Как благотворительные фонды создали успешные фандрайзинговые it-решения и выиграли премию «Золотой кот»

Фото с церемонии вручения премии в 2017 году. Фото предоставлено пресс-службой Ассоциации фандрайзеров
Фото с церемонии вручения премии в 2017 году. Фото предоставлено пресс-службой Ассоциации фандрайзеров

Платформа для волонтерского фандрайзинга, пожертвования через приложение банка, онлайн-акция с элементами игры в поддержку детей с редкими генетическими заболеваниям – такие решения создали команды благотворительных фондов. Журналист Евгения Корытина специально для «Теплицы» рассказывает о трех лидерах в номинации «Лучшее использование цифровых технологий и фандрайзинге» всероссийской премии «Золотой Кот».

Ассоциация фандрайзеров вручает премию «Золотой Кот» за лучшие фандрайзинговые проекты уже в течение нескольких лет. В этом году «Теплица социальных технологий» выступила партнером номинации про цифровые технологии.

Платформа для волонтерского фандрайзинга фонда «Измени одну жизнь» 

Главная страница сайта «Хороший повод».

Команда фонда «Измени одну жизнь» победила в номинации «Лучшее использование цифровых технологий и фандрайзинговой деятельности» и создала платформу «Хороший повод».

«Мы решили создать собственную платформу, потому что, во-первых, в тот момент выбор сторонних платформ для волонтерского фандрайзинга был невелик, во-вторых, чужие платформы не делятся информацией о пользователях. А это очень ценная информация для построения коммуникации и долгосрочных отношений со сторонниками, а также для предоставления персональных отчетов по каждому пожертвованию», – рассказывает Екатерина Федосова, менеджер по развитию благотворительного фонда «Измени одну жизнь». 

Проект «Хороший повод» реализовывался в несколько этапов. Первая версия появилась в 2017 году, в ней использовался движок «Лейки». В 2019 году фонд силами собственной IT-команды из двух человек – Кирилла Лазарева и Александра Агапова – разработал собственный движок для платформы «Хороший повод» и полностью перешел на него. В плане технологий он был разработан с использованием архитектуры портала «Измени одну жизнь», где на фронте задействован Wordpress и Vue.js, а бэкенд работает на фреймворке Yii2. Также для удобства поиска и загрузки кампаний задействован поисковый движок Elasticsearch.

«Движок Лейки был не очень удобен конкретно для этого проекта, нам приходилось многие процессы делать вручную», – говорит Екатерина. Человек, который хотел создать событие-сбор в пользу фонда, должен был оставить заявку через специальную форму на сайте: указывал название кампании, текст обращения к друзьям, цель/сумму сбора. После чего сотрудники фонда «вбивали» эту информацию в систему и высылали пользователю ссылку на созданный сбор. Но так терялись пользователи, которые хотели начать сбор быстро и спонтанно, например, в воскресенье или ночью, – если сотрудники фонда не успевали отреагировать оперативно, то сбор для пользователя терял актуальность. 

Так выглядит виджет для сбора пожертвований.

Собственный движок позволил полностью автоматизировать этот процесс: пользователь заполняет форму на сайте и сразу же получает ссылку на событие, которой может поделиться в соцсетях. Кроме того, ему стал доступен личный кабинет, в котором можно редактировать событие или его описание – раньше это тоже делалось через сотрудников фонда, которым нужно было написать сообщение и попросить что-то исправить. Также мы настроили автоматические письма для организаторов и участников кампаний с новостями о кампании и отчетами. 

«Мы решили две задачи. Первая – удобство пользователей, вторая – разгрузить сотрудников. Нас не так уж много работает в фонде, свободные руки всегда нужны, – говорит Екатерина. – Мы по-прежнему имеем возможность контролировать то, что происходит на платформе, при необходимости исправить верстку (например, пользователь торопился и не поставил пробелы и абзацы) или опечатки. Также у нас есть возможность заблокировать событие, если оно не соответствует ценностям и правилам фонда, но пока нам ни разу не приходилось этого делать». 

«Мы отслеживаем, какое именно пожертвование куда было потрачено. Наш главный проект – создание видеоанкет для детей из детских домов. Мы можем проследить, на какую конкретно анкету пошло пожертвование с той или иной кампании, и в качестве отчета отправить пользователю именно ее. А если ребенок найдет семью, мы тоже сообщаем эту новость». Екатерина Федосова.

В дальнейшем «Измени одну жизнь» планирует разработать решение, которое можно было бы внедрять коллегам из благотворительного сектора. «Для этого нужно создавать отдельный продукт, который можно было бы использовать на сторонних сайтах», – говорит Екатерина. 

Тем, кто только начинает использовать технологию волонтерского фандрайзинга, «Измени одну жизнь» рекомендует все же на первом этапе пользоваться уже готовыми решениями или плагинами, которые можно встроить на сайт, или же сторонними платформами. Это даст возможность попробовать сам инструмент, понять его эффективность. А заниматься собственной разработкой стоит тогда, когда вы уже «упретесь» в потолок готовых решений. 

