Хочу собрать деньги. Что делать?

Физические лица тоже могут собирать донаты, создавать организацию не обязательно. Фото Freepik.
Физические лица тоже могут собирать донаты, создавать организацию не обязательно. Фото Freepik.

Вы гражданский активист, художник, музыкант или просто эксперт в каком-то деле. И хотите собрать деньги на ваш новый проект. Конечно, вы не пойдете ради этого регистрировать организацию. Как физическим лицам можно собирать донаты и что при этом стоит учитывать, разбиралась журналист Теплицы Екатерина Ульянова. 

Как можно получать донаты? 

Личная карта

Гражданское законодательство РФ (п. 1 ст. 582 ГК РФ) разрешает перевод пожертвований между физическими лицами. Договор пожертвования – один из видов дарственной. Сделка может быть заключена как в устной, так и в письменной форме на усмотрение сторон. Исключение, если юридическое лицо жертвует дар стоимостью свыше трех тысяч рублей, тогда договор обязательно составляется в письменном виде.

При перечислении определенной суммы на расчетный счет физических лиц на благие дела в назначении платежа лучше указывать, что сумма перечисляется на конкретную цель, ради которой, собственно, сбор и объявлен. Например, если платеж предназначен для зооактивиста, можно указать, что перевод сделан на «ветеринарные препараты». Это полезно для обеих сторон. Благотворитель знает, на что он жертвует деньги, а благополучатель понимает, на какие цели ему сделали перевод.

Стоит отметить, что эти рекомендации относятся только к сборам донатов физическими лицами. «Теплица» и сообщество благотворительных организаций строго рекомендуют собирать средства на расчетные счета своей организации и не допускать сбор на личные банковские карты и электронные кошельки физических лиц. Это считается непрозрачной и порочной практикой.

Плагин «Лейка»

Плагин для WordPress «Лейка» – одна из главных и наиболее известных разработок Теплицы. С помощью «Лейки» можно собирать пожертвования на вашем сайте, управлять платежами, работать с донорами, аналитикой и получать детальную отчетность. «Лейка» создана в том числе и для физических лиц. 

В настройках плагина вам необходимо выбрать платежные системы, предназначенные для физических лиц. Например, Яндекс.Деньги. Подробную инструкцию, как это можно сделать, смотрите в скринкасте Вовы Ломова. И в целом советуем вам изучить онлайн-курс по работе с «Лейкой». 

Если у вас нет собственного сайта, вы можете создать под проект лендинг с помощью конструктора. Их много, и выбирать вы можете под свои запросы, например, Wix или uCoz. Теплица создала собственный бесплатный конструктор сайтов «Кандинский». В первую очередь, он предназначен для НКО, но воспользоваться им могут и активисты – готовые шаблоны можно адаптировать так, как нужно вам. 

Краудфандинг

Если у вас есть проект, на который нужна определенная сумма денег, например, вы хотите написать книгу или записать курс лекций и уверены, что он заинтересует широкую аудиторию, то можно запустить крауд-кампанию. Только стоит учитывать, что подготовка займет время. 

Команда краудфандинговой платформы Planeta.ru советует определиться с суммой сбора. Лучше, чтобы она была небольшой. Людей смущает слишком большая финансовая цель. Возникает ощущение недостижимости, потенциальные спонсоры думают, что проект провалится. 

Также нужно продумать вознаграждения – это то, что люди получают в обмен на свой перевод. Человеку может быть интересен сам проект, но спонсор пройдет мимо, если не найдет интересного для него вознаграждения. Или если все лоты стоят слишком дорого. Средний чек на Planeta.ru – 1500 рублей, на эту стоимость и надо ориентироваться. 

Вот несколько примеров успешных крауд-кампаний.

  • Вера Пахомова на Planeta.ru собирала средства на строительство московского стационара для птичьего приюта. Она зацепила аудиторию с помощью необычного контента и подачи. 
  • Дина Ваганова из Ижевска мечтала, что кто-нибудь организует приезд в ее родной город известных ученых, книгами которых она зачитывалась. Но таких людей не нашлось. Тогда Дина поняла, что придется самой браться за дело. Она пригласила в город популяризаторов, организовала их лекции с помощью краудфандинга и запустила лекторий «ProСветильник». 
  • Дмитрий Князев, дипломированный инструктор по дайвингу для людей с инвалидностью. А еще он стал автором и ментором 10 крауд-проектов с общей суммой сбора более 1,3 миллиона рублей.

