Zoom-тушение: как онлайн изменил работу добровольных лесных пожарных

Инструменты, которые изменили работу организации Тушение лесного пожара на одном из островов Ладожского озера. Фото Greenpeace.

«Когда заканчивается шторм, ты не вспоминаешь, как его пережил», – говорит Софья Косачева, руководительница противопожарной программы Greenpeace России, о вызовах, с которыми пришлось столкнуться из-за пандемии. Хотя шторм у добровольных лесных пожарных всегда – уже весной люди начинают жечь траву, потом от травяных пожаров начинают тлеть торфяники, до осени очаги возгорания возникают по всей стране, зима остается для подведения итогов и планирования нового сезона. Параллельно команда постоянно готовит новых добровольцев. И так сезон за сезоном – привычный режим для Greenpeace. 

Но все изменилось в 2020 году. Из-за пандемии и самоизоляции добровольные лесные пожарные как будто оказались в тупике – как учить новых участников движения, если нельзя даже показать им экипировку? В итоге им удалось не только провести все занятия, но и придумать форматы, которые помогут подготовить больше добровольцев по всей стране. Какие инструменты помогли команде Greenpeace перестроить свою работу, Софья Косачева рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой. 

О том, как еще технологии помогают вовлекать людей в решение климатических проблем, 4 сентября 2020 года будут рассказывать спикеры на онлайн-конференции «Сетевой сентябрь». Ведущая панели – Полина Каркина, координатор проектов по климату и энергетике российского отделения Greenpeace.

Тушение торфяного пожара в Республике Бурятия. Фото Greenpeace.
Тушение торфяного пожара в Республике Бурятия. Фото Greenpeace.

Новый пазл 

В начале 2020 года сотрудники противопожарной программы Greenpeace, как обычно, готовились к новому сезону. В планах была целая серия занятий в разных городах для тех, кто хочет стать добровольцем. Софья Косачева с коллегами стараются работать в первую очередь над тем, чтобы в каждом регионе появились инструкторы, которые сами смогут обучать добровольных лесных пожарных. Охватить всю страну силами команды Greenpeace невозможно. Поэтому каждый год перед организацией стоит задача передать опыт новым людям.

В этот раз сотрудники противопожарной программы придумали целый тур под названием «Ты нам нужен». Обклеили машины, договорились с журналистами, дали рекламу на общественном транспорте – сделали все, чтобы достучаться до тех людей, которым может быть интересно присоединиться к движению. Первая поездка должна была состояться 16 марта.

«С февраля мы наблюдали за происходящим в Китае. Еще было ощущение, что нас это может не коснуться. Мировой апокалипсис пытается случиться каждый год, но до сих пор как-то обходил нас стороной», – вспоминает Софья Косачева. Поэтому до последнего команда ничего не планировала менять. Но уже перед первой встречей стало понятно, что провести весну, как задумано, не получится. 

Сводный отряд добровольных лесных пожарных на островах Ладожского озера. Фото Greenpeace.
Сводный отряд добровольных лесных пожарных на островах Ладожского озера. Фото Greenpeace.

Формат очных тренингов сотрудники Greenpeace разрабатывали двадцать лет. Каждый год собирали лучшие практики, подбирали инструменты и кейсы для учеников. И весь собранный опыт вдруг перестал работать, потому что все занятия были рассчитаны в основном только на личный контакт. Отменять встречи команда не была готова и даже не рассматривала такой вариант. Оставался один выход – придумать новую дистанционную программу за неделю. 

«Мне нравятся вызовы, но такой пазл я складывала впервые. Когда детальки остаются те же, а картинку нужно сложить новую».  

Софья Косачева

Подземелья и пожарные 

Сотрудники Greenpeace начали звонить лично каждому участнику и говорить, что очный тренинг не состоится. Но пройдет онлайн-встреча, которая будет ничем не хуже обычного занятия. Хотя сами до конца в это не верили и не понимали, как перестроить весь учебный план. Рассказать теорию не так сложно, для этого достаточно провести вебинар. Только даже самый интересный лектор не может долго удерживать внимание аудитории во время онлайн-занятия. Слушатели неизбежно отвлекаются на домашние дела, теряют нить повествования. 

