Честный отзыв про отзывы на IT-волонтере

Александр Гусев делится опытом работы на платформе IT-волонтёр Фото: alexangusev.ru

Как работает система отзывов в Интернете на выполненную работу? Зачем нужен отзыв на it-волонтере? В этой статье рассказываю про свой опыт работы на платформе, впечатления о работе с авторами задачи и отзывы на мою работу.

О платформе «IT-волонтер»

«IT-волонтер» – это онлайн-платформа обмена знаниями и навыками в сфере информационных технологий, созданная для помощи некоммерческим проектам. Так написано на странице описания платформы. Там же, чуть ниже, есть упоминание, что на сайте работает система отзывов и репутации. Каждый волонтер за выполненную работу получает отзыв, то есть письменный отклик заявителя на работу над задачей.

На странице наград есть примеры того, как можно поблагодарить волонтера за решение задачи. Это может быть символический подарок – однажды мне прислали открытку со словами благодарности. Настоящую, не электронную. Или это могут быть деньги. Небольшой гонорар за работу тоже приятен.

Но при всех вариантах наград основным пунктом будет отзыв на работу. Не имеет значения, как автор задачи поблагодарил вас – сделал ссылку на ваш аккаунт/сайт у себя в соцсетях или прислал благодарственное письмо. Отзыв после закрытия задачи – это обязательный пункт. И очень важный пункт. Про него и расскажу.

Отзывы как валюта расчетов

Хороший отзыв на вес золота. Отзыв, написанный с душой и от чистого сердца, сразу виден. Не очевидно на первый взгляд, но такой отзыв работает гораздо шире, чем только на странице волонтера. Если автору задачи понравилось работать с волонтером, то он будет рекомендовать вас своим коллегам. А это уже совсем другой уровень.

Сначала вы работаете на репутацию, потом репутация работает на вас.

Александр Гусев, it-волонтер

В этом смысле работа сполна окупается. Может, не сейчас, не сразу, но всему свое время. В Интернете полно сервисов, где можно оставить отзыв. На чью-то работу, на купленный товар, на посещенное место. У Тихого океана, например, тоже есть отзывы. В моей статье «Отзывы в интернете. Доверяй, но проверяй» есть момент про такой занятный факт.

Поэтому отзывы как валюта расчетов используются сплошь и рядом. Хороший отзыв добавит доверия специалисту, плохой – отнимет. Много положительных отзывов формируют вокруг волонтера соответствующий образ. То же самое и про обратную ситуацию. Но здесь важно смотреть на ситуацию в общем.

И волонтеры, и авторы задач бывают разные. Это же все люди – с разным настроением, разным пониманием сложности задачи и еще кучей факторов, которые влияют на результат работы и саму работу. И если вы видите на странице волонтера один/два/несколько негативных отзывов, то это еще ничего не значит. Смотрите шире, на весь объём работы и количество решенных задач. И запросто может оказаться, что в целом-то профиль профессиональный.

Очень хорошо, если среди авторов отзывов окажутся ваши знакомые. И среди тех, кто написал положительный отзыв, и среди тех, кто отрицательный. Ведь им можно написать и спросить, что они думают про этого человека. Рекомендуют или нет, как с ним работалось – чтобы картинка сложилась.

Нужно ли оставлять отзывы

Ну, как сказать, конечно, нужно. При закрытии задачи на it-волонтере система вам сама предложит заполнить форму отзыва, поставить рейтинг исполнителю в виде сердечек от одного до пяти и опубликовать отзыв.

Но внимание! Та же самая возможность есть и у волонтера. Он точно так же после закрытия задачи может оставить отзыв о работе с автором задачи. Поэтому здесь обмен любезностями будет обоюдный. Если работа не сложилась и виноваты обе стороны, то «благодарностями» в отзывах отметятся и тот, и другой. Что, опять же, пользы финальному результату точно не прибавит.

Оставить отзыв – это, с одной стороны, меньшее, что может сделать автор задачи. С другой стороны, это самый мощный инструмент для благодарности. Его просто нужно использовать правильно. Понравилось работать с волонтером – поблагодарите его. После закрытия задачи в форме отзыва уже есть готовый текст. Хотите добавить свое – допишите в конце. Хотите написать по-своему – удаляете текст образца и пишете свой.

Что можно писать в отзывах

Это ведь не заявление на выдачу загранпаспорта и не какая то официальная форма. Пишите от души, ваши впечатления и эмоции от работы. Важны даже не столько ваши мысли о задаче (что макет получился/сайт починился), сколько ваши впечатления о работе с волонтером.

Сама платформа it-волонтер – это не просто платформа, но и сообщество. Сообщество людей, которые хотят помогать сами и принимать помощь, вознаграждая друг друга. Это тоже из описания работы сайта. Поэтому, составляя на it-волонтере отзыв на конкретного человека, его манеру работы, пунктуальность, коммуникабельность и что там еще есть из оценочных критериев, – пишите все. Если душа просит высказаться и есть желание – пишите.

