чи­тель­но в отно­ше­нии парт­нер­ства биз­не­са с НКО и вла­стя­ми.

10. Те, кто дове­ря­ет тому или ино­му сек­то­ру, уве­ре­ны в его ком­пе­тент­но­сти, этич­но­сти и выстра­и­ва­нии эффек­тив­ных парт­нерств с дру­ги­ми сек­то­ра­ми. 

Граж­да­нам важ­но быть уве­рен­ным в ком­пе­тент­но­сти, этич­но­сти это­го сек­то­ра и выстра­и­ва­нии эффек­тив­ных парт­нерств с дру­ги­ми сек­то­ра­ми. Edelman Trust Barometer 2020

Соот­вет­ствен­но, рост дове­рия к обще­ствен­ным инсти­ту­там свя­зан с улуч­ше­ни­ем их дея­тель­но­сти в клю­че­вых для них сфе­рах. 

Так, для НКО важ­но избе­гать поли­ти­за­ции, раз­об­ла­чать кор­руп­цию, обес­пе­чи­вать про­зрач­ность отно­си­тель­но источ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния, выстра­и­вать эффек­тив­ное парт­нер­ство с биз­не­сом и вла­стя­ми. В этом слу­чае воз­мож­но повы­ше­ние дове­рия к НКО до 13% – это мини­маль­но воз­мож­ный при­рост, учи­ты­вая в целом более высо­кий уро­вень дове­рия к НКО в обще­стве. 

Для НКО важ­но избе­гать поли­ти­за­ции, раз­об­ла­чать кор­руп­цию, обес­пе­чи­вать про­зрач­ность отно­си­тель­но источ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния, выстра­и­вать эффек­тив­ное парт­нер­ство с биз­не­сом и вла­стя­ми. Edelman Trust Barometer 2020

11. Биз­не­су граж­дане отво­дят клю­че­вую роль в изме­не­нии теку­щей ситу­а­ции, посколь­ку имен­но этот сек­тор эко­но­ми­ки обла­да­ет самым высо­ким уров­нем сво­бо­ды и ком­пе­тент­но­сти:

  • 92% сотруд­ни­ков уве­ре­ны, что руко­во­ди­те­ли ком­па­ний долж­ны пуб­лич­но выска­зы­вать­ся на акту­аль­ные темы, вклю­чая пере­под­го­тов­ку пер­со­на­ла, этич­ное при­ме­не­ние тех­но­ло­гий и реше­ние про­бле­мы нера­вен­ства; 
  • 3/4 опро­шен­ных счи­та­ют, что руко­во­ди­те­ли долж­ны брать на себя ини­ци­а­ти­ву в изме­не­нии ситу­а­ции, а не ждать вла­стей;
  • 58% респон­ден­тов счи­та­ют биз­нес самым надеж­ным сек­то­ром из всех.

В то же вре­мя воз­ни­ка­ет пара­докс: боль­шин­ство про­блем биз­нес может решить толь­ко в парт­нер­стве с вла­стя­ми и НКО.

12. Как выгля­дит «пре­крас­ное буду­щее», на что есть запрос в обще­стве: спра­вед­ли­вые зар­пла­ты, уси­лия рабо­то­да­те­лей, направ­лен­ные на обра­зо­ва­ние и пере­под­го­тов­ку сотруд­ни­ков, меж­сек­тор­ное парт­нер­ство, учет инте­ре­сов и вовле­че­ние всех стейк­хол­де­ров.

Дан­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что прак­ти­че­ски во всем мире (и Рос­сия здесь не исклю­че­ние) пере­смат­ри­ва­ет­ся роль каж­до­го соци­аль­но­го инсти­ту­та. На фоне мощ­но­го запро­са на этич­ность дея­тель­но­сти НКО выгля­дят в выиг­рыш­ной, но крайне уяз­ви­мой пози­ции – сей­час как нико­гда важ­на репу­та­ция, этич­ное пове­де­ние; любые репу­та­ци­он­ные скан­да­лы в отно­ше­нии пред­ста­ви­те­лей НКО вос­при­ни­ма­ют­ся крайне болез­нен­но. Кро­ме того, высо­ки рис­ки (и они дале­ко не абстракт­ны) исполь­зо­ва­ния «мораль­но­го авто­ри­те­та» лиде­ров неком­мер­че­ско­го сек­то­ра в поли­ти­че­ских целях.

Еще по теме