7 стратегий, как проводить онлайн-исследования в условиях пандемии и после

Как собирать данные? Идеи социолога Наталии Фреик.

Многие задаются вопросами: как проводить исследования? как собирать данные от партнеров и благополучателей во время самоизоляции и социального дистанцирования?

Социальные науки предлагают множество вариантов бесконтактных методов сбора данных. Например, исследовательница из Австралии Дебора Луптон создала открытый документ, куда собрала всевозможные методы сбора данных во время пандемии.

Я предлагаю рассмотреть несколько методов из подборки Деборы применительно к социальным проектам. Я выбрала не только наиболее популярные, но и пока еще редкие способы проведения исследований и оценки. Последние могут быть полезны как сейчас, так после окончания карантина.

Кроме того, знание таких методов – это широкое поле для вдохновения и креативности. Ряд идей можно использовать для сбора данных в труднодоступных местах или для изучения чувствительных тем, для привлечения внимания к социальной проблеме и достигнутым результатам.

Основные стратегии

  1. Замена офлайн-формата на онлайн.
  2. Фокус на преимуществах онлайн-формата.
  3. Использование онлайн-инфраструктуры.
  4. Применение менее популярных методов.
  5. Методы «Большого Брата».
  6. Использование уже имеющихся данных и аналитики.
  7. Организация обсуждений команды, мозговые штурмы.

Давайте рассмотрим каждую из этих стратегий подробнее.

Стратегия 1: замена офлайн-формата на онлайн

Самый распространенный вариант – максимальный перевод в онлайн тех методов сбора данных, которые раньше собирались лично. Все то же самое, только вместо обычных опросов и интервью – онлайн-опросы и онлайн-интервью.

Благо, эти методы были популярны и ранее. Есть много бесплатных платформ, облегчающих проведение онлайн-опросов и последующую обработку данных, например, Google-формы, SurveyMonkey, Анкетолог. Для проведения онлайн-интервью используют популярные платформы и мессенджеры для онлайн-звонков и видеосвязи. Например, Skype, Zoom, WhatsApp, Viber, Webex, Google Meet.

Чуть сложнее, но пытаются проводить дистанционно и фокус-группы, а также другие групповые обсуждения и креативные сессии. Например, сессии LEGO Serious Play или дизайн-мышления.

Проведение сессии Lego Serious Play в формате онлайн.
Изображение с сайта www.serious.global/de/Blog

Стратегия 2: фокус на преимуществах онлайн-формата

Для кого-то переход в онлайн – это временная замена очных форматов. Но кто-то планирует использовать их и в будущем. Это связано с тем, что у онлайн-форматов есть не только ограничения, но и свои преимущества.

Так, в онлайн можно проводить «асинхронные» интервью или фокус-группы. Асинхронность в том, что ответы на вопросы участники формулируют не в режиме реального времени, а тогда, когда им удобно.

После проведения такой фокус-группы в формате онлайн, участников могут попросить заполнить короткую онлайн-анкету и прислать ссылку на подарок от партнеров. Например, ваучер, код или ссылка на получение скидки или бесплатной услуги.

Стратегия 3: использование онлайн-инфраструктуры

«Секретные» группы

Под цели исследования создается специальная «секретная» группа в социальной сети, куда можно попасть только по приглашению. В течение пары недель исследователи регулярно делают в группе посты по изучаемой теме, а участники естественным образом реагируют лайками или комментариями.

Такие группы особенно интересны для проведения исследований в очень узкой или закрытой группе. Например, аудитория организации, занимающейся проблемой конкретного редкого заболевания.

Доски обсуждений

Есть много платформ и приложений, на которых возможна организация модерируемого группового обсуждения по заданной теме. Например, доски обсуждений на Xoyondo.

Можно использовать и более привычные подручные средства. В этом случае будет уже не доска, а группа для обсуждений — в WhatsApp, мессенджере Facebook, Slack. Выбор платформы зависит от того, какая более привычна участникам.

Стратегия 4: применение менее популярных методов

Ранее в основном проводили опросы, интервью и фокус-группы. Теперь растет интерес к менее популярным источникам и методам. В основном это более широкое использование креативных и партисипаторных методов (то есть подразумевающих более активное вовлечение участников на всех этапах, совместное со-творчество и со-участие).

Я предлагаю присмотреться к фотоинтервью, дневникам и методу «Закончи историю».

Фото-интервью

Суть фото-интервью (Photo-/VideoVoice) – сбор, обсуждение и анализ данных, представленных в виде фотографий, голосовых сообщений или видео. Как правило, участников просят выразить свое мнение, представить свое сообщество или проблему через визуальные средства.

