Стив Каддинс, координатор «Красивого Петербурга»: «Никакими блокировками прогресс не остановить»

Свою первую онлайн-жалобу Стив Каддинс отправил, когда коммунальщики начали менять трубы рядом с его домом, нарушая технику безопасности. Оказалось, что электронные обращения работают, но сами «приемные» очень неудобные. Тогда, в далеком 2011 году, команда активистов решила автоматизировать и упростить процесс…

Свою первую онлайн-жалобу Стив Каддинс отправил, когда коммунальщики начали менять трубы рядом с его домом, нарушая технику безопасности. Оказалось, что электронные обращения работают, но сами «приемные» очень неудобные. Тогда, в далеком 2011 году, команда активистов решила автоматизировать и упростить процесс подачи жалоб для горожан, которые столкнулись с похожими проблемами. Стив Каддинс, координатор одного из первых российских civic tech проектов «Красивого Петербурга», рассказал Теплице, с чего начался его путь в гражданские технологии, почему активистов считали городскими сумасшедшими и как добиться результатов, несмотря на предрассудки. 

Трубы и письма

«Восемь лет назад, в ноябре 2011 года, около моего дома коммунальщики решили заменить трубы. За зиму они уничтожили тротуары и газоны, кругом была грязь. Нарушалась и куча норм техники безопасности: ямы были не огорожены, тракторы и экскаваторы катались по тротуарам, пешеходы пугались. Как только чуть оттаяло, люди стали ходить по щиколотку в грязи. 

Я решил отправить жалобы губернатору и в жилищный комитет с помощью онлайн-приемных. Это был март 2012 года, и многие из тех людей, с которыми я поделился этой историей, отнеслись к идее скептически. Я ожидал, что мне не ответят ничего, но, на удивление, получил ответ через неделю. О своем опыте я рассказал в одной из районных групп «ВКонтакте». В ней же я познакомился с Красимиром Врански (основатель «Красивого Петербурга», общественный лидер, баллотировался на должность губернатора Петербурга в 2019 году. – Прим. ред.). У него уже был подобный опыт. Красимир, на тот момент обычный житель города, сам столкнулся с бытовыми проблемами – в его доме открыли круглосуточный магазин по продаже алкоголя. Во дворе по ночам стали собираться компании, что, конечно, не нравилось жителям.

Пытаясь решить эту ситуацию, Красимир выяснил, что к чиновникам можно обратиться, не только обивая пороги кабинетов и отправляя заказные письма «Почтой России», но и через электронную почту, и сайты ведомств. Он предложил публиковать в Интернете примеры вызывающих раздражение городских проблем, отправленные по ним электронные обращения и ответы чиновников. И 26 апреля 2012 года создал «ВКонтакте» группу «Красивый Петербург», вокруг которой начало расти сообщество движения.

Оказалось, что наши успешные кейсы не случайность. Есть закон (№ 59-ФЗ), который позволяет гражданам отправлять электронные обращения чиновникам и обязывает чиновников рассматривать такие обращения. Тогда никто не верил, что это вообще может работать. Но на личном примере мы убедились, что действительно на большую часть обращений в течение месяца приходят ответы. Более того, нарушения благоустройства после таких обращений устраняют. 

Стив Кадиннс на фотопрогулке по Санкт-Петербургу. Фото из группы Вконтакте.
Стив Кадиннс на фотопрогулке по Санкт-Петербургу. Фото из группы Вконтакте.

Еще летом 2012 года мы стали проводить фотопрогулки – собирались с единомышленниками и ходили по улицам и дворам нашего города в поисках ям на дорогах и тротуарах, разбитых газонов и поломанных деревьев, стихийных свалок, сломанных скамеек. На самом деле, специально искать подобные нарушения не приходилось. Увы, и сегодня за пару часов прогулки можно встретить сотни подобных проблем. 

Удобные жалобы 

Сайт «Красивого Петербурга» появился в августе 2012 года. Мы хотели создать удобный инструмент для общения граждан с чиновниками по проблемам городской среды. Стало понятно, что многим людям трудно пользоваться официальными «электронными приемными», где нужно сперва заполнить гору непонятных форм, а потом еще и написать сочинение о проблеме с просьбой разобраться в ней. Мы решили автоматизировать этот процесс. Среди наших волонтеров был программист, который вызвался сделать сайт. Технология простая: гражданин выбирает типовую категорию проблемы, например, уничтоженный газон, указывает на карте точку или вводит адрес, прикладывает фото проблемы. И все, дальше сайт сам генерирует текст обращения и вместе с вложением отправляет от имени заявителя e-mail на официальную почту нужного органа власти.