К тому же занятия для добровольных пожарных состоят не только из теории. «Мы привозим экипировку, оборудование, даем померить», – рассказывает Софья Косачева. Перенести такие прикладные встречи в онлайн еще сложнее. Команде Greenpeace быстро стало понятно, что единственный выход – создать весь обучающий контент заново. 

Сложные юридические темы перевели в формат викторины. Так слушателям было проще запомнить все основы и нюансы работы добровольцев. А для изучения экипировки придумали игру «одень пожарного». Софья Косачева с коллегами вспомнили, как в детстве вырезали из бумаги кукол и разную одежду, которую можно было крепить специальными полосками-штрипками к игрушке. По такому же принципу они нарисовали пожарного и разные варианты экипировки для него. 

Игра «одень пожарного». Фото Greenpeace.
Игра «одень пожарного». Фото Greenpeace.

Для командообразующих мероприятий придумали серию тактических игр. За основу взяли принцип известной настольной ролевой игры Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»), когда игроки задают действия для своих персонажей, а ведущий или так называемый «мастер» определяет результат этих действий. В итоге у добровольцев была карта пожара и его условия. Они принимали разные решения, а мастер говорил, могут ли они так поступить, или нет. Например, игроки хотели обратиться за помощью к местным жителям. Ведущий бросал кубики и решал, что в соседней деревне воды нет, или все местные жители ушли на карнавал. Тогда команда предлагала позвонить в местную пожарную часть. Мастер говорил игрокам, что есть ли сейчас возможность отправить на помощь свободную машину. Так шаг за шагом добровольцы отрабатывали разные стратегии тушения пожара. И все эти истории — как бывает в реальной жизни.

Тактическая игра для добровольных пожарных. Фото Greenpeace.
Тактическая игра для добровольных пожарных. Фото Greenpeace.

Провели онлайн и занятия с детьми. «Профилактика пожаров на природных территориях – зияющая дыра в нашем образовании. Про дома и города еще хоть что-то рассказывают. Дети знают, что нужно застелить щель одеялом и ползти на четвереньках. Но эти советы никак не подходят для природной среды», – делится Софья Косачева. Чтобы заполнить пробел, команда Greenpeace создает интерактивные уроки, настольные и подвижные игры для школьников. Во время самоизоляции их стали проводить онлайн. И оказалось, что это удобно, – присоединиться к игре может ребенок из любого города или даже страны. 

Занятия для детей проводили недавно обученные добровольцы. Таким образом сотрудники противопожарной программы хотели сразу включить их в работу. Было опасение, что новые волонтеры могут очень быстро перегореть из-за того, что нет возможности применить полученные знания на практике. Одно дело, когда ты прошел курс подготовки и сразу отправился на пожар. Когда же все осталось лишь теорией, легко потерять первый запал. Уроки для школьников стали для добровольцев точкой входа в реальную помощь – человек получил новые знания и сразу же применяет их на практике, делает что-то полезное, не выходя из дома. 

Одно из интерактивных онлайн-занятий для детей. Фото Greenpeace.
Одно из интерактивных онлайн-занятий для детей. Фото Greenpeace.

Запуск ложноножки 

В итоге за несколько недель сотрудникам Greenpeace удалось создать абсолютно новый набор инструментов, который останется с командой и после окончания пандемии. Оказалось, что онлайн-формат открывает для добровольных лесных пожарных новые возможности. «Некоторые темы нам даже удалось расширить. Например, мы раньше мучились, когда рассказывали о дистанционном мониторинге пожаров на очных встречах. Мы показывали слайды на проекторе, но у людей не было возможности «потрогать» все самим в режиме реального времени. Во время вебинаров же слушатели сразу заходят на нужные сайты, нажимают кнопки», – рассказывает Софья Косачева. 

