«Профессора не знали, где искать «корзину»: как преподаватель из Перми помог коллегам перейти в онлайн

Как низ­кая циф­ро­вая гра­мот­ность и сте­рео­ти­пы меша­ют пре­по­да­ва­те­лям.

Преподаватель – это больше не "говорящая голова" или единственный источник знаний. Теперь он скорее ментор, который может подсказать, где искать информацию, направить по верному пути. И особенно это стало понятно во время пандемии. Но вот готовы ли сами преподаватели к таким переменам и легко ли им побороть собственные стереотипы? Об этом Иван Печищев, медиатренер, преподаватель Пермского университета, рассказал журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой.

Пользователь как автор  

С переходом на самоизоляцию общество оказалось максимально погруженным в информационную среду. Если раньше кто-то только начинал пробовать работать в онлайне, то во время пандемии в Интернет переместилось все – общение, развлечения, работа. И в том числе, конечно, учеба. В начале самоизоляции в социальных сетях и медиа все время появлялись подборки с бесплатными курсами, книгами и уроками. Постепенно интерес к образовательным возможностям пошел на спад, стало понятно, что многим совмещать работу и учебу довольно сложно даже онлайн.

Но процесс уже был запущен. Самоизоляция подтолкнула экспертов на создание собственных информационных продуктов. "Каждый человек стал автором. Люди стали понимать, что выйти в онлайн просто. Нет никаких серьезных препятствий для того, чтобы создавать свои продукты: тексты, вебинары, курсы. И значит каждый эксперт в своей области может стать в какой-то степени преподавателем, поделиться своими знаниями. Это, наверное, в целом самый правильный подход к образованию для взрослых, когда люди делятся экспертностью. Иногда специальные педагогические навыки для этого даже не нужны", – говорит Иван Печищев. 

В итоге во время пандемии для многих экспертов сложился пазл: прикованные к экранам люди, доступ к бесплатным инструментам для трансляций, таким как Zoom или прямые эфиры Instagram, запрос на новые знания. Оказалось, что для запуска собственного информационного продукта достаточно лишь обладать коммуникабельностью. Конечно, такой низкий порог входа в образовательную сферу дал толчок и для появления разного рода мошенников – людей, которые создают информационные продукты, не обладая при этом достаточной экспертизой. Поэтому все информационные продукты Иван Печищев советует оценивать по нескольким параметрам: смотреть на спикера, его предыдущий опыт и достижения, а также изучать, на какие источники и исследования он опирается. 

"Мы вернулись к модели образования, которая была когда-то, например, в Древней Греции. Когда ученик беседует с учителем, они обсуждают какие-то вопросы, спорят. И поэтому при выборе, у кого учиться, я бы рекомендовал опираться на то, авторитетен ли этот эксперт для вас, или нет. Важно ли вам его мнение и хотели бы вы видеть этого человека своим учителем". Иван Печищев

От светоча к ментору 

Если делиться знаниями и создавать образовательные продукты стало так легко, то возникает вопрос: не утратят ли свое значение университеты? Не получится ли так, что онлайн-курсы начнут вытеснять высшее образование? Иван Печищев считает, что у вузов есть важное преимущество перед дистанционными программами. Учеба в университете формирует у студентов soft skills (гибкие, или мягкие, навыки. – Прим. ред). Коммуникация между студентами и преподавателями, публичные выступления и презентации – все это soft skills. И научиться мягким навыкам онлайн все еще довольно сложно.  

Пока конкуренция в области soft skills отсутствует, в сфере hard skills ("жесткие", или профессиональные, навыки. – Прим. ред) она действительно высока. "И тут вузы могут взять только системным подходом, когда одна дисциплина связана с другой, в рамках курса все предметы и знания переплетены. Отдельные онлайн-курсы таких возможностей не дают. Также обучение в университете переплетено с воспитанием. Все эти моменты важны, когда речь идет об образовании восемнадцатилетних студентов, а не взрослых", – рассуждает Иван Печищев. 

При этом эксперт считает, что практикующий бизнес-тренер или, например, медиаменеджер может может дать студентам намного больше полезной информации, чем преподаватель-теоретик. Это значит, что пришло время подумать о новой концепции образования. Когда преподаватель становится не просто "говорящей головой" и единственным источником знаний. Вместо этого он учит студентов работать с источниками, подсказывает им, где искать дополнительную информацию, какие курсы и лекции стоит посмотреть. 