Фотография из международного проекта The COVID-19 Visual Project. A Time of Distance. Это постоянно пополняющийся архив фото и видео, документирующий чрезвычайные условия жизни людей во время пандемии.
Из серии COndiVIDendo. Фото: Mattia Crocetti

Фото-интервью – гибкий метод на стыке журналистики и активизма, он может применяться в совершенно разных ситуациях:

  • Участники могут регулярно фиксировать данные о своей повседневной жизни, происходящих с ними событиях. Обычно с помощью собственных смартфонов. Исследователи могут задавать дополнительные вопросы или подсказки, попросить пояснить уже собранные данные.
  • Визуальные материалы, собранные участниками, часто используют в групповых обсуждениях, фокус-группах. В текущей ситуации обсуждение можно организовать и в онлайн-формате.
  • Метод позволяет вовлечь и самым непосредственным образом посмотреть на мир глазами представителей исключенных или уязвимых групп, людей с особыми потребностями. Например, фотографии, сделанные мигрантами, людьми с инвалидностью, с ментальными или физическими особенностями, перенесшими инсульт. Такой ракурс позволяет выявить скрытые проблемы, найти новые решения.
    Метод может дать «слово» и «бессловесным» участникам: через фотографии природы, животных, парализованных больных.
  • «Одна картинка стоит тысячи слов». Собранные материалы и истории в дальнейшем можно использовать в общественных кампаниях для продвижения проблемы. Или в коммуникациях с органами власти, чтобы лучше донести суть проблемы и достигнутые результаты. Это могут быть фото или видео вырубок лесов, территория до и после уборки мусора, дети-сироты до устройства в семью и после. Или просто фотографии, наглядно показывающие масштабы проблемы, цитаты, наблюдения «из первых уст», «мир глазами благополучателя».

Так, учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер использовала фотографии из психоневрологических интернатов (ПНИ) в своем докладе на заседании Совета по правам человека, посвященном ситуации в ПНИ. В Совете заявили, что ее доклад стал «одним из самых впечатляющих», «психологическим ударом».

Другой пример – применение фото-интервью в исследовании по теме СПИД. ВИЧ-позитивные люди рассказали о личном опыте стигматизации, сделав фотографии, визуально отражающие этот опыт. Все снимки сопровождались комментариями: что они значат для участников и какие ассоциации вызывают.

Дневники

Метод, когда участников просят вести дневник или журнал наблюдений. Современные технологии позволяют вести дневники на специальных онлайн-платформах или мобильных приложениях. Дневники могут использоваться как самостоятельный метод сбора данных или как дополнительный – к интервью или иным методам.

Ведение дневника может быть в свободной форме: «расскажите о сегодняшнем дне». Или по предложенной структуре, в формате анкеты с выбором вариантов из списка и развернутыми ответами. Могут быть и более сложные форматы, когда есть карточки с нескучными заданиями, альбомы с местами для вклеивания фотографий.

Ведение дневника не всегда предполагает только создание текста. В зависимости от типа участников и задачи это может быть запись голосовых сообщений, фотографии с пояснительными комментариями, коллажи с рисунками или вырезками из журналов.

Пример использования дневников – конкурс дневников приемных семей «Наши истории», организованный Фондом Тимченко. За три года собрано более 700 дневников, которые вели приемные родители, дети и выпускники приемных семей. Фонд планирует использовать эти дневники и в ходе лонгитюдного исследования благополучия детей из приемных семей.

«Жизнь человека». Автор: «Такие дела».

Дневники могут широко использоваться в коммуникациях и общественных кампаниях по привлечению внимания к проблеме. Пример – видеоблог «Жизнь человека», спецпроект онколога Андрея Павленко с «Такими делами».

Закончи историю

Суть метода «Закончи историю» (The Story Completion Method): участникам предлагается начало истории, жизненной ситуации с неким персонажем. Нужно продолжить эту историю, как стоит поступить, что сделать дальше. Затем участники совместно обсуждают подготовленные продолжения истории.

Метод можно использовать как в непосредственном контакте с участником, так и в онлайн-формате. Например, заполнить ответ через Google-форму или ответным письмом по электронной почте.

Полученные истории в дальнейшем анализируются, выявляются типичные сценарии, возможные решения, отношение к проблеме.

Собранные истории могут быть и источником новых идей, уточнения стратегии организации. Так, британские экологические организации ClientEarth и Possible разослали электронные письма своим членам. Просьба – рассказать, что стоит делать организации в новой ситуации пандемии. По сути, это также пример просьбы – «закончить историю». Для метода не нужно большого бюджета, но он помогает сохранять контакт со своими сторонниками, выявить новые идеи, понять ожидания. Конечно, это возможно только в том случае, если и до этого были выстроены отношения, сообщество.

