Мурчание в Сети: как фонд «РЭЙ» нашел новых доноров и дом для животных онлайн

Проект «Виртуальный хозяин» помог фонду привлечь новых сторонников и доноров

Каждый год весной в разных городах проходят благотворительные фестивали, на которых собаки и кошки из приютов ищут себе хозяев. Волонтеры и сотрудники фондов рассчитывают на такие мероприятия, ведь это одна из основных возможностей найти для животных новый дом. Но весной 2020 года в привычные планы организаций вмешалась пандемия. Массовые мероприятия оказались под запретом, провести фестивали было нельзя и пришлось искать новые решения.

Тогда команда фонда «РЭЙ» придумала и запустила проект «Виртуальный хозяин» – платформу, с помощью которой потенциальные хозяева могут познакомиться с кошками из приютов онлайн. Уже довольно скоро стало понятно, что проект оказался не просто временным решением на время пандемии. Благодаря платформе фонду удалось найти новых сторонников, которые подписались на рекуррентные платежи. Почему «Виртуальный хозяин» получил отклик у людей и стал для организации новым способом общения с донорами, журналисту Теплицы рассказала Лидия Кондрашова, специалист по внешним коммуникациям фонда «РЭЙ».

Пакеты дружбы

«Я Финик. И если ты мечтаешь об отличном коте, то это я. Фокус: умею сам заходить в переноску, и это еще не предел моих возможностей». Так начинается одна из анкет на главной странице проекта «Виртуальный хозяин». Здесь собраны коты и кошки, которые в данный момент ищут дом. Анкета – это фото и короткие описания от первого лица. В шутливой форме животные как будто сами рассказывают потенциальным хозяевам и попечителям о своем характере. Возникает ощущение личного общения и выбрать того, кому хочется помогать, становится намного проще. 

«Пакеты дружбы». Скриншот сервиса «Виртуальный хозяин».
«Пакеты дружбы». Скриншот сервиса «Виртуальный хозяин».

Сама механика очень простая. Человек заходит на сайт, решает, кого поддержать, заполняет небольшую анкету и выбирает один из четырех «Пакетов дружбы». Самый базовый – это пакет «Друг», когда два раза в неделю пользователь получает фотографии питомца и короткий рассказ о том, как у него дела. Делать пожертвование в фонд при этом не обязательно. 

Если пользователь готов перевести средства, можно стать «Лучшим другом» или «Виртуальным хозяином». В этом случае от кота или кошки будут приходить не только фотографии, но и видео-приветы. Или даже можно будет пообщаться с животным с помощью онлайн-звонка. Еще один пакет – «Настоящий хозяин» – создан для тех, кто хочет забрать животное домой. Эта опция включает в себя собеседование с куратором и полезные советы, как наладить контакт с питомцем. 

Кошка по переписке 

Изначально команда фонда «РЭЙ» создавала проект для того, чтобы животные могли найти хозяев онлайн во время самоизоляции. Уже после запуска оказалось, что сервис вызывает отклик и у тех, кто по разным причинам не может взять кота или кошку домой, но готов помогать и общаться дистанционно. Одной из первых пользовательниц стала женщина с нарушением зрения. Сотрудники фонда старались отправлять ей больше видео, чтобы она могла послушать, как кот мурлыкает. Родственники описывали ей фотографии. Так она втянулась в процесс общения. 

Многие из тех, кто впервые стал пользоваться «Виртуальным хозяином» в апреле 2020 года, подписались на рекуррентные платежи и продолжают «дружить» с животными. Ксения, одна из пользовательниц сервиса, уже несколько месяцев помогает коту Николасу. Она говорит, что сразу же решила присоединиться к проекту, как только о нем узнала, несмотря на то, что всегда больше любила собак. 

Анкеты животных. Скриншот сервиса «Виртуальный хозяин».
Анкеты животных. Скриншот сервиса «Виртуальный хозяин».

