Козленок на инвалидной коляске: как инклюзивные мультфильмы меняют общество

Инклюзивные мультфильмы рассказывают детям, какими разными могут быть люди. Кадр из мультфильма «Волк наоборот».

Как с помощью анимации можно рассказать детям о многообразии общества.

В России создают мультсериал «Волк наоборот» про козленка на инвалидной коляске. Его производством занимается творческая студия DiversityStudio, которая появилась в 2019 году. Зачем нужен такой персонаж и как поменялось отношение к людям с инвалидностью, Светлана Павликова, независимый журналист, поговорила с Ксенией Рейцен, консультантом проекта и психологом Центра лечебной педагогики «Особое детство».

24 серии с озвучкой Чулпан Хаматовой и Константином Хабенским

Один из главных героев мультсериала – козленок Финик, который передвигается на коляске. Но его не выделяют среди остальных персонажей, а сюжет не выстроен вокруг его особенности. В мультфильме есть разные герои и сюжетные линии. «Волк наоборот» – это первый проект начинающей анимационной студии DiversityStudio, которая будет затрагивать и тему инклюзии. 

Роли в мультфильме озвучивали Чулпан Хаматова, Антон Комолов, Константин Хабенский. Всего планируют выпустить 24 серии, показывать мультфильм будут на детских телеканалах и в онлайн-кинотеатрах как на русском, так и на английском языке. Трейлер сериала вышел в декабре 2019-го. Сейчас DiversityStudio старается привлечь инвесторов, а также планирует запустить фандрайзинг для дальнейшего развития своих проектов.  

Ксения Рейцен, психолог Центра лечебной педагогики, которая консультировала создателей мультфильма, объясняет: «Это мультфильм не про занятия или реабилитацию, это мультфильм про жизнь. Семья и друзья Финика относятся к нему, как к такому же ребенку, как, например, его брат или сестра. Конечно, они учитывают его сложности. Придумывают, как сделать так, чтобы он мог получать те же ощущения, те же эмоции, то же общение, что и они. Несмотря на то, что ему тяжелее делать что-то, а некоторые вещи он не может делать вообще».

Подобный подход используется в Центре лечебной педагогики и близок его сотрудникам. Поэтому центр и стал сотрудничать с DiversityStudio, выпускающей «Волка». В «Особом детстве» считают, что нужно как можно больше рассказывать о людях с нарушениями развития. Только тогда они и их близкие смогут жить обычной жизнью. К сожалению, в России о них пока мало знают. И мультфильм, в котором есть подобный герой, поможет изменить ситуацию.

С подачи специалистов Центра Финик использует несколько жестов языка Макатон. Это специальная программа дополнительной коммуникации, в которой используются жесты, символы и привычная нам речь. В России она появилась с конца 2008 года. Макатон помогает общаться людям, которым сложно это делать обычным способом. В организации надеются, что в следующих сериях макатонские жесты также будут использоваться и больше людей узнают о том, что такая программа существует.

Анимация – повод к диалогу

По мнению Ксении Рейцен, «Волк наоборот» будет интересен не только семьям, в которых есть ребенок с инвалидностью. «Важно, как мультфильм снят, какой сюжет, картинка, как это все нарисовано, какая музыка, кто озвучивает. А также вызывают ли герои сочувствие, или интерес. И становится совершенно не важно, есть у них физические особенности или нет. Мультипликация такой отличный жанр: если это классно сделано, то интересно смотреть всем. Здесь мы полностью совпадаем с автором идеи Евгением Поташником и режиссером анимации Ириной Эльшанской. Они считают, что именно через анимацию можно доступно рассказать детям о многообразии общества, в том числе и о людях с инвалидностью», – уверена Ксения Рейцен. 

Бабушка главного героя далека от стереотипов. Кадр из мультфильма «Волк наоборот».

Взрослым может быть полезно и интересно посмотреть этот мультфильм вместе с детьми. А потом его обсудить, поговорить о том, какие разные ситуации бывают в жизни. Про подростков сказать сложнее, но, возможно, их зацепит боевая бабушка главного героя, которая далека от стереотипов – она не вяжет носки и не печет пироги. 

На вопрос, зачем делать отдельный инклюзивный мультсериал, Ксения отвечает просто: «Мне кажется, чем больше будет разного, тем лучше. Здорово, что есть мультфильм, в котором главный герой такой, но это не самоцель. Если когда-нибудь в обычных мультфильмах и мультсериалах станут появляться какие-то дополнительные герои с особенностями здоровья, это тоже будет замечательно». 

Люди без обобщений

Инклюзия – это всегда двусторонний процесс. Ксения Рейцен приводит в пример отношение к людям с синдромом Дауна: «Центру уже 30 лет, я пришла работать 15 лет назад. Тогда людей с синдромом Дауна почти совсем не было видно ни в каком общественном пространстве. Сейчас люди с синдромом Дауна в больших городах не пугают других людей. Такое же отношение может быть и ко всем, у кого есть особенности развития. Общество будет принимать их без жалости, без высокомерия, без ощущения, что вот это «больной» человек, человек, которого нужно пожалеть».

При этом, говоря об инклюзии, все-таки невозможно делать обобщения. У всех людей с инвалидностью есть свои особенности. Единственное, что объединяет всех, – одинаковые права. «Никакой диагноз не должны быть основанием, чтобы у человека были нарушены его права и у него было меньше возможностей, чем у других. На этом уровне можно как угодно обобщать. А дальше есть огромное количество деталей, которые ценны, потому что люди разные, и это тоже хорошо», – объясняет Ксения Рейцен.

Козленок Финик передвигается на коляске, но его не выделяют среди остальных персонажей. Кадр из мультфильма «Волк наоборот».

Готовы ли сами люди с инвалидностью быть в обществе? Психолог считает, что этот вопрос можно адресовать любому взрослому человеку. Все зависит от воспитания, от того, как у него складывались отношения с родителями, насколько они были сконцентрированы на том, чтобы ребенок рос самостоятельным. 

«Мне кажется, многие могут вспомнить огромное количество своих взрослых знакомых, у которых не было особенностей здоровья. А при этом они жили достаточно инфантильно, когда родители принимали за них решение, или родители несли какую-то ответственность. Но для людей с инвалидностью это более тяжелый процесс, потому что у них может быть в начале пути меньше возможностей и для самостоятельной жизни». Ксения Рейцен.

В Центре лечебной педагогики очень большое внимание уделяется как раз таким вещам. Есть тренировочная квартира, чтобы люди с инвалидностью учились жить отдельно. Также центр работает с семьями, есть родительские группы, участники которых могут обсудить волнующие их вопросы. Например, как они хотят, чтобы была устроена жизнь их выросших детей, чего они действительно хотят для своих детей. 

Еще по теме

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.