Пойду туда – не знаю куда: зачем НКО проводить исследования

Alturizm
Тема месяца на Теплице в марте – исследования и открытия в НКО. На фото команда «Альтуризма»: Стас Ельницкий, Марина Григорьева. Фото: Елена Лукьянова, «Новая газета».

«Мы хотим сделать карту для активистов из деревень, с ее помощью они смогут знакомиться друг с другом и поддерживать!» – с такой идеей ко мне подошла Марина Григорьева, участница команды «Альтернативный туризм» на нашем хакатоне, который команда Теплицы провела в феврале совместно с «Новой газетой».

Команда развивает малые города и деревни через активные местные сообщества. Вы можете познакомиться с местными жителями, вместе с ними участвовать в социальном мероприятии: например, встретиться в Городце Нижегородской области и спасти наличники.

И мы с командой начали разбираться, как именно с помощью карты можно поддержать активных горожан и селян. Для начала я посоветовала провести интервью с несколькими активистами из деревень, узнать их запросы, полезен ли им будет такой инструмент. И тут началось самое интересное. Оказалось, что активистов больше всего волнует, что у них нет выхода на СМИ, и как создать информационное поле вокруг их проекта. А еще им очень не хватало поддержки извне, и они не понимали, как можно кооперироваться с другими активистами даже в своем городе, уже не говоря про соседние. Поэтому только одна карта не помогла бы, нужно было думать глубже.

Получилось, что на хакатон пришли с запросом (нам нужна карта), стали проверять гипотезу (решит ли карта проблемы активистов?), провели исследование аудитории, изучили ее запросы (интервью) и сделали открытие – карта совсем не подходящий инструмент. Поддерживать активистов стоит другим способом и делать акцент на комьюнити-стратегию. Это очень нужное и классное открытие, которое удалось сделать команде за время исследования. У них появилось большое желание собирать базовую информацию об активных жителях, проводить глубинные интервью.

И это очень правильный подход: сначала тестировать, проверять гипотезу, а уже на основе данных двигаться дальше. Поэтому изучение целевой аудитории, ее запросов – важный этап, который поможет не двигаться вслепую. Кстати, как описать портрет сторонника, рассказывал Владимир Калаев, руководитель digital отдела Гринпис России и также у нас есть редакционный текст о том, как составить портрет, узнав страхи и желания.

Если честно, наша команда очень вдохновилась открытиями, которые участники сделали на хакатоне. Некоторые идеи и исследования действительно инновационны, а предложенные решения использовались впервые.

Например, команда активистов составила типичный портрет «антипрививочника». Представьте, что только в России около 11% родителей ежегодно отказываются делать прививки своим детям. Еще в прошлом году ВОЗ объявила отказ от вакцинации одной из главных угроз человечества, а сейчас антивакцинные группы также выступают против борьбы с коронавирусом, ссылаясь на теорию заговора.

Интересно то, что активисты не только составили портрет (выяснилось, что это женщины, 33 года, у них нет высшего образования, в соцсетях они обсуждают патриотизм, социальные проблемы и книги), но и разработали стратегию коммуникации с этой аудиторией: как с ней разговаривать и переубеждать. Стратегия стала возможна благодаря анализу и исследованию аудитории.

Другой пример: команда ОВД-инфо вместе с разработчиками создали «библиотеку регулярных выражений» для анализа решений Европейского суда по правам человека. Они придумали автоматизированный мониторинг информации, который поможет другим активистам.

Или вот: аналитики провели анализ комментариев на Youtube и выяснили, как пользователи относятся к изменению Конституции. За два дня специалисты спарсили набор данных на 25 тысяч комментариев! При этом 80% комментариев под тематическими роликами были негативными.

Особенно интересный вывод получился у команды, которая хотела придумать классификатор НКО, а нашла в Саратовской области фейковые НКО.

Подобные открытия и вообще исследования позволяют командам выйти за рамки своей привычной деятельности. Сфокусироваться не только на важном и срочном, не только латать дыры, но и посмотреть стратегически на изменения. Изучить проблему, с которой работают, в необычном ключе и, возможно, на основе фактов и данных поменять стратегию, фокус, видение.

В марте наша редакция, вдохновленная историями и открытиями с хакатона, решила рассказать о некоторых проектах подробнее, точнее, о методах исследования, которые использовали команды. Какие открытия им удалось сделать, и как их методы будут полезны коллегам. Мы хотим изучить, как исследования помогают меняться, быть ближе к аудитории, изучать социальную проблему еще глубже, делать свою работу эффективнее.

Все материалы по этой теме вы сможете найти по ссылке с курируемым тегом research.

Напишите в комментариях, какие вопросы вам были бы интереснее всего, чтобы мы их рассмотрели при подготовке материалов.