Пуш-уведомления: включать нельзя отключать

push notifications
Как под­клю­чить пуш-уве­дом­ле­ния на ваш сайт и удер­жать поль­зо­ва­те­лей. На фото: теле­фон с пуш-уве­дом­ле­ни­я­ми. Изоб­ра­же­ние с сай­та unsplash.com

  • Захо­дишь на сайт.
  • Отка­зы­ва­ешь­ся от пуш-уве­дом­ле­ний.
  • Закры­ва­ешь уве­дом­ле­ние про cookie.
  • Закры­ва­ешь всплы­ва­ю­щее окно про под­пис­ку.
  • Сво­ра­чи­ва­ешь вылез­ший онлайн-чат.
  • Закры­ва­ешь всплы­ва­ю­щее окно «под­пи­ши­тесь на нас в соц­се­тях».
  • Ухо­дишь с сай­та.

Это вполне типич­ный сце­на­рий пове­де­ния на мно­гих совре­мен­ных сай­тах. Если такое слу­ча­лось и с вами, то эмо­ции от вза­и­мо­дей­ствия с таким коли­че­ством навяз­чи­вых пред­ло­же­ний вы пони­ма­е­те. Этот как раз тот слу­чай, когда тех­но­ло­гии во вред. Хотя, навер­ное, вла­дель­цы сай­та счи­та­ют, что таким обра­зом они, наобо­рот, про­яв­ля­ют свою лояль­ность к посе­ти­те­лям и ста­ра­ют­ся доне­сти до них мак­си­мум полез­ной инфор­ма­ции. В этой ста­тье посмот­рим, как сде­лать так, что­бы тех­но­ло­гии были во бла­го. И ваше­му сай­ту, и его посе­ти­те­лям. Вот тогда точ­но будет и инте­рес­но, и полез­но, и понят­но, где ста­вить запя­тую в заго­лов­ке этой ста­тьи.

Что такое пуш-уведомления

Сами по себе пуш-уве­дом­ле­ния (push-notifications) – это неболь­шие всплы­ва­ю­щие сооб­ще­ния, кото­рые появ­ля­ют­ся на экране ком­пью­те­ра или теле­фо­на и рас­ска­зы­ва­ют о каких-либо собы­ти­ях это­го сай­та – новый пост, акция, скид­ка. Изна­чаль­но пуш-уве­дом­ле­ния рабо­та­ли толь­ко на мобиль­ных устрой­ствах – у при­ло­же­ний есть встро­ен­ный функ­ци­о­нал, поз­во­ля­ю­щий уве­дом­лять поль­зо­ва­те­ля о том или ином собы­тии в этом при­ло­же­нии. Новый друг в соц­се­ти, новое сооб­ще­ние, новое дости­же­ние в игре – это лишь неболь­шой спи­сок уве­дом­ле­ний, кото­рые вы точ­но виде­ли на экране сво­е­го теле­фо­на. Но затем пуши (на этом момен­те я, пожа­луй, буду сокра­щать их назва­ние) при­шли и на ком­пью­те­ры, ста­ли назы­вать­ся web-push, выпол­няя при этом ту же зада­чу – уве­дом­ле­ния.

Как это работает

Вы захо­ди­те на сайт, под адрес­ной стро­кой появ­ля­ет­ся неболь­шое окно с пред­ло­же­ни­ем раз­ре­шить или отка­зать­ся от полу­че­ния уве­дом­ле­ний. Как толь­ко вы нажа­ли «раз­ре­шить» – поздрав­ляю, вы в игре. Заметь­те, от вас не потре­бо­ва­лось ника­ких лич­ных дан­ных. Ни номер теле­фо­на, ни email, ни имя – нуж­на лишь сама под­пис­ка. В этом боль­шой плюс исполь­зо­ва­ния пушей, так как вре­мя на полу­че­ние ново­го кли­ен­та мини­маль­но. Срав­ни­те со всплы­ва­ю­щим окном под­пис­ки на рас­сыл­ку – там нуж­но вве­сти как мини­мум адрес почты, а еще, может быть, и имя.

Внешний вид всплывающего окна о запросе разрешения на получение пуш-уведомлений. Скриншот сайта sendpulse.com
Внеш­ний вид всплы­ва­ю­ще­го окна о запро­се раз­ре­ше­ния на полу­че­ние пуш-уве­дом­ле­ний. Скрин­шот сай­та sendpulse.com

Теперь новое сооб­ще­ние от сай­та будет пока­зы­вать­ся в пра­вом ниж­нем углу экра­на. В уве­дом­ле­нии будет заго­ло­вок, кар­тин­ка сле­ва и основ­ной текст спра­ва. Так­же внут­ри будет заши­та ссыл­ка, поэто­му по кли­ку на пуш будет сде­лан пере­ход на стра­ни­цу сай­та.

Пример показа пуш-уведомления на экране компьютера. Скриншот сайта sendpulse.com
При­мер пока­за пуш-уве­дом­ле­ния на экране ком­пью­те­ра. Скрин­шот сай­та sendpulse.com

Для теле­фо­нов сце­на­рий под­пис­ки ана­ло­ги­чен, с той лишь раз­ни­цей, что сами уве­дом­ле­ния будут вам при­хо­дить так же, как при­хо­дят sms, сооб­ще­ния в мес­сен­дже­рах и все осталь­ные мобиль­ные уве­дом­ле­ния. Боль­шой плюс мобиль­ных пушей – их опе­ра­тив­ность. Под­пис­чик полу­чит уве­дом­ле­ние, как толь­ко вы его отпра­ви­ли. Если его теле­фон, конеч­но, под­клю­чен к Интер­не­ту. Уве­дом­ле­ние появит­ся даже на забло­ки­ро­ван­ном экране – кра­со­та!