«Волонтерский фандрайзинг – это технология будущего. У фонда «Измени одну жизнь» получилась очень элегантная площадка, где использована простая и понятная механика взаимодействия с донорами. Кроме того, мы учли проработанность проекта с организационной точки зрения – автоматизацию процессов, сокращение человеческих затрат на обслуживание платформы», – говорит Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров. 

Онлайн-акция «Включите свет» фонда Ройзмана

Главная страница акции.

Цель акции «Включите свет» – собрать дорогие подарки (стоимостью свыше 15 тыс. рублей каждый) для детей с редкими генетическими заболеваниями и привлечь внимание к детской программе фонда. 

Технически акция была реализована так: на специально созданном сайте-лендинге изображен многоквартирный дом, в нем 56 темных окон, под каждым окном имя ребенка и его новогоднее желание. Пользователь мог выбрать окно, купить/оплатить соответствующий подарок, после чего в окне загорался свет и появлялся атрибут праздника – елка, гирлянда, Дед Мороз. Кроме того, можно было нажать на кнопку «Сделать пожертвование» и тем самым поддержать программу помощь детям целиком. 

«Мы сделали этот проект быстро и дешево – за месяц и потратили примерно 30 тысяч рублей, – делится генеральный директор Фонда Ройзмана Степан Чиганцев. – Основное внимание уделяли фронт-энду, то есть дизайну страницы и удобству пользователей. А вот бэк-энд у нас был проработан слабо, поэтому многое приходилось делать вручную». 

Окна «зажигались» сотрудниками фонда после того, как они получали подтверждение, что подарок действительно куплен, технически это делалось в один клик – менялась одна картинка на другую. Но сложности возникали из-за того, что к акции оказалось приковано даже больше внимания, чем планировалось. «Получалось так, что один и тот же подарок хотели купить или даже покупали разные люди, Тогда мы обсуждали с жертвователями возможность иначе распорядиться подарком – отдать другому ребенку, или оставить на будущее, потому что в течение года у наших подопечных есть дни рождения и другие праздники. Обычно все шли навстречу», – объясняет Степан. 

Так выглядит виджет для сбора пожертвований.

В результате акции «Включите свет» команда фонда Ройзмана собрала 450 тысяч рублей на детскую программу, и люди купили подарки детям больше чем на 1 миллион рублей. В этом году акция будет другой «Каждый год мы стараемся придумывать что-то новенькое», – говорит Степан Чиганцев. По его словам, планируется больше внимания уделить бэк-энду, учесть опыт прошлого года. Он также подчеркивает, что многие из тех, кто пришел на сайт фонда через эту акцию, остались и теперь поддерживают проект регулярно. 

«Мы оценили интересную упаковку, геймификацию, легкость производства, использования и тиражирования проекта. Акция позволяет собрать не только деньги, но и пользовательские данные, а значит, подрастает донорская база, становится больше людей, которые готовы помогать фонду на постоянной основе», – объясняет высокую оценку Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров. 

Прием пожертвований в фонд «Арифметика добра» через приложение банка

В 2019 году у клиентов Московского кредитного банка (МКБ) появилась возможность сделать пожертвование в фонд «Арифметика добра» прямо из мобильного приложения. Причем перевести можно было как деньги, так и бонусы, накопленные клиентом в рамках кэшбека. Бонусы переводились в фонд по курсу 1 балл = 1 рубль. 

Работа над проектом длилась почти три года. «Мы много времени потратили на то, чтобы разобраться с юридическими тонкостями. Во-первых, у банков и так масса ограничений, наложенных ЦБ. Во-вторых, есть свои требования к благотворительности и пожертвованиям на платформах Android и iOS», – объясняет Анастасия Ложкина, «Арифметика добра», консультант по фандрайзингу.  Сначала возможность сделать пожертвование появилась в приложении МКБ на Android, и только через год удалось преодолеть все сложности и удовлетворить требованиям iOS. 

С технической точки зрения работа над приложением велась IT-департаментом банка, «Арифметика добра» выступала как бы в роли внешнего заказчика. «Наша задача была продумать взаимодействие с пользователями – что и как им сказать, как сформулировать предложение, донести идею, но не перегрузить лишним. В итоге получилось очень компактно и встроиться в дизайн, и сделать емкий лаконичный посыл», – говорит Анастасия. 

В проекте все очень легко и удобно для донора, но, к сожалению, это замкнутая система – то есть фонд имеет доступ к аудитории конкретного дружественного банка. Тиражировать или масштабировать такую технологию на другие проекты и фонды может быть очень сложно», – поясняет Ирина Меньшенина.

«Это модель для терпеливых, – соглашается Анастасия Ложкина, – но результат стоит того: сейчас до 60% пожертвований от клиентов МКБ в фонд «Арифметика добра» поступают именно через МКБ.Мобайл. Сделать пожертвования также можно через сайт банка».

В день вручения премии ассоциация фандрайзеров провела онлайн-дискуссию о том, как НКО выживать в эти непростые времена. Мы рекомендуем посмотреть ее в записи.

Еще по теме