Инструменты свободы слова: пиши анонимно, используй Tor

В Сети можно достичь некоторого уровня анонимности. Иногда это жизненно необходимо.

В 2019 году российские охранительные органы пришли к выводу, что блокировать неугодные веб-ресурсы недостаточно. Выгоднее и больнее собирать штрафы с авторов публикаций.

Поговорим о том, что в этих условиях способны дать анонимность и сеть Tor в частности гражданскому активисту, журналисту и просто человеку, который публикует что-то в Интернете. 

Как и чем вы рискуете

Сегодня пострадать может всякий, кто активно пишет в Сети. Например, если вы «злоупотребляли свободой массовой информации», вашему кошельку предстоит похудеть минимум на 30 тысяч рублей (статья 13.15 КоАП РФ). Публично распространяете «заведомо ложную» информацию о пандемии коронавируса или о методах, которыми с ним борется государство? Рискуете навлечь на себя более серьезное наказание по новой статье 207.1 УК РФ.

Псковский блогер Николай Кузьмин решил привлечь внимание людей к проблеме возможной нехватки медицинского оборудования в местной больнице. Против него возбудили административное дело. Зоозащитницу из Липецка Екатерину Бильбао оштрафовали за инициативу о сборе денег в помощь местным врачам.

Вас также могут наказать за:

  • комментирование видео с росгвардейцами (дело Сычева, Воронеж);
  • публикацию на языке коми (интернет-журнал «7×7»);
  • интервью со сторонником легализации наркотиков (тоже «7х7»);
  • брань в адрес президента (дело Шадрина, Вологодская область);
  • рисунки обнаженных людей (дело трансгендера Мишель, Брянск);
  • ролик с неуважительным танцем (дело Червяковой, тоже Брянск).

Челябинский активист Сергей Белогорохов написал о ямах на асфальте, связал их со взрывами на соседнем угольном разрезе и был наказан штрафом 40 тысяч рублей

Общественная организация «Роскомсвобода» ведет мониторинг наказаний за онлайновые публикации. По данным активистов в 2019 году было возбуждено 121 уголовное дело за публикации.

Не только правозащитники, активисты-экологи и журналисты сегодня находятся в зоне риска. Пострадать может всякий, кто делает публикации в сети, будь ты оперный певец из Осетии или архангельская пенсионерка. Опасной для современного блогера может оказаться связь с «нежелательными организациями» и «иностранными агентами». Несколько человек пострадали за комментарии о террористических актах («публичное оправдание терроризма»).

Религия, Великая Отечественная война, ЛГБТ-тематика – воды, плавание в которых требует от интернет-автора особой осторожности. Только по статье о «неуважении к власти» за первый год ее действия в России было собрано штрафов на общую сумму 1.6 миллиона рублей. Есть, правда, и хорошая новость в этой цепочке человеческих бед: прекратился поток административных дел о публикации изображения свастики.

Как это всегда бывает с наказаниями за слова и мысли, «под раздачу» попадают люди, которые открывают для себя острые, социально значимые темы и пытаются самостоятельно в них разобраться. 

Мне Tor пригодился для участия в общественной кампании противодействия ядерному оружию. У нас это довольно рискованно, так что Tor был незаменим.

(анонимно, с сайта torproject.org)

Помимо государства, в качестве источников угроз могут выступать разные «кибердружины», радикально-экстремистские сообщества, отдельные озабоченные граждане и просто нездоровые люди.

На сайте Теплицы я уже рассказывал о доксинге – умышленном «сливе» в публичное пространство чьих-либо персональных данных с целью возбудить кампанию преследования человека. Если вы «разоблачитель» (англ. whistleblower, человек, который обнародует социально значимую информацию, державшуюся в секрете в ущерб интересам общества), вашим преследователем может оказаться, например, местный бизнесмен, грубо нарушивший экологические нормы; или криминальное сообщество, чьи темные дела вам удалось вытащить на поверхность.

Есть ли вообще анонимность в Интернете?

В кинокартине «Новичок» герой Чарли Шина, полицейский-новобранец, попал под начало матерого копа (Клинт Иствуд). Отец новичка попросил ветерана позаботиться о сыне – обеспечить тому безопасность, дать гарантию, что «с мальчиком ничего не случится».

– Если вам нужна гарантия, – сурово процедил Иствуд, – купите тостер.

Безопасность не бывает стопроцентной и гарантированной. То же относится к онлайновой анонимности. Популярный слоган «В Интернете анонимности нет!» опирается на искусственную, выдуманную абсолютную анонимность. Эта фраза имеет ту же глубину, что и заявление «нельзя быть любимым всеми». Это верно, кэп. Но можно постараться поддерживать хорошие отношения с большинством.