Как применять пуши на сайтах НКО

Какие уве­дом­ле­ния вы може­те рас­сы­лать и о чем напо­ми­нать под­пис­чи­кам?

  1. Новость на сай­те. Тут важ­но не пере­гнуть пал­ку: когда у вас выхо­дит по несколь­ко ново­стей за день, риск поте­рять под­пис­чи­ка рас­тет пря­мо про­пор­ци­о­наль­но коли­че­ству постов.
  2. Анонс веби­на­ра или офлайн-собы­тия.
  3. Открыт новый сбор денег на лече­ние (если НКО этим зани­ма­ет­ся) или наобо­рот, сбор успеш­но завер­шен – о побе­дах при­ят­но ска­зать и побла­го­да­рить участ­ни­ков.

Подключение и настройка

Сама схе­ма под­клю­че­ния пушей доволь­на про­ста – сего­дня рабо­та­ет мно­же­ство сер­ви­сов, пред­ла­га­ю­щих такие услу­ги. Есть платные/бесплатные, английские/русскоязычные реше­ния – пред­ло­же­ний хва­та­ет. Это, напри­мер, Gravitec.net, PushAll, ViaPush, SendPulse.

Как при­мер, настро­им рабо­ту с пуша­ми через сер­вис SendPulse. Он рус­ско­языч­ный, есть бес­плат­ный тариф, если у ваше­го сай­та до 10 000 под­пис­чи­ков (тех, кто под­пи­сал­ся на полу­че­ние уве­дом­ле­ний) – на пер­вое вре­мя вам точ­но хва­тит. И под­клю­чить все это к сай­ту мож­но через WordPress пла­гин.

Пер­вым делом заво­дим акка­унт на сай­те SendPulse. Затем, сле­дуя подроб­ней­шей инструк­ции от само­го сер­ви­са, дела­ем настрой­ку само­го пла­ги­на. После это­го в лич­ном каби­не­те мож­но более тон­ко настро­ить внеш­ний вид пушей, заго­ло­вок и текст изна­чаль­но­го запро­са на раз­ре­ше­ние уве­дом­ле­ний, цвет фона/текста, задерж­ку появ­ле­ния окна. Затем вы навер­ня­ка захо­ти­те сде­лать сег­мен­та­цию под­пис­чи­ков – по реги­о­ну, напри­мер. Все это тоже мож­но сде­лать – было бы жела­ние и необ­хо­ди­мость.

Соб­ствен­но, на этом все – вы настро­и­ли рабо­ту пуш-уве­дом­ле­ний, и уже мож­но рас­ска­зать тем несколь­ким, что успе­ли под­пи­сать­ся, о толь­ко что опуб­ли­ко­ван­ной ново­сти.

Недостатки пушей

  1. При всех пре­иму­ще­ствах пушей глав­ное соблю­дать баланс меж­ду часто­той их отправ­ки и каче­ством само­го мате­ри­а­ла. Чем чаще чело­век будет полу­чать уве­дом­ле­ния, тем выше риск поте­рять это­го под­пис­чи­ка.
  2. Объ­ём для кон­тен­та в уве­дом­ле­нии огра­ни­чен, поэто­му нуж­но пра­виль­но выбрать и заго­ло­вок, и основ­ной текст. Что­бы было крат­ко, понят­но и по делу. Да еще с жела­ни­ем нажать на пуш и перей­ти по ссыл­ке.
  3. В допол­не­ние к преды­ду­ще­му пунк­ту: если поль­зо­ва­тель закрыл уве­дом­ле­ние, то на этом всё, сооб­ще­ние уда­ли­лось. Не полу­чит­ся его выта­щить из кор­зи­ны, что­бы про­честь. Как тако­вой исто­рии полу­чен­ных, но закры­тых пуш-уве­дом­ле­ний на компьютере/телефоне нет.
  4. С раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий меня­ет­ся и отно­ше­ние к их исполь­зо­ва­нию. И в какой-то момент бра­у­зе­ры нач­нут бло­ки­ро­вать авто­ма­ти­че­ский показ окна на раз­ре­ше­ние отправ­ки пушей.

Включать нельзя отключать

При всем при этом про­сто­та под­пис­ки на пуши, опе­ра­тив­ность достав­ки и воз­мож­ность уве­дом­ле­ний как на ком­пью­те­ре, так и на теле­фоне дела­ет рабо­ту с этой тех­но­ло­ги­ей хоро­шим под­спо­рьем в инфор­ми­ро­ва­нии ваших под­пис­чи­ков. В отли­чие от sms и email-рас­сы­лок это мож­но счи­тать вооб­ще новым кана­лом ком­му­ни­ка­ции. Гра­мот­но и акку­рат­но всё настро­ить, нена­вяз­чи­во исполь­зо­вать, и вуа­ля – сплош­ные плю­сы. Тогда точ­но в пред­ло­же­нии «вклю­чать нель­зя отклю­чать» под­пис­чик поста­вит запя­тую после пер­во­го сло­ва.

Поде­ли­тесь и вашим опы­том при­ме­не­ния пуш-уве­дом­ле­ний. Что рас­сы­ла­е­те, как часто и кому? Навер­ня­ка опыт вашей орга­ни­за­ции ока­жет­ся поле­зен и дру­гим.