Появление сайта стало толчком для развития движения. Люди начали отправлять тысячи обращений. Мы решили не только писать о городских проблемах и путях их решения, но и проводить образовательные мероприятия, вести городские исследования и участвовать в хакатонах. В 2014 году наши волонтеры разработали мобильные приложения и подключили их к сайту, чтобы сделать электронное участие граждан в решении проблем благоустройства и ЖКХ еще более простым. 

Еще по теме: Сivic tech – технологии, которые должны были разбудить в нас гражданскую культуру

Знакомые из других городов со всей России стали спрашивать, можно ли им пойти по такому же пути. Постепенно мы стали подключать к своей системе и другие регионы. С технической точки зрения все работали с единым движком и базой, но у каждого движения-побратима был свой домен. Многие называли свои движения по аналогии, например, Красивый Киров, Красивая Вологда и даже Красивая Электросталь. Сейчас к нашей базе подключены более 60 городов. Где-то движения уже угасли, а где-то сложились мощные гражданские сообщества, как у нас в Санкт-Петербурге.

Против стереотипов

Когда мы создали сайт, это было в новинку и для общества, и для органов власти. На тот момент прошло всего два года, как право граждан отправлять электронные обращения закрепили в законе, и этим почти никто не пользовался. Тогда написать жалобу на плохое благоустройство казалось уделом исключительно городских сумасшедших, к которым нас сразу же и причисляли. 

Стандартная реакция обывателя на нашу деятельность была: «вам что, больше всех надо?», «а сколько за это платят?», «вы что, делаете это бесплатно? совсем нечем заняться? шли бы на завод работать!». Все в таком духе. Но мы смогли побороть этот стереотип.

Я считаю, что наша активность подтолкнула и администрацию совершенствовать свои системы электронного взаимодействия с гражданами. Когда электронные обращения в управление губернатора стали приходить десятками в день, регистрировать их по-старинке, вручную, стало невозможно. Тогда, насколько мне известно, в администрации создали инструмент автоматической регистрации входящих писем, и это существенно сократило трудозатраты на бюрократическую рутину.

Снимок с одной из фотопрогулок «Красивого Петербурга». Фото из группы Вконтакте.

Спустя два года после появления «Красивого Петербурга» в нашем городе запустился губернаторский портал «Наш Санкт-Петербург». Это тоже относительно дружественный инструмент для жителей по отправке жалоб. Первые годы он не пользовался особой популярностью, несмотря на массовую рекламу. Не могу утверждать, связано это или нет, но с 2015 по 2017 год постепенно, один за другим, комитеты и администрации Санкт-Петербурга стали блокировать получение электронных писем от «Красивого Петербурга». Более того, когда мы стали разбираться, что происходит, выяснилось, что блокируются абсолютно любые e-mail, которые пишут люди на официальные почтовые ящики чиновникам. Органы власти приняли постановление, в которых написали, что они рассматривают исключительно те обращения, которые поступили им через «Электронную приемную» на официальных сайтах этих органов власти. 

При этом к 2017 году количество отправленных через «Красивый Петербург» обращений уже уверенно перешагнуло за 100 тысяч. Сперва мы пытались как-то договориться с властями, чтобы они поменяли регламенты и вновь начали рассматривать обращения, которые люди отправляют на официальные e-mail адреса комитетов и администрации. Но это было тщетно, и тогда мы пошли в суд. Вместе с «Командой 29» преодолели все инстанции от районного суда до верховного, где было вынесено решение – чиновники на местах могут трактовать федеральную норму на свое усмотрение. Грубо говоря, если в администрации решат, что «обращение в форме электронного документа» – это флешка, привязанная к лапке почтового голубя, то закону это не перечит. Значит, и права граждан не будут нарушены. Конечно, это стало серьезным испытанием для сайта отправки обращений «Красивый Петербург», он потерял былую популярность.