Сегодня технические возможности обеспечить определенный уровень своей анонимности у пользователя сети выше, чем 15 лет назад. Люди также стали более технически грамотными.

Под «определенным уровнем» я подразумеваю такую защиту, при которой человека нельзя идентифицировать в течение некоторого времени (возможно, длительного) с привлечением некоторых ресурсов (возможно, больших).

К примеру, если я оставлю сообщение на городском форуме под псевдонимом, для обычного посетителя этого форума я могу долго оставаться анонимным (пока сам не положу этому конец). Более усердный оппонент снизит «порог анонимности». Для этого ему нужно как минимум суметь извлечь информацию о моей личности, например, из опубликованных мною ранее фотографий. Спецслужбы при содействии администратора форума и провайдера Интернета в состоянии определить мой IP-адрес и, вероятно, вычислить тот компьютер, с которого я отправил сообщение. Против такой силы псевдоним не подействует, и с анонимностью придется попрощаться.

Команда разработчиков знаменитой шифровальной программы Truecrypt смогла работать анонимно на протяжении долгих десяти лет, с 2004 по 2014 год. Разработка Truecrypt прекратилась, по одной из версий, из-за угрозы утраты программистами анонимности под давлением спецслужб.

Я использовал Tor для расследования случаев политической слежки в нашей стране. Обнаружил три серьезных кейса за десятилетний период. Два случая «замяли», но с третьим удалось добиться результата. Правительство было вынуждено признать слежку.

(анонимно, с сайта torproject.org)

Как повысить шансы сохранить анонимность

Можно полностью перестать писать в социальные сети и блоги. Такое решение, вероятно, будет самым простым, если вы и «в мирной жизни» не увлекались сочинением и комментированием. Иногда это может понадобиться, хотя бы временно, если коллегам и друзьям приходится буквально эвакуировать автора публикаций в более безопасное место (страну). Для правозащитников такую экстренную помощь иногда оказывает, в частности, Тбилисский шелтер. Также большую помощь правозащитным активистам оказывает Front Line Defenders.

Иногда лучше избегать в публикациях определенных тем. Например, таких, которые способны подвести вас под ответственность за распространение «коронавирусных фейков». Медиаюристы Центра защиты прав СМИ помогают журналистам и блогерам не запутаться в деталях современного законотворчества и правоприменительной практики.

Что относится к коронавирусным фейкам
Что может быть отнесено к «коронавирусным фейкам», исходя из складывающейся юридической практики. Фрагмент вебинара Галины Араповой, директора Центра защиты прав СМИ.

Если уж вы публикуете комментарий по какому-либо острому вопросу, некоторые юристы советуют подстраховаться и явным образом указывать, что шутка – это шутка.

Пользователям при публикации тех или иных постов и комментов в соцсетях, судя по всему, надо чаще указывать дисклеймер, либо о том, что это шутка, либо что материал представляет личное мнение автора.

Саркис Дарбинян, адвокат «Центра цифровых прав».

Использование псевдонима вместо реального имени – тоже неплохая мысль. Скорее всего, выступая под псевдонимом, вы не обретете славу топового блогера. Но если вы ставите перед собой задачу донести до общества важные факты, например, о нарушениях прав человека, это вариант.

В моем списке рекомендаций по безопасности в соцсетях первое место занимает совет не публиковать избыточные данные о себе.

Решения могут быть не только организационными и юридическими, но и техническими. Как журналист защищает свои источники, так и блогер может защитить себя от необоснованных репрессий, если обеспечит достаточный уровень своей анонимности в сети.

Техническими средствами можно добиться неплохого уровня анонимности. Избегайте связывать аккаунты. Минимизируйте свой цифровой след. Используйте режим «инкогнито» (режим приватного окна). Могут пригодиться расширения вроде Privacy Badger, они помогают избавляться от трекеров. Установка браузера Brave вместо Chrome – шаг вперед. 

В технологии VPN трафик проходит через сервер-посредник. На участке от вашего компьютера до этого сервера данные шифруются. Ваш запрос к тому или иному сайту совершается с IP-адреса посредника. Связать этот IP-адрес и ваш компьютер может владелец VPN-сервиса, но не владелец сайта, где вы публикуете статью.

Не забывайте, что анонимность – больше, чем только в Интернете. Если вы повсюду расплачиваетесь кредитной карточкой, вряд ли можно всерьез рассчитывать на анонимность.

Живу в Иране. Использую Tor для обхода цензуры. Иногда правительство закручивает гайки, другие средства могут не работать. Tor с маскировкой трафика остается единственным решением. Благодаря Tor я могу заходить на Youtube, Twitter и множество других сайтов. 

