Сколько стоит слон, или Что такое выделенные описания в поиске Google

слон
Соб­ствен­но, слон. Фото с сай­та unsplash.com

Выход на пер­вые пози­ции в поис­ко­вой выда­че – жела­ние мно­гих. Быть замет­нее, извест­нее, бли­же к кли­ен­там – все это понят­но и логич­но. Каки­ми спо­со­ба­ми это дости­га­ет­ся – вопрос дру­гой. Сего­дня, когда рынок поис­ко­вых тех­но­ло­гий сфор­ми­ро­ван, меня­ют­ся не столь­ко тех­но­ло­гии в целом, сколь­ко алго­рит­мы, по кото­рым рабо­та­ет поиск. Посто­ян­но быть в кур­се послед­них ново­вве­де­ний поис­ко­вых систем – зада­ча непро­стая. Сего­дня посмот­рим, как рабо­та­ет алго­ритм Google под назва­ни­ем «выде­лен­ные опи­са­ния» (featured snippets). Что это такое, как рабо­та­ет, как настро­ить и, нако­нец, как стать пер­вым в поис­ко­вой выда­че?

Что такое «выделенные описания»

Отдель­ные поис­ко­вые запро­сы Google обра­ба­ты­ва­ет несколь­ко ина­че, чем все осталь­ные. На ваш запрос «сколь­ко сто­ит слон» поиск пока­жет по-сво­е­му оформ­лен­ный блок (снип­пет) – с длин­ным опи­са­ни­ем, кар­тин­кой и ссыл­кой на сайт. Такой блок нахо­дит­ся выше всех осталь­ных резуль­та­тов и рас­по­ло­жен даже не на пер­вой, а на нуле­вой пози­ции.

Внешний вид блока выделенного описания в поисковой выдаче Google. Скриншот сайта google.ru
Внеш­ний вид бло­ка выде­лен­но­го опи­са­ния в поис­ко­вой выда­че Google. Скрин­шот сай­та google.ru

Здесь важ­ный нюанс, что такие бло­ки появ­ля­ют­ся у запро­сов инфор­ма­ци­он­ных или содер­жа­щих в себе вопрос. Как имен­но обес­пе­чить сво­е­му сай­ту такой функ­ци­о­нал обра­бот­ки поис­ко­вых запро­сов, Google не рас­кры­ва­ет (не уди­ви­тель­но). Зато есть стра­ни­ца с инструк­ци­ей, как отклю­чить показ кон­тен­та в выде­лен­ном опи­са­нии. Кому-то это, навер­ное, нуж­но.

Поэто­му луч­ше исхо­дить из обще­го пони­ма­ния рабо­ты алго­рит­ма и его ори­ен­та­цию на обра­бот­ку вопро­си­тель­ных запро­сов. То есть опти­ми­зи­ро­вать тек­сты на сай­те имен­но под такие запро­сы в вопро­си­тель­ной фор­ме. Что­бы на вопрос, задан­ный в поис­ке, ответ был имен­но на вашем сай­те. Все это, конеч­но, будет путем проб и оши­бок, ну, а как ина­че?

Как формируется ответ в виде выделенного описания

Дер­жи­те при­ме­ры запро­сов, по кото­рым на нуле­вой пози­ции выхо­дит выде­лен­ное опи­са­ние:

  • «куда сдать маку­ла­ту­ру в Москве». Не «где сдать» (здесь выле­зет кар­та), а имен­но «куда»;
  • «сколь­ко мест в вер­то­ле­те»;
  • «как поса­дить дере­во». В резуль­та­те пока­зы­ва­ет­ся реко­мен­ду­е­мый клип (зна­чит, видео тоже участ­ву­ет в обра­бот­ке запро­са);
  • «какая поль­за от чая»;
  • «поче­му небо голу­бое»;
  • «сколь­ко сто­ит реги­стра­ция фон­да».

Вот так и выяс­ня­ет­ся, что основ­ная мас­са поис­ко­вых запро­сов, содер­жа­щих сло­ва «Кто, Что, Где, Когда, Как, Куда, Поче­му, Зачем, Сколь­ко», – будут обра­бо­та­ны имен­но в фор­ма­те выде­лен­но­го опи­са­ния. Зна­чит, если вы хоти­те опре­де­лен­ный текст про­дви­нуть в поис­ке, его нуж­но соста­вить имен­но в фор­ма­те отве­та на вопрос.