Новые активисты 

Само движение продолжает активно жить и развиваться. Сейчас у него более 60 тысяч сторонников. Мы проводим общественные кампании, акции, образовательные мероприятия. Опять же с «Красивого Петербурга» началось массовое электронное участие граждан в жизни города, движение создало некоторый стандарт гражданской активности в этой сфере. Через официальный портал «Наш Санкт-Петербург» сегодня отправлено более 2 миллионов сообщений жителей. Уже, наверное, никто не считает такой канал коммуникации проявлением сумасшествия. 

Альтернативная концепция благоустройства Сенной площади от команды «Красивого Петербурга».

Более того, сам этот портал породил новое поколение «активистов», которые тысячами отправляют через него жалобы и при этом не участвуют в публичных гражданских активностях, как это делали участники «Красивого Петербурга». Еще мы очень рады, что на своем примере смогли воодушевить единомышленников в других городах и в целом вызвать интерес к гражданской активности в урбанистике.

Если говорить о «Красивом Петербурге» как об общественном движении, а не сервисе по отправке жалоб, то почти за восемь лет оно стало мощной платформой для гражданских инициатив по улучшению городской среды. Наши волонтеры участвовали в крупных городских исследованиях и проектах. Мы делали исследование Невского проспекта – выявили его недостатки с точки зрения пешеходной среды. Готовили альтернативную концепцию благоустройства Сенной площади, когда чиновники решили выкопать там еще парочку подземных переходов, никак не связанных друг с другом. Вышли в финал официального конкурса концепций пешеходной Большой Морской улицы. А количество общественных акций и кампаний, которые провели наши участники, исчисляется уже тысячами. Сейчас акции – это, наверное, основное направление движения, его полностью координирует Красимир.

Почему не появляются новые инструменты

Мне очень хочется, чтобы в будущем в «Красивом Петербурге» обновился состав активных участников, к нему присоединилась молодежь. В политической среде, вроде бы, новое поколение уже успело заявить о себе, хотя я не слежу внимательно за этим. Было бы здорово, если бы сегодняшние студенты, так же, как и мы в свое время, нашли в себе силы и желание бороться за качественную городскую среду.

С технологической точки зрения сейчас все много проще, чем было, когда мы начинали. Смартфоны с камерами и стабильным Интернетом в крупных городах есть едва ли не у каждого первого. Все активно пользуются соцсетями и мессенджерами, есть множество приложений, которые делают нашу жизнь проще и интереснее. Но с точки зрения электронного участия граждан в общественной жизни пока что все туго. Официальные онлайн-приемные по-прежнему неудобны и непонятны многим, у них отсутствует публичный API. Портал «Наш Санкт-Петербург», несмотря на пару миллионов заявок за пять лет работы, регулярно раздражает пользователей неадекватной премодерацией сообщений и периодическими фейковыми ответами

Я думаю, что все это становится препятствием для появления новых инструментов. В 2014 году, когда у нас появилось первое мобильное приложение, я был уверен, что через пять лет оно будет само по фотографии или видео с улицы распознавать нарушения благоустройства и автоматически отправлять чиновникам сообщения об этих проблемах. Но откуда волонтерам взять мотивацию для развития таких технологий, когда все твои обращения просто блокируются?

Чтобы не заканчивать на печальной ноте, скажу, что никакими блокировками прогресс не остановить. Нам тоже все говорили, что дела наши бесполезны, амбиции смешны, и лучшее, что можно придумать, – уехать из этой страны. За восемь лет мы смогли доказать, что при наличии упорства, уверенности в своей правоте и крепкого сообщества можно добиваться классных результатов. Это правило работает и по сей день, а мы всегда рады делиться нашим опытом и знаниями с новыми единомышленниками».

Советы тем, кто тоже хочет изменить мир к лучшему:

  • Бесполезно ждать, что придет какой-то лидер и поведет вас за собой. Вы и есть тот лидер. Меньше ждать и сомневаться. Больше делать и добиваться.
  • Люди скептичны. Мало кто вокруг будет верить в ваш успех, пока вы на личном примере не покажете, что все возможно и все получается. Более того, кого-то и это не убедит. Это нормально, и такая реакция окружающих не должна вас тормозить.
  • Идейные сторонники – это самое ценное в любой общественной деятельности. Те, кто поверил в вас и поверил в себя. В одиночку очень непросто добиваться успехов, и крепкая команда – это ваша взаимная опора, моральная поддержка, источник мотивации и чувства долга.

Еще по теме