За счет дистанционного обучения снижается и порог входа для новых добровольцев. Когда человек не очень коммуникабельный, ему нужно сделать над собой усилие, приходя на тренинг. Ведь ему так или иначе придется контактировать с людьми, находиться в не комфортной для себя ситуации. Из-за этого часть людей заранее отсеивается. К вебинару же можно присоединиться почти инкогнито, просто послушать лекцию и сразу оценить свои силы. 

«Онлайн-занятия – это такая возможность запустить ложноножку в новую тему и пощупать, твое это или не твое».

Софья Косачева

Поэтому теперь большую часть обучения команда Greenpeace думает проводить в дистанционном формате. Это позволит тратить меньше ресурсов и охватывать при этом более широкую аудиторию. Люди будут заранее оценивать специфику работы, понимать, что она связана с риском, и оценивать свои возможности. Онлайн станет фильтром для новых добровольцев. Если человек освоит теоретическую базу в дистанционном формате, вникнет в нюансы и не потеряет энтузиазма, после этого его можно будет подключать к практическим заданиям. 

Тушение травяного пала в Московской области. Фото Greenpeace.
Тушение травяного пала в Московской области. Фото Greenpeace.

«Работа с регионами в формате, когда мы даем теорию онлайн, а потом приезжаем с практической надстройкой, – это правильный путь. Мы даже задумывались, почему раньше так не делали. История с коронавирусом, с одной стороны, стала для нас толчком к развитию. С другой стороны, наши слушатели стали более подготовленными к дистанционным занятиям. В итоге получилось комбо и стало понятно, как лучше передавать знания для такой большой страны», – говорит Софья Косачева.

Потеря связи

Несмотря на все плюсы дистанционного обучения, остались задачи, которые так и не удалось решить с помощью онлайн-инструментов. Одна из них – создание горизонтальных связей между группами добровольцев. Каждый год Greenpeace проводит всероссийский тренировочный лагерь для добровольных лесных пожарных, куда приезжают люди из разных регионов. Участникам лагеря рассказывают о разных методах борьбы с пожарами, объясняют, как привлекать пожертвования и подавать заявки на гранты, работать с журналистами.

Но люди приезжают не только получать новые знания. Лагерь – это место, где добровольцы начинают общаться и дружить, придумывать совместные проекты и экспедиции. Повторить такой опыт дистанционно пока оказалось невозможно. Конечно, люди могут находить друг друга в Интернете, но оказалось, что заменить живое общение социальные сети и Zoom все равно не могут. 

Чтобы сохранить общение между добровольными лесными пожарными даже во время пандемии, люди из регионов старались сами проводить небольшие лагеря, объединять людей. «Это стало той точкой, когда мы как организация можем сделать шаг назад и посмотреть на вылетающих из гнезда птенцов. Точнее, уже орлов. Я работаю для того, чтобы моя работа в конечном счете была не нужна. Чтобы движение добровольных лесных пожарных дальше развивалось и без нашего участия и «сведения» людей друг с другом. Поэтому момент, когда мы остались без лагеря, наверное, стал поворотным», – считает Софья Косачева. 

Инструменты для обучения добровольных пожарных

  • Zoom. Для проведения вебинаров и теоретических занятий. 
  • Roll 20. Инструмент для создания игр. С помощью него удалось создать аналог «Подземелий и драконов» для тактических групповых занятий. 
  • Kahoot. Игровая обучающая платформа. Благодаря этому инструменту можно создавать викторины для коллективного прохождения участниками вебинара.
  • Blatube. Сервис, который позволяет смотреть видео синхронно нескольким участникам. С помощью него вместе смотрели тематические фильмы. 
  • Photoshop и другие графические редакторы. Позволили сделать игру с пожарным и экипировкой. 

Если вы хотите мониторить лесные пожары, присоединиться к добровольцам или узнать больше информации по этой теме, советуем изучить сайт Добровольных лесных пожарных