Стратегия 5: методы «Большого Брата»

Это различные методы сбора данных, которые предполагают онлайн-наблюдение за изучаемыми людьми. Например, установка веб-камер в специально отведенных помещениях или дома у участников. Естественно, это предполагает предварительное информирование и согласие участников.

Или установка программ для учета и отслеживания рабочего времени сотрудников. Это особенно актуально с переводом сотрудников на «удаленку».

Или программы, отслеживающие поведение пользователей на сайте, – различные «тепловые карты».

Это может быть и анализ данных видеокамер для исследования аудитории музея. Благодаря анализу записей с камер наблюдения в государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина удалось определить, какие экспонаты пользуются интересом, сколько времени посетители проводят рядом с ними, какие залы популярны, а какие — почти не посещаются. Также удалось выяснить, где посетители теряются, куда нужно поставить дополнительные указатели и мультимедийные стойки.

«Тепловая карта» второго этажа ГМИИ им. А.С. Пушкина. 16:30, 11 августа 2016.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Стратегия 6: использование уже имеющихся данных и аналитики

Вполне возможно, не стоит собирать новые данные. Достаточно посмотреть на то, что уже есть или кем-то собрано. Анализ документов, сайтов организаций, публикаций в СМИ и профильных журналах, результатов научных исследований и опросов, законодательство, официальная статистика, массивы открытых данных. Так, Фонд общественного мнения (ФОМ) запустил спецпроект КоронаФОМ, на котором собирает большой массив данных и аналитики о жизни страны во время пандемии.

Изображение: КоронаФОМс сайта covid19.fom.ru

Ценный источник сведений – социальные медиа, где в режиме нон-стоп публикуются новости, а люди обмениваются мнениями и эмоциями. Специализированные агентства осуществляют мониторинг социальных сетей – количество, тональность, типы публикаций о той или иной организации, персоне, событии. В России такие услуги оказывают Медиалогия, Brand Analytics.

В последние годы исследовательские агентства строят аналитические системы, обеспечивающие глубокое понимание того, о чем говорят люди. Аналитика, совмещающая различные данные о пользователях. Например, информацию из профиля в социальной сети и потребительских предпочтениях.

Гораздо более «приземленные» исследования – анализ комментариев к постам организации в социальных сетях или к роликам в YouTube; анализ сообщений в профильных группах, ключевых публичных деятелей; формирование облака слов из имеющихся сообщений.

Анализ административных данных

С переходом всей деятельности организации в онлайн как никогда актуально выстроить процессы автоматического сбора и анализа административных данных.

Самый простой пример – мониторинг и подсчет поступающих запросов на услуги через заполнение заявки на Google-форме. Именно так поступило объединение журналистов «Синдикат-100», запустив проект «Скорая журналистская помощь» для мониторинга обеспеченности медиков средствами индивидуальной защиты.

Помимо прочего такие данные можно использовать в коммуникациях. Пример – открытый «Список памяти» врачей, медсестер, санитарок, лаборантов и других медицинских работников, погибших во время пандемии. Публикация такого списка помогает оценить масштабы пандемии в России, проводить сравнения с официальной статистикой, привлекать внимание СМИ и общественности.

Стратегия 7: организация обсуждений команды, мозговые штурмы

Данная стратегия предполагает организацию регулярных обсуждений внутри команды. Такие групповые встречи могут проходить и онлайн:

  • регулярно по времени – раз в неделю, месяц или другой период, по договоренности;
  • после окончания каждого значимого этапа проекта;
  • для разбора сложных случаев и ситуаций, неудач;
  • поиск и разработка стратегий, решений, как и куда двигаться дальше. Подобные мозговые штурмы могут использоваться и до, и во время, и после реализации проекта.

Члены команды открыто и честно делятся своими наблюдениями и выводами: что получилось / нет и почему; что происходило иначе, чем было задумано; что в будущем стоит делать иначе, что учесть.

Результаты обсуждения фиксируются в виде таблиц, схем или обычных текстовых файлов.

В бизнес-литературе можно встретить множество техник, как быстро и конструктивно подвести итоги, управлять знаниями. Эти техники используются и в оценке. Например, техника «разбор полета» (After Action Review) – групповое обсуждение, в ходе которого участники подводят итоги и извлекают уроки.

Не только возможности, но и новые риски

Большинство методов сбора, предполагающих непосредственное участие вашей аудитории в онлайн-формате, ставит множество дополнительных вопросов. Насколько условия и место жительства участников позволяют открыто и безопасно общаться с посторонними? Есть ли вообще у участников стабильный доступ к сети Интернет? Насколько «продвинута» ваша аудитория в цифровом плане? Как обеспечивается приватность, защита персональных данных участников? Как не нарушить закон при сборе данных о пользователях в социальных сетях?

Еще по теме