При этом пом­ним, что низ­ко­ча­стот­ный запрос обра­ба­ты­ва­ет­ся луч­ше высо­ко­ча­стот­но­го. То есть по запро­су «как создать сайт» вам пока­жут сна­ча­ла общий реклам­ный блок, затем выде­лен­ное опи­са­ние про Google Сай­ты. А по запро­су «как создать сайт для НКО» на пер­вом месте будет ссыл­ка на ста­тью Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий. Чем более подроб­но состав­лен запрос, тем более узок будет поиск сре­ди резуль­та­тов. Поэто­му чем более уни­каль­на ваша рабо­та, необыч­на и отли­ча­ет­ся от дру­гих – тем луч­ше, делай­те на это упор в текстах.

Результаты поиска по запросу “как создать сайт для нко”. Скриншот сайта google.ru
Резуль­та­ты поис­ка по запро­су «как создать сайт для НКО». Скрин­шот сай­та google.ru

Бло­ки выде­лен­ных опи­са­ний могут быть в виде абза­ца, спис­ка, таб­ли­цы или видео­ро­ли­ка.

Показ выделенного описания в виде абзаца. Скриншот сайта google.ru
Показ выде­лен­но­го опи­са­ния в виде абза­ца. Скрин­шот сай­та google.ru

Показ выделенного описания в виде списка. Скриншот сайта google.ru
Показ выде­лен­но­го опи­са­ния в виде спис­ка. Скрин­шот сай­та google.ru

Показ выделенного описания в виде таблицы. Скриншот сайта google.ru
Показ выде­лен­но­го опи­са­ния в виде таб­ли­цы. Скрин­шот сай­та google.ru

Показ выделенного описания в виде клипа. Скриншот сайта google.ru
Показ выде­лен­но­го опи­са­ния в виде кли­па. Скрин­шот сай­та google.ru

Как попасть в выдачу результатов в виде выделенного описания

  • Пер­вым делом нуж­но све­рить­ся, что ваши тек­сты соот­вет­ству­ют пра­ви­лам Google для выде­лен­ных опи­са­ний.
  • Затем про­ана­ли­зи­ро­вать резуль­та­ты по ваше­му сай­ту и сай­там кон­ку­рен­тов.
  • Если нашли отли­чия – исправь­те и сде­лай­те луч­ше (акту­аль­нее, мобиль­нее, инте­рес­нее). Про акту­аль­ность, это когда вы раз в год пере­чи­ты­ва­е­те свои топо­вые ста­тьи и све­ря­е­те, насколь­ко инфор­ма­ция соот­вет­ству­ет сего­дняш­не­му дню. И если есть изме­не­ния, пусть и неболь­шие, то исправьте/дополните. После это­го в нача­ле ста­тьи мож­но напи­сать, что ста­тья обнов­ле­на, и доба­вить новую дату. Ста­тья с акту­а­ли­за­ци­ей на 2020 год вызо­вет боль­ше дове­рия, чем похо­жая ста­тья на дру­гом сай­те, дати­ро­ван­ная 2019 годом.
  • Обнов­ле­ние инфор­ма­ции может занять от пары часов до суток.

При созда­нии ново­го кон­тен­та, кото­рый вы изна­чаль­но пла­ни­ру­е­те про­дви­гать в виде выде­лен­но­го опи­са­ния, сто­ит по мак­си­му­му исполь­зо­вать низ­ко­ча­стот­ные запро­сы, уни­каль­ное гра­фи­че­ское сопро­вож­де­ние (кар­тин­ки, инфо­гра­фи­ка, видео). Все это помо­жет сра­зу сфор­ми­ро­вать уни­каль­ный текст, кото­рый пре­тен­ду­ет на попа­да­ние в блок выде­лен­но­го опи­са­ния.

Так­же пом­ним о том, что выде­лен­ное опи­са­ние луч­ше все­го рабо­та­ет при схе­ме «вопрос – ответ», поэто­му раз­де­ля­ем текст заго­лов­ка­ми H2-H3 (они же вопро­сы), после кото­рых сра­зу идет ответ. Это помо­жет поис­ко­вой систе­ме опре­де­лить дан­ный абзац имен­но как вопрос и ответ. При этом отве­ты нуж­но давать по воз­мож­но­сти крат­кие и по делу, без длин­ных вступ­ле­ний.

