Не табу: как мы создали комиксы про насилие над детьми, и их увидели 250 тысяч человек

Young teacher with joyful kids isolated flat vector illustration. Cartoon happy children in kindergarten or school. Pedagogy and education concept

Опыт и рекомендации создателей комиксов о сексуальном насилии над детьми.

Содержание:

Материал обновлен в декабре 2021 года. Один из способов привлечь внимание людей к социальным проблемам – создать яркий визуальный образ. Поэтому Мария Костарева, редактор новостной группы «НКО-Урал«, и художник Константин Дубков решили нарисовать комиксы, чтобы рассказать о работе некоммерческих организаций. Своим опытом, как создать комиксы о сексуальном насилии над детьми и привлечь внимание к табуированной теме, они поделились с журналисткой Анастасией Серовой.

Что такое социальные комиксы 

Социальные комиксы – это визуальная история, которая помогает привлечь внимание общества к стигматизированным темам и проблемам. Например, есть социальные комиксы, которые поднимают тему ВИЧ или рассказывают о мусорном полигоне на станции Шиес. К этому формату художники обращаются, чтобы говорить о социальных проблемах с помощью ярких и понятных образов.

Константин Дубков. Автор фото: Олег Бондарев.

Константин Дубков. Автор фото: Олег Бондарев.

Но в большинстве иллюстрированных сюжетов авторы описывают только саму проблему или истории пострадавших. Мария с Константином решили создать социальные комиксы еще и о работе благотворительных фондов. Идея проекта – показать человеку, что он не один со своей проблемой. В любом городе есть некоммерческие организации, которые хотят и могут помочь.

Изображение – «Никто не говорит об этом».

«К сожалению, общество мало знает об НКО, а их повестка не всегда подходит для публикации в СМИ. Поэтому наши социальные комиксы – это новый способ рассказывать о некоммерческих организациях», — рассказывает Мария Костарева

Социальные комиксы о благотворительных фондах – это эффективный способ рассказать об НКО:

  • они легко и динамично рассказывают о командах социальных проектов и о людях, которым они помогают;
  • аудитория заодно узнает, как и чем помочь проекту, что особенно важно для НКО;
  • занимают мало времени у читателя. 
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Mariya-Kostareva-620x414.jpg
Мария Костарева. Автор фото: Олег Бондарев.

Сейчас на сайте команды можно просмотреть шесть проектов о некоммерческих организациях из регионов. Первый комикс «Никто не говорит об этом» команда создала в 2019 году для екатеринбургской НКО «Семья детям». Иллюстрированные рассказы стали частью выставки на тему профилактики сексуального насилия над детьми.

Как рассказать о насилии с помощью рисунков

Создавая комикс «Никто не говорит об этом», авторы поставили для себя непростую цель: рассказать о профилактике сексуальных домогательств к детям на языке комиксов. Эта тема практически под запретом, и ее сложно донести до широкой аудитории. 

Задачи были такими.

  • Рассказать о ситуациях, которые могут быть небезопасны для ребенка.
  • Дать в комиксе ясные и простые рекомендации по безопасности.
  • Нарисовать сюжеты без провоцирующих элементов, например, сцен домогательств или изображений наркотических веществ.
  • Рассказать истории без образов, которые могут вызвать «нездоровые реакции» и обвинения со стороны, например, православных активистов.
  • Сделать комиксы частью информационной кампании для продвижения проекта в СМИ.

Команда работала над проектом три месяца каждый день: много времени ушло на создание концепции комиксов. Эксперты не сразу придумали, как структурировать материал и подать его. Картинка сложилась только после того, как определили аудиторию – адресатами проекта стали дети и родители.

Адресатами комиксов стали дети и родители. Изображение – "Никто не говорит об этом".
Адресатами комиксов стали дети и родители. Изображение – «Никто не говорит об этом».

Для начала нужно было подобрать рекомендации по безопасному поведению для детей разных возрастов. С этим помогла эксперт Юлия Дерягина. Она практикующий психолог и работала с детьми, подвергшимися насилию. В основу рассказов для комиксов легли истории, с которыми Юлия сталкивалась во время работы руководителем «Телефона Доверия» и Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи. Коллективу проекта оставалось сделать из ее рассказов советы. Тогда и пришло время рисовать.

Несмотря на то, что Константин Дубков участвует в социальных проектах не в первый раз, в этот раз задача художника была сложнее: изобразить алкоголь, наркотики и сексуальные домогательства так, чтобы они не отпугивали читателей от комиксов. Например, образ насильника – очень сложная история для иллюстрации. На самой первой встрече команды Константин создал очень стереотипный образ насильника – он нарисовал мужчину в плаще и с голыми ногами. Но в итоге герой получился более метафорическим.

Создателям было важно сделать образы не стереотипными. Фото предоставлено спикерами.
Создателям было важно сделать образы не стереотипными. Фото предоставлено спикерами.

«В одном из сюжетов злодей, пристающий к девочке, карикатурен. Он гибок, как змей, окружает ее, но еще не касается, хотя намерение уже можно считать и достроить. Думаю, мне удалось избежать лишней дидактики», – комментирует Константин Дубков. Психологи, эксперты и участники выставки отметили, как тонко комиксист передал ощущения ребенка, пережившего подобные ситуации: вязкость, липкость, нарушение границ. 