"Мы с коллегами часто говорим о том, что преподаватель сейчас должен стать ментором или тьютором для своих студентов, проводником в знаниях. У ребят часто не хватает опыта, чтобы оценить источники информации. И нет ничего страшного, если преподаватель скажет, что он разбирается в теме недостаточно глубоко, но есть хороший вебинар или курс, которые стоит посмотреть. Подскажет, каким экспертам стоит доверять. Конечно, такая трансформация не всем дается легко. За много лет сложилась система, когда преподаватель – светоч знаний. Но времена меняются, нужно перестраиваться". Иван Печищев

Преподаватели без инструментов 

Такая трансформация – это долгий и постепенный процесс. С началом же самоизоляции времени на долгую перестройку не было. Многим преподавателям пришлось подстраиваться под новые условия на ходу. Далеко не всем это удалось сделать легко – сказались устоявшиеся привычки и неумение работать с онлайн-инструментами. Иван Печищев отмечает, что во время пандемии у его коллег часто было две стратегии проведения занятий. 

Иван Печищев считает, что пандемия изменит подход к высшему образованию. Фото со страницы эксперта в Facebook.
Иван Печищев считает, что пандемия изменит подход к высшему образованию. Автор фото: Юрий Фокин.

Кто-то пытался выстроить учебный процесс в онлайне точно так же, как в офлайне: составить расписание лекций, проводить трансляции в одном из сервисов для вебинаров, проверять посещаемость. Другие преподаватели ничего не проводили онлайн, но начали заваливать студентов письменными заданиями в намного большем объеме, чем до начала дистанционного обучения. Весь материал ученики должны были освоить самостоятельно. 

"Разумеется, обе эти стратегии одинаково тупиковые. Потому что просто все скопировать и перенести в онлайн невозможно и даже бессмысленно. И нужно искать золотую середину", – делится Иван Печищев. Еще до начала пандемии он сам стал практиковать смешанное обучение, когда помимо привычных лекций и семинаров используются разные цифровые ресурсы для обучения. Разработал также Иван и собственный дистанционный курс по мультимедийной журналистике. Поэтому ему было не сложно подстроиться под новые условия. 

Видя, что его коллегам намного сложнее разобраться с дистанционным обучением, он начал проводить вебинары для других преподавателей, делиться своим опытом. Иван говорит, что после его занятий многие меняли свой взгляд на онлайн-образование. Например, один профессор, доктор наук, сказал, что больше не будет просто читать лекции. Теперь он будет отправлять студентам презентации с необходимыми материалами, давать задания, а затем уже обсуждать пройденное во время онлайн-встреч. 

"Эти изменения должны были произойти давно, мы их с коллегами обсуждали. Но косность сознания и лень мешали серьезно перестроить процессы. Еще одно из препятствий – низкая цифровая грамотность. Давайте вспомним средний возраст преподавателей вузов, им сложно освоить новые инструменты. Например, были коллеги, которым я по телефону объяснял, где в компьютере находится «Корзина». Если человек не знает даже таких вещей, то о каких Google Документах или Zoom может идти речь?" Иван Печищев

Защита от списывания 

Еще один вызов онлайн-обучения – это проверка знаний. Недостаточно просто передать знания студентам, нужно проверить, как они усвоили материал. И на этом этапе преподаватели также столкнулись с новыми проблемами. По словам Ивана Печищева, с устной проверкой знаний сложности не возникло. Защищать курсовые или дипломы, отвечать на вопросы можно онлайн. Преподаватель видит студентов, видит, как они отвечают на вопросы. "Защищать свою работу в Интернете даже проще – легко показать на экране графики, видео или сайт", – добавляет эксперт. 

Намного сложнее обстоит дело с письменной проверкой знаний. Существуют системы прокторинга – наблюдения и контроля за дистанционными экзаменами. Система следит, как студент выполняет задание. Например, ученик не должен выходить из поля зрения веб-камеры. У студента также работает микрофон, и программа фиксирует посторонние шумы: если кто-то начнет подсказывать ответ за кадром, экзаменатору поступит соответствующий сигнал. Программное обеспечение подаст сигнал и в случае если студент переключился на другую вкладку. Дополнительно некоторые системы требуют, чтобы перед учеником был установлен его смартфон, тогда можно отследить попытки списать со "второго экрана". 