«Я подумала, почему нет, раз есть такая возможность помочь животным, да еще и подружиться с каким-то конкретным котом? Когда просматривала всех питомцев, то мне очень понравился Николас. Прямо очень сильно! Такой красивый кот. Поэтому я выбрала его и совсем не пожалела о своем решении. Мы до сих пор обмениваемся письмами и фотографиями. Лично мне этот проект очень помог психологически. Я студентка, дистанционное обучение давалось тяжело, это было даже морально трудно. Но фотографии Николаса и его поддержка раз в неделю не давали мне унывать, я продолжала стараться и отлично закончила учебный год», – делится она. 

Сотрудники фонда считают, что такого отклика удалось добиться благодаря тому, что с помощью сервиса они сумели ответить на запросы аудитории. Делая пожертвования в фонд, люди обычно также решают и какие-то свои внутренние задачи – сделать доброе дело, почувствовать себя лучше, увидеть, что твои деньги действительно что-то изменили. Общаясь напрямую с животными, пользователи видели, что их помощь важна, вовлекались в работу фонда и становились постоянными сторонниками. 

«Мы очень удивились! С помощью сервиса мы нашли новых единомышленников, с которыми у нас не было контакта. А те, кто уже раньше нам помогал, укрепили связь с фондом, в том числе подписались на рекурренты». 

Лидия Кондрашова

Продолжение с Марселем 

Планировалось, что проект будет запущен на время самоизоляции. Но несмотря на то, что многие ограничения уже сняты, сервис работает дальше. Интерес пользователей к «Виртуальному хозяину» не проходит. И пока есть отклик от аудитории, команда фонда не планирует закрывать проект. «Сложно спрогнозировать, что будет через год. Но сейчас мы видим, что наш сервис – хороший вариант для тех, кто не может приехать в приют, не может взять животное или еще сомневается, стоит ли это делать», – считает Лидия Кондрашова. 

Одна из пользовательниц сервиса, Валерия, которая дружит с кошкой Марисоль, говорит, что «Виртуальный хозяин» действительно помогает ей принять решение о том, стоит взять ли животное из приюта. «Проект – это достаточно интересный опыт для меня. Скажу честно, я решилась не сразу, так как не знала, как пойдет общение и получится ли. Я быстро теряю ко всему интерес. Но в этом случае я зря переживала, интерес растет все больше и больше. Я не жалею о дружбе с Марисоль и ее куратором. И пользу это принесло несомненно, что очень важно, и укрепило мое желание взять друга из приюта», – рассказывает Валерия. 

При этом команда фонда отмечает, что работа над «Виртуальным хозяином» отличается от более привычных офлайн-мероприятий. Сотрудники заранее все продумывают и организовывают, затем проходит само событие, после которого можно переключиться на другие задачи. Онлайн-сервис – это, напротив, ежедневная работа и постоянная связь с пользователями. Но несмотря на то, что проект требует постоянного внимания сотрудников, команде фонда удалось перераспределить нагрузку так, чтобы работа над «Виртуальным хозяином» не была в ущерб другим проектам. 

К тому же еще одно важное отличие сервиса от разовых мероприятий – благодаря ему получилось наладить новые долгосрочные партнерства. Один из таких примеров – история пользователя по имени Алексей, который начал помогать коту Марселю сначала просто как частное лицо. Он рассказывает, что раньше не поддерживал фонды, занимающиеся животными. Но увидев кота Марселя, пройти мимо не смог. 

«У меня с детства жили полосатые коты. Марсель тоже полосатый, у него добрая мордочка. А еще я люблю Францию и несколько раз был в городе Марселе. Поэтому все сошлось. Проект круто сделан. Понятно, что за ним стоят люди. Но создается ощущение, что ты правда общаешься с самим животным. Когда я вижу сообщение от Марселя, стараюсь отвечать ему в том же стиле. Есть ощущение полной вовлеченности в процесс, несмотря на то, что все происходит дистанционно. И хочется помогать дальше», – объясняет он. 

У Алексея есть собственный бизнес. Он поговорил с коллегами и они решили , что будут дальше поддерживать фонд «РЭЙ» как корпоративные партнеры. «Взаимодействие с людьми построено так грамотно, что сразу понятно, сколько пользы ты приносишь. Марсель рассказывал о своей жизни на улице. И мне нравится, что благодаря «Виртуальному хозяину» мы можем помочь ему сейчас жить полноценной кошачьей жизнью», – считает Алексей.