В брошюрах и буклетах проекта есть дополнительные рекомендации для детей и родителей. Комиксы «Никто не говорит об этом» прошли и несколько внешних экспертиз. Мария встречалась с родителями, чтобы обсудить готовые рассказы и сценарии. Их отзывы, что это важная и актуальная тема, вдохновляли работать дальше. 

Какой был социальный эффект

Иллюстрированные рассказы стали частью выставки на тему профилактики сексуального насилия над детьми. Фото предоставлено спикерами.
Иллюстрированные рассказы стали частью выставки на тему профилактики сексуального насилия над детьми. Фото предоставлено спикерами.
  • Иллюстрированные рассказы стали первым этапом программы «Объединяя усилия в защите детей от сексуальной эксплуатации». Проект продлится до 2021 года и будет запущен в 7 регионах России. Организаторы также проведут тренинги и семинары для родителей и педагогов.
  • Выставку комиксов в Екатеринбурге «Никто не говорит об этом» посетили 250 тысяч человек.
  • Информацию разместили на сайте областного правительства.
  • Инфоповод подхватили соцсети и СМИ: более 20 региональных медиа написали о комиксах, которые рассказывают о работе НКО по профилактике сексуального насилия.
  • В Свердловской области напечатали 4 тысячи экземпляров комиксов и передали семьям, чтобы родители могли ознакомиться с проблемой. 
  • Сотрудники Комитета по здравоохранению в Ленинградской области переиздали иллюстрированные рассказы (тираж – 6 тысяч экземпляров), чтобы раздавать их на акциях.

Советы НКО, которые тоже хотят создать комиксы 

Соберите команду 

Кто должен входить в состав команды.

  • Эксперты. Это сотрудники НКО, задача которых – рассказать об их работе, об историях подопечных, сформулировать свои представления.
  • Комиксист. Должен принимать участие во встречах, обсуждениях в чатах, знать все спорные моменты. Но при этом важно не перегружать художника внутренними процессами, чтобы в голове осталось место для творчества. 
  • Сценарист. Он же координатор или коммуникатор, который поддерживает связь между участниками проекта и следит за сроками. Чтобы выполнять роль координатора, необходимо быть погруженным в тему и понимать специфику, в данном случае – благотворительности. С экспертами сценарист ищет сюжеты и образы к ним, выстраивает обсуждение так, чтобы создать необходимую атмосферу для художника.

Начните совместную работу

Изучите проект вместе с комиксистом и сценаристом, чтобы найти сюжеты и связать их в одну историю. Сценарист по результатам обсуждения делает наброски, которые нужно согласовать с экспертами. Далее идет совместная работа комиксиста и сценариста: сделать раскадровку карандашом. На этом этапе сценарист берет ответственность на себя и выступает от имени экспертов, параллельно консультируясь с кем-то из представителей организации. 

Важно, чтобы в комиксе была не нарушена логика повествования. Изображение – "Никто не говорит об этом".
Важно, чтобы в комиксе была не нарушена логика повествования. Изображение – «Никто не говорит об этом».

Следующий шаг – создание черно-белой демоверсии и обсуждение. НКО нужно проверять точность фраз, логику повествования, правильно ли изображен герой, советовать, какие детали добавить или убрать. 

«Это один из важнейших этапов в создании комиксов. Когда ситуация отрисована, она может выглядеть по-другому: вдруг становится явным то, что не было отражено в сценарии. И это нормально, ведь мы начинаем говорить о проекте на языке искусства. А освоить его на бегу невозможно». Мария Костарева

Изображение – «Никто не говорит об этом».

Только после этого комиксист раскрашивает изображения и отправляет на согласование экспертам. Скорее всего, вы снова столкнетесь с корректировками и дополнениями, но это необходимое изменение деталей: поменять цвет, переписать фразу.

Вовлекайте художника в процесс

Создателю рисунков нужно знать, как работают эксперты, над чем думают, в чем видят проблему. Комиксист может предложить визуальное решение, когда с этим не могут справиться другие участники проекта.

Изображение – «Никто не говорит об этом».

«Творческий процесс важен и для самой НКО: оторваться от рутины и посмотреть на свою деятельность с другого ракурса. Работа над проектом помогает увидеть достижения и успехи организации. Режим «совершил подвиг и пошел дальше» становится одной из причин выгорания в некоммерческом секторе. Работа над комиксами дает возможность по-другому взглянуть на свою работу, осознать ее уникальность». Мария Костарева

Поддерживайте постоянную связь с командой проекта

Для этого определите сотрудника от НКО, который будет коммуникатором внутри самой организации и сможет постоянно поддерживать связь с командой комиксов. Создайте рабочий чат и используйте его строго по назначению – для обсуждения комиксов и оперативного решения вопросов.

Проверяйте информацию

Уделяйте больше внимания текстам и изображениям. Просмотрите их и перепроверьте лишний раз, чтобы результат соответствовал специфике благотворительности. Слово может ранить и оттолкнуть или, что хуже, усугубить проблему, а не решить ее.

Занимайтесь продвижением 

Выкладывайте комиксы не только на собственных площадках. Рассказывайте СМИ о проекте, предлагайте готовые комиксы к публикации, чтобы распространить информацию.

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.