10 мифов авторского права

Старший юрист «Центр защиты прав СМИ» Светлана Кузеванова рассказала Теплице социальных технологий о самых распространенных мифах. Автор фото: Александра Григ

Как не нарушать авторские права, рассказала старший юрист «Центр защиты прав СМИ» Светлана Кузеванова

Практика по авторскому праву в России пока только формируется. Вокруг него все еще очень много мифов. Например, о том, что якобы все, что размещено в Интернете, можно использовать бесплатно, или о том, что указание ссылки на сайт, с которого было взято произведение, спасает от претензий. Старший юрист «Центр защиты прав СМИ» Светлана Кузеванова рассказала «Теплице социальных технологий» о самых распространенных мифах.

Миф № 1. Авторские права обязательно нужно регистрировать, нет регистрации – можно использовать без проблем

Согласно действующему законодательству регистрировать авторские права не нужно, они возникают уже по самому факту создания произведения: видео, фотографии, текста, картинки и так далее. 

Автором считается тот, кто указан в оригинале или экземпляре произведения в качестве автора, если не доказано иное. Именно у него нужно брать разрешение на использование, в некоторых случаях – у правообладателей. Эту информацию часто можно найти, например, на сайте, где размещено произведение. 

Миф № 2. Все, что опубликовано в Интернете, можно использовать без разрешения. Если автор выложил произведение в сеть, то он автоматически дал согласие

Все результаты творческого труда, вне зависимости от их качества и вашей оценки, являются объектами авторского права. Автор может делать с ними все что угодно: продать, отдать бесплатно, выложить в Интернет или вечно хранить в ящике письменного стола. Публикация, например, фотографии в социальной сети не дает никому права использовать ее без разрешения автора. 

Миф № 3. Я могу взять фотографию из сервиса Яндекс.Картинки, указать ссылку, и претензий не будет

Яндекс.Картинки (как и аналогичный сервис любого другого поисковика) – это сервис по поиску картинок в Интернете. Фотографии, которые находятся по поиску в нем, в большинстве своем защищены авторскими правами.  

«Это правило относится не только к поисковикам, но и ко всем сайтам в Интернете. К сожалению, многие берут фотографии или картинки в Интернете и просто указывают ссылку, но этого недостаточно. В большинстве случаев вам нужно связаться с автором снимка или с правообладателем и спросить его согласие на использование», – рассказала Светлана Кузеванова. 

Миф № 4. Для безопасного использования можно просто указать автора

Нет, этого недостаточно. Указание автора не спасает от нарушения авторских прав. Они нарушаются тогда, когда вы не спрашиваете согласия автора на публикацию произведения.  

Миф № 5. Авторские права нарушаются только тогда, когда произведение используют в коммерческих целях. А если просто для иллюстрации – ничего страшного 

Цель не играет никакой роли при оценке нарушения. На практике коммерческое использование влияет только на размер компенсации. 

«Одним из самых частых предметов судебного спора является как раз использование фотографий из Интернета в качестве иллюстраций к журналистским материалам или просто к статьям на сайтах. И ответчики в судах очень часто говорят, что они не сделали ничего плохого, потому что не зарабатывали на этом деньги. Однако эти доводы почти никак не влияют на решение суда, ведь цель не имеет решающего значения», – рассказала Светлана Кузеванова. 

Миф № 6. Если на фотографии нет копирайта, ее можно использовать свободно

Копирайт – это просто информационный знак, который говорит о том, кто является автором. При этом автор вправе не добавлять копирайт на свои произведения. Отсутствие этого знака не означает, что снимок не охраняется авторским правом. 

А вот удаление копирайта с иллюстрации или видео – отдельное нарушение авторского права. Создатель произведения вправе потребовать за это дополнительную компенсацию, которая может достигать 5 млн рублей. Причем эта компенсация возможна даже в том случае, если знак обрезал кто-то другой. Например, если кто-то украл фотографию, обрезал копирайт и выложил на свой сайт, с которого вы уже и взяли снимок, то автор может подать к вам иск о выплате компенсации за использование снимка без копирайта. 

Миф № 7. Если взять картинку и наложить на нее текст, то это уже новое произведение, а значит авторские права не нарушены 

Изменение произведения, например, кадрирование фотографии или наложение на нее текста или фильтра, – это тоже использование произведения. Так что согласие и на это брать придется. 

«Закон, с одной стороны, защищает право автора на неприкосновенность его произведения и запрещает каким-либо образом его изменять без согласия создателя. С другой стороны, изменение произведения, в результате которого создается другой творческий продукт, считается переработкой.  Это отдельный вид использования произведения.  И если вы решили взять какое-то произведение и создать с ним новое, то вам нужно получать на это письменное согласие автора», – Светлана Кузеванова. 

Миф № 8. А в случае с видео и аудио есть правило «15 секунд». 15 секунд всегда можно использовать без согласия! 

Никакого правила 15 секунд не существует. Вероятно этот миф появился из-за того, что одно из оснований для свободного использования – цитирование. Однако размер цитаты законом не определен. Поэтому в этом случае стоит руководствоваться не размером куска, который вы хотите взять, а тем, есть ли цель цитирования. Если она есть, то использовать можно как две секунды, так и произведение полностью, все зависит от цели использования цитаты. 

Миф № 9. Тексты вообще не защищаются авторскими правами

Текст – объект авторских прав. Но есть исключения. Статья 1259 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что объектами авторского права не являются «сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер», например, сообщения в новостях дня, программы телепередач, расписание автобусов и поездов и так далее. 

«Четких критериев «исключительно информационного характера» нет, а следовательно, в случае если будет спор, например, относительно пресс-релиза или журналистского материала, то суд сначала будет разбираться, является ли материал объектом авторского права, или нет, есть ли в тексте что-то помимо сообщения о новости, есть ли комментарии и авторская оценка», – сказала Светлана Кузеванова.

С уверенностью можно сказать только о том, что авторскими правами охраняются, например, аналитические статьи или репортажи. К примеру, текст, который вы сейчас читаете – точно объект авторских прав. 

Миф № 10. У нас на сайте не так много посетителей, автор и не узнает, что мы использовали его фотографию. А если увидит, то не докажет

Может быть, действительно не узнает: далеко не все нарушения отслеживаются авторами и доходят до суда. Но если вдруг автор все-таки обнаружит свое произведение, которое используется незаконно, у него есть несколько легких способов доказать свое авторство. Например, он может предоставить этот же снимок в большем разрешении, или аналогичные снимки, сделанные в том же месте, в то же время и с той же камеры. Доказательством может быть и более ранняя публикация этого снимка с копирайтом автора. 

Для справки

«Центр защиты прав СМИ» – экспертная организация, помогающая журналистам, блогерам, фотографам и СМИ в судах. Мы ведем консультации по вопросам медиаправа, а также проводим бесплатные тренинги и вебинары. В 2015 году Центр внесли в реестр некоммерческих организаций, которые выполняют функции иностранных агентов. 

Группа в Facebook

Проект во «ВКонтакте» «Правила выживания в сети».

Telegram: «Цифровое средневековье».

Еще по теме

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.