И вот вы напи­са­ли хоро­шо оформ­лен­ный текст, кото­рый в один пре­крас­ный день попал в блок выде­лен­ных опи­са­ний. Вро­де все хоро­шо и побе­да! На самом деле нет. Уже на сле­ду­ю­щий день алго­ритм поис­ко­ви­ка может решить, что ста­тья с дру­го­го сай­та луч­ше под­хо­дит под раз­ме­ще­ние на нуле­вой пози­ции. И нет ника­кой стра­хов­ки от тако­го слу­чая. Воз­вра­ща­ясь к нача­лу ста­тьи – поис­ко­вые алго­рит­мы посто­ян­но меня­ют­ся, поэто­му нуж­но все вре­мя быть наче­ку и в трен­де.

По дан­ным Ahrefs.com, по состо­я­нию на июнь 2018 года, пятер­ку лиде­ров наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щих­ся слов в выде­лен­ных опи­са­ни­ях зани­ма­ют «рецепт», «луч­ший», «срав­не­ние лучше/хуже», «как сде­лать», «опре­де­ле­ние (грант это….)».

30 наиболее часто встречающихся слов в поисковых запросах с выделенным описанием. Скриншот сайта ahrefs.com
30 наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щих­ся слов в поис­ко­вых запро­сах с выде­лен­ным опи­са­ни­ем. Скрин­шот сай­та ahrefs.com

Где брать идеи для контента

Раз уж дела­ем упор на попа­да­ние сай­та на нуле­вую пози­цию, то вре­мя спро­сить самих поль­зо­ва­те­лей – какие вопро­сы они зада­ют по вашей теме? Чем инте­ре­су­ют­ся? Что хотят узнать? Для это­го на про­сто­рах Интер­не­та есть сайт AnswerThePublic. Захо­ди­те, выби­ра­е­те в поле сле­ва рус­ский язык и в поле по цен­тру вво­ди­те клю­че­вые сло­ва ваше­го запро­са. Нажи­ма­е­те Get Questions и полу­ча­е­те подроб­ней­шую визу­а­ли­за­цию под ваш запрос. На при­ме­ре мое­го запро­са «как создать сайт» полу­чил вот такую схе­му:

Результаты запроса по фразе “как создать сайт”. Скриншот сайта answerthepublic.com
Резуль­та­ты запро­са по фра­зе «как создать сайт». Скрин­шот сай­та answerthepublic.com

Запрос «как создать сайт без клея» весь­ма уди­вил. Мик­суя раз­ные вари­ан­ты клю­че­вых слов, мож­но насо­би­рать идей на мно­го недель впе­ред. На бес­плат­ном тари­фе у сай­та есть огра­ни­че­ние на 3 запро­са в день, поэто­му трать­те ваши жела­ния муд­ро, ина­че толь­ко vpn помо­жет искать вновь и вновь.

Что дальше?

Несмот­ря на то, что Интер­нет посто­ян­но меня­ет­ся, вво­дят­ся новые алго­рит­мы, филь­тры, пра­ви­ла обра­бот­ки дан­ных, инфор­ма­ция все так же нуж­на. Ее ищут, ею делят­ся, ее созда­ют. Выде­лен­ные опи­са­ния – доволь­но узкая сфе­ра поис­ко­вой опти­ми­за­ции сай­та, но, как види­те, у нее свои пре­иму­ще­ства. Одна нуле­вая пози­ция чего сто­ит! И это хоро­ший сти­мул для опти­ми­за­ции тек­стов на сай­те или созда­ния ново­го каче­ствен­но­го кон­тен­та.

Ито­га как тако­во­го не будет, пото­му что итог – это ваши тек­сты и резуль­та­ты поис­ка для ваших кли­ен­тов. Если есть тек­сты и имен­но они пока­зы­ва­ют­ся чело­ве­ку при поис­ке, зна­чит, все полу­ча­ет­ся.

Поде­ли­тесь вашим опы­том поис­ко­вой опти­ми­за­ции тек­стов – что полу­чи­лось, а в чем нуж­на помощь? И пом­ним про плат­фор­му it-волон­тёр – зада­чи по SEO там пери­о­ди­че­ски появ­ля­ют­ся.

Еще по теме