Patreon

Так выглядит Patreon «Открытого пространства», коворкинга для гражданских активистов в Петербурге

Сервис помогает получать деньги авторам творческих произведений (видео, фото, изображений, музыки) от поклонников. Люди становятся «патронами» автора и разово или каждый месяц платят сумму, которую устанавливают сами. Основное отличие Patreon от краудфандинговых платформ – сервис поддерживает не определенный проект, а людей, которые что-то создают. 

По сути, благодаря Patreon авторы могут получать стабильный доход. Это особенно актуально для тех, кто работает над независимыми проектами. Но найти новых сторонников с помощью площадки будет непросто. Задача Patreon другая – дать вашей лояльной аудитории инструмент для перечисления денежных вознаграждений. То есть для того, чтобы успешно собирать деньги, у вас уже должна быть «теплая» аудитория, которая готова поддержать вас финансово. 

Донаты за трансляции

Слово «стрим» обычно ассоциируется с онлайн-играми. Но на самом деле это не так. Стрим – это онлайн-трансляция каких-либо действий в прямом эфире. Отнести к стримам можно все потоковое вещание в режиме реального времени: распаковка товаров, трансляция из путешествия и даже просто общение с аудиторией. 

Практически каждый второй активный пользователь Рунета смотрит стримы или стримит сам. Онлайн-трансляции в прямом эфире стали не просто развлечением, но и способом заработать. Поэтому если вы можете прочитать лекцию или нарисовать картину в прямом эфире, проведите стрим. Авторы трансляций могут зарабатывать на своих эфирах разными способами. Например, показывать рекламу или продавать подписку на канал. Но одним из основных способов заработка для стримера остаются донаты – денежные переводы, которые пользователи (донатеры) присылают автору в благодарность за создаваемый контент.

Собирать вознаграждения можно с помощью различных сервисов приемов донатов, например, DonationAlerts, Donate Pay или Qiwi Donate. Встроенная функция перевода пожертвований есть на YouTube – это суперчат, в котором зритель перечисляет деньги стримеру с сообщением. Правда, канал и ролики должны отвечать определенным требованиям площадки.

«ВКонтакте»

Социальная сеть также дает пользователям возможность собирать донты на конкретную цель. Если вы делитесь с подписчиками полезным контентом, не бойтесь попросить у них средства на развитие сообщества или другие задачи. Так что если у вас есть сообщество и аудитория готова вас поддержать, можете запускать сбор. Для этого вам нужно добавить приложение «Донаты» на страницу сообщества. Настроить под свои запросы виджет и страницы с оплатой, на которую будут переходить пользователи. 

Надо ли платить налоги? 

Многие платформы и платежные системы берут комиссии. Но нужно ли вам что-то платить, помимо этого? Пожертвования между физическими лицами регулируются Гражданским и Налоговым кодексами, а также разъяснениями Министерства финансов и Федеральной налоговой службы.

Пожертвование – это дарение вещи или права в общеполезных целях, об этом говорится в статье 582 Гражданского кодекса. Форма договора пожертвования регулируется ст. 574 ГК РФ. Сделка может быть заключена как в устной, так и в письменной форме на усмотрение сторон. По закону, когда сторонник переводит вам донат, вы заключаете устный договор дарения. Вы за это стороннику ничего не должны. Вам также не обязательно регистрировать ИП, подавать декларацию и платить налоги.

Доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не подлежат налогообложению. Об этом говорится в Налоговом кодексе РФ, в частности в пункте 18.1 статьи 217. То есть денежные пожертвования, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению НДФЛ независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи или близкими родственниками. Но закон запрещает давать за пожертвование что-то материальное, например, ссылку на ваш курс или памятку. Это может быть расценено как сделка.