Отзывы на решённые задачи на платформе. Скриншот страницы отзывов в профиле
Отзывы на решенные мною задачи на платформе. Скриншот страницы отзывов в профиле.

За такие отзывы я, наверное, больше благодарен авторам задач, чем они мне за сделанную работу. Когда обе стороны остались довольны взаимной работой, то и дальше они могут и будут общаться. За пределами платформы еще полным-полно возможностей, которые можно и нужно реализовывать вместе. У некоммерческого сектора сегодня очень много возможностей. Есть президентские гранты, есть другие конкурсы, куда можно заявляться и получать разного рода поддержку.

Само собой, для выполнения всех этих задач нужны специалисты. В том числе и по части информационных технологий. Именно здесь возвращаемся к сайту it-волонтера и оказывается, что у НКО уже есть на примете волонтеры, с кем они отработали по нескольким задачам. При этом все остались довольны – и результатом, и совместной работой.

И вот она – чуть отложенная во времени, но реальная цель. Полученный грант позволяет оплатить работу специалиста, участие в большом мероприятии позволяет разместить на баннере ссылку на сайт волонтера (если есть) и так далее. Это тот самый выход на новый уровень. А сейчас помножьте количество таких шансов на количество решенных задач.

Как оставить честный или негативный отзыв (и не обидеть)

Честно говоря, здесь у меня практического опыта немного. Из 150 решенных задач, по-моему, только однажды мне поставили 4 сердечка из 5. При этом сам отзыв вполне хорошо и честен. Было сделано несколько макетов на выбор, но автор задачи выбрал работу другого волонтера.

В любом случае разошлись мирно, без претензий и чего бы то ни было. В данном случае была конкуренция, а это только на пользу автору задачи. Тем не менее здесь есть очень важный момент, который нужно обсудить и утвердить еще на самом старте работы. Еще даже до отклика волонтера ему нужно понимать, что вообще заказчик хочет получить.

Потому что когда одному холодно, то другому жарко. А температура на улице при этом одна и та же. Точно так же и задачу разные люди понимают по-разному. Автор задачи думает, что решение займет несколько дней работы, а волонтер делает все за 5 минут. И наоборот – заказчик считает, что доделать функционал сайта несложно, а исполнитель понимает, что там работы на неделю.

Из-за этого зачастую и возникает недопонимание между автором задачи и волонтером. И самое грустное, когда это недопонимание возникает уже в процессе работы. Когда вроде уже и сделано много, и бросать жалко. А с другой стороны автор задачи, у которого просыпается аппетит и который хочет сделать все за условное «спасибо».

Такие задачи редки и единичны, но их можно и нужно вычислять еще на этапе оформления. Чем менее подробно описана задача, там с большей вероятностью она будет непростой. Не в плане технической работы, а в плане коммуникации. Это что-то из серии «Как хочу – не знаю. Как знаю – не хочу».

Про честный отзыв

Поэтому самое главное при написании честного отзыва – писать его честно. Если совсем никак не сложилась работа, то нужно понимать, в чем причина. Сваливать всю вину на одного человека это редкий случай. Не нужно давать оценочные суждения о волонтере, писать нужно о задаче. В договоре было две стороны, поэтому обоюдными упреками задачу не решить.

В случае когда задача решена, но автор не хочет/некогда/не знает, что написать, то можно оставить стандартную формулировку, что есть в окне отзыва. И там же добавить уровень рейтинга от 1 до 5. От себя также добавлю, что теоретически мне может прилететь плохой отзыв за то, что я спрашиваю с автора задачи, посмотрел ли он результат или проверил ли, как все работает? Бывают случаи, когда со своей стороны я работу сделал, а автор на время пропадает со связи. Не отвечает и все тут. Потом оказывается, что было мероприятие/отъезд/другое важное дело. Притом что я про эти важные дела ни сном, ни духом.

Это тоже такой интересный момент, когда автор задачи воспринимает волонтера как человека, который не знает, куда себя применить и у которого полно свободного времени. И когда через какое-то время автор возвращается с обратной связью, может так получиться, что уже я не смогу оперативно ответить или доработать что-то в задаче. Взаимное уважение к рабочему времени здесь тоже работает.

Обидится ли исполнитель на плохой отзыв? Наверное, да. Обидится ли автор задачи на взаимный плохой отзыв, который будет висеть в его профиле? Тоже ничего хорошего. Наиболее разумный вариант в такой ситуации – закрыть задачу на том этапе, где все еще довольны результатом, и оставить отзыв, исходя из существующей ситуации. Создать новую задачу не проблема. Найти нового волонтера тоже несложно. Но уже и у автора задачи, и у волонтера будет опыт коммуникации на будущее. Главное, его использовать, этот опыт. Он на то и дается, чтобы на нем учиться.