Вторая волна, новый Tor и отказ от «Спутника»: что случилось в сентябре 2020 года

Изображение: Freepik.
Изображение: Freepik.

Главные события сентября по версии редакции Теплицы

Сентябрь 2020 года начали обсуждать еще весной. Этот месяц был связан с предположениями, гипотезами и слухами. Самые неприятные из них, к сожалению, стали сбываться. В Россию и другие страны мира пришла вторая волна коронавируса. Продленные школьные каникулы, самоизоляция для пожилых людей и удаленная работа – это снова наша реальность. 

Редакция Теплицы выбрала главные сюжеты сентября 2020 года, которые повлияли на жизнь гражданского общества и некоммерческих организаций. 

Еще волна  

Случилось то, о чем эксперты предупреждали еще весной. В России и других странах мира – вторая волна covid-19. Кривая заболеваемости снова поползла вверх. В сентябре количество новых случаев заражения начало расти в Москве и других регионах страны. Например, на утро 1 октября в России были зарегистрированы 8945 новых случаев коронавирусной инфекции. Больше всего заболевших в Москве – 2424 человека.

Столичные власти, которые говорили, что новых жестких карантинных мер не будет, в прошлом месяце начали вводить первые ограничения. Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о продлении школьных каникул на две недели. Также 25 сентября мэрия ввела режим самоизоляции для пожилых и рекомендовала бизнесу переводить сотрудников на удаленку. Многие компании сами начали повторно отправлять людей на дистанционную работу. 

Напоминаем, что лучшие инструменты для удаленной работы собраны по ссылке. А здесь вы найдете советы, как провести встречу в Zoom без хаоса и проблем. 

«Спутника» не будет

Национальный государственный поисковый сервис «Спутник», на развитие которого были потрачено более 2 миллиардов рублей, окончательно закрыт. Об этом в сентябре сообщил портал CNews. Портал отметил, что с официального сайта «Спутника» исчезла строка для ввода поисковых запросов, а на главной странице отображаются ссылки на другие разработки компании, в том числе доверенный и корпоративный браузеры. «Ростелеком» запустил поисковик и одноименный браузер «Спутник» в 2014 году. Его собирались сделать обязательным в государственных учреждениях.

Также в сентябре стало известно, что Совет по правам человека (СПЧ) планирует создать «цифровой кодекс» России. Перед созданием кодекса в СПЧ хотят подготовить для президента доклад о нарушении цифровых прав граждан: например, сетевой травле и слежке. Описав детально каждую из проблем, Совет приступит к созданию «цифрового кодекса». Инициатива вызвала неоднозначную реакцию у экспертов. В беседе с Агентством социальной информации глава юридической практики «Роскомсвободы» и адвокат Саркис Дарбинян отметил, что идея кажется здравой лишь на первый взгляд.

«Принятие кодекса нисколько не сделает жизнь граждан в Интернете более безопасной, потому что дело не в законах, а в правоприменении, которое у нас выборочное и зачастую имеет карательный уклон».

Саркис Дарбинян

Одна из глобальных технологических новостей прошлого месяца – выход релиза Tor Browser 10. Браузер сосредоточен на обеспечении анонимности, безопасности и приватности. Весь трафик перенаправляется только через сеть Tor. Зачем гражданским активистам, журналистам и просто людям, которые публикуют что-то в Интернете, нужно пользоваться Tor, советуем прочитать здесь

Еще одна важная новость сентября – издание BuzzFeed News опубликовало письмо бывшего специалиста по анализу данных в Facebook Софи Чжан. В нем она описала конкретные примеры того, как главы правительств и политических партий в разных странах мира использовали фальшивые аккаунты или искажали личное мнение с целью повлиять на общество. Софи Чжан также заявила, что Facebook во многих из этих случаев не брал на себя ответственность за злонамеренные действия. 

«Крепкий орешек» благотворительности

В сентябре команда фонда «Нужна помощь» представила ежегодное исследование «Профессиональная благотворительность в развитии: участие населения» за 2020 год. Исследование посвящено тому, как в России воспринимают деятельность благотворительных организаций и участвуют ли в ней. В основе – онлайн-опрос россиян в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек.

За последний год 74% интернет-пользователей хотя бы раз поддерживали работу благотворительных организаций. При этом на ежемесячные пожертвования подписаны лишь 3% опрошенных. Авторы исследования отметили, что эта доля не менялась с 2017 года. Среди жителей Москвы этот показатель выше – 6%. 

«Из всех показателей развития профессиональной благотворительности, за которыми мы следим из года в год, доля людей, подписанных на регулярные пожертвования, – это пока самый «крепкий орешек», поскольку пока что эта доля остается на уровне ошибки выборки», – говорит Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь».

Чаще всего люди выражают поддержку НКО, оставляя пожертвования в ящиках-копилках в общественных местах, передавая вещи и отправляя смс-пожертвования. Волонтерство и организация сбора денег в пользу благотворительной организации остаются наименее массовыми формами поддержки. 

«Сетевой сентябрь»

В сентябре команды Теплицы социальных технологий и Гете-института провели онлайн-конференцию «Сетевой сентябрь». Тема конференции 2020 года: «Успехи безнадежных дел». Эксперты собрались обсудить технологические вызовы и человечные решения на основе технологий. Конференция касалась людей, событий и трендов, которые произошли с мая 2019-го по сентябрь 2020-го.

Журналист интернет-издания «Медуза» Иван Голунов собрал дата-журналистов из разных проектов, чтобы узнать, как они проводили свои расследования. Почитать об их опыте можно в этом материале. Во время панели «Танец алгоритмов: этичное партнерство или борьба за объективность?» эксперты обсуждали, какие этические, политические и социальные вопросы должны обсуждаться и приниматься во внимание законодателями и специалистами технологической индустрии. 

Екатерина Бахренькова, фандрайзер центра «Сестры», на панели, посвященной «непопулярному» фандрайзингу, рассказала, как команда центра привлекает пожертвования с помощью grassroots-фандрайзинга («низового» фандрайзинга) и работает с сообществом. Ее советы можно найти здесь. А во время панели «Свои-чужие: как выйти из информационного пузыря» поделились опытом, как социальным проектам найти новую аудиторию, чтобы доносить свои идеи как можно большему числу людей, бороться со стереотипами и стигмой, переубеждать.

Также во время конференции команды Теплицы и Philtech Initiative презентовали пособие по привлечению импакт-инвестиций. Пособие – это набор рабочих инструкций для социальных стартапов. Оно будет полезно авторам технологических стартапов, решающих социальные проблемы, командам некоммерческих организаций, социальных предпринимателей. Подобной полной инструкции на русском языке не существует. 

Самое популярное

Будьте с нами на связи, независимо от алгоритмов

Telegram-канал E-mail рассылка RSS-рассылка
Как победить алгоритмы: прочитай инструкции, как настроить приоритетный показ материалов в социальных сетях и подключить RSS-ленту.