Иван Печищев со студентами. Фото: конкурс "Суперпервокурсник".
Иван Печищев со студентами и коллегами. Фото: конкурс "Суперпервокурсник".

Иван Печищев считает, что у систем прокторинга, несмотря на все положительные моменты, есть несколько существенных недостатков. Это платное программное обеспечение, а значит, оно просто недоступно некоторым учебным заведениям, не говоря уже об индивидуальных преподавателях. Система даже со всеми датчиками шума и движения не дает стопроцентной защиты от списывания. Кто-то может стоять, например, за компьютером ученика и давать подсказки.

Самый существенный минус – такие системы подразумевают, что у студента есть в наличии достаточно мощный компьютер, который потянет установку программы, оборудование и доступ к скоростному Интернету. Если у студента таких возможностей нет, он окажется в неравном положении со своими сокурсниками и просто не сдаст экзамен. Значит, система прокторинга ставит студентов в неравное положение. Тогда как считается, что один из главных плюсов онлайн-обучения – демократизация знаний, равный доступ к образовательным возможностям. Поэтому дистанционная письменная оценка знаний остается одной из задач, которая требует дополнительной проработки и новых решений. 

Цифровая реальность 

Несмотря на все сложности и вызовы, с которыми столкнулись преподаватели во время самоизоляции, Иван Печищев считает, что из опыта дистанционного образования его коллеги вынесут много полезного. Эксперт проводит параллель с тем, что происходило в медиа. "От газет журналистика постепенно переходила к онлайн-ресурсам и социальным сетям. И вот мы уже говорим студентам, что мультимедийные инструменты – такая же часть их будущей работы, как и написание текстов. Так же должно происходить и с цифровым образовательным контентом. Он должен стать не чем-то сверхъестественным, а обыденной вещью для преподавателей", – считает он. 

Конечно, для перехода на смешанное обучение преподавателям нужны дополнительные знания о цифровых инструментах и методиках обучения. Для обмена опытом между коллегами Иван Печищев создал АНО "Содружество преподавателей новых медиа" и Эдьютон – продвинутый методический семинар для преподавателей. Изначально планировалось, что аудиторией этих проектов станут преподаватели журналистики и новых медиа. Но сейчас Иван видит интерес и со стороны коллег, которые преподают другие дисциплины, – появилась потребность в обмене опытом и возник запрос на новые знания, которые помогут работать с цифровыми инструментами. 

"Я считаю, что будущее за обменом опытом, а не только за методическими материалами. У нас иногда стесняются говорить о своих ошибках, делиться тем, что не получилось. А это тоже важно, негативный опыт полезен тем, кто еще ничего не успел сделать. И если мы научимся вместе подключать цифровые технологии к образовательному процессу, в будущем мы сможем уже говорить и о персонализированном обучении, геймификации и других форматах". Иван Печищев

Сервисы, которые Иван Печищев использует для онлайн-обучения

  • Screencast-O-Matic. Сервис для создания скринкастов (видео с экрана) – это возможность создавать обучающие видео, демонстрируя презентацию, тексты, сайты на своем экране и комментируя их голосом. 
  • Google Classroom. Сервис для организации обучения. Сейчас доступен и для обычных пользователей. Позволяет создавать классы, добавлять в них пользователей, публиковать для них образовательный контент, назначать задания и проверять их.
  • Zoom. Сервис видеотрансляций, который довольно быстро набрал популярность в среде преподавателей. "Я работал в разных сервисах для проведения вебинаров, но сейчас выбираю Zoom по нескольким причинам. Он более приспособлен для диалога между участниками трансляции. Он настроен на демонстрацию экрана, а это развязывает мне руки: я могу показывать презентации, сайты, тексты без необходимости что-то куда-то загружать. Я могу быстро организовать командную работу в группах, включив сессионные залы", – делится Иван Печищев.
  • Miro. Сервис для совместной работы на огромной интерактивной доске. Отличное решение для удаленных команд и преподавателей. Имеет множество возможностей для визуализации идей и мозговых штурмов: «стикеры», шаблоны, инструменты для рисования. "Обязателен для творческих преподавателей", – считает эксперт.
  • Mentimeter. Сервис для проведения голосований и опросов. Простой в настройке, привлекательный визуально. В нем можно создать много вариантов вопросов. Участникам не нужно регистрироваться, нужно лишь пройти по ссылке с любого устройства.

Еще по теме