«Пожертвование должно использоваться по определенному назначению. Например, я отправляю пожертвование Ивану Ивановичу Иванову в размере 3000 рублей на покупку лекарства. В данном случае требования законодательства соблюдены. Цель – общеполезная, пожертвование отправлено конкретному человеку. Если такое условие будет отсутствовать, то такое пожертвование гражданину будет считаться обычным дарением». Оксана Гордиенко, юрист

К сожалению, чаще всего именно ситуации со сбором пожертвований частными лицами вызывают наибольшие опасения. В соцсетях пользователи часто собирают на свои личные карточки и личные счета пожертвования, например, для помощи приютам или на лечение другого человека. Как раз в этих случаях закон требует регистрации фонда для сбора средств. В противном случае те, кто отправляет денежные средства, рискуют отправить их мошенникам. И тот, кто собирает, рискуют быть обвиненным в мошенничестве. 

Как продвигать сбор?

Разобраться с технической частью и запустить сбор несложно. Но все эти действия не будут иметь смысла, если вы не достигнете конечной цели – не соберете необходимую сумму. Прийти к нужному результату можно, только если вы будете заниматься продвижением вашего сбора. 

  • Самое первое и простое правило: если вы не расскажете о себе, никто не расскажет. Поэтому не бойтесь напоминать вашей аудитории о своем сборе средств. Как просить поддержки у людей и при этом вызывать уважение, а не жалость, советуем почитать в этой статье
  • Но чтобы просить поддержки, должны быть те, к кому вы можете обратиться. То есть ваши сторонники. Если у вас нет сформированного сообщества, готового перевести вам деньги и сделать репосты, рассказать о вашем проекте своим друзьям, сбор успешным не будет. Поработайте для начала над личным брендом, привлеките новых подписчиков в социальных сетях и уже потом начинайте сбор. И уже к лояльной публике присоединятся люди, которые о вас пока не слышали. 
  • Заранее подготовьте коммуникационную стратегию. Хорошо, если вы можете обратиться к лидерам мнений, селебрити или СМИ с просьбой поддержать ваш сбор. Но даже если такой вариант невозможен, это не значит, что ваши действия будут хаотичными. Составьте хотя бы примерный контент-план для ваших социальных сетей. Напоминать о сборе надо регулярно, но, помимо этого, надо выкладывать и другие посты, чтобы ваша лента не стала сплошным призывом о помощи. Делитесь с подписчиками успехами – сколько вы уже успели привлечь средств с их помощью и что смогли сделать на эту сумму. Подумайте, о чем вы будете писать, если сбор, наоборот, будет идти не очень активно. 
  • Помните, вам переводят донаты, потому что доверяют. Людям важно понимать, как идет проект. Рассказывайте спонсорам, на что были потрачены их средства. Нельзя держать аудиторию в незнании. Вполне вероятно, что люди, которые поддержали вас один раз, будут готовы сделать это еще. Но для этого у вас должны быть лояльные сторонники. Новости о том, как продвигаются ваши дела, – один из способов мотивировать людей.
  • Расставьте правильно акценты. Не говорите о том, что нуждаетесь в деньгах. Лучше расскажите сторонникам, зачем они вам нужны. Дайте им понять, что их донат поможет в успешном решении сложной и важной задачи. Люди быстрее вас поддержат, если будут чувствовать сопричастность и понимать, что их пожертвование приведет к какому-то результату. Также просить нужно аргументированно, обосновывая, почему вам необходима именно эта сумма. Продумайте все формулировки. 
  • Если у вас все-таки есть возможность обратиться к СМИ или блогерам, то всегда старайтесь думать, чем вы можете быть им интересны. Почему они должны откликнуться на ваш призыв. Маловероятно, что кто-то будет писать про ваш сбор напрямую. Но о нем могут рассказать, если он станет частью какого-либо полезного материала. Снимаете фильм о редких птицах? Предложите материал о десяти самых необычных птицах, которых можно встретить в городе, а в конце добавьте информацию о том, что весь материал будет в фильме, на который вы собираете средства.

А у вас был опыт сбора средств? Поделитесь с нами в комментариях, каким способом вы привлекали средства и какие выводы сделали?

Еще по теме