(анонимно, с сайта torproject.org)

«Луковый» маршрут

Если владелец VPN с готовностью откликается на просьбы властей и предоставляет информацию о клиентах, ведет подробные записи о сеансах связи (логи), допускает утечку этих данных или их обработку в маркетинговых целях, об анонимности можно забыть и подавно.

Задачу сохранения анонимности онлайн решает Tor (The Onion Router, буквально – «луковый маршрутизатор»). В этой сети трафик «путешествует» по цепочке произвольно выбранных серверов-посредников в разных странах. Серверы поддерживаются волонтерами. На каждом этапе трафик шифруется. Такая структура напоминает многослойную луковицу. Ни один узел не знает одновременно и отправителя, и адресата.

Помимо своей основной функции – обеспечения анонимности, Tor позволяет обходить фильтры в тех сообществах и странах, где цензура препятствует доступу к онлайновым ресурсам.

Примерно с 2007 года я не могу пользоваться нормальным Интернетом в Китае без Tor Browser.

(анонимно, с сайта torproject.org)

Tor Browser 

Теплица рассказывала о Tor Browser в статье 2013 года. С тех пор немало воды утекло, и Tor Browser заметно изменился: стал проще, дружелюбнее, быстрее.

Фактически Tor Browser – это браузер на основе Mozilla Firefox, «доработанный» для обеспечения вашей анонимности и приватности. Скачать Tor Browser можно с официального сайта. Нехитрый процесс запуска описан здесь.

Tor Browser позволяет просматривать сайты точно так же, как и любой другой браузер. Кроме того, существует целая сеть ресурсов .onion. Ее называют «dark net», хотя лично я предпочитаю «deep web». Эти сайты «с повышенным уровнем анонимности» не видны обычным поисковым системам вроде Google и Яндекс. Чтобы просмотреть содержимое такого сайта, нужен Tor Browser. 

Некоторые люди задают вопросы о Tor, думая, что это «темная сеть». Onion-сервисы используются для публикаций данных с высокой степенью приватности и безопасности. Они не индексируются поисковыми системами. Вы не можете открыть такой сайт в обычном браузере. Если вы используете фразу «темная сеть» и полагаете, что все анонимные публикации – зло, вы очень сильно принижаете значение технологии, которая спасает жизни.

Стефани Энн Уайтед, директор по коммуникациям Tor Project (источник)

На иллюстрации ниже вы можете видеть окно Tor Browser. Сайт 2ip.ru отображает IP-адрес клиента так, словно он находится в Соединенных Штатах (на самом деле в России). Можно видеть, что название компании-провайдера не опознается, а операционную систему сайт «угадал» как Windows 10 (на самом деле Linux). В правой части показана цепочка задействованных серверов сети Tor. Трафик между моим компьютером и веб-сайтом проходит через три произвольно выбранных узла в Германии, Финляндии, США. Эту цепочку можно при желании менять. Настройки самого Tor Browser позволяют регулировать уровень защиты (например, отключать JavaScript).

Tor Browser
Tor Browser

Браузер Brave, о котором я писал совсем недавно, содержит встроенный клиент Tor. Попроще Tor Browser, но базовую функциональность обеспечивает.

Серьезные журналистские коллективы могут использовать замечательный инструмент SecureDrop (мы уже рассказывали о нем). С его помощью редакция способна обеспечить безопасное получение информации от источников, желающих сохранять свою анонимность. Для этого SecureDrop должен быть настроен на редакционном сервере. Любой человек может открыть этот SecureDrop по ссылке в Tor Browser и «бросить» в открывшееся окно текст и/или файл, как в почтовый ящик. Более того, SecureDrop позволяет журналисту и его источнику обмениваться текстовыми сообщениями – на случай, если у редакции появятся вопросы, а у источника – новые сведения.

Легко догадаться, что просмотр сайтов в Tor Browser может потребовать больше времени, чем в «обычном» браузере. Это вызвано более сложным маршрутом трафика. Такова цена, которую мы платим за анонимность.

Использовать ли Tor постоянно? Или ограничиться случаями, когда особенно нужна анонимность? Это зависит от вашей модели угроз. Важно иметь этот полезный инструмент под рукой.

Я сотрудник полиции под прикрытием, внедрен в банду наркоторговцев в одной южноамериканской стране. Приходится много ездить. Я использую Tor, чтобы связываться со своими кураторами из полиции.

(анонимно, с сайта torproject.org)

Буду рад, если читатели поделятся собственным опытом использования Tor. 

P.S.

Пока готовилась эта статья, депутат партии «Единая Россия» Александр Хинштейн сообщил о своем новом законопроекте. По мнению депутата, штрафы за оскорбления в Интернете следует увеличить до 5-10 тысяч рублей (сейчас 1-3 тысячи рублей). Условие, что оскорбление должно быть выражено в неприличной форме, Хинштейн предложил дополнить словами «или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность».

Еще по теме